Противоположность плоти и духа

В духовной деятельности человека его тело и плоть действительно противостоят духу и уму, и это противостояние может отрицательно сказываться на духовной и умственной деятельности человека. Но это влияние не свойственно природе тела, а является следствием порочных страстей и привычек.

"Чем больше утучняешь свою плоть, тем более строгую уготовляешь темницу душе своей" [94] (Святитель Василий Великий)

"Покаемся в злых делах, которые совершили при содействии плоти" [95] (Святитель Климент Римский)

Душа порочная вовлекается в грех. Существо порока в том, что душа вместо добродетели влечется к пороку и любит плоть.

"Ненавидит душу плоть... ибо та мешает ей пользоваться наслаждениями... душа любит ненавидящую ее плоть и члены" [96].

"Тело не соглашается жить без удовлетворения нужд его, пока окружено тем, что служит к наслаждению и расслаблению. И ум не может удержать его от этого, пока оное тело не будет устранено от всего производящего расслабления" [97] (Преподобный Исаак Сирин)

Противоположность духовного и телесного, плотского понимала и русская философия.

"Плоть есть животность возбужденная, выходящая из своих пределов <...> плоть... сильна только слабостью духа..." [98] (В.С. Соловьев)

Здесь весьма уместно говорить именно о плоти, а не о теле. Тело сделалось в грехопадении плотью.

"Когда человек пал, душа расслабела, потеряла власть над собою, ниспала в плоть и слилась с нею, слилась до того, как бы и сознавать себя стала не иначе, как в плоти и через плоть" [99]. (Святитель Феофан Затворник)

Итак, тело (и плоть) противостоит духу в трех действиях:

- во-первых, естественные потребности тела забирают на себя много сил и времени человека. Если стремиться к максимально полному удовлетворению этих потребностей, то духовной деятельности почти ничего не достанется;

- во-вторых, тело и плоть содержат великое множество порочных привычек и навыков, которые не просто мешают душе, но активно унижают душу, вовлекая ее в пучину страстей;

- в-третьих, плоть препятствует духовному зрению, видению духов, созерцанию Божества. Плоть является для духа "завесой" (Евр.10:20).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: