Душа понимается и как движимость, дыхание согласно библейскому стиху (Быт.2:7), как мы видели прежде. Теперь посмотрим развитие этой темы у святых отцов:
"Душа есть Божие дыхание" [9] (Святитель Григорий Богослов)
В другом месте называл душу "истечением, струей Божества" [10] (Он же)
"Душа - дыхание Божие" [11] (Тертуллиан)
"Сама душа не есть некая часть сущности Божией; но тем вдухновением обозначается ее природа, т.к. разумная душа есть дух" [12] (Блаженный Феодорит Киррский)
"Душу же, которую мы называем "духом" (pneuma), - и притом чрез уста выдыхаемым воображаемым [вар.: несуществующим. - Прим. пер.] духом, - которую именуем также "дыханием" (asthma), имеет всякий человек" [13] (Дидим Александрийский)
Отголосок такого же понимания встречаем у святителя Иринея Лионского:
"Иное есть дыхание жизни, делающее человека психическим, и иное есть дух животворящий, делающий человека духовным" [14].
И у святителя Григория Паламы:
"Душа есть СТРУЯ [выделение мое. - А.Л.] бесконечного света Божества..." [15]
Таким образом, сравнение души с дыханием раскрывает, во-первых, происхождение, "вдуновение" и, во-вторых, ее духовную сущность, легкоподвижную и текучую, хотя между собственно духом и душою есть принципиальные различия, но об этом в теме о духе человека.