Бессмертие души

"Мы говорим, что душа проста, разумна [вар.: словесна] и бессмертна..." [105] (Блаженный Феодорит Киррский)

"Душа есть сущность мысленная [вар.: разумная], бестелесная, бессмертная" [106] (Псевдо-Афанасий)

"Христос ясно научает бессмертному состоянию нашей души" [107] (Он же)

"Душа, будучи простой, а не сложенной из разных частей... вследствие этого нетленна и бессмертна" [108] (Преподобный Максим Исповедник)

"Духовная и бессмертная сущность твоей души..." [109] (Святитель Григорий Нисский)

Но вот Татиан и мученик Иустин Философ различали бессмертие и сохранение души:

"...что души сохраняются [вар.: остаются], я показал вам из того, что и Самуилова душа была вызвана чревовещательницей" [110], -

так говорил мученик Иустин. А вот как писал Татиан Ассириец:

"Душа сама по себе не бессмертна...она смертна, но может и не умереть" [111].

Возникает тема "смерти души", которою мы займемся в особом разделе. Сейчас же скажем, что "смерть" души не означает ее "уничтожимость". Именно здесь смысл термина "бессмертие души".

"Как отделение души от тела есть смерть тела, так отделение Бога от души есть смерть души. Именно смерть души есть смерть в настоящем смысле этого слова" [112], -

так писал святитель Григорий Палама, но это вовсе не значило, что он имел в виду уничтожимость души.

Итак, душа не вечна, но бессмертна. У души есть начало бытия, но нет конца. Будучи сотворена Богом, она уже не уничтожима. Причем ее бессмертие принадлежит ей не по природе, а по дару Творца, хотя одни святые отцы, как мы видим, называют ее "бессмертной сущностью" (святитель Афанасий и святитель Григорий Нисский), а другие называют бессмертие "состоянием" (святитель Афанасий) или "свойством" (преподобный Максим Исповедник).

Бессмертие имеет, как мы увидим далее, два значения. Первое - онтологическое бессмертие, в смысле неуничтожимости. Здесь все отцы единодушны. Второе - бессмертие как духовное состояние сопребывания с Богом, в отличие от духовной смерти - разрыва души с Богом.

Важно понимать, что бессмертие души как догматическое учение имеет следствием важнейшие антропологические положения о посмертной участи тела, его воскресении, об облике души после телесной смерти и т.д. Так, кстати, нельзя говорить о "воскресении души" или "душ": что не умирает, то и не воскресает.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: