"Мы говорим, что душа проста, разумна [вар.: словесна] и бессмертна..." [105] (Блаженный Феодорит Киррский)
"Душа есть сущность мысленная [вар.: разумная], бестелесная, бессмертная" [106] (Псевдо-Афанасий)
"Христос ясно научает бессмертному состоянию нашей души" [107] (Он же)
"Душа, будучи простой, а не сложенной из разных частей... вследствие этого нетленна и бессмертна" [108] (Преподобный Максим Исповедник)
"Духовная и бессмертная сущность твоей души..." [109] (Святитель Григорий Нисский)
Но вот Татиан и мученик Иустин Философ различали бессмертие и сохранение души:
"...что души сохраняются [вар.: остаются], я показал вам из того, что и Самуилова душа была вызвана чревовещательницей" [110], -
так говорил мученик Иустин. А вот как писал Татиан Ассириец:
"Душа сама по себе не бессмертна...она смертна, но может и не умереть" [111].
Возникает тема "смерти души", которою мы займемся в особом разделе. Сейчас же скажем, что "смерть" души не означает ее "уничтожимость". Именно здесь смысл термина "бессмертие души".
|
|
"Как отделение души от тела есть смерть тела, так отделение Бога от души есть смерть души. Именно смерть души есть смерть в настоящем смысле этого слова" [112], -
так писал святитель Григорий Палама, но это вовсе не значило, что он имел в виду уничтожимость души.
Итак, душа не вечна, но бессмертна. У души есть начало бытия, но нет конца. Будучи сотворена Богом, она уже не уничтожима. Причем ее бессмертие принадлежит ей не по природе, а по дару Творца, хотя одни святые отцы, как мы видим, называют ее "бессмертной сущностью" (святитель Афанасий и святитель Григорий Нисский), а другие называют бессмертие "состоянием" (святитель Афанасий) или "свойством" (преподобный Максим Исповедник).
Бессмертие имеет, как мы увидим далее, два значения. Первое - онтологическое бессмертие, в смысле неуничтожимости. Здесь все отцы единодушны. Второе - бессмертие как духовное состояние сопребывания с Богом, в отличие от духовной смерти - разрыва души с Богом.
Важно понимать, что бессмертие души как догматическое учение имеет следствием важнейшие антропологические положения о посмертной участи тела, его воскресении, об облике души после телесной смерти и т.д. Так, кстати, нельзя говорить о "воскресении души" или "душ": что не умирает, то и не воскресает.