Душа - пленница тела

Есть и еще один вариант соотношения души и тела. Мы уже встречали его у Василия Великого: душа и тело - "сотоварищи по рабству". Более определенно это высказал святитель Григорий Богослов, назвав тело трупом и тюрьмой:

"Душа есть Божие дыхание... это свет, заключенный в пещере, однакоже божественный и неугасимый. И ты, душа моя... кто сделал тебя ТРУПОНОСИЦЕЮ? (выделение мое. - А.Л.)" [34]

У такой точки зрения есть несколько обоснований: во-первых это неумеренный аскетизм, во-вторых, влияние эллинской философии, особенно Платона, в-третьих влияние Оригена, который считал, что Бог:

"...душу соединил c телом для наказания" [35].

Такое же мнение встречалось у еретиков, например, как передает писатель IV в. Егемоний, у манихеев:

"Материя... создала человека по роду того первого человека и связала душу в нем" [36].

На это возражал священномученик Мефодий Патарский:

"...Тело не есть узы, но... как в добре, так и в зле, оно содействует душе..." [37]

Итак, в православии все же преобладает оптимистическое отношение к связи души и тела. Это обусловлено двумя положениями, которые мы уже рассматривали: не тело виновник греха души, во-первых, и образ Божий раскрывается и в теле тоже, во-вторых.

"Человеческое тело, как и душа, суть художественные изделия Его человеколюбивого и благодетельного Промышления" [38] (Святитель Фотий Константинопольский)

И все-таки реальное состояние падшего человека таково, что тело весьма ограничивает душу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: