Если состав человека определен из тела и души общим мнением, то вхождение в этот состав духа спорно. До сих пор обсуждается вопрос: состоит ли человек из души и тела или из духа, души и тела. И хотя этот вопрос мы считаем не самым главным, обратиться к нему придется.
Итак, является ли дух человека частью его природы или нет - спорный вопрос, но однозначно верно то, что в жизни человека дух составляет центр его духовной жизни. Однако сам термин "дух" понимается достаточно широко:
"Многое зовется духами. Ибо и ангел ведь зовется духом; душа наша зовется духом, и этот веющий ветер... и великая добродетель... и порочное деяние... и сопротивник-демон зовется духом" [1] (Святитель Кирилл Иерусалимский)
"Дух есть тонкое, невещественное и не имеющее образа исходящее бытие... В Писании же о духе говорится четверояким образом: Дух Святой, дух-ангел, дух-душа и дух-ветер. Иногда и ум зовется духом" [2] (Преподобный Анастасий Синаит)
"Дух понимают многозначно: [Сам] Дух Святой разумеется [здесь], и силы Духа Святого суть духи. И ангел - дух... и демон - дух, и душа - дух. Бывает, что и ум духом зовется. И ветер - дух, и воздух - дух" [3] (Преподобный Иоанн Дамаскин)
|
|
Очевидно, что для антропологии пригодны не все перечисленные отцами значения, но только те, которые имеют отношение к человеку. Среди них, как мы увидим далее, дух-добродетель, дух-ангел, дух-демон, дух-душа, дух-сила, дух-ум.
7.1. Понятие "дух" в Священном Писании
7.1.1. "Дух жизни"
В Ветхом Завете часто используется термин "дух", причем подразумевается "дух жизни", т.е. дух, исходящий в акте творения от Бога, который не есть дух Божий, но благодать Духа. Этот дух есть в каждом отдельном бытии, он является источником этого бытия, иными словами - дух жизни.
Быт.6:17:...всякую плоть, в которой есть дух жизни...;
7:22: Все, что имело дыхание духа жизни...;
Чис.16:22:...Боже духов всякой плоти;
27:16:...Бог духов всякой плоти,..;
Иов.12:10: В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти;
Прем.15:11:...вдохнувшего в него дух жизни.
Впрочем, чаще всего такие значения встречаются в Пятикнижии.
7.1.2. "Дух человека"
Собственно антропологическим понятием является дух как понятие "дух человека". Такое понятие может быть отнесено к конкретному человеку (например, "дух Илии") или к человеку вообще.
Быт.35:29: И испустил Исаак дух и умер...;
41:8: Утром смутился дух его;
2Пар.21:16: дух Филистимлян;
36:22: дух Кира;
Иов.10:12:...попечение Твое хранило дух мой...;
32:8: Но дух в человеке...;
Пс.30:6:...В Твою руку предаю дух мой...;
Притч.18:15: Дух человека переносит его немощи...;
Дан.7:15: Вострепетал дух мой во мне...;
|
|
Мф.26:41:...дух бодр, плоть немощна...;
1Кор.2:11: Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?
Дух есть источник и совершитель в человеке многообразных духовных явлений. Часто дух отождествляется с самой психической жизнью. Так понимается дух в Библии.
7.1.3. "Дух" - действие и состояние
Многообразны психические состояния человека. Среди них есть собственные и привнесенные, радостные и печальные, активные и пассивные - все они именуются духами. Такова одна из традиций Священного Писания. Встречаются такие словосочетания, как "дух истины", "дух премудрости", "дух ревности" и т.д. Характерно, что в этом случае "дух" является своеобразным носителем того или иного качества души человека.
Исх.28:3: И скажи всем мудрым сердцем, которых Я исполнил духа премудрости [и смышления];
Чис.5:30:...когда на мужа найдет дух ревности..;
Втор.2:30:...ожесточил дух его...;
1Цар.1:15: И отвечала Анна: я жена, скорбящая духом...;
3Цар.21:5:...отчего встревожен дух твой?...;
2Пар.18:22: И теперь вот, попустил Господь духа лжи [войти] в уста сих пророков;
Иов.4:5:...ты упал духом;
4:9:...от духа гнева...;
20:3:...дух разумения;
Пс.50:12:... дух правый обнови...;
Еккл.1:17: томление духа;
Иез.11:19:...и дух новый вложу в них...
Дух есть единичное качество, которое можно человеку приобрести, утратить, обновить. Человек может испытывать влияние самых разных духов. Но всегда ли в этом значении под термином "дух" можно понимать некоторую сущность? Или, может быть, это метафора?
Следует обратить внимание на некоторые оттенки в этом значении. Дух, "собственный" дух человека, может претерпевать изменения, страдать, смущаться, падать и т.д. Этот оттенок можно назвать состоянием духа. Дух также может быть подан, т.е. прийти к человеку извне: "дух новый", "дух гнева", "дух лжи", "дух премудрости". Здесь дух есть действие внешних духовных сил. Эти духи-силы входят в душу человека, во "внутреннего человека". Вероятно, эти чувства осознавались как нечто несвойственное личности, как новое, вне-личное, как действие благодати или демона.
Итак, дух-действие есть действование Духа Божия, как это видно из следующего примера:
Ис.11:2:...и почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух света и крепости, дух ведения и благочестия.
Дух Божий проявляется в многообразных действиях, благодатных духовных дарованиях, которые есть нетварные духи, энергии.