Тело и плоть влияют на душу двояко.
Во-первых, как мы уже говорили, тело - источник внешних побуждений - холода или жары, комфорта или наоборот и многих других. Внешние побуждения тело передает душе чувственно и непосредственно, т.е. без контроля нравственного или аксиологического. Всё внешнее без участия души для тела безразлично. Так, душевно больные люди не чувствуют холода или боли.
Во-вторых, собственные побуждения тела и плоти предстают душе в образах и состояниях, но от внешних их отличает яркое "клеймо" - "мое".
Тело в этих двух смыслах принуждает душу страдать от внешнего или от своего. И если душа не научена и не утверждена в мужестве, то она страдает вместе с телом. Так царствуют в человеке страсти. Однако не все страсти телесны. Например, страсть власти или славы - не телесного происхождения.
Но, характеризуя телесные побуждения, следует особо подчеркнуть:
- телесное побуждение ни хорошо, ни плохо, т.е. к нему нельзя применить нравственную оценку;
- телесные побуждения, если к ним не прилагаются усилия души, захватывают ее и подчиняют себе;
- они, наконец, способны расширяться и усиливаться без ограничения.
Таким образом, влияние тела на душу - это, во-первых, сообщение внешнего внутреннему; во-вторых, естественное, а значит, безнравственное и бездуховное; в-третьих, это влияние экстенсивно или интенсивно покрывает душу "дебелостью плоти".