Как мы видели, дух и ум часто отождествлялись. Преподобный Иоанн Дамаскин писал, "что и ум духом зовется". Это указывает на собственно духовную природу познания. Более того, дух в своей энергийной природе несет логосы бытия и твари, т.е. учит.
"...В природе духа и в строении разума, в естественной его проблематике содержатся постулаты откровенного учения о Боге, возможность его приятия. Образ Божий в человеке есть онтологическая основа откровения... Человеческий дух в себе самом содержит постулаты троичности Божества, на нем лежит его печать" [35] (Протоиерей Сергий Булгаков)
"Душа, имеющая в себе удел духа, когда услышит речение, заключающее в себе сокровенную духовную силу, пламенно приемлет содержание сего речения" [36] (Преподобный Исаак Сирин)
"Удел духа" есть то, что мы называем "наитием", или нисхождением, вдохновением. Сам дух есть учитель человека, потому что происходит от Духа Святого.
Ин.14:26: Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему...
|
|
Этот дух источник Истины, а также источник множества знаний в мире.
Деян.2:4: И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать.
Аскетика
Противоположность духа и плоти
Если плоть понимается в значении греховной природы, то тогда она прямо противостоит духу.
Гал.5:17: Ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся.
На этом противостоянии основаны пары антагонистических понятий: "духовный человек" и "плотяный"; "ветхий" и "новый". Духовное, несомненно, возвышеннее, от Бога, в этом его природное свойство. Если считать дух человека сверхприродным уровнем бытия, то он свободен от греховной скверны, и тогда противостоит греху по природным своим качествам. А если дух является частью природы, тогда его противостояние только нравственная устремленность, проявление его действования.