Деятельность

В православном сознании дух всегда понимался как источник всего, что делает человек, всего, что он сотворил, написал, сочинил. Весь человеческий мир, вся цивилизация есть плод человеческого духа.

"Дух является самостоятельной причиной своеобразных деятельностей в мире, тело же является постоянным условием его деятельности" [30] (А. Позов)

Связь мира телесного и предметного с миром духовным совершается в человеке, через человека - такова схема философской антропологии. Православную антропологию это не может удовлетворить, потому что в этой схеме человек есть только звено, последующая инстанция. Человек - совершитель всего в мире вещественным своим духом (данным ему Богом). Именно дух человека есть причина деятельности, а не дух вообще. Человек соединяет дух и вещь в творчестве.

"Личность человека не есть отрешенный дух, отрешенный ум....В христианстве духовная личность есть воплощенный дух, воплощенный ум, творческая свобода, свобода воплощения своих идей....Дух властвует над низшими ступенями в существе человека....В этом именно состоит... его власть над миром, его способность к творчеству. Отрешенный дух не способен ни властвовать, ни творить..." [31] (Б.П. Вышеславцев)

Духовная жизнь и есть воплощение духа. Все творчество, все искусства есть духовоплощение. Без духа все мертво, бездеятельно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: