ХРИСТИАНСТВО | ИСЛАМ | |
2.1. Создан ли невидимый ангельский мир Богом? | Да | Да |
2.2. Какова природа ангелов? | Ангелы не созданы из грубого материального вещества, обладают тонкой телесностью, не подобной людям. | Существует две версии создания ангелов. По одной они созданы из света. По другой из огня [1]. |
2.3. Создан ли видимый мир Богом? | Да. Бог создалматериальный (пространственно-временной) мир вместе с присущим ему временем. Бог есть «Творец не только вещей, но и самого времени и века, в который вещи получали бытие» (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 33). | Да. Вначале, за пятьдесят тысяч лет до творения всего материального мира Аллах сотворил перо (аль-калам), которым записал в книгу все сотворенное, а затем сотворил материальный мир [2]. |
2.4. Создан ли человек Богом? | Да | Да |
2.5. Создан ли человек только Богом или Господу нужны помощники в творении человека? | Человек создан только Богом, Который есть единственный Творец бытия. | Аллах прибегает к помощи ангелов, человеческая душа и тело творятся с помощью ангелов [3]. |
2.6. Создал ли Бог иных разумных существ, помимо ангелов и человека? | Нет. Ангелы и люди – два вида существ, обладающих разумом и свободной волей, способные познать Бога. | Да. Аллах создал из огня джиннов – человекообразных духов, способных принимать любое обличье. |
2.7. Может ли всемогущий Бог по Своему желанию прекратить творить? | Да, может. | Нет, не может. Аллах творит непрестанно. |
[1]. Если считать Иблиса ангелом, то ангелы созданы из огня: «И пали ниц ангелы все вместе, кроме Иблиса, - он возгордился и оказался неверным. Он сказал: "О Иблис, что удержало тебя от поклонения тому, что Я создал Своими руками? Возгордился ли ты или оказался из высших?" Он сказал: "Я лучше него: Ты создал меня из огня, а его создал из глины".(38. 73-77). В тоже время про Иблиса несколько раз сказано в хадисах: «Не ешьте левой рукой, ибо, поистине, шайтан пользуется своей левой рукой, когда ест и пьёт». Это может говорить о его природе как джина.
|
|
[2]. Вера в перо, которым писал Аллах на скрижали - часть мусульманского вероубеждения. Она внесена в вероисповедные документы. «Мы верим в аль-Лаух (Скрижаль) и аль-Калам (Перо) и во все, что написано. … Перо высохло, написав все, что будет иметь существование до Судного Дня» («Акыда ат-тахавийя» (изложение суннитского вероучения Имама ат-Тахави)).
[3]. Об этом говорят хадисы. Например, в хадисе, который приводят Бухари, Муслим, Абу Дауд, Термези и Ибн Маджа со слов Абдаллы бен Масуда утверждается, что вначале человек творится как зародыш, а затем посылается ангел, «дабы вдохнуть в зародыш дух». Муслим приводит хадис, передаваемый со слов Хузайфы бин Усайда: «По истечении сорока двух ночей (со времени утверждения) семени (во чреве матери) Аллах посылает к нему ангела, который придаёт ему форму и наделяет его слухом, зрением, кожей, плотью и костями».