Экспериментальный учебно-методический комплект «Православная культура»

Шевченко Л. Л., Игумен игум. Георгий (Шестун)

2.2 Планы уроков и методические комментарии к ним

I четверть

Общая тема: "Красота Божиего мира: наблюдаем, слушаем, изображаем"

Урок 1. Тема: "Красота в звуках, красках, формах окружающего мира"

Беседа: О летних впечатлениях.

Показ иллюстраций: № 1—10 (по выбору учителя). Рисование: Что красивое я видел летом. С

Слушание музыки: Русская народная песня "Во поле береза стояла"; П.И. Чайковский. Четвертая симфония, фрагмент финала (разработка темы "Во поле береза стояла"; С.В. Рахманинов. Прелюдия оп. 23, ре мажор (фрагмент); М.П. Мусоргский. Пьеса "Прогулка" (фрагмент) из цикла "Картинки с выставки".

Творческая работа: Сочинение сказки на тему "Что я вижу?".

Средства: Наглядное пособие "Иллюстрации", Музыкальное пособие "Звуковая палитра" (урок 1).

Задачи урока:

• развитие умений эстетического восприятия: видеть и слышать красивое;

• привлечение внимания детей к цвету и форме в природе и в рисунке, к разнообразию форм
окружающего мира.

Ход и содержание работы:

Начало урока. Звучит музыка пьесы М.П. Мусоргского "Прогулка" из цикла "Картинки с выставки". Дети входят в класс. Знакомство учителя с детьми.

Беседа: О летних впечатлениях. Учитель показывает иллюстрации № 2, 3 — А.А. Дейнека. "Раздолье", "Будущие летчики"; № 4 - К.С. Петров-Водкин. "Купание красного коня". Дети рассказывают, кто где был летом и чем занимался (речка, море, лес).

Беседа: О цветах: Какой у кого из детей любимый цветок? Какой любимый цвет? Как растут цветы? Какие у них лепестки? Рассказы детей о своем самом любимом цветке.

Вопросы, детям: Почему именно этот цветок ты любишь? В чем его красота (запах, цвет, форма...)?

Беседа: О деревьях. Какими они бывают? Вечнозеленые ели, сосны и деревья, которые сбрасывают листья осенью. Учитель показывает изображения вечнозеленых растений и осенних деревьев с голыми ветвями; изображения цветные и черно-белые (илл. № 1 - И.И. Шишкин. "Рожь"; № 10 — Каспар Давид Фридрих. "Зимний пейзаж").

Отгадываем загадку: Показывая два изображения одного и того же явления (например, деревьев в черно-белом и цветном изображении, деревьев с листьями и деревьев с обломленными ветвями — илл. № 1, 10), учитель спрашивает, какое из них детям больше нравится и почему. Чем различаются два изображения? Чего не хватает на одном из них (цвета, красивых веток, листьев)? Какие больше нравятся? Что именно нравится? Так учитель подводит детей к пониманию значения красоты, отраженной цветом, формой.

Беседа: О реках, морях, океанах: Кто был летом на реке (море)? Кто умеет плавать, нырять (илл. № 2- 4)? Какие растения и рыбки плавают в воде? Какого они цвета, формы (маленькие, большие, их хвостики, глаза, плавники, чешуя...)? Если дети сами активно рассказывают, то учитель только направляет их наводящими вопросами в сторону описания цвета и формы.

Слушаем музыку и рисуем: Нарисовать то, что ребенок видел самое красивое летом (растения, птицы, рыбки, животные и т. п.).

Музыкальное сопровождение: С.В. Рахманинов. Прелюдия оп. 23.

Понятие об основных музыкальных жанрах: песня.

Слушаем знакомую песню "Во поле береза стояла".

Вопросы: Что можно делать под эту музыку (петь)?

Закрепление материала: Слушаем песню и плавно покачиваем руками справа налево ("как ветви").

Вопрос детям: Как называется человек, который сочиняет музыку и песни? — Композитор.

Сочиняем сказки: Если активность детей невысокая и уровень эстетического восприятия низкий, то учитель может (пользуясь методикой В. А. Сухомлинского) сочинить с детьми рассказ, сказку о птицах, цветах, деревьях и т. п., в зависимости от того, что дети летом видели или что они могут увидеть из классного окна. "Смотрите, дети, сколько птиц сидит на ветке дерева. Жила-была в дупле (на крыше дома...) маленькая серенькая птичка (большая черная птица). Звали ее... Как? (воробей, ворона...). И вот однажды полетел серый воробей... (Куда, дети?)" и т. д.

Дети, стимулируемые вопросами учителя, с удовольствием включаются в сочинение сказки. И потом изображают на своих рисунках сказочный сюжет с цветной птицей, цветным деревом.

Игра "Сказочный художник" (игра с красками): Игровой вид деятельности — один из ведущих на уроках в 1 классе. Рекомендуется использовать сюжетные игры с развивающимся на протяжении нескольких уроков сюжетом, что позволит решать воспитательные задачи, требующие определенного времени.

Что еще мы можем увидеть красивого летом?.. Дети, давайте сыграем в игру, которая называется "Художник-сказочник". Кто такой сказочник? (Тот, кто рассказывает сказки.) А кто знает, кто такой художник? (Художник может красками украсить одежду каждого цветка, каждой рыбки, птички.) Учитель раздает детям вырезанные из белой бумаги одинаковые по форме цветы (рыбки и т. п.). Давайте создадим цветы такого цвета, какого захотим (раскрашивание). А теперь — рыбок.

Вывод-поощрение учителя: Молодцы! Как красиво получилось!

Рекомендации: Продукты детского творчества приклеиваются на большой лист ватмана и помещаются на стене. Еще лучше помещать детские работы на растянутом вдоль стены рулоне белых обоев, который будет постепенно от урока к уроку дополняться новыми работами. И через несколько уроков на стене будет "сотворен" детьми красочный мир: птичек, рыбок, листьев, цветов, солнца, облаков, неба, деревьев, домиков. Это постепенно научит правильной эстетической оценке, будет развивать творческие способности детей. Дети могут менять расположение предметов на листе, придумывая новые сюжетные линии. Для этого фигурки должны легко передвигаться (можно закреплять их булавками).

Домашнее задание: Нарисовать гуашью кто что хочет: цветы, птиц и т. п. и вырезать (при помощи родителей), чтобы их можно было наклеить на общий лист.

Уроки 2—3. Тема: "Поиски красивого вокруг себя: красота рукотворная и нерукотворная"

Беседа: Что красивого ты увидел и изобразил? В чем проявляется красота? Обсуждение детских рисунков. Показ иллюстраций: № 11—20. Рассказ: О целесообразности мироустроения, проявляющейся в красоте форм окружающего мира (перспективная разработка темы).

Творческая работа: Загадки о природных явлениях: "Цвет и настроение", "Чей это голос?" (в поэтических и музыкальных формах).

Средства: Наглядное пособие "Иллюстрации", Музыкальное пособие "Звуковая палитра" (уроки 2—3). Краски, листья, рисунки, сигнальные карточки.

Задачи: Привлечение внимания детей к разнообразию (цветовому, звуковому) окружающего мира.

Проверка домашнего задания и обсуждение: Вывешиваем на лист сделанные каждым фигурки; обсуждаем, как лучше их разместить композиционно: нижняя часть — земля, верхняя — небо и т.д.

Беседа: О разнообразии детских рисунков (домашнее задание): разноцветные рыбки, цветы, деревья, море... И цвета разные в рисунках: синий, желтый, зеленый, красный. А какого цвета осенние листья? Берем три краски: зеленую, желтую и красную. Рисуем разноцветные листья.

Смотрим: Изображения растительного и животного мира: трава, олень, косули (большая и маленькая), мишки белые и бурые, большие и маленькие, зайчик, разные птицы (стоящие на земле, сидящие на ветках, парящие в воздухе) (илл. к уроку 2: № 11— 18 — по выбору учителя); деревья с зелеными листьями и деревья с голыми ветвями (вспоминаем илл. № 1 и № 10 из урока 1). Сравниваем иллюстрации и собственные рисунки: разные животные, растения. Сравниваем, почему они разные, чем различаются (животное высокое — жираф, низкое — заяц, яркое по цвету — тигр, неяркое — заяц). Может ли быть одно и то же явление разным? (Медведи белые и бурые. Илл. № 11 и 12 — И.И. Шишкин. "Утро в сосновом лесу" и Н. Пиросманишвили. "Белая медведица с медвежатами".)

Рассказ учителя: Когда мы собираемся куда-либо пойти (например, в школу), мы надеваем подходящую для этого одежду: мы не надеваем на урок пляжные сарафаны, купальные шапочки. Но мы надеваем... Что?., (ответы детей...). Да, мы надеваем красивую, удобную, но подходящую для занятий в школе одежду. А вечером, перед сном, мы надеваем ночные рубашки и пижамки. По нашему внешнему виду можно понять, что мы собираемся делать. Так и в природе: в определенное время дня она также имеет разную "одежду": утром у нее один цвет "платья", ночью — другой.

Загадка: Я вам покажу две картинки. Угадайте по их цвету, что собирается делать природа, изображенная там? — Илл. № 19, 20, 37. Правильно, на одной картине мы видим спящее море. А на другой — проснувшееся море. Молодцы! И как вы только угадали? Никак не пойму. Подскажите мне! Что вы увидели на первой картине? (Показывается вначале ночное море — илл. № 37.) Да, темный цвет, нет солнца. А на второй? Золотой цвет солнца. Природа, как и умные люди, одевается в подходящую по цвету ко времени "одежду".

Цель данной работы: На основе постепенного перспективного опережающего введения небольших эпизодов подвести ребенка к пониманию гармонии содержания и формы православной культуры, их осмысленности и целесообразности. (Форма — это язык искусства, в данном случае — цвет. Он соответствует содержанию — тому, что отражает: ночь — это темные краски, день — светлая "одежда".) Эта линия будет иметь длительную многолетнюю перспективную педагогическую разработку, раскрываясь в темах о целесообразности и гармоничности созданного Богом мира, в темах, раскрывающих смысл гармоничности человеческого поведения (в православном понимании оно будет разрабатываться в положениях аскетики) и т. д.

Творческая работа: Читаем, сочиняем, рисуем. Учитель читает стихотворение:
Кружатся листочки, Дождик моросит,
А вдали рябина Пурпуром горит.

Это очень красочное сопоставление — серого моросящего дождя и яркого цвета рябины. Учитель спрашивает у детей, знает ли кто-нибудь, что это за цвет, и показывает цветную карточку (сигнальная карточка). Либо учитель может прочитать другое, более "серое" стихотворение: "Унылая картина, дождик без конца...". И тогда заданием для детей будет рисование грустного дождика. Детские рисунки на данную тему: фантастические деревья под дождем, сказочный лес, лес утром, лес вечером.

Сочиняем сказку о грустном дождике. Рисуем грустный дождик. Слушаем во время рисования музыку: П.И. Чайковский. "Октябрь. Осенняя песня" из цикла "Времена года".

Домашнее задание: Дорисовать свой рисунок — грустный или веселый дождик. Объяснить, почему он выглядит таким (цвет).

Урок 3 (продолжение темы)

Вход в класс под музыку пьесы М.П. Мусоргского "Прогулка".

Рассказ учителя: "Красота и гармония природы — в звуке".
Мы уже научились видеть красивые листья, цветы, краски цветов. Но природа еще умеет разговаривать красивыми разными голосами. Какими голосами говорят девочки? Слушаем голоса девочек. Мальчики оценивают. Слушаем голоса мальчиков. Учитель направляет внимание детей на характеристики звука: у девочек голоса звонкие, добрые, нежные. У мальчиков голоса твердые, четкие, уверенные... Ваши голоса кра-си-вые. А какие голоса звучат вокруг нас? Оказывается, в нашем красивом мире у всего есть свой особый голос. Давайте послушаем и угадаем.

Слушаем и угадываем, что слышим: Голоса птиц. Кукушка. Курица. Ветер в лесу и гром (голос ветра). Лягушка. ("Звуковая палитра". Урок 3. № 6 — Звуки природы; № 7 — Н.А. Римский-Корсаков. Опера "Снегурочка", Танец птиц, фрагмент). Учитель приучает детей вслушиваться в звучание, объясняя, что звук — это язык. Зная язык, мы можем узнать и о том, кто этим голосом говорит. Вспоминаем кукушку: кто из птиц говорит "ку-ку"? Правильно, кукушка. Стараемся услышать голос кукушки в звучании музыкальной записи.

- Кто был летом в лесу? Кто слышал, как поет кукушка? Правильно, "ку-ку". Хлопаем в ладошки на слоги "ку-ку". А теперь кукушка устала и запела с остановкой: ку-КУ | ку-КУ |. Молодцы! А другие птички как поют? Кто слышал? Выполняем ритмические движения (хлопаем в ладошки) под уже знакомую музыку Мусоргского "Прогулка". (Здесь детям дается предварительное понятие о жанре марша, которое будет дано через несколько уроков - после накопления музыкально-слуховых впечатлений). А теперь мы послушаем музыку, под которую вы входите в класс, и будем хлопать в ладошки (1—2 ряды) и карандашом легко ударять по столу (3 ряд). (Так учитель готовит детей к игре "Оркестр", в которую они будут играть на последующих уроках.)

Повторяем: Как называется человек, который рисует (изображает)? — Художник. Как называется человек, который придумывает (сочиняет) сказки, стихи, рассказы? — Писатель.

Слушаем и рисуем: М.И. Глинка. Опера "Руслан и Людмила", адажио из 3-го действия. Рисуем свой дом и другие жилые дома.

Рассматриваем свои рисунки — изображения домов. Смотрим, наблюдаем и обсуждаем: Поиски и изображение красивого в окружающем мире, например в постройках (иллюстративный ряд — архитектурные объекты: дома, храмы). Кто строит дома? — Строители. Почему все дома похожи друг на друга? Потому что они предназначены для жизни людей. А жизнь всех людей схожа (спим, едим, ходим в школу, на работу...).

Учитель показывает изображение православного храма и спрашивает: "Видел ли кто-либо такой дом? Чем он отличается от твоего дома?" Потом объясняет, что такой дом называется храмом. Почему он так не похож на обычные дома? Кто его построил? — Тоже строители. Для кого? — Это специальный дом. Храм — это дом Бога. Когда люди приходят в такой дом, они приходят к Богу (илл. № 21, 22). Знает ли кто-либо из детей о Боге? (Опережение.)

Записываем на доске и в тетради новое слово: храм.

Творческая работа: Рассматриваем в окно дома. Начинаем строить, рисовать, лепить красивый дом.

Домашнее задание: Нарисовать, раскрасить, построить, слепить из пластилина (по желанию) самый красивый дом на твоей улице (или самый красивый дом из тех, которые ты сегодня увидел на уроке).

Урок 4. Бог — Творец красивого мира

Беседа: О разнообразии красивых детских рисунков. Рассказ: О сотворении мира. Бог — создатель красивого мира. Качества Бога. Непостижимость. Он очень любит всех на земле и поэтому заботится о том, чтобы вокруг нас все было красиво. Отражение Бога в творениях. Главное качество Бога — Любовь. Может ли злой создать красивое? Доброта Бога.

Средства: Наглядное пособие "Иллюстрации", Музыкальное пособие "Звуковая палитра" (урок 4).

Задача урока: Объяснить взаимосвязь эстетических и нравственных понятий "любовь — доброта — красота".

Обсуждаем домашнюю работу: Вы нарисовали рыбок, цветы, домики. Они красивые. Но это ваши рисунки. А кто создал настоящих рыбок, цветы? Послушаем и подумаем.

Слушаем, как звучит вокруг нас мир на все голоса: поют птицы, журчит вода, шумит лес (слушаем звуки природы из урока 2; смотрим илл. № 23 — И.И. Левитан. "Золотая осень").

Рассказ учителя: (звучит Первый концерт для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского, фрагмент из 1-й части. Илл. № 24 — Сотворение мира. Фреска). Наш красивый мир сотворил Бог. Бог был всегда. Бог присутствует везде. Но увидеть Бога нашими глазами мы не можем. Наш мир существует давным-давно. Но земля и небо не всегда существовали. Я расскажу вам, как Бог создавал мир.

Бог сотворил мир за шесть дней. Но эти дни нельзя посчитать так, как мы считаем пальчики на руке. Сколько длились эти дни, мы не знаем.Было темно. И сказал Бог: "Да будет свет!" И стало светло. И разделил Бог свет и тьму и назвал их днем и ночью.

Что было создано во второй день? Бог сотворил воздух и назвал его небом. Им разделил Бог воды. Одни разместил над небом сверху — это облака, тучи, из которых иногда идет дождь. Другие воды оказались под небом (илл. № 25).

В третий день Бог собрал воду, которая была под небом, в одно место. Так появились сухие места, суша. Так образовалась наша планета Земля, на которой есть места суши (материки, острова, горы) и большие моря, океаны, озера и речки. На земле выросли по велению Бога красивые цветы и деревья (которые мы с вами рассматривали).

В четвертый день Бог создал на небе светила — звезды и планеты, Солнце и Луну. Бог премудро устроил их движение. Солнце и Луна освещают Землю по очереди. Благодаря им на смену ночи приходит день, после зимы наступает весна.

В пятый день Бог создал живые существа. Это были рыбы, бабочки, лягушки и змеи и множество птиц...

Вопрос: Каких птиц вы знаете? — Дети перечисляют. Правильно! Это были большие орлы и маленькие ласточки, синички и воробышки, павлины (и все те птицы, которых назовут дети).

А в шестой день Бог сотворил зверей: коричневых и белых мишек (илл. № 11, 12), изящных оленей с ветвистыми рогами и без рогов (илл. № 13, 14), рыжих с черными полосами тигров и тоже рыжих, но с пятнышками жирафов (все видели жирафа?) (илл. № 15), пушистых серых зайчиков (илл. № 16), обезьян и всех других зверей (илл. № 18). Вот какой красивый мир сотворил Бог и повелел размножаться и наполнять землю! (В процессе рассказа учитель выставляет указанные иллюстрации, и к завершению истории о сотворении мира детям представлен красочный иллюстративный ряд.)

Вот так Божественной любовью и добротой был сотворен красивый мир.

Об этом рассказано в самой главной книге, которую читают люди и которая называется Библия (учитель записывает на доске, дети переписывают в тетрадь).

Запись в тетрадь слов: Бог, любовь, доброта, красота, Библия.

Смотрим: Посмотрим еще раз, как изображают те, кто умеет рисовать (художники), красоту сотворенного мира. Учитель показывает художественные изображения морского пейзажа, птиц, животных (указанный изобразительный ряд из урока 2). Но как бы хорошо ни рисовал художник, он не может сравняться с Богом.

Данный эпизод урока очень насыщен в содержательном и образно-ассоциативном плане, так как вводит первую тему (одну из четырех) содержательного ядра курса. Поэтому по окончании рассказа, который не должен длиться более 10 минут, следует переключиться на другой вид деятельности.

"Дети, подойдите к окну (движение под музыку пьесы Мусоргского "Прогулка") и посмотрите на небо". (Изучаем форму облаков, цвет неба и т. п.)

Вопросы для закрепления: Кто создал красивый мир? Как называется книга, где об этом написано?

Рисуем и слушаем: Дети рисуют на тему "Как Бог сотворил мир" (птичек, рыбок, облака, звезды, луну, животных, листья и т. п.). Звучит музыкальное сопровождение к уроку: Д. Бортнянский. "Сей день, его же сотворил Господь" (фрагмент из Хорового концерта № 9).

Домашнее задание: Закончить рисунок на тему "Сотворение мира". Вырезать детали для наклеивания их на общее настенное панно.

Урок 5. Сотворение человека. Адам — любимое чадо Божие

Творческая работа: Аппликации на тему "Сотворение мира".

Рассказ: Сотворение человека. Рисование: Жизнь в Раю.

Слушание музыки: П.И. Чайковский. "Верую"; Вальс цветов из балета "Щелкунчик"; С. Зубачевский. "Хвали, душе моя, Господа".

Средства: Наглядное пособие "Иллюстрации", Музыкальное пособие"3вуковая палитра" (урок 5).

Проверка домашнего задания: Вспоминаем, как Бог сотворил мир и кого в какой день. Смотрим, в чем красота в наших картинках. Приклеиваем картинки на общее панно.

Новый материал: Показ изображения Рая (илл. № 26, 27). Дети видят там изображение людей.
Учитель рассказывает, как Бог создал Адама и Еву (Бытие, II, 24—25).

Когда Бог закончил сотворение животных в шестой день, то сотворил Он человека... Взял немного земли и создал тело. Потом Он вдохнул в него душу и дал ему жизнь. Сотворил Он человека по образу Своему и по подобию Своему. Первого человека Бог назвал Адамом. Адам любил и слушался Бога. Бог привел его в прекрасный сад, где росли деревья с вкусными плодами. Этот сад назывался Раем. Бог показал всех зверей и птиц и повелел Адаму дать им имена. Звери слушались Адама, и он никого из них не боялся. Бог позволил ему есть плоды со всех деревьев, кроме одного. Адаму было грустно без других людей. Тогда Бог навел на него сон, вынул у него одно ребро и создал женщину — подругу для Адама. Ее назвали Евой. Когда Адам проснулся, то увидел, что он не одинок, полюбил Еву. Так Бог закончил сотворение мира в шестой день, посмотрел и увидел, что все очень красиво на земле.

В седьмой день Бог отдыхал. Адам и Ева были счастливы и благодарили Бога.

Закрепление: Запишем в тетрадку все, что сотворил Бог: свет, воздух, облака, море, землю, растения, солнце, луну и звезды, живые существа. Повторяем слово "красота": Бог сотворил красивый мир.

Слушаем: С. Зубачевский. "Хвали душе моя, Господа". Музыка дается как фоновое (тихое) сопровождение при записи детьми указанных слов.

Вопросы:

• Каким был первый человек Адам (добрым, злым, красивым или уродливым)?
• Как Бог создал Еву?
• Где жили Адам и Ева?
• Во сколько дней сотворил Бог мир?

Рисуем, сочиняем, лепим: Тема "Жизнь в Раю".

Слушаем: П.И. Чайковский. Вальс цветов из балета "Щелкунчик". При этом дети изображают "оркестр": один ряд хлопает в ладоши, другой — стучит карандашами по столу, третий — тихо ладонью по столу. Учитель задает детям вопрос: "Что можно делать под такую музыку: петь, танцевать или ходить (маршировать)?"

Домашнее задание: Закончить рисунки; подготовить рассказ о том, как Бог создал человека.

Урок 6. Правила жизни, данные Богом в Раю

Творческая работа: Аппликация "Рай".

Рассказ: О правилах, данных Богом первым людям.

Слушание музыки: Фрагменты: П. Кедров. "Отче наш"; П.И. Чайковский. "Отче наш" из Литургии Иоанна Златоуста; А. Лядов. Полонез; П.И. Чайковский. Пятая симфония, 2-я часть.

Средства: Наглядное пособие "Иллюстрации", Музыкальное пособие "Звуковая палитра" (урок 6).
Вход в класс под музыку пьесы М.П. Мусоргского "Прогулка".

Проверка домашнего задания: Выбираем самых красивых Адама и Еву из всех картинок и приклеиваем на панно. (Вся работа проделывается под музыку: П.И. Чайковский. Пятая симфония, 2-я часть.) Обсуждаем, как должны жить Адам и Ева в красивом мире.

Вывод: Для жизни нужны правила. Какие правила мы выполняем в своей жизни? - Умываемся. Причесываемся. Убираем за собой.

Рассказ учителя: Как жил в Раю Адам? Чему он радовался? Как он разговаривал (общался) с Богом? Разговор этот необычен. Он называется молитвой (записать слово на доске). Как называл Адам Бога? Бог — это Создатель и Творец, Отец Небесный. Так к Богу и обращаются: "Отец (Отче)". "Отче наш", что значит "Отец наш" (Ветхий Завет. Бытие, II—III; Новый Завет. Евангелие от Матфея, VI, 9—13). Можем ли и мы обращаться в Богу? Да, когда говорим: "Отче наш (Отец наш)". Когда люди говорят: "Отче наш", следует встать.

Слушаем: Н. Кедров. "Отче наш".

Закрепление материала: Записываем в тетрадь слова: Отче наш, молитва.

Рассказ: К Богу-Отцу Адам относился как и должен относиться сын к отцу — с послушанием. Выполнял все Его поручения. А поручал ему Бог возделывать и хранить Рай. Бог не разрешил Адаму вкушать плоды с древа познания. Птицы, животные — все любили Адама, ласкались к нему, не боялись его, так как он был добрым.

Смотрим: Илл. № 28, 29 — "Пахарь" (фреска); "Древо познания" (фреска).

Слушаем музыку: Какие звуки звучали в Раю? Детям предлагается выбрать, прослушав разножанровые произведения, марш и танец (фрагменты из музыки: А.К. Лядов. Полонез; П.И. Чайковский. Пятая симфония, 2-я часть: анданте кантабиле). Привлекается внимание детей к спокойствию и созерцательности жизни Адама в Раю и спокойствию протяжной песенной мелодии — анданте кантабиле.

Домашнее задание: Ответить на вопрос и записать в тетрадь одним словом, какое самое главное правило Бог дал человеку для жизни? (Послушание)

Урок 7. Как изобразить доброго и красивого человека?

Рассказ: Как зло появилось в мире? Ангелы. Доброе и злое в окружающем мире.

Рисование: Доброе и злое в цвете.

Слушание: Доброе (консонанс) и злое (диссонанс) в музыке.

Показ иллюстраций: Добрый ангел.

Средства: Наглядное пособие "Иллюстрации", Музыкальное пособие "Звуковая палитра" (урок 7).

Задача урока: Разработка связи между нравственными и эстетическими понятиями "красивое — доброе — послушание".

Вход в класс под музыку пьесы М.П. Мусоргского "Прогулка".

Проверка домашнего задания: Какого человека мы называем послушным? Примеры детей.

Рассказ (Звучит музыка: С.В. Рахманинов. Второй концерт для фортепиано с оркестром, 2-я часть, фон): Сегодня, дети, я расскажу вам еще об одном удивительном творении Бога — об ангелах. Вы помните, что в самом начале Бог сотворил небо — мир духовный, мир, в котором живут невидимые ангелы.

Рассказ об ангельском мире:

Бог создал, кроме того мира, который мы видим, в котором живем, и невидимый мир, в котором живут невидимые существа — духи. Они называются ангелами. Ангелы были созданы Богом добрыми: они любили Бога, слушались его. Но один из них перестал слушаться Бога и подговорил других. С тех пор в невидимом мире есть добрые и злые духи. А Бог каждому дает в помощь доброго ангела, который хранит его и помогает в добрых делах. Ангел-хранитель невидим нашим глазам, так же как и Бог. Но он всегда находится с нами рядом. С Ангелом-хранителем можно разговаривать, как и с Богом, только особыми словами, которые, как вы уже знаете, называются (как?). Да, эти специальные слова, которыми человек разговаривает с Богом и с Ангелом-хранителем, называются молитвой. У Ангела-хранителя можно просить помощи (илл. № 34 — Л.П. Боровиковский. "Архангел Гавриил" (из "Благовещения"). Наш Ангел-хранитель очень добрый. (Проверяем в тетрадках запись слова "молитва".) Злые ангелы с тех пор живут отдельно от Бога и стараются всюду сделать зло. И называются они бесами. А первый ангел, который восстал против Бога, называется диаволом или сатаной.

Обсуждение: Доброе и злое в окружающем мире. Злые люди. Как мы узнаем злого человека? Чем отличаются добрые люди от злых? Что нам не нравится в злых? Почему одни люди добрые, а другие — злые? Как изобразить доброе и злое?

Слушаем: "Добрые" и "злые" (черная) краски, цвета, в музыке — показ звучания консонансов и диссонансов. С.В. Рахманинов. Второй концерт для фортепиано с оркестром, 2-я часть — консонанс; С.С. Прокофьев. Токката — диссонанс.

Смотрим: Илл. № 31—33. Изображение добрых людей: преподобный Серафим Саровский; И.П. Аргунов. "Портрет крестьянки в русском костюме"; В.А. Тропинин. "Кружевница".

Рисуем: Отражение доброго и злого красками и словами. Рисуем и сочиняем тексты к рисункам.

Домашнее задание: Дорисовать доброе и (или) злое ("добрые" и "злые" цветы, облака, тучи, дождь, солнце).

Вывод-обобщение по теме I четверти: Бог сотворил красивый мир и доброго красивого человека. Дал ему правила для жизни. И мы должны быть тоже добрыми и хранить ту красоту, которую мы научились видеть в окружающем мире и изображать в своих рисунках.

Урок 8. Повторение

1. История сотворения мира Богом.

2. Завершение коллективной творческой работы "Наш красивый мир". Выставка с приглашением родителей.

Этот урок строится как праздничное выступление. Дети встречают родителей, уступают им свои места, а сами становятся возле доски. Все дети подразделяются заранее на шесть групп, и каждая рассказывает об одном дне сотворения Богом мира. При этом детям передаются права учителя: так же, как учитель объяснял и показывал им на уроке, теперь они рассказывают родителям. Учитель только режиссирует действие: в нужный момент ставит музыкальное сопровождение и помогает детям правильно показывать родителям иллюстрации. После окончания коллективного рассказа дети ведут родителей на экскурсию на свою выставку и по очереди (либо по желанию, либо по просьбе учителя) рассказывают о том, что изображено на коллективном панно. К этому уроку учитель для каждого родителя готовит специальный конверт "Отчет об успехах...". В него вкладываются продукты детского творчества, которые не вошли в экспозицию.

Музыкально-иллюстративное оформление урока отбирается учителем из материалов наглядного и музыкального пособий по желанию.


  • Догматическое богословие
  • Патрология
  • Святоотеческое наследие
  • Литургика
  • Агиография
  • Сравнительное богословие
  • Нравственное богословие
  • Сектоведение
  Версия для печати  
  Православное пособие. Экспериментальный учебно-методический комплект «Православная культура». Шевченко Л. Л., Игумен игум. Георгий (Шестун) II Четверть Общая тема: "В ожидании Рождества - самого красивого события зимы" Задачи II четверти идентичны задачам I четверти, но с переносом акцента на жизнь детей Задачи II четверти идентичны задачам I четверти, но с переносом акцента на жизнь детей Урок 1. Тема: "Как Адам и Ева ушли из Рая" Повторение: Учитель вспоминает с детьми материал 1 четверти. Работа с тетрадью: Понятие "непослушание". Рассказ: Как жили первые люди в Раю? Чему радовались? Общение с Богом. Забота о райских деревьях. Райский сад. Злой, гордый ангел. Показ иллюстраций: Рай: райские деревья, древо познания добра и зла с его плодами (илл. № 35 — "Изгнание из Рая"). Средства: Наглядное пособие "Иллюстрации", Музыкальное пособие "Звуковая палитра" (II четверть, урок 1). Рассказ: Об Адаме и Еве (Бытие, III). Непослушание. Музыкальное сопровождение: (фон) Г.В. Свиридов. Романс. Обсуждаем: Мои поступки. Как поступить, если меня наказали? Раскаяние и прощение. Прощают ли меня родители, если я продолжаю не слушаться? Как следует поступить в этом случае? Кого я огорчаю своим непослушанием? Что следовало сделать Адаму и Еве? Мог ли Бог оставить их в Раю? Записываем в тетрадь слова: прощение, злоба, гордость, непослушание. Разделение их в разные колонки по смыслу. Закрепление эмоционального состояния: Слушаем: С.В. Рахманинов. Вокализ. Смотрим в окно: Какой цвет у дождя? На что похожи облака (серые, грустные)? Если день солнечный, рассматриваем репродукции картин. Рисуем: Темы: "Печаль", "Злые", "Послушные" (по выбору). Музыкальное сопровождение: Седе Адам. "Валаамский распев" Домашнее задание: Пересказать (нарисовать) историю Адама и Евы. Выучить стихотворение о печальной осени (по желанию). Урок 2. Тема: "Радость и печаль в красках и звуках окружающего мира" Беседа: Непослушание — грусть. Показ иллюстраций: № 36—40. Запись в тетрадь слов. Творческая работа: Рисование, разгадывание загадок по иллюстрациям. Слушание музыки с анализом характера и сопоставление с образным содержанием иллюстрации. Средства: Наглядное пособие "Иллюстрации", Музыкальное пособие "Звуковая палитра" (II четверть, урок 2). Задача урока: Разработка взаимосвязи нравственно-эстетических понятий "непослушание — грусть — некрасивое". Повторение: Вспоминаем, о чем мы узнали на прошлом уроке, вспоминаем историю Адама и Евы. Приходим к выводу, что непослушание всегда приводит к грустному настроению. Что мы видим и слышим в окружающей природе? Подходим к окну, смотрим и слушаем музыку (фон). П.И. Чайковский. "Октябрь. Осенняя песня". Как в природе может быть выражено грустное настроение (осень — дождик; зима — голые ветви деревьев, нет птиц, мало солнца, света...)? Проверка домашнего задания: Стихотворения о печальной осени. Учитель должен приготовить и "свое" стихотворение: Как обидно, Как обидно: Листьев нет — Лишь ветки видно. Детям предлагается отгадать загадку: показываются и разбираются поочередно изображения (илл. № 36, 40 — В.М. Васнецов. "Аленушка"; К.Е. Маковский. "Дети, бегущие от грозы"); затем предлагается послушать два музыкальных фрагмента и сказать, какой из них больше подходит по настроению к картинкам (П.И. Чайковский. "Октябрь. Осенняя песня" из цикла "Времена года"; А.К. Лядов. "Музыкальная шкатулка"). Если дети эстетически подготовлены, можно им сказать, как в музыке выражается грустное настроение специальными словами (терминами) — минорный лад. Далее контрастная драматургия урока переводит эмоционально-образное восприятие ребенка от понятий "непослушания — печали" к понятиям "скромность — послушание — радость". Учитель рассказывает, что когда человек бывает послушным, то его любят окружающие и жизнь его Богом устраивается хорошо. Как пример приводится в кратком изложении история Иосифа — скромность и послушание (Бытие, XXXVII). Музыкальное сопровождение (фон): "Ныне силы небесные", древний распев. Наблюдаем: Что мы видим в окружающей природе зимой? Нет ярких цветовых оттенков. Преобладает белый цвет. Звери и птицы приобретают другую окраску. Учитель показывает изображения зайчиков белого и серого; зимующих птичек: синички, снегиря, воробья. Обсуждаем цвета оперения. Рисуем первый снег, деревья в снегу, следы на снегу, белый лист бумаги и темные крестики птичьих следов. Вспоминаем зимние радости. Слушаем стихи и ритмично хлопаем в ладоши: Летом все цветет и зреет, а зимою злой мороз. То нога оледенеет, то озябнет бедный нос. Но у ней свои есть ласки, есть чудесные деньки. Есть у ней снежки, салазки, лед, зеркальные коньки! Ц. Кюи. "Зима" Изображаем звуковое глиссандо: хлопаем дружно и громко. Домашнее задание: Учитель предлагает детям на выбор нарисовать то, что они считают красивым зимой. Урок 3. Тема: "Добрые и злые люди" Рассказ: Каин и Авель. Запись в тетрадь слов: благочестие, печаль, смерть, покаяние. Слушаем: П.И. Чайковский. Четвертая симфония, 2-я часть; С.В. Рахманинов. Вокализ. Показ иллюстраций: № 41, 42. Творческая работа: Рисование на тему "Добрые — злые ". Средства: Наглядное пособие "Иллюстрации", Музыкальное пособие "Звуковая палитра" (II четверть, урок 3). Задачи урока: • разработка духовно-нравственных понятий "благочестие", "красота", "грех"; • расширение ряда понятий "непослушание — зло — печаль — смерть"; • знание о нормах поведения (опережающее введение заповеди "Не убий"). Проверка домашнего задания: Сопоставление красивых и радостных тем детских картинок с повторением темы грехопадения. Цель: контрастным расположением материала активизировать эмоциональное восприятие ребенка. Рассказ: Грустными ушли Адам и Ева из Рая. Зло, непослушание пришли в мир, в мир вошли печаль и смерть. Адам и Ева уже не так любили Бога, не исполняли его правил, делали злые дела. Душа их стала темной. У Адама и Евы было два сына: Каин и Авель. Каин — злой и грубый, Авель — послушный, добрый, благочестивый. Бог принимал дары Авеля. А приношений Каина не принимал. Каин завидовал брату, озлобился и решил убить Авеля. Борьба с грехом. Покаяние. Запись в тетрадь слова: благочестие. Сравнение его со словом "послушание". Рисуем на тему: "Злые и добрые". (Эмоционально-образная настройка: учитель привлекает внимание детей к состоянию природы поздней осенью: нет ярких красок, нет в траве насекомых, не поют птицы. Болезнь.) Слушаем: П.И. Чайковский. Четвертая симфония, 2-я часть. Показ иллюстраций: № 41, 42. С опережением вводится в сознание детей заповедь "Не убий": мысль о недопустимости лишения жизни, данной Богом. Домашнее задание: Рассказать о Каине и Авеле. Урок 4. Тема: " За что Бог наказал людей" Обсуждение-повторение. Показ иллюстраций: № 43—45. Слушание музыки: М.И. Глинка. Марш Черномора из оперы "Руслан и Людмила"; А.Н. Скрябин. Этюд; П.И. Чайковский. "Господи, помилуй!" (из Литургии Иоанна Златоуста). Творческая работа: Рисование радуги. Средства: Наглядное пособие "Иллюстрации", Музыкальное пособие "Звуковая палитра" (II четверть, урок 3). Проверка домашнего задания: Обсуждение темы "Что мне нравится и что не нравится в Авеле и Каине"? Слушаем: М.И. Глинка. Марш Черномора из оперы "Руслан и Людмила". Угадываем: "добрый" или "злой" человек может быть изображен этой музыкой? Выражение эмоционального состояния — отношения человека через изображение картин природы. Смотрим: Илл. № 44, 45 — И.К. Айвазовский. "Бурное море" — гроза, дождь, ветер, тучи, облака; И.К. Айвазовский. "Девятый вал" — страшное, тревожное, грозное море, гибнущие люди. Слушаем (при рассматривании картин): А.Н. Скрябин. Этюд (музыкальное сопровождение к уроку 4). Обсуждаем: Всегда ли мы замечаем наши плохие поступки? Кто нам подсказывает (родители, совесть)? Всегда ли мы их слушаем? С чего начал Каин? Только с того, что сердился на брата и завидовал ему. Маленькая зависть постепенно выросла. И тогда Каин уже не смог ее побороть. Как бороться с грехом? Любить родителей, не завидовать товарищам, не осуждать никого. Это трудно. Но Бог приходит на помощь, если человек зовет его особыми словами — молитвой: "Боже, дай мне видеть свои прегрешения (грехи, плохие поступки) и не осуждать брата своего" (Ефрем Сирии). Мои грехи — это мои плохие поступки и мысли. Следует просить прощения у Бога и у людей, если я их обидел. Но люди не смогли стать добрыми, делали много злых дел, обижали друг друга и забыли правила благочестивой жизни, данные Богом. Бог рассердился на людей и решил очистить землю от грешных и злых и создать новый человеческий род. Для этого он выбрал одного оставшегося доброго (праведного) человека Ноя и велел ему построить корабль. Рассказ учителя: О Потопе (Бытие, VI); история Ноя (Бытие, VI—IX) (илл. № 43). Радуга — знак обещания Бога людям больше не посылать на землю воды Потопа. После Потопа на земле снова началась жизнь. Слушаем: П.И. Чайковский. "Господи, помилуй!" Запись в тетрадь слова: грех. Домашнее задание: Нарисовать радугу и ковчег. Уроки 5—6 Темы: "Как Бог простил людей. В ожидании Рождества. Дева Мария" Повторение: Чему мы радуемся зимой? Что мы делаем зимой? Зимние игры и забавы. Творческая работа: Читаем, рисуем. Средства: Наглядное пособие "Иллюстрации", Музыкальное пособие "Звуковая палитра" (II четверть, уроки 5—6). Проверка домашнего задания: Рассказ о Ное. Слушаем стихотворение: Здравствуй, гостья-зима! Просим милости к нам — Песни Севера петь По лесам и степям. Есть раздолье у нас,— Где угодно гуляй; Строй мосты по рекам И ковры расстилай. Нам не стать привыкать — Пусть мороз твой трещит; Наша русская кровь На морозе горит. Рассыпай же, зима, До весны золотой Серебро по полям Нашей Руси Святой! И. Никитин. "Встреча зимы" Разгадываем: Какого цвета краски скрылись в словах стихотворения? Рисуем гуашью зимние пейзажи. Вырезаем и наклеиваем снежинки. Любуемся красотой зимы. Слушаем: П.И.Чайковский. "Ноябрь. На тройке" из цикла "Времена года". Сопоставление детских впечатлений радости от красоты зимы с радостным событием: Бог простил людей. Рисование на тему: "Радость". Рассказ учителя: "Дева Мария — Матерь Божия". Слушаем: Благовест. Учитель рассказывает о детстве Пресвятой Богородицы и введении Ее во храм; о благовещении архангела Гавриила. Бог обещал прислать людям на помощь Своего сына Иисуса Христа. Невозможность существования печали у человека в сотворенном Богом красивом мире. Бог помогает человеку стать хорошим, если он сам захочет этого. Вопрос: Почему архангел Гавриил сказал такие слова Деве Марии: "Богородице Дево, радуйся"? Что они означают, о какой радости говорил архангел Гавриил? Показ иллюстраций: №46—"Рождество Божией Матери"; № 47 — "Богоматерь Умиление"; № 48 – "Благовещение". Слушаем: "Величаем Тя, Пресвятая Дева Богородица". Рисуем: Снег, сугробы, с крыш свисают снежные навесы. Дворники сгребают сугробы. Санки. Визг полозьев. Учитель направляет внимание детей на яркие явления и звучания окружающего мира. Слушаем: П.И.Чайковский. "Ноябрь. На тройке" из цикла "Времена года" (фон). Вопросы: Какая радость ждет нас? Как мы ждем наступления радостных каникул? Смотрим: Илл. № 49 — Ф.П. Решетников. "Прибыл на каникулы". Рисуем, лепим, клеим: Рождественские и новогодние подарки для наших близких (елочные украшения, открытки). Слушаем: П.И. Чайковский. Увертюра к балету "Щелкунчик" (фон). Урок 7. Повторение Урок 8. Региональный компонент III ЧЕТВЕРТЬ ОБЩАЯ ТЕМА: "ПРАЗДНИКИ-РАДОСТИ" Уроки 1—2. Чему мы радуемся зимой. Рождество Христово Показ иллюстраций: № 50—55 (учитель показывает их по очереди в процессе рассказа). Рассказ учителя: Рождество. Творческая работа: Сочинение рождественских колядок, стихов, рисование, поделки. Слушание: Рождественские песнопения; С.В. Рахманинов. "Слава Богу в вышних" ("Всенощное бдение"). Средства: Наглядное пособие "Иллюстрации", Музыкальное пособие "Звуковая палитра" (III четверть, уроки 1—2). Урок 1 Рассказ: Об ожидании Рождества Христова маленьким ровесником детей, который очень радовался наступлению праздника. И о дедушке, который рассказывал ему историю рождественской звезды, явившейся волхвам (по мотивам произведений И.С. Шмелева). Учитель может сочетать пересказ Евангельского текста с вопросами-объяснениями, которые давались ребенку взрослым, исходя из особенностей детского восприятия события. Рассказ учителя может начинаться словами "жили-были". Например: "Дети, представьте себе, что на свете жили-были дедушка и внук. Было это не очень давно. И мальчик, которому дедушка рассказывал эту историю, живет сейчас во Франции. Но он уже большой. А когда-то он был такой же, как вы. И он с нетерпением ждал праздника. И наконец он наступил: большой радостный праздник — Рождество!" Показ иллюстраций: № 50 — Вифлеем. Базилика Рождества; 51 — Рождество Христово. Учитель, показывая иллюстрации № 53, 54 — В.М. Васнецов. "Богоматерь с Младенцем" и "Богоматерь", обращает внимание детей на Богочеловеческую сущность Младенца и на то, что родился не обычный ребенок, но Бог пришел в мир. Далее учитель пересказывает Священное Писание до эпизода, когда волхвы пустились в путь. Коллективный творческий рассказ: Рассказ учителя перемежается вставками: вопросами ребенка (в тех местах, где в тексте стоит вопросительный знак, учитель ждет ответа детей и затем продолжает ответами взрослого из повести И.С. Шмелева "Лето Господне" — "Рождество"). Показ иллюстрации: № 55 — В.И. Отмар. "Поклонение волхвов". "Волсви? — Кто это, как вы думаете?" — задает учитель вопрос детям. И отвечает: "Это мудрецы, волхвы. А маленькие дети думали, что не волхвы, а волки. Добрые. Звезда ведет их, а они идут, притихли. Маленький Христос родился, и даже волки добрые теперь. Даже и волки рады". Вопрос: "Правда, хорошо ведь?" "Хвосты у них опущены. Идут, поглядывают на звезду. А та ведет их. Вот и привела. Зажмурься (-тесь) и представь (-те): видишь (-те), кормушка с сеном, светлый-светлый мальчик ручкой манит. И волков, и всех манит. Овцы там. Коровы, голуби взлетают по стропилам... и пастухи склонились... и цари, волхвы. И вот подходят волки. Их у нас в России много! Смотрят, а войти боятся. Почему боятся? А стыдно им... злые такие были. Ты спрашиваешь — впустят? Ну конечно впустят. Скажут, ну и вы входите, нынче Рождество! И звезды... все звезды там у входа толпятся, светят. И волки там. И все, конечно, рады". Слушаем: С.В. Рахманинов. "Слава Богу в вышних", фрагмент из "Всенощного бдения". Представление детей: Импровизированная сценка о Младенце Христе и злом царе Ироде: Дети славят Христа. Звезда на палке — картонный домик: светятся окошки из бумажек, пунцовые и золотые. Волхвы со звездою путешествуют. Объяснение детям слов: волхвы — умные, богатые люди; ясли — ящик, в который кладут корм для животных. Сочинение рождественских стихов и колядок: Учитель начинает: Вот настало... Дети продолжают: Рождество Учитель: Наступило торжество. Извещают нас... Волхвы. От востока до... Москвы Волхвов привечайте, Святое встречайте, Пришло... Дети: Рождество. Начинаем торжество! С нами Звезда идет, Молитву поет... Хором: Рождество Твое, Христе Боже наш... Пение и слушание: Рождественские песнопения. Смотрим: Илл. № 50, 51 — Вифлеем, Базилика Рождества; "Рождество Христово". Икона Вопросы: • Чему посвящен праздник Рождества? • Что появилось на небе при рождении Иисуса Христа? • Кто такие волхвы? • В какой город они пришли? • Для чего они пришли? • Кто показывал им дорогу? • Что хотел злой царь Ирод сделать с Христом? • Как знания помогли волхвам найти Христа? Слушаем: Рождественские песнопения. Записываем: Рождество, Иисус Христос. Домашнее задание: Подготовить рассказ о том, как прошел праздник Рождества и Нового года в моем доме. Урок 2 Слушание: Н.А. Римский-Корсаков. Опера "Ночь перед Рождеством" (фрагмент). Рассказ учителя: Праздник Рождества Христова в храме. Творческая работа: Загадки и басни на нравственные темы. Средства: Наглядное пособие "Иллюстрации", Музыкальное пособие "Звуковая палитра" (III четверть, уроки 1—2). Учитель задает детям вопрос: Видел ли кто-нибудь из детей, как празднуется праздник Рождества Иисуса Христа в храме — доме Бога? Что мы видим и слышим в православном храме на Рождество? Как выглядит храм? Для чего там ставят елочки? Как мы поздравляем друг друга на Новый год? А как поздравляют на Рождество? Какими особыми словами поздравляют с праздником Рождества Христова в храме? (Рассказ о елочке.) "Ангелы с пастырями славословят (т. е. славят родившегося Христа). Волсви же со звездою путешествуют" (далее учитель продолжает своими словами, так как предыдущие слова были подготовлены материалом предыдущего урока, а последующие требуют объяснения), так как ради нас родился младенец Бог ("Нас боради родися Отроча младо, превечный Бог"). Объяснение: Учитель дает важное объяснение, почему Христос называется Спасителем. Для чего Он пришел к людям? От чего Он пришел спасти людей? Показ иллюстрации: № 51— "Рождество Христово". Икона. Обсуждаем: Рождество в нашем доме. Елка. Подарки. Рисуем: Голубая рождественская звезда. Елочные базары на площадях. Морозный дым. Небо в дыму, лиловое, в огне. Иней на елках. Морозные кружевные узоры на стеклах. Слушаем: Д. Бортнянский. "Слава в вышних Богу"; Хоровой концерт № 6 (фрагмент). Загадка: Какую песню пели ангелы Христу? ("Слава в вышних (в небесах) Богу и на земли мир, в человецех (в людях) благоволение".) Слово "благоволение" лучше заменить понятным детям словом "любовь", исходя из которого детям доступнее становится объяснение смысла Боговоплощения: Бог любит и жалеет всех людей. Он пришел в мир для того, чтобы научить людей (и меня, и каждого из вас) правильной жизни и уберечь их от зла, от греха. "Пришедый в мир грешныя спасти, от них-же первый есмь аз" — смысл Боговоплощения. Эту мысль следует донести детям на русском языке. Вывод: Люди любят и славят (благодарят, говорят "спасибо") Христа Бога такими же словами, как и ангелы: "Слава Богу". Загадка: Вежливый ребенок не должен никогда забывать слово "спасибо". Иначе он станет похожим на... кого? Угадайте! Учитель пересказывает басню И.А. Крылова, вставляя отрывки стихотворного текста. Свинья под Дубом вековым, Наелась желудей досыта, до отвала. Наевшись, выспалась под ним, Потом, глаза продравши, встала И рылом подрывать У Дуба корни стала......"Ведь это дереву вредит! — Ей с Дуба Ворон говорит. — Коль корни обнажишь, Оно засохнуть может". Свинья отвечает, что ей нужны только желуди, а не дерево. "Неблагодарная! — промолвил Дуб ей тут. — Когда бы вверх могла поднять ты рыло, Тебе бы видно было, Что эти желуди на мне растут". Вводится понятие "стыд". Вопросы: На кого мы не хотим быть похожими? • Какими мы не хотим быть? (Неблагодарными) • Какое слово мы не должны забывать говорить? (Спасибо) Запись в тетрадь слов: славят, благодарят, спасибо, слава Богу, неблагодарность, стыд. Домашнее задание: Прочитать слова в тетради и подумать, когда следует говорить "спасибо". Какие поступки делать стыдно? Выполнить задание из учебника к данному уроку. Урок 3. Зимние радости. Святки Рассказ: О святых днях. Показ иллюстраций: № 56, 57 — В.И. Суриков. "Взятие снежного городка" (фрагменты). Творческая работа: Рисуем Рождество, картинки зимы. Средства: Наглядное пособие "Иллюстрации", Музыкальное пособие "Звуковая палитра" (III четверть, урок 3). Задача урока: Раскрытие понятий и установление взаимосвязи между нравственными и эстетическими понятиями: любовь (Бога к людям) = благоволение — мир (на земле) = красота — благодарение. Проверка домашнего задания: Игра "Стыдно быть...". Учитель напоминает детям, что значит слово "стыд". И приглашает детей сыграть в игру, которая заключается в том, что дети по очереди перечисляют дела и поступки, которые делать стыдно. Начинает учитель: "Стыдно обижать слабого; стыдно (далее продолжают дети)...". Смысл данной игры заключается в опережающей подготовке темы 2 класса, посвященной десяти заповедям. К моменту введения моральных норм дети должны иметь личные нравственные нормативы-запреты. Тогда им становится ясен и соотнесен со смыслом своей жизни смысл заповедей, данных Богом. Обсуждаем-вспоминаем: Зимой в нашем дворе святочные гулянья и обычаи. Колядки. Рассказ учителя: Что такое Святки? Святые дни. Как их праздновали наши прадедушки и прабабушки? Начинался праздник походом семьи в церковь, на специальную красивую праздничную службу, которая начиналась вечером и называлась всенощной. (Повторяем, что можно было увидеть и услышать в храме. Повторение: "Слава в вышних Богу"). Дополнение: Этими словами начиналось прославление Бога. Эти же красивые торжественные слова звучат и сегодня в каждом храме (напоминается-показывается илл. № 21 — Храм Василия Блаженного). И сегодня люди славят Христа, так же как Его славили ангелы на небе в ночь Рождества. Когда Бог пришел к людям, это было великим (очень важным) событием. И пение, которое звучит сегодня в храме, так и называется — Великое Славословие. А вот как, дети, вспоминал праздник мальчик Ваня, о котором мы с вами говорили на прошлом уроке (по мотивам рассказа И.С. Шмелева): "А после всенощной идешь радостный домой, и все другим кажется. Все — другое. И снег — святой. И звезды — святые, новые, рождественские звезды. На улицах мороз. Сугробы, горы. В окошках розовые огоньки лампадок (как в храме). А воздух — синий, серебрится пылью, дымный. Звездный. Сады дымятся. Березы — белые видения. Спят в них галки. Звездный звон, певучий — плывет, не молкнет; сонный. Звон — чудо, звон — виденье, славит Бога в вышних, Рождество". Слушаем: Д. Бортнянский. "Слава в вышних Богу". Что можно было увидеть, дети, на улицах в этот праздничный вечер? Как и сегодня, в ночь перед Рождеством допоздна торговали маленькие лавочки (магазинчики). Представим, что же там продавалось? "На уголке лавчонка без дверей. Торгует старичок в тулупе (пальтишко). За мерзлым стеклышком — знакомый Ангел с золотым цветочком, мерзнет. Осыпан блеском. Как снежком, будто. Бумажный Ангел. Бедный, мерзнет. Никто его не покупает: дорогой. Прижался к стеклышку и мерзнет". Первый день Святок: наши родные подавали бедным людям помощь в виде милостыни. На второй день накрывали праздничный стол для бедных. Еще за три дня до Рождества ставили елку, наряжали ее гирляндами бусинок из леденцов, которые можно было очень вкусно полизать; воронежскими розовыми сладкими пряниками, которые вешали в самом низу. Детям дарили подарки на Рождество. Строили из снега вертеп. Ходили по домам друг к другу в гости с подарками и славили Христа. Переодевались в шуточные маски и одежды (ряженые), пели колядки. Ходили в театр. Вопрос: Кого и какими словами благодарили наши прабабушки и прадедушки? За что благодарили? Записываем в тетрадь слова: мир, благоволение. Разбираем слово "благоволение": благая, добрая воля — добрая настойчивость — настойчивость в добрых делах. Противоположное качество — лень. Обсуждаем: Какие добрые дела я могу сделать? Для кого? Рисуем: Подходим к окну, смотрим на снег на ветках, крышах... Учитель задает детям вопрос: "Дети, какие можно нарисовать рисунки о Рождественском празднике? Вот что придумывал мальчик Ваня". Учитель читает: "Розовые сны о младенце Христе: синеватый рассвет белеет; снежное кружево деревьев; розовый иней; шаром всплывает солнце, пламенно-густое, больше обычного; огненно-золотые пятна на белом снегу; леса воздушные в розовом инее поутру; галочки на березах; золотой Ангел, елка, ряженые". Все сюжеты дети выбирают самостоятельно по желанию. Учитель активизирует образно-ассоциативное восприятие детей игровыми формами работы. Игра "Воспоминания": "Я помню, что..." — начинает учитель сочинять собственную историю. Рассказав ее, он предлагает и детям припомнить. Слушаем: П.И. Чайковский. "Декабрь. Святки" из цикла "Времена года" (фоновое сопровождение рисования). Пение: "Рождество Твое, Христе Боже наш" (Музыкальное пособие к уроку). Домашнее задание: Дорисовать рисунок золотого ангела. Задание из учебника.
       
  • Догматическое богословие
  • Патрология
  • Святоотеческое наследие
  • Литургика
  • Агиография
  • Сравнительное богословие
  • Нравственное богословие
  • Сектоведение
  Версия для печати  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: