Экспериментальный учебно-методический комплект «Православная культура»

Шевченко Л. Л., Игумен игум. Георгий (Шестун)

Программные интегративные темы содержания предмета "Православная культура" (по классам)

1.6. Особенности современных школьников

Учителю предмета "Православная культура" придется учитывать не только общие возрастные и индивидуальные особенности детей, но и психофизические особенности их современного развития, обусловленные социальными кризисными явлениями. К числу характерных признаков относятся:

• Тенденция к снижению базового уровня знаний школьников в связи с ориентацией содержания образования на рынок труда.

• Отсутствие спортивных кружков (или высокая плата за их посещение, что равносильно их отсутствию) при естественной высокой двигательной активности детей.

• Учащиеся в большей степени подвержены заболеваниям, имеют ослабленную память, снижен потенциал умственных способностей.

• Средства массовой информации оказывают отрицательное влияние на психическое и физическое состояние детей. Засоренность сознания учащихся, особенно старших школьников, ложными жизненными идеалами, неспособность оценить жизненные ситуации с духовно-нравственных позиций требуют от учителя православной культуры понимания жизненных интересов школьников с последующим их освещением с точки зрения православия, с раскрытием гибельности порока и спасительности блага, добра, красоты и добродетели.

К числу общих характерных особенностей современных Детей независимо от их возраста относятся следующие ценностные ориентации:

• Достаточно глубокое материалистическое мировоззрение, несмотря на то, что большинство школьников считают себя верующими.

• Восприятие в качестве жизненных принципов идеалов массовой культуры.

• Неспособность разобраться во многих жизненных ситуациях с духовно-нравственных позиций. В то же время из опросов старшеклассников видны интересующие их "вечные" проблемы:

• Происхождение Вселенной и появление жизни на Земле; происхождение видов; верна ли теория Дарвина?

• Вопросы бессмертия души: Страшный Суд; Апокалипсис; зачем отпевают людей?

• Таинства Церкви (особенно Венчание); вопросы семьи и брака.

• Вопросы религиозной безопасности.

Характерными особенностями детей младшего школьного возраста являются:

• Доверчивая обращенность к внешнему миру.

• Мифологичность миросозерцания (переплетение реального и вымышленного на основе неограниченной фантазии и эмоционального восприятия).

• Свободное развитие чувств и воображения.

• Наивный субъективизм и эгоцентризм.

• Бессознательное и позже — регулируемое чувством или замыслом подражание.

• Внесубъективный характер внимания и чувств.

• Построение моральных идеалов — образцов.

• Фабульный, игровой, исследовательский характер познания.

• Сознательное перенесение "установки на игру" в свои деловые и серьезные отношения с людьми (игривость, невинное лукавство).

• Хрупкость эмоциональных переживаний, внутренний индивидуализм, раздвигающий субъективный и объективный мир в сознании ребенка.

• Конформизм (в эстетических и нравственных оценках и действиях: нравственные понятия добра и зла обусловлены оценкой взрослых).

Качество восприятия характеризуется наличием аффективно-интуитивного барьера, отбрасывающего всю учебную информацию, которая излагается учителем, не вызывающим у ребенка доверия ("злой учитель").

Характерными возрастными особенностями подросткового возраста являются:

• Усиленное внимание к собственному внутреннему миру.

• Развитие мечтательности, сознательный уход от реальности в фантастику.

• Авантюризм, балансирование "на грани" в целях самоиспытания.

• Утрата внешних авторитетов, опора на личный опыт.

• Моральный критицизм, негативизм.

• Внешние формы нарочитой неуважительности, запальчивая небрежность, заносчивость, ригоризм.

• Самоуверенность.

• Любовь к приключениям, путешествиям (побеги из дома).

• Лживость "во спасение", лукавство.

• Бурное выявление новых чувств, просыпающихся с половым созреванием.

Отроческий период при всех проявляющихся признаках взросления не дает еще опыта социальной активности, к которой ребенок стремится. Этот процесс социализации носит болезненный характер, поднимая на поведенческий уровень формирующиеся как положительные, так и отрицательные качества ребенка.

Восприятие характеризуется наличием критически-логического барьера, который отбрасывает любую информацию, не имеющую логически убедительной системы доказательств. Закономерности действия психологических механизмов восприятия провоцируют подростка на высказывание критических замечаний в адрес учителя при неумении обоснования значимости учебного материала.

Характерными особенностями юношеского возраста являются:

• Этический максимализм.

• Внутренняя свобода.

• Эстетический и этический идеализм.

• Художественный, творческий характер восприятия действительности.

• Бескорыстие в увлечениях.

• Стремление познать и переделать реальность.

• Благородство и доверчивость.

Это возраст установления эстетических критериев отношения к окружающему миру, формирования мировоззренческой позиции на основе выбора приоритетных ценностей. Восприятие характеризуется наличием этического барьера, который отбрасывает все воздействия, не согласующиеся с этическими нормами. Также следует отметить особенности эстетического восприятия школьников, так как эстетический компонент в составе предмета предполагает активное включение в учебный процесс методик эстетического воспитания.

Эстетическое восприятие младших школьников характеризуется недифференцированной оценкой объектов действительности и искусства, эмоциональностью, сюжетным уровнем развития и образностью (способность воспринимать эстетические объекты на уровне их жанровой принадлежности).

Эстетическое восприятие в подростковом возрасте характеризуется способностью к концентрации внимания, первыми попытками эстетического суждения ("нравится — не нравится"), снижением эмоциональности восприятия, интересом к объектам искусства, способностью к абстрагированию при восприятии жанровой основы произведения.

Эстетическое восприятие в юношеском возрасте характеризуется способностью к эстетической оценке явления, наличием художественного вкуса, способностью к эстетическому суждению. Ведущим художественным объектом внимания являются произведения, содержание которых посвящено раскрытию внутреннего мира человека (например, жанр портрета). Указанные характеристики эстетического восприятия, будучи связанными с возрастными закономерностями развития детей, тем не менее самостоятельно не формируются и требуют направленной педагогической работы (99).

Ценностные приоритеты школьников определяются в такой иерархической последовательности:

Младшие школьники (1—4 классы):

семья; 2) Бог; 3) дружба (любовь); 4) книги (Гарри Поттер, Астрид Линдгрен "Пеппи — Длинный чулок", Дж. Толкиен, Винни Пух); 5) искусство, музыка; 6) материальные блага; 7) театр, кино (компьютер).

Подростки (5—7 классы):

1) семья; 2) любовь, дружба; 3) книги (Гарри Поттер, А.Н. Островский, Шекспир "Ромео и Джульетта", "Детские годы Екатерины", Толкиен); 4) Бог; 5) материальные блага; 6) музыка, кино, искусство.

8 класс:

1) Бог; 2) семья; 3) дружба.

К числу личных запретов, которые дети сами определяют для себя, относятся наркотики.

Старшеклассники (9 класс):

1) любовь; 2) дружба; 3) Бог; 4) материальные блага; 5) семья; 6) музыка (мальчики — рок-музыка, девочки — отечественная или зарубежная поп-музыка); 7) книги (50% — журналы, 50% — программная школьная классика: "Герой нашего времени" и т.п.); 8) кино; 9) искусство; 10) театр.

10—11 классы:

1) семья, любовь, дружба; 2) Бог; 3) материальные блага; 4) книги (Толкиен, Гарри Поттер, Толстой, Тургенев (по школьной программе), музыка (поп, рок, альтернативная, рэп, классика); 5) кино, театр, искусство, спорт, компьютерные игры, Интернет.

Нравственные ценности:

Младший школьный возраст:
1) доброта, любовь; 2) честность.

Дети не принимают:
1) злость; 2) подлость; 3) ложь.

Подростковый возраст:
1) доброта, честность.

Не принимают:
1) лживость; 2) злоба.

Старший школьный возраст:
1) честность; 2) преданность, отзывчивость, искренность; 3) целеустремленность.

Личные запреты (11 класс): наркотики, алкоголь, предательство, преступление.

Таким образом, можно сделать вывод, что к 11 классу современные школьники обладают сформированным мировоззрением. Дети способны к самокритике, могут оценить свои достоинства и недостатки. У каждого сложилась шкала нравственных ценностей. Хотя в какой-то степени на ценностную ориентацию влияют средства массовой информации. К учебе большинство относятся не очень ответственно. Некоторые уже зарабатывают собственные деньги. В общении преобладают дружелюбие и этическая требовательность. Сравнительно невысок уровень культурного развития (в литературе, музыке — увлечение массовой культурой, а театр и искусство интересуют не многих). Но стабильна положительная оценка нравственных характеристик: на первое место дети ставят такие качества, как доброта, честность, преданность.

Что касается понимания и усвоения содержания предмета "Православная культура", то исследование показало, что большинство современных школьников ввели понятие "Бог" в ряд приоритетных ценностей. Ведущими ценностями для современного школьника являются также любовь и семья. Таким образом, несмотря на социальную нестабильность, детский мир сохранил преемственность прежде всего религиозных и нравственных ценностей, но отстает в области эстетического воспитания, что требует тщательной проработки в содержании предмета эстетического компонента.

1.7. Требования к подготовке учителя православной культуры

Предмет "Православная культура", как и любой другой школьный предмет, предполагает овладение методикой его преподавания. Учитель, который будет вести предмет, должен иметь общую психолого-педагогическую подготовку и владеть частной методикой преподавания данного предмета.

Требования к общей педагогической подготовке определяются Государственным стандартом высшего профессионального образования, в котором перечислены требуемые знания и умения. Профессиональный единый уровень общей подготовки получает преподаватель любой специализации. В число необходимых требований включаются:

• Знание психологических возрастных особенностей учащихся.

• Знание педагогических технологий организации учебно-воспитательного процесса.

Так как методика преподавания предмета "Православная культура" не разработана, при подготовке учителя данной специализации следует руководствоваться определенными требованиями.

Учитель православной культуры должен:

• Положительно оценивать православную культуру.

• Знать ее традиции на протяжении всей истории России.

• Видеть в ребенке Образ Божий. Любить детей.

• Обладать общей культурологической подготовкой, объем и содержание которой определяются содержанием предмета "Православная культура", зафиксированным в "Примерном содержании образования по учебному предмету „Православная культура"" (раздел 2.4 — Содержательные линии). Это знания в области религиозной культуры (Священное Писание, православный катехизис, церковнославянский язык) и в области православного изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры, литературы, музыки.

• Знать специфику содержательных компонентов программы (концептуальное обоснование программы по предмету "Православная культура", раздел 1.4). Владеть методиками духовно-нравственного и эстетического воспитания детей в соответствии со спецификой содержательных компонентов предмета.

• Владеть умениями какого-либо вида творческой деятельности (пение, рисование, конструирование, музицирование, версификация и т.п.).

Исходя из указанных требований могут быть определены содержательные направления подготовки учителя православной культуры.

Первый блок — психолого-педагогические дисциплины общего профиля.

Второй блок — дисциплины богословско-катехизического содержания.

Третий блок — дисциплины культурологического содержания (история православного искусства, музыки, литературы).

Четвертый блок — дисциплины, позволяющие овладеть специальными умениями творческих видов деятельности (хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, рисование, лепка).

Пятый блок — частно-методический: овладение методиками нравственного и эстетического воспитания. Данное направление может быть включено в содержание дисциплин первого блока при увеличении времени для их изучения в учебном плане.

На базе имеющихся знаний первого блока дополнительную специализацию преподавателя православной культуры могут получить учителя гуманитарных предметов смежных образовательных областей — "Филология", "Искусство", "Обществознание" при обязательном условии положительной оценки ими православной культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: