Понятие о богословии, догматическое сознание

Богопознание, жизнь с Богом — опытный процесс, но духовный опыт по мере накопления становится знанием, а знание, в свою очередь, требует систематизации. Таким образом возникает наука — богословие.

Слово "богословие" (греч. Θεολογια, от θεος — Бог и λογος — слово) в различные эпохи могло употребляться в различных значениях. Так, свв. отцы Православной Церкви понимали под "богословием" учение о Боге в Самом Себе, о Пресв. Троице, а все остальные разделы вероучения (о Боге Творце мира, о Боге Промыслителе, о Воплощении Сына Божия, о Втором Пришествии Христовом и т.д.) относили к области Божественного домостроительства или икономии (5). Позднее богословием стали называть все христианское вероучение, включая как учение о Боге. Так и о Его домостроительстве (6). В настоящее время под богословием понимают совокупность религиозных наук, среди которых различают догматическое, нравственное, основное, литургическое, пастырское богословие. В корпусе богословских дисциплин особое место принадлежит догматическому богословию.

"Православное догматическое богословие — наука, в систематическом порядке раскрывающая содержание основных христианских вероучительных истин (догматов), принимаемых всей полнотой Православной Церкви" (7).

По определению арх. Макария (Булгакова), догматы (8) суть "откровенные (то есть открываемые нам Сами Богом — О.Д.) истины, преподаваемые людям Церковью, как непререкаемые и неизменные правила спасительной веры" (9).

Вероучение, усвоенное человеком и составляющее предмет его веры. Называется догматическим сознанием. Наличие у человека догматического сознания, знание хотя бы основ вероучения необходимо

А) для обобщения и систематизации духовного опыта, для сообщения опыта тем, кто его не имеет. Архим. Софроний (Сахаров), ученик прп. Силуана Афонского, передает следующие слова своего преподобного учителя: " никто из святых не стал бы искать словесного выражения своего опыта…, если бы не стояла задача научить ближнего " (10).

Лишенный догматического сознания, в духовной жизни оказывается совершенно дезориентированным, такой человек подобен слепцу, который вынужден прокладывать себе путь ощупью. Например, он, в принципе, не способен понять, какое значение в духовной жизни имеет Церковь с ее таинствами, какое место в деле устроения спасения принадлежит собственно человеческой активности.

Б) для проверки доброкачественности нашего духовного опыта. Ложное, искаженное догматическое сознание не менее опасно для духовной жизни, чем полное его отсутствие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: