"Пространный Катихизис" указывает три основных правила, которым необходимо следовать при чтении священных книг (32).
А) " … должно читать оное с благоговением, как слово Божие, и с молитвою о разумении оного ".
Для правильного уразумения Свщ. Писания необходимо доверие тому, что Господь хотел открыть нам в Своем слове. Кроме того, необходима молитва, поскольку одного естественного человеческого разума недостаточно для проникновения в смысл Писания, для этого необходима помощь свыше. Прп. Исаак Сирин (6-7 вв.) учит: " никогда не приближайся к содержащимся в Писании словам таинства без того, чтобы помолиться и попросить помощи у Бога, но говори: Господи, дай мне ощутить могущество Писания. Считай молитву ключом, открывающим его подлинный смысл " (33).
Особенно полезно слушать Свщ. Писание в храме, поскольку здесь чтение Слова Божия сопряжено с церковной молитвой, и само слушание Свщ. Писания предваряется особой молитвой, в которой испрашивается у Бога отверзение нашего ума для разумения Писания.
|
|
Б) " … должно читать оное с благоговением, как слово Божие, для нашего наставления в вере и побуждения к добрым делам ".
Иными словами, чтение Свщ. Писания является для нас действенным в том случае, если читая Писание, мы ставим перед собой именно духовные задачи, не преследуя каких-либо посторонних целей, как то сдача экзамена, составление проповеди или статьи, расширение кругозора и т.п.
В) " … понимать оное должно согласно с изъяснением Православной Церкви и Святых Отец ".
Почему Свщ. Писание следует понимать согласно с изъяснениями свв. отцов Православной Церкви? В настоящее время, особенно в протестантской среде, распространено мнение, согласно которому существует некий чистый смысл Свщ. Писания. Для постижения этого смысла необходимо при истолковании Писания отказаться от всяких внешних авторитетов и стремиться к буквальному, незамутненному пониманию библейского текста. Но именно об опасности такого самочинного и упрощенного толкования Свщ. Писания многократно предупреждали свв. отцы. Свт. Григорий Нисский писал: " Представляющееся с первого взгляда толкование написанного, если не будет понято в надлежащем смысле, часто производит противоположное жизни, являемой Духом ". Поэтому надо " благоговеть перед достоверностью тех, кто свидетельствованы Святым Духом, пребывать в границах их учения и знания " (34).
В действительности никакого чистого смысла Свщ. Писания не существует, каждый человек понимает все, в том числе и Свщ. Писание. В свою меру. Которая определяется духовным возрастом человека, его жизненным опытом и общим уровнем культуры. Любое восприятие и понимание всегда субъективно. Можно сказать, что понимать и интерпретировать — это одно и то же. Понять — это и значит истолковать приемлемым для себя образом. Поэтому вопрос не в том, толковать или не толковать, интерпретировать или не интерпретировать, а в том, на основании каких критериев это делать, положить ли в основание нашего понимания Библии толкование учителей, святость которых засвидетельствована Церковью, или же довериться сомнительным мнениям противоречащих друг другу проповедников? (35)
|
|
Но каким образом отличить подлинное учение свв. отцов, имеющее авторитет, от частных мнений тех или иных отцов, которые могут быть и ошибочными? Для этого существует специальное понятие: "согласие отцов". в святоотеческом учении принимается только та часть его, по которой имеется единодушное мнение всех или, по крайней мере, значительного большинства свв. отцов. По принципиальным вопросам догматического характера существенных расхождений у свв. отцов практически не бывает.
" Отец не противоборствует отцам, ибо все они были общниками Единого Духа Святого ", — (36) писал св. Иоанн Дамаскин.
Согласие отцов по тому или иному вопросу представляет собой богословское мнение. С которым необходимо считаться, если желаешь остаться верным учению Церкви. Блж. Августин предупреждает: " Кто отступает от единодушного согласия Отцов, тот отступает от всей Церкви " (37).
Пято-Шестой Трулльский Собор 691-692 гг. своим 19-м правилом постановил: " аще будет исследуемо слово Писания, то не иначе да изъясняют оное, разве как изложили светила и учители Церкви в своих писаниях " (38).