Нетварный характер Божественных энергий

Разработанное Каппадокийцами учение получило дальнейшее развтие равно через 1000 лет. В учение Каппадокийцев имело место некоторая недосказанность: какова природа Божественных энергий? Этот вопрос был окончательно разрешен в XIV столетии в споре свт. Григория Паламы с калабрийским монахом Варлаамом. Варлаам считал, что все Божественные энергии, все теофании, о которых говорит Свщ. Писание, суть не более, чем тварные, то есть сотворенные Богом, знаки и образы, создаваемые Богом, чтобы посредством их общаться с человеком. Таким образом, Варлаам отрицал возможность непосредственного общения человека с Богом: познавать Бога можно только опосредованно, посредством тварного. Тем самым, Варлаам и его единомышленники фактически отрицали всю аскетическую традицию Восточной Церкви, утверждающую реальное обожение (20) как цель человеческой жизни.

В полемике с Варлаамом свт. Григорию удалось убедительно раскрыть учение о нетварном характере Божественных энергий. Действования Божий —это не тварные знаки, создаваемые Богом для общения с человеком, а непосредственно проявления самого Бога, Его исхождения во вне. Поэтому приобщение Божественным действованиям есть причастность Самому Богу. Учение свт. Григория Паламы, утвержденное на Константинопольских Соборах 1341,1347 и 1351гг.,находится в полном согласии со Свщ. Писанием. Ал. Петр говорит, что нам надлежит соделаться "причастниками Божеского естества" (2 Пет. 1,4) (21).

В соответствии с действованиями, в которых Бог проявляет Себя во вне, Свщ. Писание образует Божественные имена, посредством которых мы выражаем наше знание о Боге. Свт. Григорий Нисский говорит:

"Все рождающиеся у нас понятия о Божественном естестве мы выражаем в форме имен" (22). Божественные имена — это различные наименования свойств Божеского естества.

Свойства естества Божия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: