О возможности познания существа Божия

Непознаваемость Божественной сущности

"Пространный Катихизис" утверждает совершенную недоступность Божественной сущности для познания, существо Божие

"выше всякого познания не только человеков, но и Ангелов" (10).

Это утверждение находится в полном согласии с данными Свщ. Писания:

"Божьего никто не знает, кроме Духа Божия " (1 Кор. 2, 11).

"Бог обитает в неприступном свете, которого никто из человеков не видел и видеть не может" (Тим. 6,16).

Уразуметь непознаваемость Божественной сущности можно и логическим путем. Существо Божие уникально, поэтому мы не можем познать Его путем сравнений, по аналогии. К тому же мы не имеем необходимого инструментария для богопознания, ибо Бог трансцен-дентен миру. Кроме того, Бог - существо бесконечное, тогда как познающий человеческий разум ограничен, и потому не в состоянии объять необъятное.

2.2.2. Понятие "сущности"

Греческое слово “усия” (сущность) представляет собой причастие женского рода настоящего времени от глагола” ими” (быть) и означает участие в бытии. Понятие сущности чего-либо выводится из набора отличительных свойств, присущих всем существам данного рода, посредством которых все вещи данного рода участвуют в бытии. Такие свойства называются существенными свойствами или атрибутами (от лат. аttribuo — наделять). Именно существенные свойства "делают" вещь тем, чем она является. От существенных свойств следует отличать свойства несущественные или акциденции, которые не являются необходимыми для участия в бытии. Например, для человека разумность, дар слова, бессмертие являются существенными свойствами, а цвет кожи - акциденцией. Однако, к Богу понятие сущность приложимо только с достаточной долей условности. Когда мы говорим о Божественной сущности, то имеем в виду не участие Бога в бытии, но Его бытие как таковое. Бог не просто участвует в бытии, Он Сам есть бытие, Тот, Кто обладает бытием, Тот, Кому бытие принадлежит. Поэтому святоотеческая формула "сверхсущностная сущность" более точно выражает истину о Боге, указывая на бесконечное превосходство Божества над всеми тварными сущностями" (11).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: