Возможность познания Бога по Его действованиям

Хотя Божественная сущность непознаваема, тем не менее некоторое объективное знание о Боге мы можем иметь и даже пытаемся нечто более или менее определенно о Боге утверждать. В противном случае все богословие было бы не чем иным, как пустословием.

В христианском богословии вопросы богопознания впервые серьезно были поставлены в IV столетии и подробно исследованы великими Каппадокийцами: свтт. Василием Великим, Григорием Богословом и Григорием Нисским. Каппадокийцы решительно отвергли возможность познания Божественного существа силами человеческого рассудка.

"Представлять себя знающим, что есть Бог. есть повреждение ума ",(12) — писал свт. Григорий Богослов.

Познать —значит дать определение, охватить понятием. Но

"Божество, необходимо будет ограничено, если Оно постигается мыслью. Ибо и понятие есть вид ограничения" (13).

Для обоснования возможности иметь объективное знание о Боге Каппадокийцы использовали философское понятие "энергии (энергия)", действования. Энергия означает проявление сущности (природы) в движении, способность природы выявлять свое существование во вне, делать его доступным познанию и причастности.

"Невидимый по естеству делается видимым в действиях", (15)—

говорил свт. Григорий Нисский. Свт. Василий Великий разъясняет свою позицию следующим образом:

"Утверждая, что мы познаем Бога нашего в Его энергиях, мы отнюдь не обещаем того, чтобы приблизиться к Нему в Самой Его сущности. Ибо, если Его энергии нисходят до нас, Сущность Его остается недосягаемой"(16).

Наиболее подробное изложение учения о непознаваемости Божественной сущности и о познаваемости Бога в Его действованиях или энергиях, содержится у свт. Григория Нисского.

"Естество Божие, само по себе, по своей сущности, выше всякого постигающего мышления: оно недоступно и неуловимо ни для каких рассудочных приемов мысли, и в людях не открыто еще никакой силы, способной постигнуть непостижимое и не придумано никакого средства уразуметь неуяснимое"(17).

Но в то же время,

"Божество, как совершенно непостижимое и ни с чем не сравнимое познается по одной только деятельности. Нет сомнения в том, в сущность Божию разум проникать не может, но зато, он постигает деятельность Божию и на основании этой деятельности получает такое познание о Боге, которое вполне достаточно для его слабых сил "(18).

Говоря философским языком, Бог одновременно и трансцендентен и имманентен (19) миру.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: