Хотя Божественная сущность непознаваема, тем не менее некоторое объективное знание о Боге мы можем иметь и даже пытаемся нечто более или менее определенно о Боге утверждать. В противном случае все богословие было бы не чем иным, как пустословием.
В христианском богословии вопросы богопознания впервые серьезно были поставлены в IV столетии и подробно исследованы великими Каппадокийцами: свтт. Василием Великим, Григорием Богословом и Григорием Нисским. Каппадокийцы решительно отвергли возможность познания Божественного существа силами человеческого рассудка.
"Представлять себя знающим, что есть Бог. есть повреждение ума ",(12) — писал свт. Григорий Богослов.
Познать —значит дать определение, охватить понятием. Но
"Божество, необходимо будет ограничено, если Оно постигается мыслью. Ибо и понятие есть вид ограничения" (13).
Для обоснования возможности иметь объективное знание о Боге Каппадокийцы использовали философское понятие "энергии (энергия)", действования. Энергия означает проявление сущности (природы) в движении, способность природы выявлять свое существование во вне, делать его доступным познанию и причастности.
|
|
"Невидимый по естеству делается видимым в действиях", (15)—
говорил свт. Григорий Нисский. Свт. Василий Великий разъясняет свою позицию следующим образом:
"Утверждая, что мы познаем Бога нашего в Его энергиях, мы отнюдь не обещаем того, чтобы приблизиться к Нему в Самой Его сущности. Ибо, если Его энергии нисходят до нас, Сущность Его остается недосягаемой"(16).
Наиболее подробное изложение учения о непознаваемости Божественной сущности и о познаваемости Бога в Его действованиях или энергиях, содержится у свт. Григория Нисского.
"Естество Божие, само по себе, по своей сущности, выше всякого постигающего мышления: оно недоступно и неуловимо ни для каких рассудочных приемов мысли, и в людях не открыто еще никакой силы, способной постигнуть непостижимое и не придумано никакого средства уразуметь неуяснимое"(17).
Но в то же время,
"Божество, как совершенно непостижимое и ни с чем не сравнимое познается по одной только деятельности. Нет сомнения в том, в сущность Божию разум проникать не может, но зато, он постигает деятельность Божию и на основании этой деятельности получает такое познание о Боге, которое вполне достаточно для его слабых сил "(18).
Говоря философским языком, Бог одновременно и трансцендентен и имманентен (19) миру.