Качества, знания, умения интервьюера

Осведомленность по содержанию тем, затрагиваемых в вопросах анкеты, интервью. Знание особенностей образа жизни, стереотипов и особенностей мышления опрашиваемых.

Точное знание содержания вопросов и достаточно полных ответов (чтобы в ходе опроса не навязывать свой ответ респон­денту).

Эрудиция, необходимая для того, чтобы поддержать беседу I различных отраслях деятельности (в экономике, политике, искусстве, спорте, социально-бытовых вопросах).

Внимательность, наблюдательность — важные качества для правильной оценки и ориентации в ходе опроса.

Умение говорить понятно, правильно, просто, неторопливо.

Умение слушать, выражать интерес к высказываниям сове­тника, не перебивать и не навязывать свое мнение.

Терпение и сдержанность. Недопустимо проявление властного, жестокости, требовательности, раздражительности.

Выносливость — способность без напряжения и видимого томления проводить опрос.

Общительность — умение войти в контакт с опрашиваемым,;воевать доверие, преодолеть предубежденность, поддерживать общение. Противопоказана чрезмерная робость интервьюера, лущение в отдельных ситуациях.

Гибкость ума — способность хорошо ориентироваться в ситуациях опроса, улавливать нюансы высказываний респондента.

Пунктуальность — точное следование инструкциям, своевременная регистрация данных, аккуратность заполнения методических документов.

Самоконтроль, критичность оценок своих действий, способность к коррекции, перестройке действий.

Тактичность и моральная ответственность. Своими манерами интервьюер должен располагать к себе респондента. Должна быть сохранена тайна беседы.

Располагающая внешность. Одежда интервьюера не должна быть вызывающей, по возможности подбирается с учетом вкуса в респондентов и места опроса. Способность к адаптации в различных ситуациях. Пол и возраст опрашивающих влияют на результаты опросы. Отрицательно сказывается значительная разница в возрасте респондента и интервьюера. Мужчины-интервьюеры предпочи­тают работать с мужчинами-респондентами, женщины - интерьеры склонны опрашивать респондентов обоего пола.

Типичные ошибки и трудности в проведении опроса

1. Была использована уже применявшаяся ранее анкета, программа опроса не составлялась.

1.1.Подготовка вопросника начинается без разработки про граммы опроса; не выделены категории анализа. В качестве вопросов анкеты респондентам предлагаются проблемы про­граммы исследования или те задачи, которые были поставлены перед социологами заказчиком.

2. По результатам пробного опроса было установлено, что
познавательная задача расходится со смысловым содержанием
формулировки вопроса респонденту. Произошла замена индика-
тора: вместо вопроса об информированности задается вопрос о
самооценке информированности.

2.1.Вопрос содержит термины, смысл которых непонятен респонденту или по-разному понимается респондентами.

2.2.Перед респондентом при ответе на вопрос ставятся за­дачи, к решению которых он не подготовлен (установить слож­ные зависимости, провести ранжирование, классификацию, вы­явить критерий).

2.3.Респонденту задается вопрос об оценке фактов без предварительного выяснения, какое отношение он имеет к этим фактам (о качестве питания в заводской столовой спра­шивают работника, который питается дома).

2.4. Получено слишком много одинаковых ответов на вопрос.

2.5. Большое количество ответов на вопрос типа «не знаю»,
«затрудняюсь ответить».

2.6. Много неуместных замечаний респондентов к ответам.

2.7. После изменения порядка вопросов (вариантов ответов),]
произошли существенные отклонения в ответах респондентов.

2.8.Ответы на вопросы занимают слишком много временя.

2.9.Остается незаполненной значительная часть анкеты.

3.В качестве интервьюеров, анкетеров привлекаются лица.)
не прошедшие специальной подготовки.

3.1.Интервьюер приступил к опросу без пробного интервью.

3.2.Очень схожи ответы респондентов у одного из интервьюеров.

3.3.Продолжительность беседы у интервьюера после ряд интервью значительно сокращается.

3.4.Респондент в резкой форме отказывается принять уча­стие в опросе. Респондент мотивирует свой отказ различными уважительными причинами. Дает согласие участвовать, нотолько на время, значительно меньшее установленного для бе­седы (заполнения анкеты).

3.5.Респондент выражает опасения в связи с участием вопросе (в связи с ответом на отдельный вопрос).

3.6.Респондент участвует в опросе неохотно, с видимым безразличием.

3.7.Респондент слишком разговорчив и уводит интервьюер: от темы вопроса.

3.8.Респондент выражает сомнение относительно качеств: вопросника (отдельных вопросов).

4.Анкеты заполнены неаккуратно, в них много пропусков,
неточностей, ошибок в записях, кодировке.

5. В интерпретации данных опроса происходит замена ин­дикатора смысла вопроса. Например: самооценка респондентом доведения интерпретируется как фактическое поведение («вы­полняю работы 5-го квалификационного разряда»).

6. В ходе опроса собран большой объем статистической ин­формации. Однако оказалось, что она не имеет прямого отно­шения к гипотезам и задачам исследования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Рабочая книга социолога. М., 1983.

2. Жабский М. И. Возможности, границы и техника опроса // Социологи­ческие исследования. 1984. № 3.

3. Ноэль Э. Массовые опросы/Пер. с нем. М., 1978.

4. Маслова О. М. К вопросу о проектировании социологических анкет//
Социол. исследования. 1981. № 1. •

5. Маслова О. М. Анкетирование — метод сбора социологической инфор­мации//Политическое самообразование. 1981. № 2.

6. 5. Словарь прикладной социологии. Минск, 1984.

7. Форма опроса и целевая установка исследования // Социол. исследования. 1983. №

8. Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М., 1972.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: