(примерный перечень признаков, фиксируемых в протоколе эксперимента)
Наименование темы экспериментального исследования.
Дата, время начала составления протокола.
Экспериментальная (контрольная) группа. Каким методом. и по каким критериям отобрана? Какие трудности возникли при отборе? Состав группы; ее структура (институциональная, не институциональная). Каков род деятельности? Характер взаимоотношений? В чем заключаются основные функции членов группы? Какие цели преследуют? Совпадают ли их цели с целями группы? Каково содержание выполняемых действий? Как воспринимают, оценивают свои действия сами участники, другие участники? Как меняются действия по достижению определенного результата? Есть ли характерные отличия группы от других родственных или смежных групп? И если да, то какие это отличия? Какова роль участников (экспериментируемых) в эксперименте? Должны ли они знать о его целях, условиях? Если знают, то что именно и как поняты задачи и условия эксперимента? В чем выражается отношение участников к эксперименту? Чем, какими средствами, процедурами выявлено это отношение?
|
|
Обстановка до введения экспериментального фактора. Каковы общие условия деятельности группы? Характеристика физической среды (помещения, площадки, местности). Действие постоянных физических факторов, технических устройств. Каков режим деятельности группы? В какой степени успешность выполнения основных задач зависит от внешних факторов? Какие из них наиболее важные? Чем поддерживается их постоянство? Какие факторы неблагоприятны для действий участников группы? Каковы связи членов группы с другими группами? По поводу чего и как возникают контакты членов группы с окружающими? У кого и с чем эти контакты наиболее часты? Знают ли лица из ближайшего окружения об эксперименте? Если да, то что именно? Как относятся? В чем выражается это отношение? С помощью чего оно установлено?
Состав контролируемых переменных. Какие показатели выделены в качестве независимых, зависимых переменных? Какие показатели выделены в качестве других контролируемых переменных? С помощью каких процедур и в каких учетных документах фиксируются данные по всем контролируемым переменным (в протоколе, в бланках, в анкетах)?
Экспериментальный фактор. Время начала действия экспериментального фактора. Что собой представляет? Что это: условие, действовавшее в группе ранее, но значительно измененное (усиленное, стабилизированное, устраненное)? перестройка прежних связей по новому принципу? новое для группы условие? постановка новой задачи? насколько изменяет содержание работы группы, ее структуру? насколько он необычен, оказался неожиданным для участников? Есть ли схожесть действия экспериментального фактора с другими состояниями, условиями деятельности данной группы, других групп? если да, то в чем проявляется это сходство? кто отвечает за управление экспериментальным фактором? кем принято решение о начале его действия? каково отношение ответственных за управление экспериментальным фактором к целям эксперимента? что усилило или ослабило эффект введения экспериментального фактора?
|
|
Экспериментальная ситуация. Как замечено группой введение экспериментального фактора? Каково ее отношение? Есть ли изменения в поведении участников, в их настроении, мотивах деятельности? Если да, то в чем оно выражается? С помощью каких процедур выявлено? Есть ли отклонения от заданных условий эксперимента? Если да, то в чем они состоят: в изменении функционального содержания деятельности группы, в ее структуре, внешних связях, в изменениях физической среды? Какие средства приходилось использовать для поддержания постоянства условий эксперимента, нейтрализации не экспериментальных факторов? Как проходит регистрация переменных в учетных документах?
Окончание эксперимента. Прекращено ли действие экспериментального фактора? Если да, то как именно? Дата и время прекращения действия экспериментального фактора. Заметны ли предполагаемые изменения в деятельности группы? В каких показателях они отражены? Какие не предполагаемые (позитивные, негативные) существенные изменения в деятельности группы произошли в ходе эксперимента? В каких признаках они обнаружены? С помощью каких процедур выявлены? В каких учетных документах зафиксированы? Каковы своеобразие, частота, продолжительность, интенсивность обнаруженных изменений? Как отнеслись участники к окончанию эксперимента? В чем выразилось их отношение к окончанию эксперимента?
Данные о процедуре наблюдения в ходе эксперимента. Фиксируются те же, что и в ходе наблюдения.