Протокол эксперимента

(примерный перечень признаков, фиксируемых в протоколе эксперимента)

Наименование темы экспериментального исследования.

Дата, время начала составления протокола.

Экспериментальная (контрольная) группа. Каким методом. и по каким критериям отобрана? Какие трудности возникли при отборе? Состав группы; ее структура (институциональная, не институциональная). Каков род деятельности? Характер взаи­моотношений? В чем заключаются основные функции членов группы? Какие цели преследуют? Совпадают ли их цели с це­лями группы? Каково содержание выполняемых действий? Как воспринимают, оценивают свои действия сами участники, дру­гие участники? Как меняются действия по достижению опреде­ленного результата? Есть ли характерные отличия группы от других родственных или смежных групп? И если да, то какие это отличия? Какова роль участников (экспериментируемых) в эксперименте? Должны ли они знать о его целях, условиях? Ес­ли знают, то что именно и как поняты задачи и условия эксперимента? В чем выражается отношение участников к экспери­менту? Чем, какими средствами, процедурами выявлено это от­ношение?

Обстановка до введения экспериментального фактора. Ка­ковы общие условия деятельности группы? Характеристика фи­зической среды (помещения, площадки, местности). Действие постоянных физических факторов, технических устройств. Каков режим деятельности группы? В какой степени успешность вы­полнения основных задач зависит от внешних факторов? Какие из них наиболее важные? Чем поддерживается их постоянство? Какие факторы неблагоприятны для действий участников группы? Каковы связи членов группы с другими группами? По по­воду чего и как возникают контакты членов группы с окружаю­щими? У кого и с чем эти контакты наиболее часты? Знают ли лица из ближайшего окружения об эксперименте? Если да, то что именно? Как относятся? В чем выражается это отношение? С помощью чего оно установлено?

Состав контролируемых переменных. Какие показатели вы­делены в качестве независимых, зависимых переменных? Ка­кие показатели выделены в качестве других контролируемых переменных? С помощью каких процедур и в каких учетных до­кументах фиксируются данные по всем контролируемым пере­менным (в протоколе, в бланках, в анкетах)?

Экспериментальный фактор. Время начала действия экспериментального фактора. Что собой представляет? Что это: ус­ловие, действовавшее в группе ранее, но значительно изменен­ное (усиленное, стабилизированное, устраненное)? перестройка прежних связей по новому принципу? новое для группы усло­вие? постановка новой задачи? насколько изменяет содержание работы группы, ее структуру? насколько он необычен, оказал­ся неожиданным для участников? Есть ли схожесть действия экспериментального фактора с другими состояниями, условия­ми деятельности данной группы, других групп? если да, то в чем проявляется это сходство? кто отвечает за управление экспериментальным фактором? кем принято решение о начале его действия? каково отношение ответственных за управление экс­периментальным фактором к целям эксперимента? что усилило или ослабило эффект введения экспериментального фактора?

Экспериментальная ситуация. Как замечено группой введе­ние экспериментального фактора? Каково ее отношение? Есть ли изменения в поведении участников, в их настроении, мотивах деятельности? Если да, то в чем оно выражается? С помощью каких процедур выявлено? Есть ли отклонения от заданных ус­ловий эксперимента? Если да, то в чем они состоят: в изменении функционального содержания деятельности группы, в ее струк­туре, внешних связях, в изменениях физической среды? Какие средства приходилось использовать для поддержания постоян­ства условий эксперимента, нейтрализации не эксперименталь­ных факторов? Как проходит регистрация переменных в учет­ных документах?

Окончание эксперимента. Прекращено ли действие экспери­ментального фактора? Если да, то как именно? Дата и время прекращения действия экспериментального фактора. Заметны ли предполагаемые изменения в деятельности группы? В каких показателях они отражены? Какие не предполагаемые (позитив­ные, негативные) существенные изменения в деятельности груп­пы произошли в ходе эксперимента? В каких признаках они об­наружены? С помощью каких процедур выявлены? В каких учетных документах зафиксированы? Каковы своеобразие, час­тота, продолжительность, интенсивность обнаруженных измене­ний? Как отнеслись участники к окончанию эксперимента? В чем выразилось их отношение к окончанию эксперимента?

Данные о процедуре наблюдения в ходе эксперимента. Фик­сируются те же, что и в ходе наблюдения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: