Валидность — доверие, которое заслуживают суждения экспертов. Естественным образом зависит от компетентности экспертов и трудности решаемой задачи. Существует много причин, по которым эксперт может оказаться не в состоянии реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал. Отметим некоторые из них и дадим рекомендации по их устранению.
1. Идентификация суждения с его источником — естественный компонент восприятия человека человеком. Значительно снимается при отсутствии непосредственного контакта экспертов. Если же группа работает в режиме очного взаимодействия, следует составлять ее так, чтобы в нее не попадали люди, хорошо знающие друг друга, начальники и подчиненные. Включение в группу «громких имен» целесообразно лишь тогда, когда вся она состоит из специалистов высокого ранга.
2. Центростремительное давление возникает из-за свойственного большинству людей смещения своих суждений в сторону нейтральной середины. Установлено: чем выше самооценка компетентности эксперта, тем выше устойчивость высказываемых суждений. Переход к заочному взаимодействию экспертов сам по себе не исключает возникновения центростремительного давления, однако некоторые процедуры сбора информации (процедуры с качественной обратной связью, с индивидуальной обратной связью) позволяют справиться с этой сложностью.
3. Стремление к доминированию может возникать у членов экспертной группы, не являющихся признанными лидерами, это потенциальный источник конфликтов. Следует избегать включения экспертов с повышенной тягой к лидерству в опросы с режимом непосредственного воздействия.
4. Неустойчивость формирующегося мнения характерна для большинства экспертов на этапе знакомства с объектом и первичного обдумывания оценок. Высказанное в этот момент незрелое суждение может быть воспринято остальными как желанная подсказка. На первом этапе необходимо поддерживать информационную изоляцию экспертов.
Ошибки и трудности в применении экспертного опроса
1. Нечеткость в определении целей экспертизы. Их несоответствие возможностям экспертов, используемой технике проведения экспертизы. Опрос экспертов проводится без специально разработанной программы.
2. Неэффективное использование экспертов. Экспертиза предназначена для получения информации, которая могла быть собрана другими, менее сложными методами.
3. Недостаточно тщательный подбор экспертов. Оценка компетентности кандидатов в эксперты имеет односторонний характер (или вообще отсутствует), что приводит к появлению в группе экспертов случайных людей.
4. Привлеченные к опросу эксперты не проявляют интереса к экспертизе. Часть экспертов заинтересована в искажении информации.
5. Инструментарий экспертизы не был заранее апробирован. Недостаточно точно сформулированы вопросы, не ясен их основной смысл. Значительно число не ответов на поставленные вопросы.
6. Эксперты испытывают трудности в применении техники экспертизы.
7. Возникли трудности интерпретации данных из-за значительного разброса ответов, их неоднородности, трудности сопоставления данных в разнородных группах экспертов.
8. В ходе экспертизы получено много количественных оценок, но не было уделено внимание их аргументации. Возникли трудности объяснения полученных данных. Средние значения ответов оказываются далекими от верных.
9. Стремление ускорить опрос привело к поверхностному анализу проблем экспертами.
10. Излишний оптимизм в оценке результатов опроса. Данные экспертизы не подтверждены другими объективными данными.
ЛИТЕРАТУРА
1.Бешелев С. Д., Гурвич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. М., 1980.
2.Как провести социологическое исследование: в помощь идеологическому активу/Под ред. М. К. Горшкова и Ф. Э. Шереги. М., 1990.
3. Краткий словарь по социологии. М., 1988.
4.Панкова Л. А., Петровский А. М., Шнейдерман М. В. Организация экспертизы и анализ экспертной информации. М., 1984.
5.Прогнозирование в социологических исследованиях. Методологические проблемы. М., 1978.
6.Рабочая книга по прогнозированию. М., 1982.
7.Чередниченко В. В. Применение экспертных оценок в социологических исследованиях//Социол. исследования. 1981. № 3.