1.1. Как метод научного познания эксперимент играет зна-
чительную роль в развитии науки. С его помощью сделаны
важнейшие открытия в естествознании, в технике. Все более
широкое распространение он получает в общественных науках.
Вместе с тем порой к эксперименту относят то, что не соответ-
ствует его критериям.
1) Чем отличается эксперимент от наблюдения, от повседневной практики?
2) Попытайтесь, опираясь на принцип детерминизма, обосновать научную состоятельность результатов эксперимента. Какие другие методологические принципы служат обоснованию его результатов?
3) Какие ограничения возникают при использовании эксперимента в анализе социальных процессов и чем они обусловлены?
4) Каковы отличия экспериментов, проводимых в социологии, психологии, педагогике, экономических и правовых науках?
1.2.К социальным экспериментам можно отнести эксперименты, проведенные социалистами-утопистами — Фурье, Оуэном, особенно последним. Почему эти эксперименты окончились неудачно?
1.3.В схеме 5.1 выделены особенности, преимущества и недостатки эксперимента.
1) Прокомментируйте их, раскройте содержание. Попробуйте дополнить выделенный перечень.
2) Попытайтесь сравнить особенности эксперимента с другими методами сбора информации (наблюдением, опросом, анализом документов).
3) Попробуйте показать, с помощью каких средств, процедур обеспечивается более полное использование его преимуществ. Чем и как ослабляется и компенсируется влияние его недостатков?
4) Какими другими методами сбора информации можно дополнить данные, полученные с помощью эксперимента, чтобы компенсировать влияние каждого из перечисленных недостатков?
1.4. В схеме 5.2 представлена классификация видов социаль-
ного эксперимента.
1) Раскройте содержание и назначение каждого из них.
2)Какие возможны сочетания, комбинации видов эксперимента? Попробуйте отразить это в построенной вами классификационной схеме. Есть ли виды эксперимента, в сочетании которых имеются принципиальные ограничения? Какие это сочетания и в чем суть ограничений?
3)Попытайтесь аналогично схеме 5.1 выделить особенности, преимущества и недостатки каждого вида эксперимента.
4)Попробуйте дополнить классификационную схему, выделив иные основания для классификации.
1.5. В схеме 5.3 даны виды переменных социального эксперимента.
1)Что такое переменные в социальном эксперименте? Какие функции они выполняют?
2)Попытайтесь дать развернутую характеристику каждой из переменных. Какую функцию она выполняет в исследовании? Какими эмпирическими показателями может быть выражена? Какие требования предъявляются в ходе эксперимента?
3)Какие зависимости существуют между выделенными видами переменных и как они сочетаются?
4)Какие другие виды переменных возможны в эксперименте?
1.6. В схемах 5.4 и 5.5 представлены логические схемы и зависимости между факторами социального объекта в эксперименте.
1)Какие логические принципы, правила служат основанием для выделенных зависимостей?
2)Попытайтесь описать ситуации экспериментов, когда эксперимент проходит по выделенным логическим схемам. Опишите эти ситуации.
3)Какие другие логические зависимости возможны между факторами социального объекта?
4)Как повысить надежность и достоверность данных экспериментов, которые проводятся по выделенным логическим зависимостям? Какие ошибки могут возникнуть в использовании выделенных логических схем эксперимента? Как их исправить?
1.7. Определите, для каких исследовательских задач (в рамках темы, над которой работает ваша группа по практикуму) Может быть использован социальный эксперимент.
3.1.В схеме 5.2 указаны методы отбора экспериментальной и контрольной групп. Попробуйте описать ситуации, где используются соответствующие методы. Раскройте преимущества и недостатки каждого из них. Какие основные требований предъявляются к их использованию? К каким последствиям могут привести ошибки, нарушения требований?
3.2.Составьте для выбранной темы модели групп, представляющих класс изучаемых вами объектов, из которых предполагается провести отбор экспериментальных и контрольных групп. Определите метод выбора и в соответствии с его требованиями проведите выбор экспериментальной и контрольной групп. Обоснуйте выбор.
5 .1. Группой в 6—9 человек составьте программу управления экспериментальным фактором и экспериментальной ситуацией по выбранной теме исследования. Подготовьте необходимый инструментарий контроля и регистрации переменных. Согласуйте программу и проекты инструментария с руководителем занятий. Проведите экспертизу программы и инструментария. Ее можно провести с помощью моделирования эксперимента в форме деловой игры. Для этого распределите роли участников: ведущий группы, эксперт, организатор эксперимента от группы исследователей, организатор эксперимента от заказчика, участник эксперимента от экспериментальной группы, участник эксперимента от контрольной группы, лицо представляющее внешние организации, другие роли. Каждый из участников указывает возможные действия в условиях эксперимента, исходя из ролевых позиций; прослеживаются возможные последствия этих действий другими участниками, исходя из их ролевых позиций. Всоответствии с программой осуществляется управление действиями, контролируются и регистрируются переменные. Может повторить экспертизу, перераспределив роли участников, ноли эксперимент допускает проведение его в естественных условиях, то и экспертизу следует провести в ходе пробного эксперимента в естественных условиях. В ходе экспертизы должно быть обращено внимание на следующее:
1) возможность использования экспериментального фактора в
структуре исследуемого объекта;
2) адекватность эмпирической интерпретации переменных, возможности фиксации показателей;
3) возможности управления экспериментальным фактором и ситуацией во время эксперимента;
4) правильность выбора контрольной и экспериментальной групп;
5) надежность подготовленного инструментария;
6) отклонения от заданной программы, негативные последствия;
7) уровень организации процедур;
8) возможности использования экспериментального фактора для доказательства гипотез.