Выработка ориентации в возможностях применения эксперимента, в. его содержании, структуре

1.1. Как метод научного познания эксперимент играет зна-
чительную роль в развитии науки. С его помощью сделаны
важнейшие открытия в естествознании, в технике. Все более
широкое распространение он получает в общественных науках.
Вместе с тем порой к эксперименту относят то, что не соответ-
ствует его критериям.

1) Чем отличается эксперимент от наблюдения, от повсе­дневной практики?

2) Попытайтесь, опираясь на принцип детерминизма, обос­новать научную состоятельность результатов эксперимента. Ка­кие другие методологические принципы служат обоснованию его результатов?

3) Какие ограничения возникают при использовании экспе­римента в анализе социальных процессов и чем они обуслов­лены?

4) Каковы отличия экспериментов, проводимых в социоло­гии, психологии, педагогике, экономических и правовых науках?

1.2.К социальным экспериментам можно отнести экспери­менты, проведенные социалистами-утопистами — Фурье, Оуэном, особенно последним. Почему эти эксперименты окончились не­удачно?

1.3.В схеме 5.1 выделены особенности, преимущества и не­достатки эксперимента.

1) Прокомментируйте их, раскройте содержание. Попробуй­те дополнить выделенный перечень.

2) Попытайтесь сравнить особенности эксперимента с другими методами сбора информации (наблюдением, опросом, ана­лизом документов).

3) Попробуйте показать, с помощью каких средств, проце­дур обеспечивается более полное использование его преимуществ. Чем и как ослабляется и компенсируется влияние его недостатков?

4) Какими другими методами сбора информации можно до­полнить данные, полученные с помощью эксперимента, чтобы компенсировать влияние каждого из перечисленных недостат­ков?

1.4. В схеме 5.2 представлена классификация видов социаль-
ного эксперимента.

1) Раскройте содержание и назначение каждого из них.

2)Какие возможны сочетания, комбинации видов экспери­мента? Попробуйте отразить это в построенной вами классифи­кационной схеме. Есть ли виды эксперимента, в сочетании ко­торых имеются принципиальные ограничения? Какие это соче­тания и в чем суть ограничений?

3)Попытайтесь аналогично схеме 5.1 выделить особенности, преимущества и недостатки каждого вида эксперимента.

4)Попробуйте дополнить классификационную схему, выде­лив иные основания для классификации.

1.5. В схеме 5.3 даны виды переменных социального эксперимента.

1)Что такое переменные в социальном эксперименте? Ка­кие функции они выполняют?

2)Попытайтесь дать развернутую характеристику каждой из переменных. Какую функцию она выполняет в исследовании? Какими эмпирическими показателями может быть выражена? Какие требования предъявляются в ходе эксперимента?

3)Какие зависимости существуют между выделенными ви­дами переменных и как они сочетаются?

4)Какие другие виды переменных возможны в экспери­менте?

1.6. В схемах 5.4 и 5.5 представлены логические схемы и зависимости между факторами социального объекта в эксперименте.

1)Какие логические принципы, правила служат основанием для выделенных зависимостей?

2)Попытайтесь описать ситуации экспериментов, когда экс­перимент проходит по выделенным логическим схемам. Опиши­те эти ситуации.

3)Какие другие логические зависимости возможны между факторами социального объекта?

4)Как повысить надежность и достоверность данных экспе­риментов, которые проводятся по выделенным логическим за­висимостям? Какие ошибки могут возникнуть в использовании выделенных логических схем эксперимента? Как их исправить?

1.7. Определите, для каких исследовательских задач (в рамках темы, над которой работает ваша группа по практикуму) Может быть использован социальный эксперимент.

3.1.В схеме 5.2 указаны методы отбора экспериментальной и контрольной групп. Попробуйте описать ситуации, где ис­пользуются соответствующие методы. Раскройте преимущества и недостатки каждого из них. Какие основные требований предъявляются к их использованию? К каким последствиям мо­гут привести ошибки, нарушения требований?

3.2.Составьте для выбранной темы модели групп, представ­ляющих класс изучаемых вами объектов, из которых предпола­гается провести отбор экспериментальных и контрольных групп. Определите метод выбора и в соответствии с его требованиями проведите выбор экспериментальной и контрольной групп. Обос­нуйте выбор.

5 .1. Группой в 6—9 человек составьте программу управле­ния экспериментальным фактором и экспериментальной ситуа­цией по выбранной теме исследования. Подготовьте необходи­мый инструментарий контроля и регистрации переменных. Согласуйте программу и проекты инструментария с руководителем занятий. Проведите экспертизу программы и инструментария. Ее можно провести с помощью моделирования эксперимента в форме деловой игры. Для этого распределите роли участников: ведущий группы, эксперт, организатор эксперимента от группы исследователей, организатор эксперимента от заказчика, участник эксперимента от экспериментальной группы, участник экс­перимента от контрольной группы, лицо представляющее внеш­ние организации, другие роли. Каждый из участников указы­вает возможные действия в условиях эксперимента, исходя из ролевых позиций; прослеживаются возможные последствия этих действий другими участниками, исходя из их ролевых позиций. Всоответствии с программой осуществляется управление действиями, контролируются и регистрируются переменные. Может повторить экспертизу, перераспределив роли участников, ноли эксперимент допускает проведение его в естественных условиях, то и экспертизу следует провести в ходе пробного экс­перимента в естественных условиях. В ходе экспертизы должно быть обращено внимание на следующее:

1) возможность использования экспериментального фактора в
структуре исследуемого объекта;

2) адекватность эмпирической интерпретации переменных, возможности фиксации показателей;

3) возможности управления экспериментальным фактором и ситуацией во время эксперимента;

4) правильность выбора контрольной и экспериментальной групп;

5) надежность подготовленного инструментария;

6) отклонения от заданной программы, негативные последствия;

7) уровень организации процедур;

8) возможности использования экспериментального фактора для доказательства гипотез.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: