Один дровосек усердно рубил лес далеко в горах. И вдруг появилось странное животное сатори, которое редко встречалось в деревнях. Дровосек хотел поймать его живым. Животное прочло его мысли:
— Ты хочешь поймать меня живым, не так ли? Дровосек был поражён и не знал, что сказать. Тогда животное сказало:
— Ты, по-видимому, удивлён моими телепатическими способностями?
Дровосек ещё больше поразился, но затем у него возникла идея убить животное одним ударом топора. Сатори воскликнуло:
— Теперь ты хочешь меня убить!
Дровосек окончательно расстроился и, поняв, что он совершенно не в силах что-либо сделать с этим таинственным животным, собрался снова заняться своим делом. Не отличаясь благонамеренностью, сатори продолжало преследовать его:
— Так ты, наконец, меня оставил?
Дровосек не знал, что делать с этим животным и что делать с собой. Смирившись со всем, он взял топор и, не обращая никакого внимания на присутствие животного, усердно и сосредоточенно рубил лес. Когда он стал таким образом работать, топор соскочил с топорища и убил животное.
Отсутствие учителей
Обаку обратился к собравшимся монахам:
— Все вы, без исключения, питаетесь отходами от изготовления вина. Сколько бы паломничеств вы не совершили, сколько бы книг вы не прочитали, скажите мне, где вы сейчас? И ещё, знаете ли вы, что во всём Китае нет ни одного мастера дзен?
В это время один монах вышел вперёд и спросил:
— А что вы скажете о тех, кто в разных частях Китая обучает монахов и ведёт их к истине?
— Я не говорю, что нет дзен, я говорю, что нет учителей, — ответил Обаку.
Это совсем другое
Учитель школы Винайя (26) спросил однажды мастера дзен:
— Как вы дисциплинируете себя в повседневной жизни?
Мастер ответил:
— Когда я голоден — я ем, когда устаю — ложусь спать.
— Но это делает каждый. Тогда о каждом можно сказать, что он так же. как и вы, занимается самодисциплиной?
— Нет, это совсем другое.
— А почему же не то же самое?
— Когда они едят, они не смеют есть, их ум наполнен всякого рода планами. Поэтому я говорю, что это совсем другое.
26) Винайя (санскр.) — правила моральной дисциплины.
Обучение
Монах по имени Шинро пришёл к Сэкито и спросил: —Что значит: «Бодхидхарма пришёл в Китай с Запада?» Это равносильно тому, что спросить: «В чём заключается суть буддизма?» Сэкито ответил:
— Обратись с этим вопросом вон к тому столбу.
— Я ничего не понимаю, — ответил монах.
— А я нахожусь в ещё большем неведении, — сказал Сэкито.






