Тема № 14 Речевые расстройства при ДЦП

План:

1.Определение понятия «дизартрия».

2.Нарушеный тонус мышц – один из факторов дизартрии.

3. Трудности в расчленении слов на отдельные звуковые элементы.

4. Затруднения в усвоении лексической системы языка.

5. Лексико-семантические нарушения при ДЦП.

6.Количественные нарушения при усвоении слов.

7. Комплексные ассоциации как основа целостного восприятия.

8. Работа над лексикой детей с ДЦП.

9. Затруднения в овладении грамматическим строем языка.

Дизартрия – расстройство членоразделительной речи – произношения. Многие учёные трактуют этот термин более широко, относя к дизартрии расстройства артикуляции, голосообразования, темпа, ритма и интонации речи. Особенностью дизартрии при ДЦП является недостаточность кинестетического восприятия. Ребёнок с трудом выполняет движения, слабо ощущает положение частей тела, но и органов артикуляции, что приводит к нарушению звукопроизношения. Взаимосвязь нарушений общей и речевой моторики проявляется в том, что тяжесть нарушений артикуляции коррелирует с тяжестью нарушений функции рук.

Особенностью нарушений звукопроизносительной стороны речи является то, что при всех видах активных движений в конечностях в артикуляционной мускулатуре нарастает тонус и усиливаются дизартритические расстройства. Выполнение любых движений с усилием вызывает повышение тонуса в общих и речевых мышцах.

Нарушения артикуляционной моторики не только затрудняют формирование произносительной речи, но и нередко вторично вызывают нарушение фонематического восприятия. Это вызывает трудности звукового анализа слов и искажения их звуко-слоговой структуры.

Одни дети испытывают трудности даже при расчленении слов на отдельные звуковые элементы; другие справляются лишь с простыми формами звукового анализа. Чаще трудность звукового анализа слов лишь с дефектно произносимыми звуками. В более редких случаях не отмечается трудностей анализа даже с дефектно произносимыми звуками. Специфические нарушения речевых кинестезий препятствуют формированию слухо-двигательно-кинестетических связей, что и затрудняет написание.

Для детей с ДЦП характерны специфические затруднения в усвоении лексической системы языка. Установлено, что глаголы, существительные и предлоги составляют более 90% всего лексического запаса. Другие части речи представлены крайне редко. Характерно многократное повторение одних и тех же слов, слабое владение глаголами, незнание точного их значения.

Установлены лексико-семантические нарушения: дети не знают значение многих слов; заменяют значение одного слова значением другого по звучанию; смешивают семантику исходного слова с лексическим значением синонимических других; иногда вычленяют в слове лишь конкретное значение, не понимая смысла. Дети затрудняются в установлении общности между значениями многозначного слова, у них ограничены семантические представления, недостаточны языковые абстракции и обобщения.

Количественные нарушения в ограниченном словарном запасе и более медленном темпе его формирования.

Из-за двигательных нарушений, ограниченности социальных контактов активное познание мира ограничено. Знания и представления о предметах и явлениях у детей неполные и не систематизированные, а порой ошибочные. Это связано с общим нарушением анализаторной деятельности, трудностями развития комплексных ассоциаций.

Словесное обозначение предметов закрепляется с трудом ввиду слабости ощущения «двигательного образа» слова органами артикуляции. Ребёнок не может самостоятельно найти сходное в разном и отличить похожие предметы. Только при практической деятельности возможно образование комплексных ассоциаций как основу целостного восприятия.

Спецификой работы по развитию лексики является сочетание коррекционных мер по совершенствованию восприятия и представлений со словесным обозначением предметов и явлений. Работа над лексикой детей с ДЦП является её опосредованием игровой и предметно-практической деятельностью, взаимосвязь с развитием и коррекцией сенсорных функций и познания. Работа над смысловой стороной речи включает приёмы, сочетание которых обеспечивает эффективность работы в целом и способствует развитию связной речи.

При работе над лексикой надо учитывать и психолингвистический аспект механизма возникновения специфических затруднений в овладении словарным запасом. При ДЦП просодические и семантические расстройства взаимосвязаны. Трудности речевого высказывания обусловлены не только чисто моторными нарушениями, но и недостаточностью языковых операций по выбору нужного слова. Нарушение речевых кинестезий приводят к недостаточной упроченности слов. Кинестетические связи, стоящие за отдельными словами, уравниваются, и ребёнок испытывает затруднения в нахождении нужного слова, что проявляется в псевдоамнестических расстройствах.

Из-за фонетико-фонематических нарушений, задерживающих становление речи, усвоение грамматических форм и категорий происходит крайне слабо из-за ограниченности их речевого общения, недостаточности слухового восприятия, недостаточного внимания к звуковой стороне речи и низкой речевой активности.

Своеобразие познавательной деятельности в значительной степени затрудняет анализ структуры языковых единиц и определяет характерные затруднения в овладении грамматическим строем языка. Учащиеся с ДЦП нередко затрудняются в правильном употреблении отдельных грамматических форм и категорий, нарушают структуру предложений. Несформированность грамматической стороны речи есть у детей, у которых речевой дефект проявляется в виде общего недоразвития речи. Успешное формирование грамматических навыков и умений возможно только при комплексном подходе к умственному и речевому развитию.

Эффективность коррекционно-логопедической работы при разных формах дизартрии зависит от правильного определения вида дизартрии и от использования дифференцированных методов коррекции. При разработке методов коррекции учитываются ведущие расстройства.

Литература:

1.Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных образовательных учреждений. – М., 2000.- 200 с.

2.Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. – М., 1985.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: