Тема № 17. Алалии и нарушения письменной речи

План:

1.Причины алалии.

2.Патогенез алалии.

3.Нарушения сенсорных систем как причина нарушений чтения и написания.

4. Особенностью нарушений написания у детей ДЦП.

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи от органического поражения речевых зон коры мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребёнка. Алалия является трудной для диагностики и коррекции, так как недоразвитие символической языковой системы сочетается со специфическими особенностями мышления. Локальное повреждение корковых речевых зон при алалии сопровождается специфической неврологической симптоматикой, что часто подтверждается при ЭЭГ исследовании.

При моторной алалии речь детей с церебральным параличом без специального обучения практически не развивается и остаётся на уровне звукоподражательных и лепетных слов.

Алалия чаще наблюдается при двуполушарных поражениях мозга у детей со спастической диплегией при вовлечении в патологических процесс верхних конечностей. Общая частота алалии у детей ДЦП относительно невелика и составляет около 3-5 %.

Патогенез алалии связан с двумя факторами:

1) повреждением корковых механизмов речи под влиянием различных экзогенных вредностей, являющихся также и причиной ДЦП;

2) вторичным недоразвитием корковых механизмов речи в результате двигательно-кинестетической депривации или патологической афферентации с периферических отделов речевой системы в связи с поражением речевой моторики, а также с нарушением формирования слухо-кинестетической интеграции у детей, у которых ДЦП осложняется нарушениями слуха.

При ДЦП возможны нарушения чтения (дизлексии) и написания (дизграфии). Основную роль в механизме этих нарушений играет недостаточное функционирование различных сенсорных систем. Нарушения письменной речи могут зависеть от недостаточности их зрительных впечатлений и представлений, несформированности оптико-пространственного гнозиса (буквы не узнаются, долго не запоминаются и не осознаются как графемы). Это затрудняет их соотнесение с определёнными звуками – звуко-буквенный анализ формируется с большим трудом.

При написании буквы смешиваются, особенно сходные по начертанию, искажается смысл слов. Если эти нарушения определяются недостаточностью зрительных представлений, то списывание остаётся сохранным. Если же в их основе несформированность оптико-пространственных представлений, то и списывание становится затруднительным.

Особенностью нарушений написания у детей ДЦП является его зеркальность, проявляющаяся на начальных этапах обучения. Наиболее часто она проявляется у детей с правосторонним гемипарезом при написании левой рукой. Дети рисуют и пишут справа налево и асимметричные буквы изображают зеркально. Они путают сходные по написанию графемы.

Иногда нарушения написания проявляются в виде пропусков слогов и букв, смешениях и заменах согласных звуков, близких по месту и способу артикуляции.

Специфические затруднения написания чаще обусловлены недостаточностью взаимосвязи зрительных образов слов с их звуковыми и артикуляционными, с несформированностью зрительно-моторной координации. Ребёнок не может плавно прослеживать движения пишущей руки, это затрудняет слитное написание слов или отдельных слогов, чаще со стечениями согласных. В результате возникают пропуски, перестановки слогов и слов, в некоторых случаях повторение одних и тех же букв или слогов, а иногда и слов.

Предотвращению дисграфии способствует ранняя коррекционная работа, направленная на развитие всех сторон речи, на развитие зрительного и слухового восприятия, зрительно-моторной координации.

Затруднения при написании часто не соответствуют состоянию устной речи. Встречаются дети, у которых грубые нарушения звуко-произносительной стороны речи никак не отражаются на написании. И наоборот, у некоторых даже незначительное нарушение звукопроизношения может вызывать затруднения написания. Наибольшую сложность для обучения представляют дети, у которых отмечаются при написании ошибки, связанные с недостатком дифференцирования звуков, сходных по звучанию, например смещение и замена звонких и глухих согласных, шипящих и свистящих, мягких и твёрдых: у публики бублики, мышка-миска, угол-уголь. Эти ошибки могут быть следствием нарушения фонематического слуха, общего снижения слуха и нарушения слухового восприятия, а также нарушения внимания, работоспособности и неумения выполнять мыслительные операции, необходимые для сравнения слова со слуховыми и зрительными образами.

Своеобразие формирования лексико-грамматической стороны речи нередко находит отражение на написании. Чаще это проявляется в ошибках, которые связаны с нарушением морфологической структуры слова, неправильным употреблением приставок, суффиксов для образования родственных слов. В письменных работах нередко употребляются слова, словосочетания, которые ими недостаточно поняты. Из-за непонимания смысла слов при написании делаются пропуски, перестановки, повторения слов, дети путают приставки и предлоги, при написании отрывают приставку от слова, а предлоги могут написать слитно. Чаще приходится сталкиваться с обеднённостью и некоторой шаблонностью письменной речи. Если учитель видит, что имеются стойкие ошибки на пропуски слов, нарушения согласования слов и предложений, слитное написание слов, такого ребёнка обязательно надо консультировать с логопедом.

Литература:

1.Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития детей с церебральным параличом. – М., 1977.

2. Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом/М.В. Ипполитова, Е.М. Мастюкова. – М., 1985.

3. Шамарин Т.Г. Возможности восстановительного лечения детских церебральных параличей/Т.Г.Шамарин, Г.И.Белова. – Элиста, 1999.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: