Речевые нарушения у детей в раннем возрасте

На первом месяце жизни ребёнок с ДЦП малоактивен, он либо долго спит, либо постоянно кричит. Плач монотонный, непродолжительный и беден интонациями. Ориентировочная реакция с заторможенными общими движениями при зрительных и слуховых раздражениях. В первые дни жизни у ребёнка наблюдается напряжение и дрожание языка. Язык почти не участвует в акте сосания и глотания. Сосательные рефлексы проявляются очень слабо либо отсутствуют. Появление этих функций осложняется из-за ослабленного состояния оральных мышц и кормления через зонд. В дальнейшем появившиеся оральные рефлексы долго не редуцируются и сохраняются в искажённом виде в двигательных процессах еды и артикуляции. В первый месяц позотонические рефлексы влияют на процесс формирования артикуляции. У ребёнка с ДЦП рефлексы орального автоматизма чрезмерно усиливаются, общедвигательные реакции заторможены, рефлекторно-голосовые реакции не приобретают коммуникативного значения, ярко выражена псевдобульбарная симптоматика с нарушениями сосания, глотания, дыхания и крика, и особенно нарушением ладонно-ротового рефлекса Бабкина. У детей с ДЦП не реализуются возможности артикуляторной и лицевой моторики.

На 2- 3- м месяце фрагментарно может быть «комплекс оживления». Улыбка редко бывает при общении со взрослыми. Значительно выражена патология орально-артикуляторных мышц. В процессе артикуляции ярко выражены нарушения мышечного тонуса в виде паретичности, спастичности, дистонии, гиперкинеза, дрожания языка. Крик очень тихий, непродолжительный и монотонный. Мимика также мало выразительна и несимметрична. В связи с этим голосовая активность слаба, очень бедна, гуление появляется с опозданием и не формируются элементы аутоэхолалий, оно задерживается от несколько месяцев до нескольких лет. В этом периоде психомоторного развития появляется двигательный компонент и доминируют общие рефлекторные реакции. Чётко выделяется выпрямительный лабиринтный рефлекс, позволяющий поднимать голову в положении лёжа на животе. В ротовой полости есть повышенная чувствительность, особенно губ и языка. У детей с ДЦП сильно выражена патологическая симптоматика, прежде всего нарушение сосания и глотания.

В возрасте от 3 до 6 месяцев «комплекс оживления» нечёткий или отсутствует, крик маловыразителен. Ребёнок слабо реагирует на звук. Певучее гуление и смех отсутствуют. Гуление находится на рудиментарном уровне, проявляется с огромным опозданием и с недифференцированными гласными звуками «а», «е», «ы», которые возникают спонтанно при общении со взрослыми.

Дети с ДЦП издают звуки, у которых отсутствует напевность, модуляция и ритм. Более ярко выраженное гуление указывает на менее тяжёлую форму ДЦП.

При псевдобульбарной симптоматике сохраняются нарушения голосового образования и крика. При спастичности артикуляционных мышц появляется повышенный тонус языка и губ. Это ограничивает произвольные движения во время артикуляции.

При гипотонии отмечается вялость жевательных и мимических мышц, участвующих в артикуляции, в результате чего у детей рот постоянно полуоткрыт. В случае дистонии артикуляционные мышцы постоянно сокращаются, что сопровождается гиперкинезами.

У детей с ДЦП мышечная гипертония отражается на патологической симптоматике асимметричного шейно-тонического рефлекса. Патологический рост тонуса в мышцах языка и губ, резкая гипертония или гипотония, отсутствие произвольных движений органов артикуляции, постуральная активность, содружественные движения являются явными показателями задержки двигательной активности, а также в появлении цепных выпрямительных рефлексов.

В 6-9 месяцев ребёнок с ДЦП с трудом отличает мать от других. У него часто отмечаются отрицательные реакции на новое лицо, он малоактивен в общении, с трудом вступает в контакт со взрослыми в игре, не использует жесты во время общения, мимика маловыразительна. Лепет имеет специфические особенности и может растянуться на несколько лет. В этом периоде особенно важным является наличие сенсорных и интегративных связей. Цепной двигательный рефлекс становится ведущим в серии движений. Он не только отвечает на активизацию зрительно-моторных манипуляций, но и воздействует на спонтанные голосовые реакции.

Наблюдаются ярко выраженные безусловные рефлексы орального автоматизма. Кусание и жевание слабо выражены, затруднения возникают при жевании, которое часто отсутствует. Крайне заторможены реакции губ и языка. Часты изменения мышечного тонуса губ и языка и гиперкинез языка. Это препятствует появлению произвольных артикуляций. Во время приёма пищи есть псевдобульбарная симптоматика в виде защитных рефлекторных реакций, оральной синкинезии и повышенного слюноотделения.

В 9-12 месяцев отмечаются слабо выраженные эмоциональные реакции. Дети предпочитают общаться жестами. В тяжёлых случаях слабый интерес к окружающему. Лепет малоактивный. Переход к экспрессивной речи происходит гораздо позднее, ближе к двум годам. Лепет маловыразителен, слабо различим, беден интонациями. Крайне редко встречается 2-3 слога. Этот период характерен дифференцированными сенсорными функциями, что отражается на контроле за движениями. Оральные движения становятся более различными, контролируемыми и координированными, хотя пища ещё вытекает изо рта во время еды.

В 18-36 месяцев наблюдаются нарушение понимания речи и жестов; отсутствует понимание слова «да», речь бедна, фрагментарна, отрывочна, с дефектами артикуляции и с персеверативными эхолалиями. Нарушение речи выражается в бедности активного и пассивного словаря, в непонимании слов, дети часто их путают. Когда ребёнок страдает нарушением сенсомоторной сферы, прежде изменяется артикуляция, звукопроизношение, управление мимикой и жестами, кинестетическое восприятие, контроль за дыханием и передвижением, затрудняется самореализация в окружающем мире.

У больных отмечается нарушение фонематической системы речи, что приводит к трудностям различения на слух слов, близких по звучанию. При низкой остроте слуха имеется недостаток слуховой памяти и слухового восприятия. Эти нарушения задерживают формирование артикуляции. Ребёнок, испытывающий трудности восприятия речи и одновременно ограничены в способности говорить.

К двум годам у детей с ДЦП ещё остаются рефлексы первого года жизни. При тяжёлых формах доминирует асимметричный шейно-тонический рефлекс, который является ранним и примитивным. Этот рефлекс препятствует появлению и развитию шейно-выпрямительного рефлекса.

При спастической форме усилен тонус, нормальные схемы движения заменяются на рефлекторную, сгибательную и разгибательную синергию. Чем более повышена спастичность, тем более примитивными являются постурально-тонические и динамические виды деятельности.

При атетозной форме ДЦП в положении лёжа на спине доминирует модель разгибательной рефлекторной деятельности, в лёжа на животе доминирует сгибательный рефлекс. Действия оказываются более нарушенными при непроизвольных движениях. Характерен изменённый мышечный тонус, переходящий из гипотонии в гипертонию.

Таким образом, развитие общей моторики непосредственно связано с развитием оральной сферы в целом и частично с формированием артикуляции. Стимуляция и восстановление двигательно-кинестетической сферы – главная задача в доречевом периоде развития ребёнка с ДЦП.

Литература:

1.Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. - Л., 1977.

2.Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом/М.В.Ипполитова, Е.М.Мастюкова.- М., 1985.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: