Исключительные особенности гениальных людей

В бурной и тревожной жизни гениальных людей бывают моменты, когда эти люди представляют большое сходство с помешанными, и в психической деятельности тех и других есть немало общих черт, например усиленная чувствительность, экзальтация, сменяющаяся апатией, оригинальность эстетических произведений и способность к открытиям, бессознательность творчества и употребление особых выражений, сильная рассеянность и наклонность к самоубийству, а также нередко злоупотребление спиртными напитками и, наконец, громадное тщеславие.

Правда, в числе гениальных людей были и есть помешанные, точно так же, как и между этими последними бывали субъекты, у которых болезнь вызывала проблески гения; но вывести из этого заключение, что все гениальные личности непременно должны быть помешанными, значило бы впасть в громадное заблуждение и повторить, только в ином смысле, ошибочный вывод дикарей, считающих боговдохновенными людьми всех сумасшедших.

Если бы гениальность всегда сопровождалась сумасшествием, то как объяснить себе, что Галилей, Кеплер, Колумб, Вольтер, Наполеон, Микеланджело, Кавур, люди несомненно гениальные и притом подвергавшиеся в течение своей жизни самым тяжелым испытаниям, ни разу не обнаруживали признаков умопомешательства?

Кроме того, гениальность проявляется обыкновенно гораздо раньше сумасшествия, которое по большей части достигает максимального развития лишь после 35-летнего возраста, тогда как гениальность обнаруживается еще с детства, а в молодые годы является уже с полной силой: Александр Македонский был на вершине своей славы в 20 лет, Карл Великий - в 30 лет, Бонапарт - в 26.

Далее, между тем как сумасшествие чаще всех других болезней передается по наследству и притом усиливается с каждым новым поколением, так что краткий припадок бреда, случившийся с предком, переходит у потомка уже в настоящее безумие, гениальность почти всегда умирает вместе с гениальным человеком, и наследственные гениальные способности, особенно у нескольких поколений, составляют редкое исключение. Кроме того, следует заметить, что они передаются чаще потомкам мужского, чем женского пола, тогда как умопомешательство признает полную равноправность обоих полов. Положим, гений тоже может заблуждаться, положим, и он всегда отличается оригинальностью; но ни заблуждение, ни оригинальность никогда не доходят у него до полного противоречия с самим собою или до очевидного абсурда, что так часто случается с помешанными.

Гораздо чаще мы замечаем у них недостаток усидчивости, прилежания, твердости характера, внимания, аккуратности, памяти -- вообще главных качеств гения. И остаются они по большей части всю жизнь одинокими, необщительными, равнодушными или нечувствительными к тому, что волнует род людской, точно их окружает какая-то особенная, им одним принадлежащая атмосфера. Возможно ли сравнивать их с теми великими гениями, которые спокойно и с сознанием собственных сил неуклонно следовали по раз избранному пути к своей высокой цели, не падая духом в несчастиях и не позволяя себе увлечься какой бы то ни было страстью!

Таковы были: Спиноза, Бэкон, Галилей, Данте, Вольтер, Колумб, Макиавелли, Микеланджело. Все они отличались сильным, но гармоничным развитием черепа, что доказывало силу их мыслительных способностей, сдерживаемых могучей волей, но ни в одном из них любовь к истине и к красоте не заглушила любви к семье и отечеству. Они никогда не изменяли своим убеждениям и не делались ренегатами, они не уклонялись от своей цели, не бросали раз начатого дела. Сколько настойчивости, энергии, такта выказывали они при выполнении задуманных ими предприятий и какой умеренностью, каким цельным характером отличались в своей жизни!

Единственная, излюбленная идея, составлявшая цель и счастье их жизни, всецело овладевала этими великими умами и как бы служила для них путеводной звездой. Для осуществления своей задачи они не щадили никаких усилий, не останавливались ни перед какими препятствиями, всегда оставаясь ясными, спокойными. Ошибки их слишком немногочисленны, чтобы на них стоило указывать, да и те нередко носят такой характер, что у обыкновенных людей они сошли бы за настоящие открытия. Между гениальными людьми встречаются помешанные и между сумасшедшими - гении. Но было и есть множество гениальных людей, у которых нельзя отыскать ни малейших признаков умопомешательства, за исключением некоторых ненормальностей в сфере чувствительности.

СПОСОБНОСТИ И ИНТЕЛЛЕКТ

Исследования способностей и интеллекта занимают одно из центральных мест в дифференциальной психологии. Как уже указывалось (см. главу 3), попытки связать измерение общего интеллекта с диагносцируемыми особенностями сенсомоторной и перцептивной сфер психики были закономерны и привели к ряду важнейших открытий, среди которых важное место занимает введенное Жаном Пиаже (1969) понятие сенсомоторного интеллекта.

Однако задача по измерению человеческого интеллекта и общих - а затем и специальных - способностей была продиктована, в первую очередь, нарастающими запросами специалистов-практиков: учителей, воспитателей, клиницистов, консультантов, руководителей больших коллективов. Впрочем, неразрывная связь фундаментальных и прикладных исследований всегда была отличительной чертой дифференциальной психологии, многие области которой формировались по схеме: потребности практиков - фундаментальные и прикладные исследования внедрение результатов научных изысканий в практическую работу.

Что ИЗМЕРЯЕТ IQ?

Решение начать главу с обсуждения этого вопроса продиктовано самой логикой развития психологии способностей, имеющей явно выраженный дифференциальный оттенок. В той или иной степени, еще задолго до появления определения интеллектуального коэффициента (intelligence quotient - IQ), понятие способностей было связано с установлением человеческих различий.

Для измерения искомой "человеческой разности" А.Бине и Т.Симон (Binet, Simon, 1905) создают в 1905 году первую шкалу измерения интеллекта, баллы которой означали характерный для определенного возраста (от двух до двенадцати лет) уровень развития одной из тридцати отмеченных способностей (от сенсомоторной координации до конструирования предложений). Далее, в 1911 году В.Штерн предлагает термин "психический возраст", связав эту переменную с хронологическим возрастом через коэффициент интеллекта (Lamiell, 1996). Если шестилетний ребенок успешно выполнял тесты соответствующие его возрасту, его коэффициент был равен 7/7=1.00. Чуть позже, в 1916 году, американский психолог Л.Термэн (Terman, 1916), сотрудник Стэнфордского университета, предлагает аббревиатуру IQ и шкалу измерения от нуля до ста, и используемая с того времени в США версия теста получила название Стэнфорд-Бине. Классическая формула, ставшая уже достоянием истории, приобретает свой окончательный вид:

IQ=Психический возраст (ПВ)/ Хронологический возраст (ХВ) х 100

Став почти мифом, концепция IQ, как представление о некоем суммарном коэффициенте, отражающем уровень развития общих способностей человека, прошла через всю психологию XX века, отражая в своих интерпретациях не только новые веяния в психологической науке, но и тенденции в общественно-политической жизни эпохи.

Надо отметить, что содержание используемых и по сей день показателей IQ существенно отличается от интерпретаций, производных от первоначального замысла. Так, возраст давно уже перестал быть основой для вычисления суммарного коэффициента. Количество лет сменилось вычислением пропорции полученных экзаменующимся результатов по сравнению с общим результатом в соответствующей группе. Структура, например, теста Стэнфорд-Бине в четвертой редакции 1986 года базируется уже на иерархической модели интеллекта (см. ниже). На верху пирамиды, как и прежде, остается генеральный фактор интеллекта g. Следующий уровень обозначается тремя основными группами тестируемых факторов, а два последующих за ним уровня включают описание конкретно измеряемых способностей и соответствующих тестовых заданий (Thomdike, Hagen Sattler, 1986):

1. "Выкристаллизовывающиеся" (связанные, сопряженные) способности, определяющиеся, по Р.Кэттеллу (Cattell, 1971), совокупностью знаний и интеллектуальных навыков человека, приобретенных в ходе социализации. Сюда относятся, например, способность к вербальной логике (словарный запас, понимание, соотношение значений) и к количественной (невербальной) логике - операции с числами и сериями чисел, работа с уравнениями. Это общий интеллект, связанный с обучением в школе и вовлеченностью в другие виды культурно обусловленной активности.

2. "Подвижно-аналитические" (текучие, свободные) способности, определяющиеся (Cattell, 1971) той стороной онтогенетического развития, которая менее подвержена влиянию культуры (то есть биологические, природные способности). Здесь выделяется группа заданий на абстрактно/визуальную логику - анализ образов, копирование и пр.

3. Характеристики кратковременной памяти - запоминание предложений, изображений или названий объектов, цифр, наборов букв и т.д.

Новая измеряющая уровень IQ батарея отличается не только по структуре, но и по процедуре проведения. Осуществляется многоэтапное тестирование, означающее, что вначале экзаменатор дает пробные задания, чтобы обозначить тот уровень в каждом субтесте, с которого будет проводиться тестирование данного испытуемого.

Вместе с тем многие авторы отмечают в качестве одного из основных недостатков IQ то, что его измерения не являются предикторами способности личности обучаться навыкам, необходимым для повседневной жизни (Baumeister, 1987; Howe, 1988).

IQ И СПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ

Исследование с помощью батареи интеллектуальных тестов студентов, попавших по результатам выполнения вербального субтеста SAT (тест, используемый в США для оценки общего уровня подготовки абитуриента) в верхнюю часть шкалы, выявило у них тенденцию к более быстрому сканированию и извлечению сведений из памяти.

Если в чем и обнаруживается единодушие у исследователей IQ, так это в том, что этот показатель особенно предсказателей в отношении успехов в обучении, как в школе, так и в университете; он выступает предиктором профессиональных успехов у "синих" и "белых воротничков" (так называют производственников и служащих); коэффициент интеллекта является также показателем успешности работы военных, полицейских и государственных служащих (Vemon, 1979; Barren Depinet, 1991; Eysenck, 1979). Кроме того, каждый дополнительный год обучения (по данным американских исследователей) прибавляет 16% к уровню общего материального дохода индивидуума, и, естественно, корреляция между продолжительностью обучения и успешностью последующей профессиональной деятельности также очень высока (Ashenfelter Kreuger, 1992).

УСТОЙЧИВОСТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИЗМЕРЕНИЙ

Если придерживаться точки зрения на IQ как на общий показатель интеллектуального развития, в той или иной мере отражающий структуру имеющегося интеллектуального потенциала, то возникает закономерный вопрос об устойчивости полученных тестовых оценок во времени.

Одна из самых плодотворных попыток в этом направлении была предпринята американскими психологами (Bayley, 1949; Honyk, Macfarlane Alien, 1948), которые обобщили собственные данные и результаты других исследований, представив их в виде нескольких выводов:

1. Тестовые показатели, полученные в результате обследования младенцев в возрасте двенадцати-восемнадцати месяцев, оказались бесполезными для предсказания последующего интеллектуального статуса. Другими словами, показатели скорости развития младенцев не позволяют сделать какой-либо прогноз в отношении уровня IQ (факты о развитии детей с врожденными органическими дефектами мы специально рассмотрим в главе 15).

2. Степень взаимосвязи (измеряемая величиной коэффициента корреляции) между показателями тестов интеллекта, выполненных в различные возрастные периоды, оказалась в зависимости как от возраста, в котором проводилось первое тестирование, так и от величины временного интервала между проводимыми измерениями. Возраст в шесть лет оказался наиболее удачным для последующего прогноза уровня IQ в следующих возрастных группах школьного периода.

3. Даже корреляция на очень высоком уровне (.80) оставляет достаточно места для значительных колебаний в каждом индивидуальном случае. Так, в течении только школьного периода возможно изменение уровня IQ в пределах 50 баллов. В 9% случаях наблюдаются изменения в пределах 30 баллов, а в 58% - изменения в пределах 15 баллов являются обычным делом. И хотя, как отмечают авторы исследования, 15 или 20 баллов еще недостаточно для зачисления субъекта в группу "гениев" или "тупиц", этого достаточно, чтобы сделать выводы о значительных различиях в оценке интеллектуального потенциала ученика и связанного с этой оценкой прогноза об успешности обучения.

Однако корреляция школьных оценок, которые при всех известных оговорках могут рассматриваться в качестве внешнего критерия уровня интеллектуальной оснащенности ученика, с показателями общего интеллекта оказывается довольно устойчивой в целом ряде учебных ситуаций обычно находится в пределах.40-.60 (Cook, 1947). При этом показатели вербального интеллекта имеют более высокие корреляции, чем оценки выполнения невербальных заданий.

Оценка детского интеллекта также оказывается довольно прогностичной относительно будущих школьных отметок. Коэффициент корреляции равен, по последним данным, 50-.60 (Neisser et a/., 1996). To есть дети с высокими или низкими показателями IQ оказываются, соответственно, в группах успевающих или неуспевающих учеников в дальнейшем.

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И СРЕДА В ДЕТЕРМИНАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ

Анализируя специфику взаимовлияния индивидуальности и внешнего мира, Т.Райс с коллегами (Rice, Fulker, Defries, Plomin, 1988) обнаружили связь между уровнем общего интеллекта семилетних детей и аспектами домашней среды, которая окружала их в возрасте одного-двух лет. Важное место в изучении источников детерминации интеллекта занимает гипотеза о диапазоне реакций. Основная идея заключается в том, что гены определяют величину диапазона, в котором может изменяться данный признак у индивидуума. Для IQ этот диапазон определяется в размерах 20-25 пунктов (Weinberg, 1989). Имея определенную генетическую обусловленность, интеллектуальные способности у конкретного ребенка колеблются в указанных пределах в зависимости от насыщенности-беднеет среды, в которой он растет. Как только качество среды, уровень IQ возрастает до верхней границы диапазона, и наоборот.

Учет средовых влияний в детерминации индивидуальных признаков не противоречит той роли, которую играют в обусловленности психологических свойств наследственные факторы. Конструкт "наследственность" определяется той пропорцией в обшей вариативности признака, которая обусловлена генетическим влиянием:

Показатель наследуемости IQ= вариативность,детерминированная генотипом /общая вариативность.

Если наследственность (h2) есть переменная, обусловленная как генетически детерминированной (потенциальной) частью интеллектуального поведения, так и его актуально регистрируемым уровнем, то квадратный корень из показателя наследственности будет представлять собой величину корреляции между генотипом интеллекта и его проявлением (интеллектом как таковым). Эти положения общеприняты в психогенетических исследованиях и исходят из одного общего допущения - степень различий признака есть результат различий в генотипе. Однако, как отмечает С.Цеси (научный псевдоним профессора психологии Эллен Кэрр Корнельского университета), наследственность не эквивалент подтверждения того, что проявление признака - это прямой результат генетического влияния; скорее это отображение генетически обусловленной вариативности признака (Ceci, 1996). В контексте основной для дифференциальной психологии проблемы "наследственность-среда" вышеуказанное означает, что если наследственность, например, IQ равна 0.80, то 80% различий между людьми в уровне интеллекта обусловлены генами, но это не означает, что их уровень интеллекта, измеряемый соответствующими баллами, на 80% обусловлен генетически. Еще более важен факт, что величина оценки влияния наследственности непосредственно связана с диапазоном средовой (фенотипической) вариативности.

Весьма распространенным является также представление о том. что наследственность связана с фиксированным уровнем интеллекта -- если величина h2 значительна, то степень развития интеллекта зафиксирована генетически и остается неизменной на фенотипическом уровне. Этот миф игнорирует тот факт, что переменная h2 есть популяционная статистическая величина, связанная с данным набором средовых условий в данный момент времени. Поэтому ни интеллект, ни величина h2 не являются фиксированными (Scarr, 1981), а биологическое влияние в данный момент времени может порождать различия в психологических чертах, которых в другой момент не существовало бы, и наоборот (Ceci, 1996). Домашняя атмосфера в течение первого года жизни адаптированных детей в приемной семье оказывает гораздо большее влияние на их дальнейшее интеллектуальное развитие, чем во время второго, третьего и четвертого года их жизни в новой семье (Rice etal., 1988). Есть подтверждение для этой гипотезы -

условно назовем ее гипотезой о "данной области пространства-времени" или ДОПВ-гипотезой (см. Либин, Либин, 1995) и с другой стороны. Домашняя среда, оказывается,

не является значимым предиктором для уровня интеллекта двухлетних детей, но оказывается таковым для оценки развития их интеллекта в возрасте трех и четырех лет (Yeates el a!., 1983). К парадоксу-ДОПВ, определяющему специфику взаимовлияния индивидуальности человека с окружающей предметной и социальной средой, мы еще вернемся в главе о социоэкономическом статусе и его влиянии на индивидуальность, а сейчас перейдем к анализу взаимосвязей интеллекта с другими свойствами индивидуальности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: