Комплексная реабилитация и работа с семьей

Очень важно правильно организовать жизнь ребенка с патологией зрения в семье. Необходимо тщательно продумать, как сделать так, чтобы слепому и слабовидящему малышу было удобно, спокойно, безопасно в своем доме. Оптимальные условия внешней среды снижают утомляемость ребенка. Особое значение для ребенка с нарушением зрения имеет рациональное освещение. Лучшим видом освещения считается дневной свет. В помещении, где постоянно находится ребенок с нарушением зрения, использование дневного света должно быть максимальным. Он наиболее благоприятен для зрения. Кроме того, он оказывает положительное общебиологическое воздействие на организм, положительно влияет на психику и эмоциональное состояние ребенка. Необходимо использовать и дополнительное искусственное освещение (например, в игровом уголке ребенка, на столе, где он играет, рассматривает картинки). Причем, не следует бояться смешения дневного и искусственного освещения, это не вредит зрению. В хорошо освещенном помещении ребенок чувствует себя увереннее, бодрее.

Большое значение также имеет правильный выбор мебели и ее комфортное для ребенка расположение. По возможности следует приобретать мебель с закругленными углами, либо закрывать их и другие выступы толстой мягкой тканью. Вся мебель должна быть расставлена в квартире, в комнате ребенка максимально удобно для него. Необходимо расставить мебель так, чтобы оставалось как можно больше свободного места, позволяющего ребенку самостоятельно и без страха передвигаться и ориентироваться.

У ребенка должна быть своя комната или свой уголок, где стоят его кровать, детские стол и стул, шкаф или ящик для игрушек, шкаф для белья и одежды. Они должны быть легко доступны для ребенка, удобными и безопасными для его самостоятельного пользования (например, низкая и достаточно широкая кровать или кушетка, легко открывающиеся и закрывающиеся дверцы шкафа, полки — на уровне роста ребенка и т.п.).

Стол ребенка ставится около окна так, чтобы свет падал слева. Дополнительное освещение (настольная лампа) тоже располагается слева. Свет от нее должен падать на поверхность стола, а не светить ребенку в глаза. Для ребенка с остаточным зрением или слабовидящего, которые при рисовании, рассматривании картинок низко наклоняются, лучше использовать светильники на гибких подставках. Это позволяет изменять высоту источника света с учетом удобства для ребенка. Нужна также подставка для рассматривания картинок. Родители должны знать, что при некоторых заболеваниях органа зрения яркий свет, напротив, противопоказан. Рекомендации по поводу необходимого для их ребенка уровня освещенности помещений можно получить от врача-офтальмолога (окулиста).

Полированную поверхность стола рекомендуется закрыть листом зеленой матовой бумаги. Не стоит класть на поверхность стола лист стекла, как это иногда делают. Возникающие блики затрудняют зрительное восприятие ребенка, отвлекают его. С подоконника надо убрать все предметы, мешающие прохождению света (аквариума, горшков с большими комнатными цветами, стопки книг, игрушки и др.). Не рекомендуется закрывать окна темными, плотными занавесками. Чтобы устранить слепящее воздействие света в солнечные дни, следует занавесить окна светлыми шторами (или жалюзи), расположенными по бокам оконных проемов. Необходимо следить за чистотой стекол в окнах, т.к. запыленные стекла задерживают проникновение световых лучей, снижая уровень освещенности до 40%.

Большое значение для зрительного комфорта ребенка с нарушением зрения имеет и окрашенность стен, и цвет мебели, и внутреннее оформление помещения, в котором находится ребенок. Так, для лучшего отражения света стены следует окрашивать в светлые тона, мебель предпочтительна цвета натурального дерева и не полированная.

Не следует развешивать на стенах слишком яркие, пестрые картины, репродукции, с большим количеством изображенных объектов, множество разных безделушек, украшений. Это затрудняет узнавание ребенком этих предметов, перегружает его зрительное восприятие. Украшением стен могут служить картины, репродукции хорошего исполнения, с четко выписанными и легко зрительно воспринимаемыми изображениями, яркие, красивые и также легко узнаваемые безделушки (например, фигурки животных). Причем, если в семье незрячий ребенок или имеющий очень низкое (остаточное зрение), необходимо украсить помещение легко осязательно воспринимаемыми предметами, а также рельефными изображениями, которые доступны осязательному восприятию и осмыслению старших дошкольников. Расположить их следует на доступной для ребенка высоте (на стенах, полках).

Необходимо сделать так, чтобы квартира была безопасной для слепого или слабовидящего ребенка. Так, все розетки, электропровода должны быть закрыты или недосягаемы для ребенка. Электроприборы и бытовая техника должны включаться и использоваться только взрослыми членами семьи, а после окончания их использования, выключаться и убираться в недоступные ребенку места. Стеклянная посуда и все бьющиеся предметы, а также колющие, режущие предметы, лекарства, различные химические, моющие и чистящие средства и т.п. также должны убираться после их использования на свои места, недоступные для маленького ребенка. Постепенно, по мере взросления ребенка его необходимо знакомить с электроприборами, бытовой техникой и другими опасными предметами, показывать и объяснять, для чего нужны, учить правильно и безопасно ими пользоваться под контролем взрослых.

Еще одно правило, которое надо соблюдать, если в семье есть слепой или слабовидящий ребенок: все предметы в доме должны иметь определенные места. Так, не следует переставлять мебель, нельзя ставить посередине комнаты, на кухне, в коридоре, прихожей сумки, коробки и т.п., разбрасывать одежду, обувь и т. д. Это правило соблюдать очень важно, особенно, если ребенок совсем не видит или имеет остаточное зрение. Наткнувшись неоднократно на эти предметы, ударившись о них, споткнувшись о лежащий не на своем месте предмет, упав, ребенок начинает бояться ходить по комнате, по квартире самостоятельно. Перестановку мебели, если в этом есть необходимость, следует делать в присутствии ребенка, показывая ему, куда какие предметы переставлены. Чтобы ребенок не смог удариться об углы мебели, о выступы стен или подоконников, всех предметов, находящихся на уровне глаз или головы ребенка, необходимо закрыть их, как и углы мебели, мягкой тканью (наклеив ее).

Двери (из комнат в коридор, на кухню) должны быть либо всегда открыты, либо всегда закрыты. Обо всех изменениях, которые происходят в расположении предметов в доме, ребенка необходимо предупреждать и показывать эти изменения (подвести ребенка, например, к закрытой двери, показать, как она открывается и закрывается, обратить внимание ребенка на звук, который он слышит, когда открывается дверь и т.д.). Окно должно быть закрыто, а если его открыли, проследите, чтобы рядом не стояло предметов, с которых ребенок мог бы дотянуться до него, взобраться на подоконник. Проследите, чтобы пол в квартире был в хорошем состоянии: без щелей, впадин, выступов, торчащих гвоздей, без торчащих оторванных кусочков линолеума, не был скользким. В противном случае есть опасность падения и травмы ребенка.

Отсутствие или нарушение зрения приводит к недостаточному накоплению у детей представлений об объектах и явлениях природы, о предметах и явлениях окружающего мира.

В связи с этим стоит задача активизации познавательной деятельности слепых детей. С первых лет жизни необходимо прививать детям любовь и интерес к родной природе, правильно знакомить их с объектами и явлениями природы, с окружающим миром.

Прививая любовь и интерес к природе, у слепых детей можно воспитать положительные качества личности: доброту, сострадание, желание и умение заботиться о растениях и животных, бережно относиться к предметам окружающего мира, создавать у них радостное настроение, формировать такие чувства как нежность, отзывчивость, восприимчивость к прекрасному. Все это положительно скажется на формировании характера слепого ребенка. В процессе наблюдения природы у детей закладываются основы правильного понимания законов природы. Зная, например, причины таких явлений природы, как гром, гроза, молния, радуга дети постепенно начинают понимать, что все происходящие в природе процессы не результат действия сверхъестественных сил.

Дети воспринимают и чувствуют природу более непосредственно, нежели взрослые. Со многими объектами и явлениями природы они знакомятся впервые и они, безусловно, вызывают у них повышенный интерес. Используя этот интерес, можно постепенно включать в опыт детей новые неизвестные им ранее предметы и явления.

При ознакомлении детей с тяжелыми нарушениями зрения с объектами и явлениями природы, с предметами окружающего мира необходимо привлекать к работе, наряду с неполноценным зрением, сохранные анализаторы детей — осязание, слух, обоняние, вкус. Так как именно совместная деятельность всех сохранных анализаторов и взаимодействия различных видов чувствительности (осязание, обоняние, слух, тактическая чувствительность, вкус, температурная чувствительность и др.) позволит дополнить отсутствие или неполноценность зрения у детей при знакомстве с объектами природы. Например, при наблюдении дождя следует обратить внимание ребенка на то, как шумит дождь по листьям деревьев, как льется вода по мостовой, подставив ладонь под струю дождя, дайте возможность ощутить ее прохладу, влажность, почувствовать, силу, напор водных струй, а когда дождь закончится, то и капли, падающие с крыш домов и листьев деревьев.

Наиболее полное и правильные представление о предметах природы слепой ребенок получает с помощью тщательного обследования и ощупывания объекта. Самостоятельного навыка обследования предметов у него еще нет. Как правило, слепой ребенок дотрагивается до отдельных частей природных объектов, после чего отнимает руку. Поэтому у него не создается целостного образа обследуемого предмета и представление о нем неполное, часто характеризующееся каким-то одним или двумя признаками. Особенно это касается живых объектов. Например, о петухе слепой ребенок знает то, что петух по утрам кукарекает и у него большой хвост, состоящий из длинных перьев, о белке — то, что у нее мягкий пушистый хвост.

Следует учить слепого дошкольника обследовать объекты природы двумя руками. Сначала необходимо показать, как быстро, бегло и легко ощупать весь объект целиком, а затем тщательно, еще раз последовательно выделяя части, детали, обращая внимание на величину, пропорции, протяженность и на другие свойства предмета. Руки ребенка должны двигаться в выбранном им направлении с регулируемой силой нажимающих пальцев рук.

Показывая какой-либо природный объект, знакомя слепого ребенка с предметами окружающего мира, надо определить начало и конец обследования. Например, при знакомстве с чучелом белки это могут быть голова и хвост животного, с ромашкой — цветы и корень растения. Иначе у ребенка не сложится целостного впечатления о воспринимаемом объекте.

Целесообразно так организовать процесс восприятия природного объекта, чтобы в нем сочеталось осязание со словесным его описанием. Это ускорит и улучшит процесс формирования правильного образа объекта. Для этого осязательное восприятие детьми предметов рекомендуется сопровождать подробным объяснением свойств и практического назначения предмета, разъяснением наблюдаемого явления. До знакомства с природным явлением или с объектами живой и неживой природы необходимо предварительно рассказать о них детям: о свойствах и качествах объекта, а уже в процессе восприятия обратить внимание на все ранее выделенные признаки. Например, при обследовании растения обратить внимание ребенка на форму, величину, на строение, запах и тому подобное. Особенно должны быть выделены характерные признаки: у ромашки — цветки с большим количеством длинных лепестков, у сирени, соцветия, имеющие характерный запах, состоящие из большого количества цветков, имеющих по четыре лепестка и тому подобное.

При обследовании природных объектов не следует спешить, нужно тщательно обследовать предмет, обводить объект руками или пальцами медленно, не отрывая их от предмета, запомнить с какой части началось его обследование и ощупывание.

Если ребенка имеется остаточное зрение, то его нужно использовать в процессе восприятия. Благодаря остаточному зрению дети могут определить цвет, форму, выделить существенные, зрительно воспринимаемые, признаки объектов и явлений природы. Необходимо научить слепого ребенка осторожно и бережно ощупывать живые объекты природы. Грубые, резкие движения могут сломать, разрушить растения, причинить неприятные чувства и боль животным. При первоначальном ознакомлении детей с растительными животными объектами целесообразно использовать красочные и контурные рисунки, аппликации, модели, муляжи растений и животных, растения. Это позволит познакомиться с их частями заранее. Надо помнить, что ни один муляж или рисунок не может заменять натурального объекта с его неповторимыми качествами и свойствами. Для обследования лучше выбирать натуральные объекты, имеющие устойчивую форму. К таким растениям относятся некоторые комнатные, садовые и полевые цветы: герань, столетник, георгины, пионы, гвоздики, тюльпаны, ромашки, все виды клевера и др. Хорошо воспринимаются слепыми, детьми и детьми с нарушениями зрения крупные цветы с явно различными органами внутреннего строения (тюльпан, лилия, кала, амариллис и др.). Определение формы и строения мелких цветов следует осуществлять с помощью осязательной поверхности губ и языка, органов очень чувствительных к прикосновению. Слепые дети, взяв цветок в рот, движением губ и языка определяют органы цветка. Этот прием может быть использован только при соблюдении гигиенических требований: цветок необходимо обмыть чистой водой. Кроме того, растение не должно быть токсичным, а пыльца тычинок - не созревшей. Многие цветы и растения слепые дети могут распознавать по запаху.

Деревья могут и должны распознаваться слепыми детьми и детьми с нарушениями зрения по виду, фактуре коры, форме листьев, по плодам семенам. Слепым обязательно нужно показать плоды — семена, растущие на клене, липе, каштане, на дубе, рябине, познакомить детей с формой листьев и видом коры каждого из видов деревьев, обеспечить им возможность тщательного, обстоятельного, неторопливого ознакомления, обследования коры, листьев. Например, поверхность листовой пластинки у дуба гладкая, твердая, у березы — шершавая, у липы — мягкая. Постоянные систематические наблюдения явлений живой и неживой природы познакомят слепых детей с временами года, с характерными особенностями каждого сезона. Наблюдения слепыми детьми природы и сезонных изменений по временам года помогут обогатить их опыт, скорректировать специфические особенности познавательной деятельности, развить наблюдательность, внимательное отношение к природе, находить в ней новое интересное. Сведения и знания, накопленные слепым ребенком под Вашим руководством, позволяют восполнить пробелы зрительного восприятия у слепых детей и детей с нарушениями зрения. Умение правильно выделять причинно следственные отношения происходящие в природе, делать выводы о происходящих изменениях способствуют преодолению отставания в общем развитии слепых детей.

Солнце, воздух, небо, земля, вода, растения, животные, состояние погоды, труд людей в природе — вот с чем нужно познакомить детей, рассказать и показать их свойствам особенности. Детям необходимо рассказать о том, как зависят сезонные явления от солнечного света и тепла. Наблюдая солнце в разные времена года, дети узнают, что оно по-разному греет весной и летом, осень и зимой.

Знакомясь с дождем, слепые дети с помощью слуха, а также рукой учатся различать мелкий, холодный, моросящий и затяжной — осенний дождь; крупный, теплый, непродолжительный — летний. Необходимо помочь детям обозначать словами свои впечатления.

Для правильного понимания окружающей природы слепым детям нужно рассказывать о воздухе и его свойствах. Для этого можно использовать надувные резиновые шары. Наполнить их воздухом, поставить руку ребенка под струю воздуха, выходящего из надувного шара и дать почувствовать ему воздушную струю. Нужно показать также движение флюгера под действием воздушного потока, сделав ветровую вертушку: игра с ней доставит большое удовольствие.

Слепые дети постепенно учатся проводить сезонные наблюдения самостоятельно. Надо подольше задержать внимание детей на объектах наблюдения, обеспечить возможность их осязательного восприятия, подводить к предметам и объектам природы и окружающего мира на такое расстояние, которое удобно для ощупывания. Если у ребенка есть остаточное зрение, наблюдаемые объекты следует располагать на расстоянии, с которого он может их рассмотреть.

Особенно интересны для детей наблюдения за птицами, рыбами, животными. В конце лета или в начале осени птицы собираются в стаи, готовятся к отлету в теплые края. Это можно услышать, так как они хлопают крыльями, издают гортанные звуки, кричат, курлыкают перед отлетом. Если есть возможность за городом подойти ближе к стае птиц, необходимо сделать это с ребенком. Учите его не шуметь в лесу, поле, на речке, не пугать птиц и животных. Но как бы тихо не подходить — стая взлетит. Пусть ребенок послушает шум их хлопающих крыльев.

Детям очень интересны наблюдения за водоемом. Находясь у водоема, надо разговаривать тихо, чтобы не распугать его обитателей, дать возможность послушать кваканье лягушек — разный тон и тембр их звучания. Для этого надо осторожно положить лягушку в руки ребенка, а лучше, если он сначала потрогает ее на руках взрослого и только потом, когда освоится, возьмет ее в свои руки, почувствует прохладу и гладкость кожи. Надо обратить внимание ребенка на величину, форму, строение тела лягушки. Ребенку можно рассказать, что каждая лягушка знает свой водоем и без труда находит его. Дети должны узнать о пользе, приносимой лягушками, и способе их питания, о том, что лягушек уничтожать нельзя и о том, почему их следует охранять. С растительным миром водоема можно познакомить детей с лодки или деревянных мостков.

Зимой, придя к этому же водоему, надо показать лед и снег, покрывающие пруд, дать их потрогать. Поговорите о том, что зимой холодно, тихо и пусто, нет растений, ни животных, которых видели летом. Посетите с ребенком лес или парк в зимнее время, погуляйте по дорожкам парка, пройдите по снегу, вдохните запахи зимней природы, рассмотрите следы птиц и животных. Постарайтесь определить, кому они принадлежат. Пусть ребенок потрогает следы людей, птиц и животных на свежевыпавшем снегу, определите их форму и величину. Полюбуйтесь красотой леса или парка в зимнем уборе, дайте ему потрогать и увидеть причудливые снежные шапки на кустарниках, снежные кружева, нависшие на ветвях деревьев. Обратите внимание на то, что лиственные деревья и кустарники зимуют без листьев, а хвойные на зиму не сбрасывают иголки, пусть ребенок потрогает ветви хвойных и лиственных деревьев, кустарников. Расскажите ребенку о том, что деревья не замерзают в зимнее время потому, что они защищены толстым пробковым слоем, расположенным в коре, что легче зимовать большому и старому дереву. Такие деревья легче переносят холод, так как у них толще пробковый слой. Покажите ребенку снежное пушистое одеяло, расскажите его роли в защите корней и стволов деревьев от зимних стуж и холодов.

Прислушайтесь и учите прислушиваться ребенка к звукам зимней природы. На прогулке в лес, в парк в конце зимы или ранней весной, обратите внимание ребенка на то, что снег стал иной, покажите, что почки деревьев и кустарников стали полнее и больше.

Когда ребенок начинает задавать вопросы, «почему?», «отчего?» — это означает, что он уже подготовлен к пониманию взаимосвязей в природе. В яркой эмоциональной форме следует дать ребенку ясные, четкие, доступные и понятные ему разъяснения того, что заинтересовало и вызвало вопросы. Для того, чтобы закрепить впечатления ребенка от наблюдений природы и окружающей действительности, необходимо провести беседы обо всем увиденном и услышанном на прогулке, предложить ребенку вылепить из пластилина, глины, то, что он увидел, с чем познакомился, то что наиболее заинтересовало и понравилось ему. Дети с остаточным зрением могут зарисовать наиболее понравившиеся им объекты.

Необходимо обращать пристальное внимание на то, чтобы ребенок узнавал предметы и явления природы, соотносил названия с конкретными образами предметов, умел выделить существенные, характерные признаки и свойства предметов и явлений, сопоставляя предметы по величине, форме, цвету, протяженности и тому подобное.

Очень важно закреплять впечатления, полученные детьми в результате восприятия объектов и явлений природы и окружающего мира. С этой целью следует использовать пословицы, поговорки, загадки, народные приметы в природе, стихотворения о растениях и животных, что поможет ребенку закрепить полученные сведения, не упустить наиболее важное, отметить и узнать то, что он не может увидеть сам.

Очень важно, чтобы восприятие слепыми дошкольниками природы и окружающей действительности было связано с деятельностью детей, с непосредственным общением с природой. Если ребенок знает свойства глины, сырого песка, сохраняющих заданную форму, пусть он лепит то, что ему хочется: фигурки, «пирожки», «города», «замки». В целях развития двигательных функций, пространственной ориентировки детей, необходимо учить слепых дошкольников с нарушениями зрения определять взаимное расположение объектов, определять приблизительные расстояния, разделяющие предметы. Слепому и слабовидящему ребенку трудно представить высоту дерева, дома. Представить и определить высоту деревьев можно по спиленному или поваленному дереву, промерив его шагами. Это поражает детей, вызывает удивление и восторг.

Для слепого ребенка (в том числе и ребенка, имеющего остаточное зрение) основным средством получения информации об окружающих предметах является осязание. Поэтому необходимо учить всех детей обследованию предметов с помощью осязания. Учите их ощупывать двумя руками, так, чтобы в работе участвовали не только кончики пальцев, но и вся кисть. Обращайте внимание детей на последовательность знакомства с предметами, учите ребенка обследовать предмет планомерно или сверху вниз или слева направо. К шести годам ребенок должен уметь находить части в самых различных предметах (например, спинку, сиденье и ножки у стула, колеса, кабину и кузов у игрушечного грузовика).

При осязательном обследовании предметов ребенок должен выделять его свойства: величину (большой — маленький, широкий — узкий, длинный — короткий, высокий — низкий), плотность (твердый — мягкий), вес (тяжелый — легкий). Учите ребенка различать материал, из которого изготовлены предметы: дерево, камень, стекло, металл, пластмасса, бумага, ткань, кожа.. Если ваш ребенок немного видит, не исключайте из обследования и зрение. Помогите ему использовать различные ощущения: осязательные, звуковые, температурные.

Можно предложить ребенку поиграть в вариант игры «Чудесный мешочек»; в мешочек кладутся предметы, изготовленные из двух различных материалов, например, дерева и металла. Ребенок вынимает из мешочка по одному предмету. Деревянные предметы кладет направо, а металлические налево.

В игре «Что упало?» ребенок может научиться различать свойства материалов не только на ощупь, но и по характерному для каждого материала звуку. Ребенок должен сказать, из чего они сделаны, судя по звуку, который они издают при падении. Так, камень глухо падает, металлический предмет звенит, бумага шуршит, ткань шелестит, а дерево издает характерный только для него «деревянный» звук.

Немаловажно познакомить ребенка и с таким свойством предметов, как плавучесть. Опуская в таз с водой различные предметы, можно определить, что плавает, а что тонет.

Ребенок должен знакомиться с как можно большим количеством предметов. В шесть лет ему должны быть знакомы такие понятия, как овощи и фрукты, мебель, одежда. Если ребенок не может познакомиться с предметом из-за его величины или удаленности, на помощь может, придти игрушка. Так игрушка поможет познакомить ребенка с различными видами транспорта. Трудно подобрать реалистично выполненные игрушки домашних и диких животных, о которых дети узнают из рассказов взрослых, книг и радиопередач, и еще реже дети могут познакомиться с реальными животными. Знакомя детей с животными очень важно показать им абсолютные и относительные размеры (какой величины кошка, а какой мышка; какого размера свинья и корова).

Знакомя ребенка с различными предметами, надо научить его сравнивать, учитывая все многообразие их особенностей.

Сравнивать предметы нужно не по представлению, а попеременно их обследуя. Важно не просто спрашивать

При сравнении предметов выделяются как признаки, которые непосредственно воспринимаются при осязании, так и признаки, о которых ребенок узнает от взрослых. Следует учитывать, что ребенку труднее определить общее в предметах.

Занятия по сравнению предметов будут способствовать развитию мышления, зрительного и осязательного восприятия, помогут ребенку в ознакомлении с окружающим. Однако, занимаясь с ребенком необходимо учитывать его желания и настроение. Если занятие не в радость, а проводятся по принуждению взрослых, оно не принесет желаемых результатов. Необходимо увлечь ребенка собственной заинтересованностью в изучении предметов. Можно превратить занятие в игру-соревнование; кто назовет больше отличий у предметов.

Ребенок должен познакомиться с геометрическими формами: кубом (кубиком), шаром, цилиндром (столбиком), призмой (крышей), параллелепипедом (кирпичиком). Изучение геометрических фигур и их свойств является важной частью работы по формированию пространственных представлений у слепого ребенка, наиболее трудной сферой психического развития, страдающей из-за отсутствия или нарушения зрения. Здесь можно использовать уже знакомую игру «Чудесный мешочек». В мешочек кладутся названные ранее формы и ребенок должен найти заданную форму по образцу или по его названию.

Важно, чтобы в процессе знакомства с геометрическими формами ребенок учился сравнивать их свойства. Например, шарик круглый, его можно катить, а кубик имеет острые углы и ребра, его катить нельзя. Столбик можно катить, но можно и поставить.

Особенно явственно проявляются свойства различных форм в процессе сооружения из них различных построек. Начните с элементарных построек: домик (кубик и на нем призма — крыша), забор или поезд (выстроенные в ряд кубики), ворота, диванчик и др.

Важным этапом в освоении детьми геометрических форм является обучение выполнению построек по образцу. Вы даете ребенку готовый образец, например, домик, а также формы, из которых он состоит: куб и призма. Ребенок должен обследовать образец и затем выполнить такую же постройку. После успешного выполнения этого задания оно усложняется. Усложнение идет по двум на правлениям; во-первых, усложняется сам образец, он составляется из нескольких форм (например куба, цилиндра и призмы; во-вторых, перед ребенком кладутся не только те формы, которые ему потребуются для постройки, но и другие, из которых он должен будет выбрать необходимые. Обычно детям бывает трудно выполнить это задание сразу самостоятельно. Иногда они не сразу понимают, что от них хотят. В этом случае взрослый должен вместе с ребенком тщательно обследовать и проанализировать образец и затем выполнить требуемую постройку. Анализ постройки нужно производить снизу вверх. Например; «Что у моей башни внизу? Правильно, кубик. Ставь кубик. А на кубике что? Правильно, столбик. Ищи столбик. Ставь его».

Знакомя детей с геометрическими нормами нужно учить их находить эти формы в составе различных предметов. Например, круглые, как шар яблоко, мячик, клубок ниток, лампочка, голова куклы. Коробка похожа на кубик, а стакан — на столбик.

Сформировав у слепого ребенка первоначальные представления о геометрических формах, можно приступить с ним к лепке. Это не только закрепляет и развивает представление о геометрических формах, но и совершенствует мелкие движения руки, чувствительность пальцев, что особенно пригодится ребенку при обучении чтению и письму. Прежде чем приступить к лепке следует тщательно обследовать реальный предмет, который предстоит лепить. В основе простейших детских поделок из пластилина лежат две формы: шар и, так называемая, «колбаска». Сначала надо научить ребенка раскатывать предварительно размятый кусочек пластилина на доске и между ладонями — круговыми движениями, (чтобы получить шар) и прямыми (чтобы получить «колбаску»). Из шарика можно сделать яблоко, немного надавив на него сверху и вставив маленькую колбаску-палочку. Если сильно надавить большим пальцем на шарик, а затем загнуть и выровнять края, получится чашечка, ручка которой делается из колбаски, из другого расплющенного шарика получается блюдце.

Усложнить задание можно, предложив ребенку слепить различные овощи: (морковь, репку, луковицу, свеклу), предварительно обратив внимание ребенка на характерные особенности их формы. А затем - слепить грибок, уточку, елочку, зайчика, медведя (с предварительным обследованием соответствующей игрушки). В основе всех этих поделок также лежат те же формы: шар и «колбаска». Так же схематично лепится человек, изображение которого является «вершиной творчества», дошкольника.

Когда ребенок овладеет геометрическими формами можно начать знакомить его с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником, а затем с овалом, прямоугольником, многоугольником. Знакомство с плоскими геометрическими фигурами позволяет перейти к выполнению аппликационных изображений. Так, цветок изображается с помощью круга и овалов (лепестки), домик составляется из квадрата и треугольника. Но начать нужно с простых орнаментов, например, с чередования на листе бумаги кругов и квадратов, вырезанных предварительно из ворсовой бумаги.

Прогулки ребенка могут быть разными: просто во дворе возле дома или прогулка в парк, или еще куда-нибудь. Однако не должно быть прогулок бесцельных. Каждая прогулка должна быть для ребенка маленьким уроком.

Слепого ребенка, как никакого другого, необходимо поощрять к самостоятельности. Отсутствие зрения не означает, что ребенок не может адекватно познавать окружающий его мир. Только способы познания через активное осязание, движение, слух и обоняние требуют от слепого ребенка и большей активности, и большей самостоятельности, чем от зрячего.

Необходимо обязательно познакомить ребенка с местом, куда он пришел, особенно, если это место для него новое. Дайте возможность ребенку все обследовать руками, до всего дотронуться. Игровую площадку лучше обойти всю, показав ребенку ее границы, все предметы, которые на ней находятся, и все препятствия. Ребенку необходимо получить достаточно полное представление обо всей площадке: познакомиться и обследовать горку, качели, песочницу, узнать, где пролегают дорожки, какие растут на площадке деревья, кусты. При необходимости, ребенка можно поднять на руки, чтобы он смог дотянуться до верха обследуемых объектов.

К одному и тому же месту гуляния первое время, пока ребенок не полностью изучил его, лучше возвращаться довольно часто, чтобы он чувствовал себя все свободней и свободней. Это воспитывает в нем уверенность в себе.

Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок не избегал встреч с людьми, усваивал навыки общения с другими людьми, знакомился с детьми. Лучше, если сначала ребенок познакомится с одним зрячим ребенком и научится играть с ним. Затем круг знакомства можно расширять. Маленькие слепые дети, как правило, избегают контактов с посторонними детьми. Поэтому надо проявлять терпение, поговорить с родителями другого ребенка, объяснить особенности слепого ребенка, рассказать, что он умеет делать. Первое время лучше организовывать совместные игры детей под присмотром взрослого. Со временем, когда зрячие ребята освоятся с особенностями слепого ребенка, можно его отпускать на прогулку с ними.

Гулять с ребенком надо в любое время года и в любую погоду. Чем больше впечатлений об окружающем мире будет получать ребенок, тем полнее будут у него представления о том, что его окружает. Так, зимние прогулки, катание на санках с горы, катание на лыжах и коньках доставят слепому ребенку столько же радости, сколько и зрячему. Только обязательно нужно предварительно объяснить и показать, и все делать вместе с ребенком: и с горы скатиться, и на лыжах пройти.

Прогулки могут иметь и вполне определенную цель: зайти в магазин за продуктами, или в аптеку за лекарствами, или на почту. Такие совместные походы с взрослым являются хорошей школой для ребенка. Предварительно перед выходом необходимо рассказать ребенку, куда пойдете, каким маршрутом, что будете делать, как следует себя вести. Если планируется поездка на каком-нибудь транспорте, ребенок должен быть предупрежден об этом. Лучше, если ребенок будет заранее подготовлен. Во время пути надо обращать его внимание на особенности маршрута, тренировать его в умении ориентироваться на улице.

При движении по тротуару ребенок должен идти справа от сопровождающего, чтобы встречные прохожие не наталкивались на него. Маленького слепого ребенка надо держать за руку, идти не торопясь, приноравливаясь к его шагам. Необходимо помнить, что незрячий ребенок не может видеть весь маршрут, и ему нужна возможность познакомиться с дорогой. Для этого перед каждым изменением пути следования (поворот, переход, ступеньки и т. п.) требуется чуть приостановиться и предупредить ребенка («поворот направо», «ступеньки вниз»). Во время движения, надо обращать внимание ребенка на звуки (что и как звучит), на запахи (некоторые места улиц имеют очень четкий запах: парфюмерные магазины, булочные, аптеки, бензоколонка и т. п.), на особенности дороги, которые можно почувствовать подошвой ног через обувь.

Большое значение имеет умение определять с помощью сохранных органов чувств время года, состояние погоды и даже время суток. Важно обращать внимание ребенка на это, рассказывать ему об изменениях, которые происходят в природе.

Открытым остается вопрос о том, с какого возраста слепому ребенку нужно давать трость для ориентировки при ходьбе на улице. Многие специалисты считают, что к ориентированию с помощью трости следует переходить тогда, когда ребенок получил достаточно полное представление о том окружении, в котором он будет ориентироваться с помощью трости: тростью можно узнать то, что уже было изучено с помощью осязания. Поэтому очень важно научить ребенка хорошо ориентироваться дома, во дворе, на ближайшей к дому улице с помощью осязания, слуха и обоняния.

При посещении нового помещения, ребенку необходимо дать возможность освоиться, познакомиться с размерами этого помещения, месторасположением мебели. Чтобы познакомиться с новым помещением, слепому необходимо совершить множество действий и затратить определенное время, поэтому нельзя торопить и отвлекать ребенка. Важно побуждать его к самостоятельным действиям, задавая вопросы относительно того места, где он находится.

Важно обращать внимание ребенка на звуки, объяснять их происхождение. Многие знакомые звуки звучат по-разному в зависимости от размеров помещения. Пусть ребенок использует это свойство для определения размеров помещения. Следует с ребенком обойти все, дать до всего дотронуться и ощупать. Это следует делать так, чтобы не мешать окружающим, но и не надо стесняться любопытных взглядов или замечаний.

В магазине можно предложить ребенку, например самому, оплатить покупку в кассе и получить товар. Научите его по запаху определять отделы в продуктовом магазине. Научите, как правильно обратиться к продавцу-консультанту, как занять очередь.

Привлечение ребенка к совместным походам по хозяйственным делам воспитывает в слепом ребенке самостоятельность, сделает его помощником, а сознание своей полезности окрыляет. Слепой ребенок приобретает ценный жизненный опыт: учится обращаться к незнакомым людям, знакомится с различными учреждениями быта и правилами поведения в них, запоминает запах и форму упаковки разных продуктов.

Одной из главных задач социально-бытовой ориентировки является формирование у слепых детей навыков самообслуживания.

Слепой ребенок, как и зрячий, должен научиться самостоятельно удовлетворять свои потребности, обслуживать себя. Но если зрячие дети могут наблюдать за тем, как это делают взрослые, и благодаря этому быстрее осваивают необходимые навыки, то слепых детей надо последовательно, шаг за шагом учить каждому действию, и поэтому процесс овладения навыками самообслуживания несколько затягивается. При правильной организации обучения и постоянной тренировке ребенок может к 5-6 годам научиться самостоятельно умываться, чистить зубы, вытираться, пользоваться туалетом, одеваться, есть.

Формируя навыки самообслуживания, следует выполнять некоторые общие требования, которые облегчат обучение ребенка. Для обучения ребенка какому-либо новому действию займите позицию позади ребенка. Свои руки положите на его руки и его руками производите то движение, которому учите. Все действия в отношении ребенка, все действия самого ребенка следует называть, объяснять их назначение и порядок выполнения. Каждое действие выполняйте в строго определенной последовательности, которая сохраняется во все время обучения до усвоения ребенком этого действия.

Обязательно используйте остаточное зрение ребенка. Научите его распознавать цвета и ориентироваться на цвет предметов, с которыми он действует.

Постепенно уменьшайте помощь ребенку, предоставляя ему все большую самостоятельность в осуществлении действий по самообслуживанию, но продолжайте контролировать правильность выполнения действия.

Во время обучения ребенка необходимо быть терпеливым, нельзя делать за ребенка то, что он умеет делать сам, опережать события и подгонять его. Необходима выдержка и доброжелательное отношение к ребенку. У многих слепых детей может быть нарушена координация рук, руки могут быть слабыми. Часто слепые дети сопротивляются, вырывают свои руки из рук взрослого, отталкивают от себя незнакомые предметы. Поэтому очень важно при обучении различным навыкам создать доверительное, положительно окрашенное эмоциональное общение. Для маленького ребенка очень важна заинтересованность взрослого в его успехах. Желательно чаще поощрять и хвалить ребенка за малейший успех.

Слепому ребенку необходимо научиться самому умываться и вытираться полотенцем, чистить зубы, пользоваться туалетом.

При обучении ребенка этим действиям важно выбрать определенную последовательность выполнения действий. Решить, будет ли ребенок чистить зубы утром или вечером или дважды в день. Все действия следует выполнять каждый день в одно и то же время, что облегчит выработку у него привычки.

Прежде, чем приступить к обучению, надо рассказать ребенку о том, почему необходимо умываться и чистить зубы, познакомить его с предметами, предназначенными для умывания: мылом, мыльницей, зубной щеткой, тюбиком с пастой, стаканчиком для полоскания. Показать, как открывается и закрывается кран с водой, как отрегулировать воду. Во избежание ожогов ребенок должен запомнить, что сначала открывается кран с холодной водой. Ребенку важно познакомиться с помещением, месторасположением вещей. При этом для каждой вещи определяется постоянное место в ванной комнате. Во время умывания ребенок может пользоваться скамеечкой или устойчивой подставкой. Следует пометить личные вещи ребенка: его зубную щетку и полотенце. Лучше, если они будут находиться несколько в стороне от вещей других членов семьи. Если у ребенка имеется остаточное зрение, то предметы должны быть ярких, контрастных фону цветов.

При обучении новому действию, используется позиция позади ребенка, руки взрослого при этом кладутся поверх рук ребенка. В этом случае слепому будет легко воспринять правильно все движения и воспроизвести их. Сначала надо дать ребенку в руки мыло, чтобы он почувствовал его на ощупь, затем показать, как намыливать руки и как смывать пену. Все действия взрослого и действия ребенка сопровождаются объяснениями: «Возьми мыло между ладонями; потри руки друг о друга; вытри руки насухо». Ребенок не может видеть грязную пену, смываемую, с его рук, но он может почувствовать разницу в ощущениях от грязных рук и чистых, и вам нужно обратить его внимание на это.

То же самое относится и к чистке зубов. Все действия, которым обучается ребенок, должны выполняться в определенной строгой последовательности, их назначения и смысл должны быть понятны ребенку. Какие-то операции будут трудны, но он должен иметь представление о них и знать, как они выполняются и в какой последовательности. Постепенно необходимо уменьшать помощь, предоставляя ребенку возможность самостоятельно совершать все действия во время умывания. Например, можно помочь ребенку только намылить руки, а мыть и вытирать их он будет самостоятельно. Или взрослый выдавливает пасту на щетку, а зубы ребенок чистит сам, сам промывает щетку и убирает ее на место. Со временем взрослый будет только контролировать выполняемые действия.

Один из важных гигиенических навыков — пользование туалетом. Может пройти немало времени, прежде чем ребенок научится контролировать действие кишечника и мочевого пузыря.

Многие слепые дети научаются этому лишь к двум годам, а то и позже. Это связано с тем, что физическое развитие слепого ребенка идет медленнее, чем зрячего. Он позже начинает сидеть, позже начинает ходить. Лишь освоив хождение, ребенок получает возможность контролировать гладкую мускулатуру, отвечающую за дефекацию и мочеиспускание.

Приучить ребенка пользоваться туалетом следует раньше, чем он научится хорошо ходить и будет способен в течение двух часов оставаться сухим. Пока ребенок не научится выражать свою нужду словами, надо наблюдать за ним и определять временной интервал, в который ребенка необходимо посадить на горшок. В это время и следует начинать учить ребенка проситься в туалет и пользоваться им.

Ребенок должен знать, как устроен туалет, для чего он предназначен, что не только он пользуется туалетом.

Маленькому ребенку затруднительно пользоваться унитазом, поэтому обычно для него приобретают горшок. Горшок следует держать в определенном месте (лучше в ванной комнате или туалете), и ребенок должен приучаться пользоваться горшком тоже в определенном месте. Важно показать ребенку, куда удаляется содержимое горшка, как спускается вода в унитазе, моется горшок. Когда ребенок привыкнет к горшку, можно начинать учить малыша самостоятельно садиться на него. Для этого горшок следует поставить в таком месте, где ребенок мог бы одной рукой за что-нибудь держаться (это может быть край ванны, край унитаза, ручка, привинченная к стене и т. п.). Когда ребенок подрастет, он может начать пользоваться унитазом.

К числу необходимых умений, которые должен приобрести слепой ребенок к школьному возрасту, относится и умение одеться и раздеться без посторонней помощи. Как и зрячие, слепые дети быстрее научаются раздеваться, чем одеваться, т. к. раздеваясь, ребенок не обращает внимание на правильное положение одежды, на то, вывернута одежда наизнанку или нет.

При одевании и раздевании очень важно соблюдать строгую последовательность действий. Если ребенок еще слишком мал и не совсем понимает, что с ним происходит, действия взрослого при его одевании и раздевании должны иметь определенную последовательность, которую не следует нарушать: начинать одевать ребенка с одной и той же руки и ноги, не менять этот порядок. Все свои действия необходимо сопровождать словами, называть предметы одежды и их части. Ребенка надо обязательно побуждать принимать участие в процессе одевания и раздевания, просить его помочь: «Мы будем надевать правый рукав на правую ручку, протяни свою правую ручку».

Еще не умея говорить, ребенок проявляет интерес к одежде, ощупывает ее, помогает при одевании. У ребенка должна быть возможность познакомиться с собственной одеждой: с тканью, цветом, основными деталями (рукавами, воротником, кармашками, пуговицами).

При одевании ребенка надо находиться сзади него и руками направлять движения его рук. Вначале все действия малыша будут совершаться с помощью взрослого, а позже - осуществляться самостоятельно. Например: взрослый помогает просунуть ноги в брючки или колготки, а ребенок сам натягивает их; или взрослый надевает ребенку через голову кофту, а руки в рукава он просовывает сам. По мере того, как ребенок будет овладевать навыком одевания, оказываемая ему помощь будет уменьшаться.

Поскольку слепой ребенок не видит, как одеваются другие, то ему необходимо показать, что у одежды есть передняя и задняя, лицевая и изнаночная стороны. Ребенка надо научить определять, где передняя, а где задняя сторона. В этом ему помогут некоторые детали одежды: пуговицы, карманы, швы. То же самое относится и к определению лицевой и изнаночной сторон. На белье, рубашках, колготках они определяются по шву; на верхней одежде — по наличию деталей и по подкладочной ткани. Вот почему важно научить ребенка так снимать с себя одежду, чтобы она не выворачивалась наизнанку.

Облегчить слепому ребенку определение лицевой и изнаночной стороны, а также передней и задней сторон одежды, можно, если пометить каждую вещь ребенка какой-нибудь меткой, нашитой в определенном месте. Это может быть пуговка или какой-нибудь крупный шов и т. п. Метку следует пришивать в одном и том же месте, например, спереди с лицевой стороны. То же относятся и к обуви ребенка. Дети часто путают правый и левый тапочек или правый и левый ботинок. На обувь также можно прикрепить определенные метки. Со временем ребенок сам научится различать, где левый, а где правый ботинок по ощущению неудобства из-за неправильно надетой обуви.

Обучая ребенка одеваться, старайтесь найти наиболее удобные способы выполнения различные операций, которые облегчат ребенку обучение. С этой целью можно закрыть глаза и представить, как лучше повернуть тот или иной предмет одежды, как определить, что это и т.д. Это поможет лучше понять и предвидеть те затруднения, с которыми столкнется ребенок.

Большую трудность обычно вызывает у слепых детей овладение навыками застегивания пуговиц и зашнуровывания ботинок. Чтобы ребенку легче было усвоить эти действия, их следует изучать отдельно, например: дать ребенку ботинок, набитый бумагой, и вместе с ним шнуровать его, или учить ребенка застегивать и расстегивать сначала крупные пуговицы на пальто.

Очень важно, чтобы у ребенка вырабатывалась привычка убирать на место (или аккуратно складывать) снятую им одежду и обувь. Ребенок должен знать, где висит его одежда, в каком порядке. В этом случае ему легко будет самому найти свою одежду и одеться.

Обучение ребенка навыкам самообслуживания значительно расширяет его самостоятельность.

Необходимо привлекать ребенка и к участию в домашних делах. Слепой ребенок должен чувствовать себя полноценным членом семьи, ее частью. Пусть у него будут определенные домашние обязанности, тогда ребенок почувствует свою значимость. Начинайте с легких поручений по дому, которые доступны ему, например, что-то принести или отнести (веник, совок). Можно привлекать ребенка к уборке квартиры или кухни. Слепым детям доступно протирка мебели от пыли, вытирание кухонного стола. Последнее слепой ребенок должен производить иначе, чем зрячий. Лучше, если он будет сметать крошки сначала к середине стола, а затем уже все собранные крошки сметать в подставленное ведерко или тарелку, совок. Ребенку можно доверить расставить посуду на столе, т.е. произвести сервировку стола. Дайте ему положить хлеб в тарелку, пересыпать сахар в сахарницу, поставить грязные тарелки в мойку.

Если есть возможность привлечь ребенка к работе в саду или огороде, можно научить его ухаживать за растениями (поливать их, пропалывать).

При обучении ребенка всем этим элементарным трудовым навыкам важен порядок выполнения каждого действия. Необходимо объяснить, зачем оно нужно, и показать, как его выполнять.

Есть целый ряд бытовых действий, которые зрячие люди выполняют по привычке и даже не задумываются над тем, что слепой ребенок может о них и не подозревать. Например, чтобы сделать чай сладким, в него кладется сахар, а чтобы его остудить, в него доливается холодная вода. Очень часто слепой ребенок получает чай уже сладким и остуженным. Если не рассказать и не показать ребенку все предыдущие действия, то он так и останется в убеждении, что чай таков всегда. В быту для слепого ребенка нет мелочей. Необходимо помнить, что даже если еще по возрасту и своим умениям ребенок не может выполнять какое-либо действие, то он должен знать, что такое действие совершается и для чего оно совершается. У целого ряда действий, имеется своя «предыстория», которую следует раскрыть слепому ребенку. Как каждая вещь должна иметь свое место, так и каждое действие должно иметь свою последовательность.

Сейчас в школах-интернатах для слепых детей введены коррекционные курсы, направленные на развитие целого ряда специфических умений и навыков; это курсы по развитию остаточного зрения, осязания, пространственной ориентировки, курс по социально-бытовой ориентировке, ритмике, лечебной физкультуре.

Слепой ребенок живет в мире зрячих людей. Ему предстоит общаться преимущественно со зрячими людьми. Поэтому к тем трудностям воспитания, которые определяются отсутствием зрения или его резким снижением у ребенка, добавляются трудности, связанные с необходимостью учиться жить в мире, приспособленном для зрячих людей.

Взрослому слепому в его самостоятельной жизни очень часто приходится пользоваться помощью окружающих, нередко незнакомых ему людей. Поэтому ребенок с детства должен слышать примеры вежливого, учтивого обращения к незнакомым людям. Важно научить слепого ребенка выражать свои просьбы кратко, ясно и четко.

Надо стремиться к тому, чтобы слепой ребенок получил самые разнообразные впечатления, которые будут способствовать его развитию, овладел разнообразными необходимыми ему навыками. Необходимо всесторонне знакомить ребенка с тяжелыми нарушениями зрения с тем миром, в котором живут зрячие и в котором предстоит жить ему. Этому будут способствовать прогулки, походы в гости, в кино, театры, музеи, выезды за город.

Каждый выход в большой неизведанный мир начинается с внешнего вида ребенка. Необходимо, чтобы с самого раннего возраста ребенок усвоил, что на него смотрит множество внимательных глаз, которые отмечают и то, как он выглядит и во что одет, и то, как ведет себя. Зрячие дети очень многое копируют у взрослых (манеру одеваться, держать себя и т. п.), поскольку имеют возможность наблюдать за ними и друг за другом каждый день, а также могут контролировать свой внешний вид благодаря зеркалу. Слепой ребенок лишен этой возможности. При одевании ребенка, надо обращать его внимание на то, что разные вещи надевают в зависимости от времени года, что для выхода в гости, в театр и т. д. одеваются в нарядную одежду, в то же время для прогулок, для занятий спортом, трудом надо одеваться по-другому. Надо рассказать ему о подборе одежды по цвету, по моде, научить его следить за своей одеждой, держать ее в чистоте и порядке.

В гостях. Лучше всего, если первый опыт посещения гостей будет непродолжительным, а люди знакомы ребенку. Необходимо рассказать, куда он пойдёт, кто там будет. Ребенок должен заранее узнать, с кем он встретится и причину приглашения. Важно напомнить ребенку, как следует одеваться в гости, предложить ему самому выбрать одежду или обсудить это вместе с ним.

В гостях надо познакомить ребенка с каждым присутствующим, чтобы он мог запомнить голос, запах, одежду. Провести его по всей квартире, показать, где что стоит, какие есть помещения. Дать ему возможность освоиться в новой обстановке. В связи с этим лучше приехать чуть пораньше, чтобы ребенок мог спокойно и не торопясь познакомиться с новым помещением, привыкнуть к нему.

Если в гостях будут дети, то их следует заранее предупредить, что приедет незрячий ребенок. При знакомстве детей важно наладить между ними контакт, для этого рассказать, что умеет делать слепой ребенок, во что он умеет играть, упомянуть о его положительных чертах (добрый, умеет читать стихи, поет). Лучше взять знакомые для ребенка игры, в которые он может играть со зрячими ребятами. Такие игры, как шахматы, домино, различные головоломки выпускаются предприятиями ВОС и предназначены как для слепых, так и для зрячих. Надо помочь организовать совместную игру или занятие слепого ребенка с другими детьми. Это могут быть не только настольные игры, но и подвижные, в которых могут участвовать и зрячие дети, и слепой ребенок (например, «жмурки»).

В кинотеатре. Слепой ребенок должен не только знать, что есть такой вид искусства как кино, но научиться понимать его. Если с детства слепого учить понимать фильмы, прививать любовь к этому виду искусства, то оно становится впоследствии доступным ему, обогащающим и вносящим разнообразие в его жизнь.

Смотреть и понимать кинофильмы лучше начинать учить дома по телевизору. Сначала надо рассказать ребенку в доступной форме, что такое кино. Ребенок слышит голоса, звуки и музыку. Если у него имеется остаточное зрение, то, находясь близко от экрана, он может различить крупные детали изображения и отождествить их с уже известными ему объектами. Ребенку необходим комментарий к тому, что происходит на экране. Надо рассказывать ему то, что он не видит, и, в первую очередь, тогда, когда не слышно никаких звуков, или они непонятны по содержанию, а действие в этот момент совершается.

При просмотре кинофильма дается краткое описание героев картины (как выглядят, во что одеты), сообщается ребенку только та информация, которую он не может получить из контекста разговоров (где происходит действие, время, место, время года). Комментарии должны быть краткими, точными и не нести лишних сведений. Надо говорить так, не мешать ребенку следить за происходящим, т. е. говорить только во время пауз. Передавать надо только сюжетную линию, чтобы ребенок понимал происходящее, при этом лучше удерживаться от попытки дать собственное толкование тому, что происходит на экране. В то же время эмоциональное отношение взрослого можно не скрывать и не сдерживать. Слепому ребенку очень важно научиться правильно, эмоционально реагировать.

Все обсуждение действий героев, их побудительных мотивов и т. п. надо отложить до конца просмотра. Эти моменты фильма часто остаются не до конца понятными и зрячими детьми, которых увлекает сюжет, динамика происходящего, а не мотивы действий героев картины. Но привлечь внимание ребенка при последующем обсуждении к этим моментам следует обязательно.

После домашних просмотров можно идти с ребенком в кинотеатр. Важно подготовить ребенка, рассказав, куда пойдете, что там будете делать, и как себя следует вести. Желательно, чтобы взрослый, сопровождающий ребенка, был знаком с содержанием той картины, которую предстоит посмотреть, тогда легче будет дать необходимый комментарий, да и самого ребенка можно заранее подготовить к восприятию предстоящего кинофильма. Ребенку надо рассказать о маршруте до кинотеатра. Прийти в кинотеатр лучше заранее, чтобы дать ребенку возможность познакомиться с помещением. Можно показать ему кассу, и предложить приобрести билет, предъявить его контролеру. Желательно познакомить ребенка со зрительным залом: показать, где расположен экран, как стоят кресла, как определить свой ряд и свое место. Дома, после посещения кинотеатра, еще раз можно поиграть в сюжетную игру «В кинотеатре».

В театре. Театральное искусство имеет большое значение для развития слепого ребенка. Оно построено на диалогах и монологах персонажей, в которых выражены их внутренние переживания и через которые разворачиваются основные сюжетные линии спектакля. Театральное действие в большой мере, чем кино, доступно восприятию слепого. Восприятие и понимание театрального искусства облегчается тем, что слепому доступно собственное участие в импровизированном театральном действии, которое является необходимым элементом любой сюжетно-ролевой игры, не говоря уже об игре-драматизации. Для каждого ребенка игры драматизации и сюжетно-ролевые игры являются необходимыми этапами в его развитии. Овладение навыками сюжетно-ролевой игры у слепого ребенка затруднено, но значение ее для развития личности ребенка трудно переоценить. Научившись играть, принимая на себя роль того или иного персонажа, говорить за него и действовать в соответствии с принятой на себя ролью, ребенок сможет овладеть необходимыми навыками общения, научиться понимать мир социальных отношений. Благодаря таким играм слепой ребенок без особых трудностей поймет, что такое театр. Сначала в игре-драматизации, в которой ребенок вместе со взрослым, а затем и один, последовательно говорит за разных героев (ими могут быть куклы, фигуры животных), а затем и при игре в театр, где будет и сцена, и занавес, и зрители.

Посещение театра надо начинать с рассказа о нем, об актерах, самом спектакле. На макете можно познакомить ребенка с внутренним устройством здания, показать, где находится сцена, зрительный зал, оркестровая яма, а также другие помещения театра.

Собираясь в театр, важно обратить внимание ребенка на то, как следует одеваться. Если при посещении кинотеатра верхнюю одежду снимать не надо, то в театре верхнюю одежду следует сдавать в гардероб, поэтому необходимо быть нарядно одетым.

В самом театре ребенку надо дать возможность познакомиться со всем зданием, подойти к сцене, подняться в ложи, на балкон. Знакомство с помещениями театра лучше всего проводить либо до прибытия основной массы зрителей, либо после спектакля, когда театр пустует.

Как и при просмотре кинофильма, ребенок не может в определенные моменты обойтись без комментариев. Говорить с ребенком надо тихо, чтобы не мешать соседям, и в то же время так, чтобы ребенок слышал.

В музее. В музеях слепым детям разрешается под контролем смотрителя осторожно потрогать экспонаты, которые находятся не под стеклом. Некоторые работники музеев не знают, что имеется специальное постановление, разрешающее это делать, поэтому могут сделать замечание. В таком случае важно спокойно и тактично объяснить, что ребенок не видит, и что при осмотре он будет очень осторожен и внимателен.

В музеи ходить со слепым ребенком надо именно потому, что он может непосредственно познакомиться с некоторыми экспонатами с помощью сохранных органов чувств, в первую очередь, остаточного зрения и осязания. В музей следует идти с определенной целью: углубить представление ребенка о некоторых предметах окружающего мира, дать более полное наглядное представление о том, что ребенок прочитал или услышал, с чем он не может столкнуться в своей жизни.

Знакомство с музеем должно начинаться с ориентировки в помещениях музея. Лучше ограничить посещение музея знакомством и рассматриванием какого-либо одного или двух экспонатов, но важно, чтобы ребенок получил достаточно полное представление об этом экспонате, в первую очередь с помощью сохранных анализаторов.

Ребенку будет интересно узнать, для чего создаются музеи, какие бывают музеи, как себя следует вести в них.

В столовой, кафе. Слепому ребенку в своей будущей самостоятельной жизни не раз предстоит пользоваться услугами столовой или кафе. Для первого посещения лучше выбрать такое время, когда людей в столовой или кафе будет немного, чтобы можно было спокойно показать ребенку внутреннее расположение и дать возможность самому все потрогать и со всем познакомиться.

Важно объяснить, что такое меню, где брать блюда, или как их заказывать, где лежат чистые подносы, где касса.

Ребенка необходимо познакомить с порядком действий и правилами поведением в столовой или кафе от момента вхождения и до окончания завтрака или обеда. В столовой или кафе слепому, как нигде может понадобиться помощь других людей, т. к. с подносом, уставленным тарелками трудно ориентироваться. Надо научить ребенка, как следует обращаться за помощью к окружающим людям, как обращаться к сидящим за столом, если понадобится соль, салфетка. В столовую и в кафе можно идти с ребенком после того, как он усвоил основные навыки принятия пищи и поведения за столом.

Игровая деятельность является ведущей в дошкольном детстве. Роль игры в психическом развитии слепого ребенка трудно переоценить, поэтому необходимо создать все условия для того, чтобы слепой ребенок овладел игровой деятельностью.

Девочки должны иметь несколько кукол средней величины (30-50 см). Возможен такой их подбор: кукла-младенец, 1-2 куклы-девочки, кукла-мальчик. Желательно, чтобы у кукол были волосы, которые можно было бы расчесывать и делать прическу и закрывающиеся глаза. Следует сшить куклам различную одежду (нижнюю и верхнюю). Нужно подобрать или сделать самим соответствующую размерам кукол мебель: стол, стулья, кровать, шкаф. Не лишними будут плита и холодильник. В кукольном уголке должны быть игрушечная посуда, утюг, тазик для стирки.

Если приобретение игрушечной мебели вызовет трудности, можно её сделать из коробок. Плиту можно сделать из коробки, вырезав в ее верхней части два кружка-конфорки и вставив в боковую поверхность две палочки-ручки кранов. Главное, чтобы у куклы была комната, в которой были бы те предметы, которые окружают ребенка. Действуя с игрушками, проигрывая различные жизненные ситуации, ребенок постепенно учится тому, как выполняются действия с реальными предметами. Кроме того, игрушки помогают создать целостный образ тех предметов, которые ребёнку трудно обследовать целиком (например, шкаф). Таким образом, игрушки выступают в качестве моделей реальных предметов.

Куклы-игрушки помогают детям овладеть навыками самообслуживания. Одевая куклу, ребенок закрепляет знания о различных видах одежды, учится находить части одежды, служащие ориентирами при одевании (воротник, карманы и др.) учится обращаться с разными видами застежек. Кормление куклы или мишки, застилание кукольной постели также помогут в дальнейшем овладеть соответствующими трудовыми навыками.

Проигрывание знакомых ребенку жизненных ситуаций в совместной игре с мамой или старшей сестрой, вводит его в мир разнообразных человеческих отношений, дает возможность узнать те их стороны, которые могут быть сокрыты от него в результате глубокого нарушения зрения.

Слепой ребенок не может самостоятельно овладеть многими игровыми действиями, так как он их непосредственно не наблюдает и не может подражать им. Вместе с тем замечено, что в ролевых играх слепые дети не выполняют действия изображаемых ими героев, а только называют их, держа в руках соответствующую игрушку. Такая пассивная игра не развивает движений ребенка, не увлекает его и скоро надоедает.

Ребенка учат действовать с игрушками, поначалу взяв его руки в свои и выполняя действия его руками. Впоследствии, когда ребенок научится действовать с игрушками, нужно постоянно следить за тем, чтобы он не заменял выполнение игровых действий их словесным описанием.

Если дочке нравится играть с небольшими куклами (10-15 см), то можно устроить для них дом в поставленном на бок ящике; вырезав в нем дверной проем и окно, можно создать прекрасную модель комнаты. Во время игры ребенок будет незаметно для себя овладевать пространственными отношениями: потолок — сверху, кукла не может до него дотянуться, слева от двери — окно и т.п. Игра с моделью дома поможет ему создать целостный адекватный образ реальной комнаты, дома.

Куклы, мишки используются в играх не только девочками, но и мальчиками. Так, набор «Доктор Айболит» поможет вам поиграть с ребенком в поликлинику, реализовав в игре те знания и впечатления, которые ребенок получил при посещении врача.

В игре в магазин можно использовать различные предметы и продукты.

Если в семье растет мальчик, то для его игр нужно подобрать разнообразные автомобили (легковой, грузовой, автобус и др.), а также самолет, лодку. Игрушки должны удовлетворять определенным требованиям: все их основные части хорошо прощупывались, а дверцы открывались. Хотя девочки не бывают особенно увлечены игрой с транспортными игрушками, но и они должны отличать игрушечный легковой автомобиль от грузового, знать, как выглядит автобус, самолет, теплоход.

Большую и несомненную пользу принесет игра в дорогу, в которой ее участники по очереди будут водителями, пешеходами или милиционерами, включающими светофор. Для игры в «автобус» или «поезд», можно поставить друг за другом стулья и распределить между играющими роли водителя, кондуктора и пассажиров. Светофор сделать из прямоугольного куска картона. Три ярких круга — красный, желтый и зеленый — по очереди открываются. Если ребенок тотально слепой, то «включенный» свет просто называется. Итак, милиционер «включает» светофор, объявляя, какой свет горит в данную минуту, а при зеленом свете дает также звуковые сигналы (например, с помощью звучащей игрушки).

Очень популярны у незрячих детей строительные наборы и особенно конструкторы. Дети подолгу могут сидеть за столо


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: