Комплексная реабилитация и работа с семьёй

Реабилитация детей с нарушениями слуха направлена на преодоление ограничений жизнедеятельности и их включение в социум. Учитывая общность основных закономерностей развития слышащих и детей с нарушенным слухом, прежде всего, должна обеспечиваться целостность психического развития, становление базиса личностной культуры, означающего возможности ориентировки ребенка в предметах, природе, общественной жизни, в явлениях собственной жизни и деятельности.

Решение этой задачи предполагает социальное развитие детей, обеспечение высокого уровня познавательной деятельности, формирования речи как средства общения и познания, личностное развитие дошкольников. Обеспечение этих направлений работы возможно только в процессе длительной систематической работы, ориентированной на обогащение общего развитие, приобщение ко всему, что доступно слышащим детям, коррекцию отклонений в развитии дошкольников с нарушенным слухом. Эта работа составляет основу воспитания и обучения в дошкольных учреждениях и представлена в различных разделах программы: физическое воспитание, игра, труд, изобразительная деятельность и конструирование, ознакомление с окружающим миром, развитие речи, развитие слухового восприятия и обучение произношению, формирование элементарных математических представлений, музыкальное воспитание. Каждый из этих разделов играет большую развивающую роль, а в совокупности они обеспечивают решение общеразвивающих задач.

Содержание этих разделов не только обогащает развитие детей с нарушенным слухом, приближая его к развитию нормально слышащих дошкольников, но и создает базу для коррекционной работы, так как каждый из разделов содержит коррекционные задачи.

Преодоление специфических недостатков, обусловленных снижением слуха, делает особо важными коррекционные задачи. В соответствии с положением Л.С. Выготского о сложной структуре аномального развития ребенка с дефектом рано возникшая глухота или тугоухость обуславливают отклонения вторичного порядка, которые связаны с нарушениями речи и общения. Отклонения в речевом развитии и связанные с этими нарушения общения обуславливают, в свою очередь, своеобразие и развитие восприятия, мышления и всей познавательной деятельности, а также в личностном развитии. Преодоление отклонений в развитии детей связано со всей системой работы и направлено в первую очередь на коррекцию вторичных отклонений — развитие речи и общения. Поэтому задача формирования речи как средства общения является одной из ведущих в системе коррекционно-педагогической работы в дошкольных учреждениях Важными компонентами этой системы является развитие слухового восприятия и обучение произношению детей со сниженным слухом. Эта работа проводится на специальных занятиях, а также включается во все разделы программы. Помимо формирования речи, обучения произношению, развития слухового восприятия, в дошкольных учреждениях решаются и другие коррекционные задачи, направленные на преодоление особенностей в развитии познавательной деятельности и т.д.

Решение коррекционных задач наряду с общеразвивающими должно обеспечить полноценное развитие дошкольника со сниженным слухом и стать основой его готовности к школьному обучению. Таким образом, воспитание и обучение глухого или слабослышащего ребенка в дошкольном образовательном учреждении направлено и на решение задачи подготовки к обучению в школе.

Обеспечение решения задач дошкольного образования детей с нарушениями слуха возможно лишь при построении системы коррекционного воспитания и обучения, ориентирующейся на закономерности развития детей дошкольного возраста и учет специфических потребностей, обусловленных влиянием нарушения слуха на развитие ребенка. Система коррекционно-педагогической работы с глухими и слабослышащими дошкольниками предполагает тесную взаимосвязь в решении развивающих, образовательных и коррекционных задач. Содержание реабилитационной работы в совокупности позволяет обеспечить разностороннее развитие дошкольников с нарушениями слуха: физическое, умственное, речевое, социальное, эстетическое.

Программы воспитания и обучения глухих и слабослышащих дошкольников построены таким образом, чтобы обеспечить формирование присущих каждому периоду дошкольного детства психических новообразований в процессе развития детских видов деятельности с учетом своеобразия в развитии, обусловленного снижением слуха. В содержании коррекционно-педагогической выделяются девять разделов, каждый из которых включает как решение конкретных воспитательных и образовательных задач работы по данному направлению, так и коррекционных, направленных на преодоление некоторых особенностей в формировании различных сторон психического развития дошкольников с нарушенным слухом.

Важное значение в системе воспитания и обучения придается физическому воспитанию детей, направленному наохрану и укрепление их здоровья, гармоничное физическое развитие, развитие потребности в двигательной активности, формирование основных движений и двигательных качеств, коррекцию и профилактику нарушений физического развития.

Решение коррекционных задач связано с преодолением некоторых особенностей, обусловленных снижением слуха и нарушением деятельности вестибулярного аппарата, возникшим в результате тяжелых заболеваний, перенесенными детьми. Коррекция отклонений в моторном развитии предполагает тренировку функции равновесия, формирование правильной осанки, коррекцию и профилактику плоскостопия, развитие дыхания, координации движений. Одной из важных коррекционных задач физического воспитания глухих и слабослышащих дошкольников является развитие их ориентировки в пространстве. Правильно организованное физическое воспитание развивает активность детей, повышает работоспособность, становится базой для успешного проведения воспитательной и коррекционно-образовательной работы.

Важное значение в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха придается обучению игре. Это связано с большой развивающей ролью игры, возможностями решения воспитательных задач, развития речи и общения. Формирование игровой деятельности направлено на развитие интереса к играм, обучение действиям с игрушками, формирование ролевого поведения, умение использовать предметы-заместители и воображаемые предметы и действия, отражать в играх действия людей и их отношения, разворачивать и обогащать сюжеты игр.

В процессе формирования игры реализуются важные для психического развития ребенка с недостатками слуха задачи. Задачи социального развития, нравственноговоспитания связаны с коллективным характером игр, возможностью отражения в них взаимоотношений людей, норм поведения, усвоения детьми некоторых нравственных понятий. Умственное воспитание в игре происходит через расширение представления детей о предметах и явлениях окружающего мира, усвоение их свойств, назначения, способов использования. Особое значение для умственного развития дошкольников с нарушениями слуха имеет овладение игровым замещением. Для умственного развития особенно велика роль дидактических игр.

В ходе целенаправленного развития и обогащения изобразительной и конструктивной деятельности создаются условия для эстетического, познавательного развития дошкольников с нарушениями слуха. На занятиях по изобразительной деятельности и конструированию, в свободной деятельности, в семье проводится целенаправленное обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию.

Важной задачей, связанной с развитием изобразительной и конструктивной деятельности, является сенсорное воспитание детей. В процессе обучения проводится планомерное систематическое развитие различных видов восприятия: зрительного, тактильно-двигательного, двигательного. Изобразительная деятельность является одним из важнейших и наиболее доступных средств эстетического воспитания глухих и слабослышащих детей.

В процессе трудового воспитания дошкольников с нарушениями слуха происходит формирование мотивации трудовой деятельности детей, развитие интереса к разным формам труда, помощи старшим. овладение некоторыми трудовыми умениями и элементарной культурой труда. Общественно-социальное значение труда связано с его воспитательным воздействием на личность ребенка. В труде формируется умение сотрудничать с детьми и взрослыми, формируется привычка к трудовым усилиям, умение доводить дело до конца, настойчивость, самостоятельность, стремление помогать взрослым и детям.

В дошкольных учреждениях дети овладевают различными видами труда: самообслуживанием, хозяйственно-бытовым трудом, трудом в природе, ручным трудом.

Познавательное и социальное развитие дошкольников происходит в процессе целенаправленной работы по ознакомлению с окружающим миром. Дети знакомятся с внешним видом, строением, способами использования необходимых человеку предметов, а также с условиями жизни человека и животных. В ходе работы по ознакомлению с окружающим расширяются представления детей о жизни людей, формируются навыки общественного поведения, взаимодействия с детьми и взрослыми. В процессе ознакомления с окружающим преодолевается свойственная детям с нарушенным слухом бедность и фрагментарность представлений об окружающих их предметах и явлениях.

В игре, изобразительной деятельности и конструировании, труде, ознакомлении с окружающим создаются условия для развития речи детей, так как в процессе практических действий они усваивают названия игрушек, предметов, материалов, инструментов, их свойств, действий с ними. Эмоциональный фон, присущий детской деятельности, делает процесс усвоения речевого материала более продуктивным. Так как в игре, труде, конструировании, рисовании дети взаимодействуют друг с другом, здесь мотивированно и естественно может быть организовано речевое общение.

Раздел "Развитие речи" по своей значимости является одним из ведущих в системе коррекционной работы, так как его задачи связаны с преодолением специфического для глухих и слабослышащих детей нарушения речи и речевого общения. Работа по развитию речи направлена на формирование речи как средства общения и познания окружающего мира. Речевое развитие детей обеспечивается в различных условиях: в быту, во время проведения режимных моментов: в процессе разных видов детской деятельности (игры, рисования, конструирования, лепки, труда), ознакомления с окружающим, на занятиях по всем разделам, на специальных занятиях по развитию речи, в семье. На специальных занятиях по развитию речи работа проводится в следующих направлениях: развитие языковой способности; накопление словаря и работа над значением слова; формирование разных форм речи (устной, письменной, дактильной), отработка различных видов речевой деятельности;проведение элементарных языковых наблюдений.

С двухлетнего возраста начинается целенаправленная работа по обучению неслышащих детей грамоте (чтению и письму печатными буквами). Это необходимо для того, чтобы обеспечить ребенку полноценное восприятие речи через чтение и полноценное ее воспроизведение с помощью письма. Дети с нарушенным слухом, не имеющие дополнительных отклонений в развитии, должны научиться читать (на основе устной или дактильной речи) и писать печатными буквами к 4-4,5 годам. В старшем дошкольном возрасте особое внимание уделяется формированию читательской деятельности по оригинальной методике, предложенной Б.Д.Корсунской, при этом широко используются ее книги для дошкольников "Читаю сам" (1-Ш выпуски).

Важные коррекционное задачи решаются в процессе развития слухового восприятия и обучения произношению. Целью этой работы является формирование и развитие у детей с нарушенным слухом навыков восприятия и воспроизведения устной речи.

Задачей работы по развитию слухового восприятия глухих и слабослышащих дошкольников является развитие остаточного слуха, осуществляемое в процессе целенаправленного обучения восприятию на слух речевого материала и неречевых звучаний. На базе развивающегося слухового восприятия создается слухо-зрительная основа восприятия устной речи, расширяется сенсорная база ее воспроизведения, совершенствуются навыки речевой коммуникации. В процессе обучения произношению у детей создается потребность в устном общении, формируется внятная, максимально приближенной к естественной устной речи. Эта задача реализуется в процессе всей коррекционно-воспитательной работы.

Для правильной организации работы по развитию слухового восприятия и обучению произношению должны быть предусмотрены определенные условия, к важнейшим из которых относится создание слухо-речевой среды, компонентами которой является устное общение педагогов и родителей с детьми, поддержание желания детей общаться, используя устную речь и другие средства (таблички, дактилирование). Формирование навыков восприятия и воспроизведения устной речи у глухих и слабослышащих детей связано с постоянным широким использованием звукоусиливающей аппаратуры.

В тесной связи с развитием детской деятельности и речи осуществляется интеллектуальное развитие дошкольников с нарушениями слуха, которое происходит в процессе формирования элементарных математических представлений. В процессе целенаправленной работы по данному направлению происходит формирование систематизирован­ных элементарных представлений о количестве и числе, пространс­твенных свойствах и отношениях предметов; формирование счетных и элементарных измерительных умений. В содержании данного раздела выделяется ряд направлений: количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве и времени. Усвоение этого материала готовит детей к овладению математикой в школе.

Особую значимость в процессе коррекционно-педагогической работы с глухими и слабослышащими дошкольниками приобретает музыкальное воспитание. Здесь задачи коррекции и компенсации недостатков развития детей решаются с помощью таких средств, как формирование восприятия музыки, вокально-интонационное развитие голоса, развитие ритма движений и речи. Специфическим направлением работы является развитие слухового восприятия музыки, развитие динамического, ритмического, тембрового слуха. Музыкальное воспитание способствует эмоционально-эстетическому развитию детей, развитию их эмоциональной отзывчивости, творческого отношения к музыке.

Традиционно коррекционная помощь детям с нарушенным слухом оказывается в учреждениях министерств здравоохранения (сурдологопедические кабинеты, отделения, центры, стационары при лор-отделениях крупных больниц) и образования (дошкольные образовательные учреждения компенсирующего или комбинированного вида, дошкольные отделения при школах для глухих и для слабослышащих детей, общеобразовательные учреждения «Начальная школа – детский сад» для глухих или для слабослышащих детей). В системе социальной защиты населения существуют отдельные учреждения для детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии, например, специализированное учреждение для слепоглухих в Сергиевом Посаде (Московская область). При отдельных научных центрах медицинских (например, в С.-Петербурге) и педагогических (например, в Москве) и при некоторых дефектологических факультетах пединститутов (например, в С.-Петербурге) функционируют экспериментальные и консультативные группы. В настоящее время при специальных дошкольных учреждениях и при дошкольных отделениях спецшкол открываются группы кратковременного пребывания. В различных регионах создаются разнообразные центры (медико-психолого-педагогические, психолого-педагогические и социальные, центры диагностики и консультирования, психолого-медико-педагогической реабилитации и коррекции и т.п.), в которых оказывают помощь детям с отклонениями в развитии, в том числе и глухим, слабослышащим, имплантированным и позднооглохшим детям.

Для детей с нарушениями слуха раннего и дошкольного возраста существуют различные образовательные учреждения. Их деятельность регулируется «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» (2008) и «Типовым положением об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста» (1997). Глухие и слабослышащие дети раннего и дошкольного возраста могут воспитываться и обучаться в следующих образовательных учреждениях:

Детский сад компенсирующего вида для глухих и/или для слабослышащих детей. Дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида для детей с нарушениями слуха открываются органами образования при условии наличия достаточного количества глухих и слабослышащих детей. Группы в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей с нарушениями слуха комплектуются по решению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Детские сады комбинированного вида, в состав которых, наряду с общеразвивающими, входят и компенсирующие группы для детей с нарушениями слуха. Как правило, в зависимости от состояния слуха и речи детей при дошкольных образовательных учреждениях создаются группы для глухих и/или для слабослышащих детей. Совместное воспитание и обучение глухих и слабослышащих детей в одной группе не рекомендуются. Группы комплектуются ПМПК детьми одного или смежного возрастов.

В дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида и в компенсирующие группы детского сада комбинированного вида принимаются глухие и слабослышащие дети с 1,5 — 2-х лет. Процесс воспитания и обучения в зависимости от сроков поступления в детский сад (с 2-х или 3-х лет) рассчитан на 5 или на 4 года.

При определении содержания воспитательно-образовательного процесса педагогический коллектив может руководствоваться имеющимися программами воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста, а также выбирать из комплекса вариативных общеразвивающих и коррекционных программ в соответствии с индивидуальными особенностями воспитанников (возраста, состояния слуха, речи, интеллекта и т.п.).

Дошкольные группы, отделения в специальных коррекционных общеобразовательных школах, школах-интернатах для глухих или для слабослышащих и позднооглохших детей [8].

Дошкольные группы при школах для глухих или для слабослышащих и позднооглохших детей рассчитаны на обеспечение развития и подготовку к школе детей дошкольного возраста. В дошкольные отделения (группы) могут приниматься дети с 2--3-х летнего возраста при наличии условий для их воспитания. В некоторых случаях организуются группы для детей старшего дошкольного возраста, специальное обучение которых по разным причинам (позднее выявление нарушений слуха, текущие заболевания ребенка и др.) начинается в более поздние сроки – в 5-6 лет. В течение двухлетнего периода проводится общеразвивающая и коррекционная работа, направленная на подготовку детей к обучению в 1 классе школы для глухих или для слабослышащих детей. При организации и определении содержания воспитания и обучения глухих детей педагоги могут руководствоваться Программой воспитания и обучения в дошкольных группах при школах для глухих детей, рассчитанной на двухлетний срок коррекционно-воспитательной работы, а также программами, рекомендованными для детских садов для глухих и для слабослышащих детей, разрабатывать и выбирать вариативные коррекционные и общеразвивающие программы.

Общеобразовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад» компенсирующего вида для глухих или для слабослышащих детей или общеобразовательное учреждение для детей дошкольного и школьного возраста «Школа – детский сад» для глухих или для слабослышащих детей. В структуре данных образовательных учреждений могут быть группы детей раннего и дошкольного возраста, а также или только начальные классы, или все классы (с первого по 10-12 классы) школы для слабослышащих или для глухих детей. В данных образовательных учреждениях реализуются две образовательные программы: дошкольного и школьного образования для глухих или для слабослышащих и позднооглохших детей.

Основными средствами обеспечения преемственности в реабилитационной работе являются педагогические технологии непрерывного коррекционного воспитания и обучения детей с нарушениями слуха, построенные с учетом особенностей психофизического развития детей дошкольного или школьного возраста, ведущих для каждого этапа видов деятельности, форм организации общеразвивающей и коррекционной работы: игры, занятия, свободная деятельность детей — в дошкольном учреждении; уроки, внеурочные формы организации детей — в школе.

Таким образом, во всех перечисленных выше образовательных учреждениях ведется целенаправленная работа по воспитанию и обучению дошкольников с нарушенным слухом, начиная с 1,5-2-х лет (или позже). Педагогическое воздействие направлено на обеспечение в соответствии с возрастными особенностями общего развития ребенка (его двигательной, эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы), т.е. оно ведется в тех же направлениях, что и в детских садах для слышащих детей. Вместе с тем наличие снижения слуха и отсутствие или недоразвитие речи требуют использования не только специфических методов работы, ориентированных на овладение теми или иными умениями и навыками, но и специфического содержания, направленного на коррекцию отклонений в развитии. Следовательно, деятельность образовательных учреждений для дошкольников с нарушенным слухом направлена на удовлетворение особых образовательных потребностей детей, как специфических, так и общих.

Комплектование дошкольных групп всех перечисленных выше образовательных учреждений осуществляется медико-психолого-педагогическими комиссиями с учетом возраста детей, состояния их слуха (отдельные группы для глухих и для слабослышащих детей), уровня речевого развития, если в том или ином городе или учреждении есть несколько одновозрастных групп детей с нарушенным слухом, а также с учетом наличия дополнительных отклонений в развитии (нарушения интеллекта, опорно-двигательного аппарата, зрения и т.п.). Для детей со сложными (комплексными) нарушениями развития могут открываться специальные группы.

В настоящее время особое внимание уделяется разработке различных форм помощи детям со сложными (комплексными) нарушениями. Эти дети слуха в силу разных причин часто оказываются вне общедоступной системы дошкольного воспитания. Отсутствие адекватной образовательной и развивающей среды приводит к отставанию в развитии таких детей, последующим трудностям социальной адаптации в обществе

Некоторые дети со сложными (комплексными) нарушениями, по объективным причинам не посещающие дошкольные учреждения компенсирующего и комбинированного вида, получают помощь психологов, учителей-дефектологов в условиях разнообразных центров (медицинских, реабилитационных, социальных, коррекционных и др.) различного подчинения, однако не всегда она имеет целенаправленный и систематический характер, часто лишена коррекционной составляющей в соответствии с характером и структурой нарушений, запросов семьи.

При определении организационных форм воспитания и обучения ведущее значение должно придаваться учету социальных факторов, возможности хотя бы ограниченного по времени включения ребенка, не посещающего детский сад постоянно, в среду дошкольников. Результаты современных психолого-педагогических исследований свидетельствует о противопоказании изоляции любого ребенка, в том числе и с глубоким отставанием в развитии, от детского коллектива.

Одной из форм реабилитационной помощи некоторым детям с нарушениями слуха, имеющим другие первичные нарушения, которые не принимаются в основные группы для дошкольников с нарушениями слуха, является организация в ДОУ компенсирующего и комбинированного видов групп для детей со сложными (комплексными) нарушениями. Особенно целесообразно пребывание ребенка со сложными нарушениями в таких группах в случае отсутствия в дошкольном учреждении групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии.

Данные группы организуются для детей со сложными и множественными нарушениями развития, у которых имеется сочетание психических и (или) физических недостатков, подтвержденных в установленном порядке. Такие дети могут иметь разные варианты сочетания тяжелых нарушений слуха, интеллекта, двигательной, эмоциональной сфер.

Целью создания групп для детей со сложными нарушениями развития является социальная адаптация детей дошкольного возраста с комплексными нарушениями развития; обеспечение психолого-педагогической коррекции с учетом индивидуальных возможностей и личностных особенностей каждого ребенка; подготовка к обучению в школе.

Такие группы могут посещать дети в возрасте от 3 до 7 лет. При наличии медицинских показаний ребенок может находиться в группе до 8 лет. Наполняемость всех возрастных групп - 5 человек.

Деятельность групп определяется Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. № 288. При организации групп может быть использовано письмо Минобразования России «Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп для слабослышащих детей со сложными (комплексными) нарушениями развития» от 02.08.01 № 809 /2316. В Москве используется «Положение об организации работы групп для детей со сложными нарушениями».[9]

Группы для детей со сложными нарушениями могут функционировать в режиме обычных групп детского сада (12 часов, 14 часов, круглосуточно), Однако предпочтительным вариантом является ежедневное посещение ребенком дошкольного учреждения, для некоторых детей возможно пребывание в группе в течение нескольких часов или в первой половине дня. По возможности желательно сокращать круглосуточное пребывание детей в дошкольном учреждении.

В процессе обучения детей в группе специалистами психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ (а при его отсутствии — специалистам ПМПК) осуществляется изучение воспитанников: контроль за их психофизическим состоянием, уточнение диагнозов. В конце каждого учебного года с целью оценки результативности обучения и подготовки рекомендаций по дальнейшему обучению проводится обследование детей со сложными нарушениями развития специалистами ПМПК. По решению ПМПК ребенок может быть переведен из группы для детей со сложными нарушениями развития в обычную группу детского сада при условии достижения им соответствующего уровня развития. Индивидуальные занятия должны проводиться с каждым ребенком ежедневно, в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей их длительность составляет от 10 до 25 мин.

Индивидуальное обучение ребенка со сложными нарушениями развития. Некоторые дети с тяжелыми нарушениями в развитии не могут находиться в дошкольном учреждении в течение дня. Это относится к дошкольникам с тяжелыми нарушениями эмоционально-волевой сферы, поведения, текущими психическими заболеваниями (эпилепсия и др.), выраженными нарушениями моторики, отсутствием навыков самообслуживания. Им может быть рекомендовано посещение группы для детей со сложными нарушениями в индивидуальном режиме. Особенно приемлем такой вариант обучения детей со сложными нарушениями, если в ДОУ нет группы кратковременного пребывания.

В процессе пребывания в группе ребенка, находящегося на индивидуальном обучении, занятия учителя-дефектолога должны сочетаться с деятельностью других специалистов: педагога-психолога, воспитателя по физической культуре, музыкального руководителя. В ходе обучения ребенка необходимо стремиться к тому, чтобы он общался не только с педагогами, но включался хотя бы на небольшой период времени во взаимодействие с другими детьми (в играх, на прогулках). Если позволяет состояние ребенка, он может находиться в группе в течение утреннего отрезка времени, участвуя в групповых (подгрупповых) занятиях и всех режимных моментах.

Как правило, если ребенок с отклонениями в развитии постоянно не посещает дошкольное учреждение, основная нагрузка в плане организации коррекционно-развивающей и образовательной работы ложится на родителей. Поддержка семейного воспитания может осуществляться в разных формах: через группы кратковременного пребывания, лекотеки, центры, консультативные пункты.

Одной из форм психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха, которые по различным причинам не могут посещать дошкольные образовательные учреждения компенсирующего или комбинированного вида и нуждаются в систематической психолого-педагогической и коррекционной помощи, является лекотека. Эта организационная форма помощи детям раннего и дошкольного возраста получила большое распространение в Москве[10].

Целью деятельности лекотек является обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития, их социальная адаптация, подготовка к включению в ДОУ компенсирующего и комбинированного вида, оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям). В лекотеке может находиться до 12 детей с 2-х мес. до 6-7 лет с ограниченными возможностями здоровья.

Контингентом лекотеки являются и дети с недостатками слуха, в том числе и с комплексными нарушениями в развитии, не посещающие дошкольные учреждения. Использование игровых методов на развивающих и коррекционных занятиях способствует преодолению социальной депривации, расширению контактов с детьми и взрослыми, стимуляции психического развития. Целесообразно посещение лекотек и детьми с нарушениями слуха, получающими коррекционную помощь в форме надомного обучения, группах кратковременного пребывания. Однако, как правило, в штатном расписании лекотек отсутствуют ставки сурдопедагогов, осуществляющих коррекционно-педагогическую работу с этой категорией детей, поэтому желательно, чтобы лекотека не была единственной формой помощи ребенку с нарушениями слуха, и он имел возможность посещать группу кратковременного пребывания или группу для детей со сложными (комплексными) нарушениями в ДОУ (ПМСС-центре). В этих группах осуществляется индивидуальная коррекционно-педагогическая работа в соответствии с уровнем психофизического развития ребенка с нарушенным слухом, в том числе и с комплексными недостатками в развитии.

Как известно, большинство специальных дошкольных учреждений даже в Москве является учреждениями интернатного типа (с недельным пребыванием ребенка). Вместе с тем родители могут забирать детей домой ежедневно. Наличие интернатных учреждений связано с относительно небольшим количеством детей с нарушениями слуха, а следовательно и небольшим количеством учреждений, до которых даже в одном городе приходится добираться в течение 1,5-2-х часов. Однако и в этих условиях ведется целенаправленная работа с семьей: родители получают конкретные задания на выходные дни, на каникулы, систематически проводятся родительские собрания, конференции, родители приглашаются на открытые занятия педагогов и воспитателей, могут посетить любое занятие со своим ребенком или с группой детей, которую он посещает. При этом основное внимание в работе с семьей уделяется не закреплению того материала, который отрабатывался педагогом и воспитателями, а социально-бытовой ориентировке ребенка, знакомству с тем, что окружает его в семье, около дома, с жизнью детей и взрослых. Это крайне важно, т.к. в противном случае ребенок знакомится лишь со "стерильной" жизнью специального учреждения и не сможет реализовать свою социальную роль в семье, в ближайшем детском окружении, и, следовательно, будут занижены возможности его социализации.

При всем положительном для общего развития ребенка, что несет с собой его воспитание в специальном дошкольном учреждении (группе), следует выделить и негативные последствия:

· отрыв от семьи, т.к. большинство специальных дошкольных учреждений и групп являются круглосуточными;

· постоянное нахождение среди плохоговорящих детей;

· относительно позднее начало обучения (с 2-3-х лет и позже, а не с первых месяцев жизни);

· невозможность комплектования группы детьми, примерно с равным слухоречевым уровнем развития (проигрывают слабослышащие дети со средней и легкой тугоухостью, остро нуждающиеся в коррекционной помощи и получающие ее в нужном объеме в специальных дошкольных учреждениях или группах, но попадающие в неадекватную для них речевую среду — в группы еще неговорящих детей).

Альтернативой обучению ребенка в специальном дошкольном учреждении является его воспитание дома, при котором коррекционная работа ведется главным образом родителями под руководством учителя-дефектолога. Дети, воспитывающиеся дома, могут получать коррекционную помощь:

· в московском городском детском центре реабилитации слуха системы здравоохранения;

· в стационарах при лор-отделениях ряда детских городских больниц;

· в группах кратковременного пребывания при специальных дошкольных учреждениях (группах) и при научных медицинских и педагогических центрах, педагогических факультетах педвузов.

В настоящее время с целью оказания систематической коррекционно-педагогической помощи, консультирования родителей по вопросам воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии, в том числе и детей с нарушениями слуха, в дошкольных образовательных учреждениях разных видов могут быть в соответствии с рекомендациями Министерства образования РФ («Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии» от 26.06.99. № 129/32-16) организованы группы кратковременного пребывания. Они могут создаваться при детских садах компенсирующего вида для детей с нарушениями слуха, при детских садах комбинированного вида, в состав которого входят компенсирующие группы, а также при дошкольных отделениях при школах для глухих или для слабослышащих и позднооглохших. Группа является структурным подразделением дошкольного образовательного учреждения. Комплектование групп осуществляется психолого-медико-педагогической комиссией.

Основным контингентом центра реабилитации слуха, ЛОР-стационаров, групп кратковременного пребывания являются:

· дети младенческого и раннего возраста (до 2-3 лет),

· дети с незначительным снижением слуха, как правило, воспитывающиеся в общеобразовательных дошкольных учреждениях,

· оглохшие дошкольники, до потери слуха нормально слышавшие и говорившие и сохранившие речь,

· имплантированные дети,

· дети со сложными (комплексными) нарушениями, которые в силу тяжести отклонений в развитии не могут посещать специальный детский сад (группу), но остро нуждаются в коррекционной помощи,

· дети, которым противопоказано по состоянию здоровья посещение детского сада,

· дети, которым в связи с высоким уровнем их психофизического и речевого развития рекомендовано посещение общеобразовательных дошкольных учреждений (интегрированное обучение),

· дошкольники, родители которых хотят обучать их дома.

В сурдологопедических кабинетах, стационарах, группах кратковременного пребывания проводятся:

- коррекционные занятия с детьми,

- обучение родителей сотрудничеству с ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения в условиях семьи,

- оказание родителям психотерапевтической помощи.

Основным содержанием работы в этих учреждениях является развитие речи ребенка, его остаточного слуха и формирование произносительных навыков. Большое внимание уделяется обучению грамоте и формированию читательской деятельности. Таким образом, коррекционно-педагогическая работа в центре реабилитации слуха, ЛОР-стационарах, группах кратковременного пребывания, прежде всего, ориентирована на удовлетворение специфичных образовательных потребностей ребенка с нарушенным слухом. В связи с этим крайне важно, чтобы учитель-дефектолог постоянно давал родителям конкретные задания по всем разделам работы с неслышащими дошкольниками в условиях семьи.

Занятия в центре реабилитации слуха и группах кратковременного пребывания проводятся при обязательном присутствии родителей. Частота занятий зависит от того, близко или далеко от учреждения живет семья, и от типа самого учреждения. Так, в центре реабилитации слуха в соответствии с инструктивно- методическим письмом (1990 г.) с ребенком, не обучающимся в специальном учреждении (группе), проводятся занятия из расчета 1 час в неделю. Это время с учетом возраста ребенка, его психофизических особенностей и места жительства семьи может быть распределено по-разному: одно часовое занятие в неделю или двухчасовое через неделю, 2-3 занятия в неделю продолжительностью 20-30 минут …. В ЛОР-стационаре, как правило, организуются ежедневные занятия в течение всего срока обследования и лечения. Группу кратковременного пребывания ребенок обычно посещает 2-3 раза в неделю (или чаще, например, ежедневно, или реже — 1 раз в две недели). Кроме того, с детьми, обучающимися в группе кратковременного пребывания, могут организовываться также музыкальные и физкультурные занятия, занятия по изобразительной деятельности индивидуальные или в малой группе – 2-3 человека; с ними также работает психолог.

Педагог группы кратковременного пребывания, в отличие от учителя-дефектолога центра реабилитации слуха или стационара, по возможности, 2-3 раза в год посещает детей дома (ребенка первого года жизни — ежемесячно, так как коррекционную работу с ним желательно организовать именно в условиях семьи), а также общеобразовательные учреждения, где воспитываются неслышащие дети, с которыми он проводит коррекционные занятия. В ходе этих посещений педагог помогает рационально организовать их воспитание и обучение дома и в массовом дошкольном учреждении.

В целом группы кратковременного пребывания имеют бОльшие возможности в организации коррекционной помощи, чем центр реабилитации слуха и тем более стационары, основная задача которых — медико-психолого-педагогическое обследования детей, их медицинское обслуживание, а не педагогическая помощь.

В работе с детьми дошкольного возраста учитель-дефектолог центра реабилитации слуха, лор-стационара или группы кратковременного пребывания опирается на содержание и методику работы, изложенную в методической литературе, ориентированной на специальные дошкольные учреждения, а также на различные авторские коррекционные программы и программы для слышащих дошкольников.

Позитивным в организации обучения в сурдологопедических кабинетах, стационарах и группах кратковременного пребывания является:

- оказание коррекционной помощи детям младенческого и раннего возраста,

- возможность воспитывать ребенка дома при активном участии родителей,

- индивидуализация воспитания и обучения,

- нахождение ребенка в нормальной речевой среде.

Родители детей, посещающих занятия в сурдологопедических кабинетах и группах кратковременного пребывания, должны понимать, что именно на них лежит основная ответственность за уровень общего и слухоречевого развития.

К негативным последствиям обучения в условиях данных организационных форм можно отнести следующее:

- отсутствие ежедневных занятий со специалистом,

- отсутствие целенаправленных систематических занятий по психофизическому развитию ребенка,

- отсутствие детского коллектива (в основном проводятся индивидуальные занятия),

- ориентация на продвижение именно своего ребенка, а не группы детей того же возраста и с таким же состоянием слуха,

- часто необоснованно негативное отношение к обучению в специальных дошкольных и школьных учреждениях.

В настоящее время создается множество всевозможных медико-психолого-педагогические, психолого-педагогические и социальные, центры диагностики и консультирования, психолого-медико-педагогической реабилитации и коррекции и т.п. разной ведомственной принадлежности. Они работают и как государственные, и как негосударственные учреждения, и обычно создаются для оказания помощи детям с различными отклонениями в развитии. Попадают в эти центры и дети с нарушенным слухом, однако не всегда они получают в них специализированную помощь. Исключение составляют лишь отдельные центры, в том числе ориентированные на работу с глухими и слабослышащими детьми, например, Центр раннего вмешательства в С-Петербурге, центры, создающиеся в основном родителями, при обществах глухих.

В последние годы с целью организации медицинской и психолого-педагогической помощи детям с нарушениями слуха в различных регионах России были открыты Центры реабилитации слуха и речи. В Центрах проводится диагностика нарушений слуха, медико-психолого-педагогическое изучение детей, оказывается медицинская помощь, организуется индивидуальное слухопротезирование детей. В структуре данных учреждений, как правило, существует детский сад или группы для глухих и слабослышащих дошкольников. В Центрах реабилитации слуха и речи используется верботональная методика, разработанная специалистами центра «Suvag» (Загреб, Хорватия).

Система реабилитационной помощи детям с нарушенным слухом постоянно совершенствуется, и закономерным этапом ее развития является поиск моделей совместного со слышащими воспитания и обучения.

Следует особо подчеркнуть, что именно период дошкольного детства наиболее благоприятен для проведения целенаправленной работы по интеграции детей с нарушенным слухом в коллектив слышащих сверстников. Это связано с рядом обстоятельств: во-первых, маленькие дети легко принимают ребенка с отклонением в развитии, они не очень концентрируются на его дефекте, часто просто не замечают его, а во-вторых, в это время ни над глухим или слабослышащим дошкольником, ни над учителем-дефектологом, оказывающим ему коррекционную помощь, ни над воспитателями массовой группы "не висит" домоклав меч цензового школьного образования. Желательно, чтобы каждый ребенок, которого родители и педагоги готовят к интегрированному школьному обучению, в течение хотя бы одного года воспитывался в массовой группе детского сада.

Наибольшими возможностями для организации интегрированного обучения обладают дошкольные учреждения комбинированного вида, в составе которых есть как общеразвивающие, так и специальные группы. В этих условиях с учетом разного уровня общего и речевого развития ребенка может быть реализована одна из моделей интеграции: от временной частичной — до постоянной полной[11].

Временная частичная интеграция является, по сути, этапом подготовки к возможной в дальнейшем более совершенной форме интегрированного обучения.

Как известно, основной контингент специальных групп составляют дети, поступающие в дошкольное учреждение практически неговорящими. Они остро нуждаются в специально организованном коррекционном обучении. Вместе с тем уже на первых годах занятий они могут участвовать вместе со слышащими в прогулках, праздниках, развлечениях, в отдельных занятиях. Однако это должно осуществляться не стихийно, а целенаправленно.

Педагог и воспитатели специальной группы проводят подготовительную работу, которая позволит неслышащим детям активно участвовать в игре, занятии, просмотре "спектакля".

Воспитатели массовых групп не только рассказывают детям об их сверстников со сниженным слухом, но и готовят для них разнообразные пособия: вырезают и наклеивают картинки, обтягивают таблички прозрачной пленкой. Они приходят в специальную группу и дарят свои поделки. Воспитатели могут вместе с детьми смастерить кукольный театр (из бумаги, пластилина, природного материала). Затем слышащие дети с помощью взрослых показывают "спектакль", разыгрывают понятные бытовые сценки. Постепенно неслышащие дети из зрителей также превращаются в исполнителей.

К праздникам готовятся инсценировки, где одновременно участвуют и слышащие, и неслышащие дети. В массовых и специальных группах могут проводиться занятия по сходной тематике, например, "Мои любимые игрушки" (рисование), "Сезонные изменения в природе" и т.п. Затем дети 2-х групп объединяются вместе на обобщающее занятие или на праздник, например, проводов зимы, встречи лета и др.

Очень удачным и любимым детьми видом работы является иллюстрирование сказок, маленьких рассказов и т.п. В ходе раздельных занятий дошкольники знакомятся с содержанием того или иного произведения в доступной как для слышащих, так и для неслышащих форме; в последнем случае используются различные специальные приемы. Затем дети подготавливают серию рисунков, последовательно отражающих содержание текста. Под рисунками неслышащих детей делаются подписи печатными буквами, которые дошкольники прочитывают. Затем проводится совместное со слышащими детьми занятие, на котором по ходу обсуждения содержания текста из отдельных страниц рождается книжка-самоделка. Полезно затем инсценировать рассказ или сказку с участием как слышащих, так и неслышащих детей.

Залогом успеха временной частичной интеграции является планирование подобных мероприятий и их систематическое проведение. Они должны проводиться не реже 1-2 раза в месяц. При этом каждая специальная группа связана с одной (иногда двумя) группами слышащих детей такого же возраста или детей на год моложе.

В ходе специально организованного коррекционного обучения некоторые дети с нарушенным слухом выделяются более высокими результатами в психофизическом и речевом развитии. Они, несмотря на значительное отставание в речевом развитии от слышащих сверстников, уже могут на бытовом уровне общаться с ними. Такие дети могут быть кандидатами для постоянной частичной интеграции. При этой форме интегрированного обучения глухой, слабослышащий или имплантированный ребенок в первой половине дня занимается в специальной группе, с ним проводятся и индивидуальные занятия, а во второй половине дня он может посещать группу слышащих детей.

Работа может быть организована и так: в течение всего дня неслышащие дети находятся в массовой группе, а в специальную они приходят только на занятия учителя-дефектолога и воспитателей. При этом в массовом группе должно быть не более двух детей со снижением слуха, которые вместе со слышащими детьми гуляют, играют, занимаются.

Сурдопедагог специальной группы должен систематически оказывать методическую помощь воспитателям массовых групп в организации общения с ребенком с нарушенным слухом, в привлечении его к играм и занятиям слышащих детей, вести наблюдение за его адаптацией к коллективу нормально развивающихся сверстников (или детей на один год моложе глухого или слабослышащего дошкольника). Посещая массовую группу, учитель-дефектолог фиксирует для себя те трудности, с которыми сталкивается неслышащий ребенок, и пытается подготовить его к их преодолению на своих фронтальных и индивидуальных занятиях, дает конкретные рекомендации, как воспитателям массовой группы, так и своей, специальной, а также родителям.

Наличие в группе неслышащего товарища помогает нравственному воспитанию слышащих детей. Они учатся не на словах, а на деле сочувствовать беде другого человека, принимать его как равного, помогать ему не унижая, не из жалости, защищать в необходимых случаях. Вместе с тем важно учить детей массовой группы избегать гиперопеки: не помогать там, где неслышащий ребенок может и должен справляться сам.

Для многих детей с нарушенным слухом постоянная частичная интеграция становится ступенью к постоянной полной интеграции.

Ребенку с высоким уровнем общего развития, владеющему развернутой фразовой речью, относительно хорошо понимающему обращенную к нему речь взрослых и детей, и внятно, понятно для окружающих говорящему, может быть рекомендована постоянная полная интеграция. К этой модели интегрированного обучения чаще других бывают готовы дети с незначительным снижением слуха, дошкольники, коррекционная работа с которыми начата рано — на первом году жизни, оглохшие и имплантированные дети. Если вначале ребенок обучался в специальной группе, то вопрос о его переводе в массовую группу решается совместно коллективом данного дошкольного учреждения и медико-психолого-педагогической комиссией. Ребенку с нарушенным слухом данная комиссия может сразу рекомендовать интегрированное обучение, но с учетом возможностей детского сада.

При постоянной полной интеграции ребенок в течение всего дня посещает группу для слышащих детей, а также коррекционные занятия с учителем-дефектологом специальной группы. Он проводит с ним индивидуальные занятия (или включает его в малую группу — по 2-3 ребенка), помогает овладевать программой массовой группы, ведет работу по развитию его речи, остаточного слуха, коррекции произносительных навыков. И в этом случае в массовой группе должно быть не более 2-3-х детей с нарушенным слухом. При этом особое значение для успешной интеграции имеет тесный контакт между учителем-дефектологом и воспитателями, работающими в группе слышащих детей.

Известно, что специальные группы работают как круглосуточные, в то же время группы для слышащих детей - в основном как дневные. Если родители не могут забирать интегрированного неслышащего ребенка домой каждый день, он вечером идет в группу сверстников с нарушенным слухом. Это имеет определенное положительное значение: учась жить и заниматься со слышащими детьми, он не отрывается и от детей, страдающих таким же недугом, как и он.

Таким образом, в учреждении комбинированного вида может успешно проводиться целенаправленная работа по интеграции с учетом уровня психофизического и речевого развития каждого ребенка.

В настоящее время появилась новая и, с нашей точки зрения, наиболее перспективная модель совместного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии — дошкольные группы комбинированной направленности [12]. Так в течение уже 15 лет в таких дошкольных группах вместе воспитываются дети с нормальным и нарушенным слухом. При их создании было важно обеспечить комфортные условия развития как тем, так и другим дошкольникам, поэтому соотношение нормально слышащих и неслышащих детей в них не превышает 2:1. В соответствии с типовым положением о дошкольном учреждении (2008 г.) в группах для детей до 3-х лет могут воспитываться 3 ребенка с нарушенным слухом и 7 нормально слышащих детей, а в группах для детей старше 3-х лет соответственно 3 глухих и 7 слышащих или 4 слабослышащих и 11 слышащих дошкольников.

В группе комбинированной направленности работают два воспитателя и учитель-дефектолог. Сурдопедагог в первую половину дня проводит фронтальные и индивидуальные занятия по развитию речи, слухового восприятия и обучению произношению дошкольников с нарушенным слухом. Если позволяет уровень речевого развития неслышащих детей, то занятия по формированию элементарных математических представлений организуются совместно со слышащими. Дети с нормальным слухом, имеющие те или иные нарушения речи, могут объединяться с дошкольниками с нарушенным слухом на специальных занятиях, например, на речевой ритмике.

Воспитатели в первой половине дня в основном занимаются со слышащими детьми, а во второй половине — со всей группой детей: игра, конструирование, изобразительная деятельность, музыкальные и физкультурные занятия. Учитель-дефектолог помогает воспитателям правильно организовать работу со всей группой, знакомит их с приемами и методами обучения детей с нарушенным слухом. На занятиях широко используется письменная речь (таблички), воспитатель обращает особое внимание на овладение неслышащими детьми не только умениями и навыками, но и на усвоение речевых средств, обслуживающих ту или иную деятельность детей.

Практика показала, что в группу комбинированной направленности целесообразно включать слышащих детей, испытывающих трудности в обучении, не связанные с нарушениями в развитии, например, детей неслышащих родителей, детей из двуязычных семей, детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев. В такой группе они получают необходимую им помощь, в том числе и учителя-дефектолога. Успешности их воспитания способствует также уменьшенная наполняемость группы.

Группы комбинированной направленности работают уже более пятнадцати лет. Детские сады, в которых были открыты первые группы - №№ 1365 и 1513 г. Москвы, сделали уже 7 выпусков детей, обучавшихся в группах комбинированной направленности с 2-3-х лет. В последние годы не только в Москве, но и в других городах России появляются всё новые и новые группы комбинированной направленности (уже не только для детей с нарушенным слухом, но и для нормально развивающихся дошкольников и детей, например, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или с ЗПР).

Анализ работы групп комбинированной направленности показал, что постоянное общение со слышащими детьми способствует закреплению речевых умений дошкольников с нарушенным слухом. Отмечается значительная активизация их устной речи. Кроме того, уменьшение количества детей с нарушенным слухом способствует интенсификации коррекционного обучения, его большей индивидуализации и более высокой результативности. Так, 55,3% дошкольников с тяжелыми нарушениями слуха (глухота, тугоухость III и IY степени), обучавшихся в группах комбинированной направленности, оказались готовыми получать цензовое образование в обычной школе, в то время как из выпускников специальных групп лишь 11 % достигли этого уровня.

Группы комбинированной направленности полезны и для слышащих детей. В них создаются более благоприятные условиях для воспитания и обучения этих детей. Кроме того, в них они получают реальный социальный опыт совместной жизни с «не такими» как они детьми, действенной помощи нуждающемуся в ней, защите слабого. Эти группы оказались привлекательны для многих родителей слышащих детей. Это выразилось в желании отдавать своего ребенка на воспитание именно в такую группу. Рассмотрим этот аспект более подробно.

При открытии первых групп комбинированной направленности родители детей с нарушенным слухом, как и ожидалось, одобряли эту идею, им очень хотелось, чтобы дети постоянно общались со слышащими сверстниками, были среди хорошо говорящих детей.

У родителей слышащих детей отношение было настороженным. Интересно, что, несмотря на всю разъяснительную работу, проведенную в детском саду № 1365, где открывалась первая такая группа, ни один родитель детей ясельной группы, в которой уже воспитывались двое неслышащих детей, не захотел, чтобы его ребенок посещал группу комбинированной направленности. В связи с этим группа была скомплектована из трехлетних детей, вновь поступавших в детский сад; при этом у родителей не было выбора, так как мест в другой группе уже не было. Но очень скоро опасения родителей развеялись, они привыкли к нахождению в группе неслышащих детей. Более того, если кто-то из слышащих дошкольников выбывал (семья получала новую квартиру, переезжала на другое местожительства), то на его место претендовали уже несколько родителей слышащих детей. Набор слышащих детей в последующие группы комбинированной направленности уже не вызывал таких трудностей, как вначале, при их создании.

И в детском саду № 1513 родители слышащих детей отнеслись к созданию группы комбинированной направленности настороженно. В этом учреждении первой комплектовалась подготовительная группа. И здесь родители, дети которых уже посещали данный детский сад, отказались от их включения в группу комбинированной направленности, и она комплектовалась детьми, вновь поступавшими в учреждение. Но настороженность родителей слышащих детей по отношению к необычной группе сохранялась недолго — в течение первых двух-трех месяцев. В конце учебного года произошло очень важное событие. Родители слышащих детей, которые не «уходили» в школу, а еще на год оставались на обучении в детском саду, обратились к заведующей с просьбой сохранить группу комбинированной направленности. Они говорили: «Анвар (шестилетний слабослышащий мальчик) не уходит в школу. В группе для неслышащих Маша и Света хорошо говорят, и они могут быть в нашей группе. Ну а еще двоих детей Вы найдете». Важно подчеркнуть, что с этого времени комплектование новых групп уже не вызывало отрицательного отношения со стороны родителей слышащих детей, хотя, конечно, и сегодня часть из них отказывается от воспитания в ней своего ребенка (в этом случае дошкольник зачисляется в обычную группу).

Эти наблюдения были подтверждены и данными социологического опроса (2003-2004 г.г.)[13]. При его проведении было выявлено, что родители слышащих детей считают воспитание и обучение в группе комбинированной направленности эффективным в 47% случаев и возможным в 19,4%. При этом наиболее позитивно к воспитанию детей в условиях данной группы относятся те родители, дети которых ее посещают. Так данную форму воспитания и обучения считают эффективной 79% родителей слышащих детей и 75% -- родителей неслышащих детей. При этом у родителей детей с нормальным слухом не выявлено отрицательного отношения к группе, а у родителей детей с нарушенным слухом оно отмечено в 6,3% случаев. Это может быть обусловлено повышенными требованиями к родителям неслышащих детей, необходимостью систематически дополнительно заниматься с ребёнком дома, чтобы обеспечить его активное участие в общих занятиях в группе, боязнь совместного воспитания («могут обидеть моего ребенка»). Следует также отметить, что большая часть родителей (21% и 18,7% соответственно) еще не определилась в своем отношении к данным группам. Здесь еще большое поле для работы не только учителей-дефектологов, но в первую очередь — психологов и социальных педагогов.

Часть детей с нарушенным слухом, имеющих уровень общего и речевого развития равный или близкий возрастной норме, внятно (понятно для окружающих) говорящих, хорошо понимающих устную речь взрослых и детей и психологически готовых к обучению в среде слышащих может быть рекомендовано обучение в массовом детском саду по месту жительства. Такие дети, находящиеся в условиях постоянной полной интеграции, выполняют все требования педагогов наравне со слышащими товарищами по группе практически без скидок на дефект слуха. Все эти дети (обычно это один ребенок в детском саду) остро нуждаются в систематической коррекционной помощи учителя-дефектолога, но не получают ее непосредственно в детском саду. Коррекционные занятия, как правило, организуются в московском городском центре реабилитации слуха или группе кратковременного пребывания специального дошкольного учреждения.

Признание интеграции одной из ведущих тенденций современного этапа в развитии помощи детям с отклонением в развитии не означает необходимости свертывания системы дифференцированного специального обучения детей с нарушениями слуха. Напротив, эффективная интеграция возможна лишь в условиях постоянного совершенствования систем массового и специального образования. В этой области принципиально важна взвешенная государственная политика, не допускающая "перекосов" и "перегибов".

Итак, в настоящее время создана достаточно гибкая система коррекционной помощи детям с нарушенным слухом. Она предусматривает их воспитание и обучение в условиях:

- специальных дошкольных учреждений и групп (в том числе и в разнообразных реабилитационных центрах),

- центров реабилитации слуха, лор-стационаров и групп кратковременного пребывания специальных дошкольных учреждений,

- совместного воспитания и обучения.

Система реабилитационной помощи постоянно совершенствуется. Ее развитие направлено в сторону более полной реализации как потребностей самого ребенка с нарушенным слухом, так и его семьи.

В решении этой задачи следует усилить роль реабилитационных учреждений и учреждений социального обслуживания населения Департамента социальной защиты населения г. Москвы. В этих учреждения может быть организована реабилитационная помощь детям с нарушенным слухом, по разным причинам не посещающим специальные дошкольные учреждения или группы. При этом могут быть использованы разные организационные формы:

· стационарные группы для детей с нарушенным слухом,

· группы комбинированной направленности, которые посещают дети с нормальным и нарушенным слухом,

· группы кратковременного пребывания,

· лекотека и др.

С нашей точки зрения, специалистами реабилитационных учреждений и учреждений социального обслуживания населения основное внимание должно уделяться работе с детьми младенческого и раннего возраста, с детьми, имеющими комплексные нарушения развития, а также сопровождению семей, воспитывающих детей с нарушенным слухом.

Потенциальные возможности детей с нарушенным слухом крайне велики. Дети, несмотря на то, что сегодня у медицины нет возможности вернуть им физический слух, могут максимально сближаться по уровню психомоторного и речевого развития с нормально слышащими сверстниками. При этом судьба ребенка во многом определяется ранней (с первых месяцев жизни) коррекцией нарушенной слуховой функции. Благодаря раннему слухопротезированию (подбору индивидуальных слуховых аппаратов) и систематической коррекционной работе, начатой в первые месяцы жизни ребенка, удается обеспечить ребенку с тяжелой тугоухостью или глухотой естественный путь формирования речи.

До 4-4,5 месяцев неслышащий ребенок проходит те же стадии доречевого развития, что и слышащий. Все дети, независимо от состояния слуха, гулят. Это реакция малыша на его физическое состояние: «мне хорошо, я сыт, мне уютно». Постепенно, от этих физиологических, не связанных со слухом реакций, дети переходят к лепету. Это следующий важный этап в речевом развитии младенца, и он тесно связан с состоянием слуха.

У неслышащего ребенка с момента, когда должен осуществиться переход к лепету, начинается отставание. До этого между малышами не было существенных различий, а теперь они резко нарастают. У слышащего ребенка лепет появился и развивается, как ответ на слышимые звуки, позже он начинает произносить первые слова. Для ребенка с нарушенным слухом окружающих звуков не существует, поэтому он не может им подражать, а, стало быть, у него нет перехода к лепету, и потому естественный путь развития речи становится невозможным.

Приступая к обучению неслышащего ребенка в двух-трехлетнем возрасте, как это происходит до сих пор, педагог начинает обучать его речи, т.е. речь становится формируемой, и путь овладения ею теряет свою естественность, органичность, нежели если бы коррекционные занятия были начаты в первые месяцы жизни.

Если снижение слуха обнаружено в течение первого года жизни ребенка, если он отпротезирован, и режим работы его индивидуальных слуховых аппаратов подобран адекватно, то путь развития неслышащего малыша становится принципиально иным. Первый год — единственное время, когда можно «попасть» в естественное русло развития ребенка. Благодаря слуховым аппаратам и специальным упражнениям, гуление удается перевести в лепет и развивать его, обеспечивая тем самым нормальное доречевое развитие и базу становления речи. Путь овладения речью неслышащего ребенка максимально сближается с тем, как протекает этот процесс у слышащих: появляется понимание первых слов, потом сами слова, затем появляются фразы.

Так, в результате раннего обучения уже к полутора годам у малышей, вне зависимости от степени снижения слуха, появляются 10-30 слов, включая лепетные (в отдельных случаях — более 70), к двум годам — короткие фразы. На четвертом году жизни дети начинают рассказывать о случившемся с ними, с помощью взрослого читают стихи, подпевают песенки. С индивидуальными слуховыми аппаратами в пределах одного помещения они могут слышать обращенную к ним речь. Звучание речи детей приближается к речи слышащих сверстников. У них звонкие голоса, речь эмоциональная, выразительная. Из дефектов произношения отмечаются в основном лишь типичные для данного возраста. Если посторонний человек не видит слуховых аппаратов, то у него и не возникает мысли, что дети не слышат. Однако это верно лишь для детей, с которыми интенсивная работа начата на первом году жизни.

В то же время, если специальные занятия не начинаются рано, не только глухие, но и слабослышащие дети к двум-трем годам, как правило, остаются немыми; отсутствие у них речи преодолевается с помощью специальных методов педагогического воздействия на протяжении долгих лет коррекционного обучения. Звучание же их речи, как правило, резко отличается от нормального.

Необходимость ранней реабилитации неслышащих детей отмечалась передовыми отечественными сурдопедагогами уже более ста лет тому назад (Н.М.Лаговский, Н.К.Патканова, Ф.А.Рау, Н.А.Рау). В 1900 г. в Москве Н.А.Рау и Ф.А.Рау открыли первый в Европе детский сад для детей с недостатками слуха, а в 1930 г. их дочь Е.Ф.Рау основала первые ясли, в которых обучение начиналось с полутора лет, а также осуществлялось консультирование младенцев с трехмесячного возраста. В 60-80-ые годы большое вклад в воспитание неслышащих детей, в том числе и раннего возраста, внесла Б.Д.Корсунская. Все эти сурдопедагоги вели огромную консультативную работу, оказывали помощь в воспитании глухих и слабослышащих детей, в том числе и раннего возраста. Они издали специальные книги и брошюры для родителей, в которых обобщили все передовое в теории и практике сурдопед


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: