double arrow

Социальная защита и обучение детей с умственной отсталостью

В дошкольном возрасте умственно отсталый ребенок без специальной коррекционной работы минует два важных этапа в психическом развитии: развитие предметных действий и общение с другими людьми. Этот ребенок мало контактен как со взрослыми, так и со своими сверстниками, не вступает в ролевую игру и в какую-либо совместную деятельность с другими. Все это отражается на накоплении социального опыта детей и на развитии высших психических функций – мышления, произвольной памяти, речи, воображения, самосознания, воли.

Однако тенденции развития ребенка с нарушениями интеллекта те же, что и нормально развивающегося. Некоторые нарушения – отставание в овладении предметными действиями, отставание и отклонение в развитии речи и познавательной сферы – в значительной мере носят вторичный характер. При своевременной правильной организации воспитания, раннем начале коррекционно-педагогического воздействия многие отклонения развития у детей могут быть скорректированы и даже предупреждены. Главной целью специального дошкольного обучения и воспитания умственно отсталого ребенка является обеспечение максимально возможного уровня эмоционального, умственного, социального и физического развития, формирование его позитивных личностных качеств, подготовка к обучению в специальной школе. Коррекционно-педагогическая работа проводится с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.

В России действует дифференцированная система специальных дошкольных учреждений для умственно отсталых детей. В соответствии с характером дефекта и степенью его выраженности дети воспитываются в специальных учреждениях системы образования, здравоохранения или социального обеспечения.

В системе образования к ним относятся:

1. Дошкольные образовательные (коррекционные) учреждения для детей с нарушением интеллекта: специальные детские сады с круглосуточным пребыванием и специальные детские дома.

2. Дошкольные отделения (группы) при специальных школах-интернатах.

3. Группы кратковременного пребывания для детей с нарушением интеллекта при специализированных дошкольных учреждениях коррекционного типа.

В эти учреждения принимаются дети в возрасте от 4 до 8 лет с диагнозом олигофрении в степени дебильности не-осложненной формы.

В системе здравоохранения к ним относятся:

1. Специальные ясли для детей с органическим поражением центральной нервной системы (принимаются дети в возрасте от 2 до 4 лет).

2. Специальные психоневрологические санатории с круглосуточным пребыванием для детей с органическим поражением ЦНС (принимаются дети в возрасте от 4 до 8 лет).

Контингент этих учреждений – дети с диагнозом олигофрении в степени дебильности осложненной формы. Учреждениях системы социального обеспечения воспеваются дети с диагнозом олигофрении в степени имбе-цильности и идиотии. Существующая ныне в стране система дошкольного воспитания и обучения детей с нарушениями развития ориентируется на здоровые силы ребенка, его потенциальные возможности. Эта система является комплексной, ее характеризует дифференцированность и интегрированность. Интегрированный характер дошкольного коррекционно-педагогического воздействия реализуется объединением усилий специалистов разного профиля, а также включением семьи в работу с ребенком.

К категории глубоко умственно отсталых детей относятся имбецилы и идиоты. Идиотия – самая выраженная степень умственной отсталости, имбецильность занимает промежуточное место между идиотией и дебильностью. Дети, страдающие указанными нарушениями, помещаются в специальные детские дома системы социального обеспечения. Они являются инвалидами с детства и получают государственную поддержку в виде пенсионного обеспечения.

Дети-идиоты не подлежат обучению, и в нашей стране они в основном находятся в учреждениях Министерства социальной защиты, где за ними обеспечивается только уход. В России и ряде других стран в течение последних десятилетий успешно проводится работа по обучению и воспитанию детей-имбецилов с целью их дальнейшей социальной адаптации. Наиболее сохранная в интеллектуальном развитии часть имбецилов обучается в классах для детей с глубокой степенью умственной отсталости при специальных коррекционных школах 8-го вида.

Целью коррекционно-воспитательной работы с детьми с тяжелой степенью умственной отсталости является трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни в условиях окружающей социальной среды. Достижение обозначенной цели достигается решением следующих основных задач работы с глубоко умственно отсталыми детьми:

1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе их обучения и коррекция их недостатков. Основное внимание в этой работе направлено на умственное развитие учащихся.

2. Формирование у глубоко умственно отсталых детей правильного поведения.

3. Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда. Самообслуживание.

4. Бытовая ориентировка и социальная адаптация.

Социально-реабилитационная и коррекционно-воспитательная работа включает в себя три этапа:

1) от 4 до 8 лет. Проводится работа по формированию санитарно-гигиенических навыков. Дети обучаются адекватному поведению в условиях детского дома. Большое внимание уделяется развитию речи, моторики, познавательной деятельности. Осуществляется подготовка к школьному обучению;

2) от 8 до 16 лет. Продолжается закрепление навыков самообслуживания и личной гигиены. Проводится работа по обучению хозяйственно-бытовому труду. По-прежнему уделяется большое внимание развитию речи. Дети обучаются элементарной грамоте, овладевают навыками счета;

3) от 16 до 18 лет. В этот период основной задачей коррекционно-воспитательной и социально-реабилитационной работы является социальная адаптация умственно отсталых детей.

Обучение детей с тяжелой степенью умственной отсталости должно быть максимально индивидуализировано. Наполняемость классов не должна превышать 6 человек. Дети с имбецильностью нуждаются также в дифференцированном подходе. Основной задачей обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей является подготовка их к самостоятельной жизни, что предполагает развитие умения ориентироваться в окружающей обстановке, конструктивно общаться с людьми, овладение простейшими трудовыми навыками.

Выделяются следующие принципы обучения умственно отсталых детей:

· наглядно-практический принцип предусматривает взаимосвязь с интеллектуальными операциями, которые проделывает ребенок, способствует коррекции и укреплению основ познавательной деятельности детей-олигофренов, развитию их личностных качеств;

· принцип коррекционно-воспитательного обучения выражается в требовании осуществлять обучение и воспитание не только через отбор учебного материала, но и через всю систему школьных учебно-воспитательных мероприятий, положительно влияющих на формирование личности ребенка;

· принцип доступности – соответствие учебного материала, трудовых заданий возрасту школьников, уровню их развития, подготовленности, имеющимся знаниям, опыту, индивидуальным особенностям ребенка. Доступность не снижает значения фронтального вида работы, но требует в процессе обучения строгого учета индивидуальных особенностей детей. Для этого нужно хорошо знать каждого воспитанника;

· принцип сознательного обучения требует активного включения аномальных детей в познание изучаемых предметов и явлений. Умственно отсталые дети должны уметь сознательно применять знания в конкретных практических ситуациях. Активность ребенка стимулируется самостоятельным выполнением посильных заданий, подчеркиванием его успехов. Надо добиваться, чтобы дети не механически зазубривали учебный материал, сообщаемые им сведения, а усваивали его осмысленно, целенаправленно;

· принцип систематичности и последовательности должен трактоваться не только применительно к содержанию программного материала, его расположению, преемственности обучения. Необходимо соблюдать при этом и последовательность действий ученика и учителя, диктуемую логикой трудовых процессов.

Во вспомогательной школе применяются такие же методы обучения, что и в массовой школе. В связи с тем что методы обучения характеризуются многими показателями, невозможно создать их единую классификацию. Поэтому их классифицируют по нескольким основаниям. Ряд ученых исследователей – Е.Я. Голаг, Д.О. Лордкипанидзе, Е.И. Перовский – отмечали, что значительное влияние на процесс обучения оказывают те источники, из которых учащиеся черпают знания. По характеру учебно-познавательной деятельности учащихся, по овладению изучаемым материалом (классификация М.И. Скэткинэ, И.Я. Лернера) выделяются методы – объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, или эвристический, исследовательский. В основу классификации М.А. Данилова и Б.П. Есилова положены цели и задачи, реализуемые на конкретном этапе обучения. В зависимости от этого все методы подразделяют на методы приобретения новых знаний, методы формирования умений и навыков, применения умений на практике, методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.

Сочетание методов в коррекционном обучении зависит от возможностей усвоения учениками учебного материала по основным предметам. По возможностям обучения умственно отсталые учащиеся делятся на четыре группы:

1. Первую группу составляют ученики, которые успешно овладевают программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания они выполняют преимущественно самостоятельно, не испытывая при этом больших затруднений и используя имеющийся опыт. Им доступен некоторый уровень обобщения, и они способны объяснить словами свои действия. Но при выполнении достаточно сложных заданий им нужна помощь.

2. Учащиеся второй группы достаточно успешно обучаются в классе. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, но не могут сделать самостоятельно элементарные выводы и обобщения. Отличительной чертой этих учащихся является меньшая самостоятельность при выполнении всех видов работ. Темп их работы низок, при этом они допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Они не могут точно объяснить свои действия.

3. К третьей группе относят учеников, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в различных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической). Для учащихся характерно слабое осознание материала, который объясняет учитель. Им трудно определить главное, установить логическую связь частей, им необходимо дополнительное объяснение новой темы. Темп усвоения знаний низок, но, несмотря на это, учащиеся не теряют приобретенных знаний и умений, способны применить их при выполнении аналогичного задания, однако слегка измененное задание воспринимается как новое, что говорит о низкой способности учащихся этой группы обобщать. Значительная помощь им нужна в основном в самом начале выполнения задания. Поэтому деятельность учеников третьей группы нужно организовать так, чтобы они поняли основное в изучаемом материале. И лишь после этого они смогут лучше выполнять задание, что говорит о затрудненном, но в основном осознанном процессе освоения.

4. К четвертой группе относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом вспомогательной школы на самом низком уровне, лишь фронтального обучения для них не достаточно. Им необходимо выполнение большого количества упражнений, введение дополнительных занятий, постоянный контроль и помощь учителя во время выполнения работ, так как они не могут делать выводы самостоятельно и использовать имеющийся у них опыт. Эти школьники не видят ошибок в работе без указания на них и объяснения, как их можно исправить. Они могут усвоить крайне маленький объем знаний, способны овладеть только первоначальными навыками чтения и письма, связанная устная и письменная речь формируется у них медленно и отличается значительным искажением смысла, а при обучении математике ученики не могут даже правильно пересчитать предметы. Однако под влиянием корригирующего обучения учащиеся могут переходить в группу выше. Учитель должен знать возможности каждого ученика, чтобы правильно подготовить его к усвоению нового материала и применить большую или меньшую степень самостоятельности ученика при этом.

Одной из задач социальной реабилитации детей с нарушением интеллекта в процессе их обучения является формирование опыта общественных отношений. Полноценная социальная реабилитация умственно отсталых невозможна без формирования системы их нравственно-правового сознания и соответствующего социального поведения. Это осуществляется в процессе нравственного просвещения и воспитания учащихся специального образовательного учреждения.

Согласно некоторым теориям существует неверное мнение, что умственно отсталые являются потенциальными преступниками и их необходимо изолировать от общества. Успешное окончание вспомогательных школ, благоприятное включение выпускников в трудовую жизнь общества, а также соблюдение ими культурно-этических норм социального устоя свидетельствуют о сформировавшейся у них системе правильных отношений к окружающему. Такое социальное поведение выпускника вспомогательной школы определяется качеством воспитательной работы с ним на протяжении всех лет обучения. Поэтому умственно отсталых необходимо воспитывать, несмотря на все встречающиеся трудности.

Для правильного выбора средств педагогического воздействия и построения системы воспитания умственно отсталых школьников педагогу необходимо хорошо знать особенности структуры дефекта, различать проявления умственной отсталости. Только такое изучение детей позволит ему правильно понять истинные причины и мотивы тех или иных поступков своих воспитанников и в соответствии с этим предпринять эффективные педагогические меры. Важно, конечно, учитывать индивидуально-личностные особенности каждого ученика – его знание соответствующих социальных норм, отношение к ним, интересы, цели деятельности, близкие и отдаленные перспективы, планы, привычки, самооценку и уровень притязаний, положение в коллективе сверстников, отношение к товарищам, учителям, учебе, труду, игре. С учетом этих данных педагог может уже индивидуально работать с учеником. Также при выборе воспитательных средств необходимо ориентироваться на возрастные особенности умственно отсталых школьников.

Основное значение методов социально-реабилитационной работы заключается в формировании у учащихся нравственных и правовых знаний, оценок и убеждений. Это рассказ, беседа, разъяснение, убеждение, работа с текстовыми источниками информации, диспут, анализ ситуаций соответствующего содержания, ролевые игры, моделирующие правильное поведение в различных ситуациях. Важными требованиями к этим методам являются следующие:

1) доступность содержания предлагаемых сведений (конкретность материала и использование наглядных средств);

2) увлекательность, эмоциональность содержания и формы работы, использование элементов игры, соревновательности;

3) обеспечение интеллектуальной активности учащихся. Методы направлены на формирование опыта общественных отношений, умений и привычек социально-нормативного поведения. Это практическая организация различных видов деятельности и межличностного общения в разнообразных ситуациях, упражнение, приучение (режим, личный пример педагогов).

В специальном образовательном учреждении для стимулирования интереса к учению можно использовать нетрадиционные уроки. Это уроки-конкурсы (КВН, викторины, смотр знаний и др.); уроки-драматизации (спектакль, концерт, утренник и др.); интегрированные уроки; уроки в игровой форме; уроки-путешествия. Все эти уроки также реализуют дидактические развивающие и воспитательные задачи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: