Особенности фонетических нарушений у детей со стертой дизартрией

Многие исследователи отмечают, что фонетические нарушения являются распространенными, ведущими в структуре речевого дефекта у детей со стертой дизарт­рией.


Нарушения произносительной стороны речи, в том числе и звукопроизношения, имеют стойкий характер, сходны по своим проявлениям с другими артикуляцион­ными расстройствами и представляют значительные труд­ности для дифференциальной диагностики и коррекции.

Вторично из-за нарушений произносительной сто­роны речи страдает формирование и развитие других сторон речи (фонематической, лексической, граммати­ческой). В школьном периоде эти нарушения затрудня­ют процесс школьного обучения, вызывая специфиче­ские ошибки при письме и чтении.

Нарушения звукопроизносительной стороны речи у детей со стертой формой дизартрии выражаются в ис­кажении, смешении, замене, в пропусках звуков, что сближает ее с дислалией. Но при стертой дизартрии причина и механизм этих нарушений иные, чем при дислалии. При стертой дизартрии нарушения звукопро­изношения и просодических компонентов речи обус­ловлены органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата (дыхательного, голосового и артикуляционного отделов периферического речевого аппарата). При дислалии* нет нарушений иннервации мышц речевого аппарата.

Большинство авторов, изучающих проблему звукопро­изношения при стертой дизартрии, указывают, что для всех детей характерно полиморфное нарушений звуко­произношения. Распространенность нарушения произно­шения различных групп звуков у детей характеризуется определенными особенностями, которые обусловлены сложным взаимодействием речеслухового и речедвига-тельного анализаторов и акустической близостью звуков.

Механизм звукопроизношения рассматривается с перцептивной и артикуляционной позиций. Перцептив­ная база — это восприятие фонетических единиц, сли­чение их с эталонами и дифференциация. Артикуляци­онная база — это готовность артикуляционного аппара­та выполнять тонкие дифференцированные движения, необходимые для произнесения звуков — единиц язы­ковой системы.

* Дислалия — нарушения звукопроизношения при нормальном слухе и сохраненной иннервации речевого аппарата.


Таким образом, в норме ребенок для овладения к пяти годам правильным звукопроизношением должен уметь четко воспринимать и дифференцировать звуки ре­чи на слух, а для правильного их воспроизведения иметь достаточно подготовленную артикуляционную базу:

— уметь выполнять тонкие дифференцированные
движения органами артикуляции;

— не иметь патологических симптомов: гипертонуса,
гипотонуса, гиперкинезов, девиации и других невроло­
гических симптомов.

Нарушения, возникающие при артикуляции звуков, не позволяют формироваться четким и правильным ки-нестезиям, необходимым при становлении звукопроиз-ношения. Это влечет за собой недоразвитие фонемати­ческого слуха, которое, в свою очередь, тормозит про­цесс формирования правильного произношения звуков у детей со стертой дизартрией. Взаимозависимость этих процессов и является причиной стойких нарушений звукопроизношения у детей со стертой дизартрией.

В исследованиях Л.В. Лопатиной, посвященных изу­чению звукопроизношения детей со стертой формой дизартрии, приводятся статистические данные. Поли­морфные нарушения представлены следующим образом:

— нарушение двух фонетических групп звуков —
16,7%;

— нарушение трех фонетических групп звуков —
43,3%;

— нарушение четырех и свыше фонетических групп
звуков — 40%.

Наиболее сохранными являются заднеязычные и звук [j].

Самыми распространенными у дошкольников со стертой дизартрией являются нарушения произношения свистящих звуков. За ними следуют нарушения произ­ношения шипящих звуков. Менее распространенными оказываются нарушения произношения сонор [р] и [л].

Характер нарушений звукопроизношения звуков у де­тей со стертой дизартрией, по мнению Лопатиной, опре­деляется соотношением акустических и артикуляторных характеристик различных групп звуков. Группы акустиче­ски близких звуков усваиваются хуже, чем группы зву-


ков акустически более далеких, хотя и более сложных по артикуляции. Это подтверждает наличием у детей со стертой дизартрией определенных нарушений слухового восприятия речи и фонематического слуха, в связи с чем акустическая близость звуков оказывает отрицатель­ное влияние на усвоение правильного произношения.

Нарушения в произношении звуков проявляются следующим образом:

— нарушения звукопроизношения, характеризую­
щиеся одинаковым видом искажений различных групп
звуков (23,3%) (межзубное и боковое произношение
различных групп звуков);

— нарушения звукопроизношения, характеризую­
щиеся различным видом искажений звуков (33,3%)
(межзубный сигматизм и боковой ротацизм);

- искажение и отсутствие различных групп звуков
(33,7%) (межзубный сигматизм и отсутствие звуков [р], [л];

- искажение и замена различных групп звуков (6,7%)
(межзубный сигматизм и замена звука [ч] на звук [т']).

Исследования О.Ю. Федосовой (2005) посвящены изучению особенностей звукопроизношения у детей со стертой дизартрией. Использована определенная систе­ма обследования с учетом усложняющегося фонетиче­ского контекста. Конкретный звук обследуется в сле­дующей последовательности:

—изолированно;

—в составе слога: СГ, ГС;

—интервокально: ГСГ;

- слоги со стечением согласных: ССГ, ГСС;

— слова, разные по слоговой структуре (13 классов);

- фразы;

— связная речь.

При этом учитывается фонетический контекст, т.е. положение звука в слове: в начале, в конце, в середине слова; сочетаемость с соседними звуками; длина слова (количество слогов), ключевая структура слова, различ­ная частотность слов.

Федосовой были выявлены следующие особенности звукопроизношения у детей со стертой дизартрией. На­рушения звукопроизношения проявляются в зависи­мости от фонетических условий и носят в ряде случаев

ПО


непостоянный характер. В зависимости от фонетиче-н их условий звук может произноситься по-разному: в Сдних случаях звук произносится верно, в других иска­жается или даже заменяется. Характер произношения ависит от места звука в слове, от длины слова и от сло­говой структуры слова, от расширения контекста.

Наиболее благоприятной для верного произношения звуков является сильная (ударная) позиция звука, на­хождение его в начале слова, в коротких словах и в сло-'вах простой слоговой структуры. И, напротив, качество /звука ухудшается в слабой позиции (безударной), при ' удлинении слова, при усложнении слоговой структуры и расширении контекста.

В ранних исследованиях Гуровец, Маевской указы­вается на следующие типичные звуковые расстройства при стертой дизартрии:

1. Межзубное произношение переднеязычных зву­
ков [т], [д], [н], [л], [с], [з] сочетается с отсутствием или
горловым произношением звука [р].

2. Боковое произношение свистящих, шипящих,
звуков [р]-[р'], замена [р]-[р'] на [д]-[д'].

3. Смягчение согласных звуков обусловлено спасти­
ческим напряжением средней части спинки языка.

4. Шипящие звуки оформляются в более простом,
нижнем произношении и заменяют свистящие звуки.

5. Дефекты озвончения, которые рассматриваются
как одно из проявлений голосового расстройства.

Впервые в исследованиях этих авторов описаны слу­чаи голосовых расстройств у детей с легкой степенью дизартрии: голос тихий, хриплый, назализированный.

В исследованиях Федосовой указывается на следую­щие особенности звукопроизношения у детей со стер­той дизартрией:

антропофонические (искажение, пропуски);

фонологические (замена, смешение).
Указанные нарушения звукопроизношения носят

непостоянный характер и зависят от фонетических ус­ловий. Кроме того, прослеживается корреляционная за­висимость этих непостоянных нарушений от лингвис­тических факторов: места звука в слове, слоговой струк­туры слова и других.


Анализируя специальную литературу, Б.Ж. Монде-лаерс систематизировал симптомы «вербальной дисп-раксии» (DAS) и предложил следующие диагностиче­ские критерии:

- Нестабильный характер ошибок звукопроизноше-
ния и ограниченность звукового репертуара.

- Затруднения в произношении звуков, правильно
произносимых изолированно, в потоке речи.

—Повышение количества ошибок при: усложнении
артикуляции; увеличении длины слова; произношении
последовательности звуков; произношении звуков речи
со сходными фонетическими характеристиками; малой
длительности произнесения звуков и слогов.

—Поиск нужной артикуляции.

—Оглушение звонких согласных из-за позднего
включения фонации и нарушенной координации тон­
ких движений артикуляционных органов.

- Нарушение просодических характеристик речи.

В исследовании Карелиной «Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстрой­ствами» отмечается, что общим характерным признаком для этой категории детей является полиморфное нару­шение звукопроизношения. Результаты обследования состояния произносительной стороны речи детей «с ми­нимальными дизартрическими расстройствами» отраже­ны на гистограмме.

На гистограмме выделены наиболее типичные нару­шения звукопроизношения.


Наиболее трудными в произношении для детей со стертой дизартрией оказываются твердые свистящие: [с] — 98%, [з] — 96%. Для свистящих характерно меж­зубное произношение, реже встречается губно-зубное и призубное произношение. Аналогичные нарушения на­блюдаются в группе шипящих: [ш], [ж] — 95%. Иногда шипящие заменяются искаженными свистящими. Сре­ди аффрикат чаще страдает произношение [ц] и состав­ляет 95% от нарушений всей группы аффрикат. Нару­шение произношения [ч] — 80%, отмечается реже. Звук [ц] — обычно заменяется на [с'] или искаженное [с], а звук [ч] заменяется на [т'] или искажается, звук [щ] — заменяется на искаженное [ч] или [ш], реже на звук [с']. Сонорные нарушаются следующим образом: среди на­рушений произношения звука [л] преобладают наруше­ния, выражающиеся в искажении звука [л] — 85%: име­ет место губно-губной, губно-зубной и межзубный ламбдацизм. Звук [л'] заменяется на [)]. Часто звук [л] отсутствует. Среди расстройств произношения звуков [р]> ip'] — 80% по самым распространенным искажени­ем является велярное произношение. Иногда [р'] заме­няется звуком Ц]. Заднеязычные [г] — 25% и [к] заменя­ются на [т] и [д] или отсутствуют. Основным вариантом дефектного произношения твердых переднеязычных [т] и [д] является межзубное произношение, которое соче­тается с межзубным произношением свистящих и ши­пящих. Частый дефект мягких переднеязычных [т'], [д'] — боковое произношение, которое сочетается с бо­ковым сигматизмом. Встречается смягченное произно­шение всех согласных, возникающее вследствие спас-тичного напряжения средней части спинки языка.

Остальные согласные, как правило, остаются отно­сительно сохранными. Твердые звуки у детей со стертой дизартрией нарушаются чаще, чем мягкие. Глухие и звонкие пары звуков в произношении нарушены одина­ково, например: если глухой свистящий звук [с] имеет боковое или межзубное произношение, то и его звонкая пара, звук [з], тоже имеет боковое или межзубное про­изношение.


Нарушения звукопроизношения у детей со стертой дизартрией стабильно и зависит, например, от позиции звука в слове. Наибольшие трудности возникают при позиции звука в середине слова и в безударном слоге. При выраженном нарушении звукопроизношения со­храняется ритмический абрис (рисунок) слова, т.е. чис­ло слогов и ударность.

Сложным для детей являются слова со стечением согласных. Чаще в этих случаях выпадает один соглас­ный звук. Вследствие трудностей, возникающих при пе­реключении с одного артикуляционного уклада к дру­гому (кинетическая диспраксия), встречаются случаи нарушения слоговой структуры слова. В исследованиях A.M. Пискунова отмечается, что в одних случаях во вре­мя произношения артикуляция осуществляется вяло, без активности и четкости. Двигательный акт не завер­шается, как бы «замирает» на полпути, тогда звук заме­щается гласным или паузой.

В других случаях артикуляция неотрегулирована, ук­лад приблизительно соответствует фонеме, при этом язык может чрезмерно сближаться с твердым небом и отклоняться в сторону, кончик может проходить в меж­зубную щель, а корень излишне приподниматься к мяг­кому небу, вследствие чего возникает искажение (ши­пящие и свистящие сигматизмы, гортанный [р], смягче­ние) и замены на другие (чаще оппозиционные) звуки.

Недостаточно тонкая дифференцировка артикуляци­онных движений нижней челюсти, языка, губ ведет к нечеткому звучанию гласных. Так, например, звук [у] приближается к [о], звук [и] к [э]. Могут быть замены на гласные, близкие по артикуляции [а = о], fo = у], [э = и]. Гласные иногда «смягчаются», произносятся ре­дуцированно (кратко), усредненно.

Согласные нарушаются по-разному, например, при произнесении [т], [д] кончик языка находится между зу­бами (неравномерность поражения черепно-мозговых нервов), передняя часть спинки языка смыкается с твердым небом.

При спастическом парезе корень языка прикасается к тонически напряженному мягкому небу и язычку, под


воздействием воздушной струи язычок вибрирует, тело языка, опущенное на дно полости рта, во время произ­несения остается неподвижным, что приводит к иска­женному произнесению [р]. Задняя область полости рта сужена приподнятым корнем языка и получается звук, близкий к [и, j, ы, э]; возможны близкие замены на [д, л], отдаленные замены на [в, г, к] (при спастике). Спас­тические парезы или параличи приводят в основном к дефектам формирования проторных щелевых звуков. Массивный корень языка и его напряжение приводят к задненебному (носовому) оттенку при произнесении [л], похожему на [г, х], [н, г]; при интенсивной мото­рике в органах артикуляции кончик языка может при­легать к твердому небу на значительном участке, полу­чается звук, похожий на мягкий [л'] или французский [L]. При произнесении [с], [з], [ш], [ж] корень языка приподнят к мягкому небу, что приводит к носовому сигматизму (А.М. Пискунов).

При анализе особенностей звукового состава речи выделяют три аспекта, характеризующие механизм от­клонения от нормы.

1. Фонологический аспект. Характерной для всех де­
тей со стертой дизартрией является следующая особен­
ность: группы акустически близких звуков усваиваются
хуже, чем группы акустически белее ярких звуков, хотя
и более сложных по артикуляции. Этот факт объясня­
ется наличием у данной категории детей определенных
нарушений слухового восприятия речи, в связи с чем
акустическая близость звуков оказывает отрицательное
влияние на усвоение правильного произношения. Так
как акустически близкие звуки нарушаются чаще, чем
артикуляционно более сложные, но акустически проти­
воположные, то необходимо перед вызыванием и пос­
тановкой звуков добиваться их различения на слух.

2. Артикуляционный аспект. Качественный анализ
произношения звуков показывает, что нарушения про­
изношения проявляются одновременно в искажении и
отсутствии различных групп звуков. Менее распростра­
ненными оказываются нарушения звукопроизношения,


проявляющиеся одновременно в искажении и замене звуков. Случаев только замен, или искажения звуков не было выявлено. Нарушения звукопроизношения у дан­ной категории детей носят полиморфный характер и проявляются преимущественно в искажении звуков ре­чи, которые обусловлены взаимодействием речеслухо-вого и речедвигательного анализаторов.

3. Взаимовлияние артикуляционного и фонологического аспектов. При овладении звукопроизношением сенсор­ный и моторный компоненты речи образуют единую функциональную систему, в которой слуховые и арти­куляционные образы элементов речи находятся в тес­ной взаимосвязи. В случаях нарушения функции речед­вигательного анализатора между сенсорным и мотор­ным компонентом образуются сложные отношения, отличающиеся от существующих в норме. Существова­ние нечетких артикуляционных образов приводит к сти­ранию граней между слуховыми дифференциальными признаками звуков. Таким образом, создаются необхо­димые условия для их различения. Речедвигательный анализатор в данном случае играет тормозящую роль в процессе восприятия устной речи, создавая вторичные осложнения в слуховой дифференциации звуков. В свою очередь, отсутствие четкого слухового восприятия и их контроля способствует стойкому сохранению нару­шения звукопроизношения в речи. Это объясняет при­чины нарушения фонематического слуха у детей, а в дальнейшем и появление специфических дисграфиче-ских ошибок на письме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: