Эластичность спроса

Что такое спрос?

Спрос -это количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар.

В условиях рынка действует так называемый закон спроса, суть которого можно выразить следующим образом. При прочих равных условиях величина спроса на товар тем выше, чем ниже цена этого товара, и наоборот, чем выше цена, тем ниже величина спроса на товар. Действие закона спроса объясняют существованием эффекта дохода и эффекта замещения.

Эффект дохода выражается в том, что при снижении цены товара потребитель чувствует себя богаче и хочет приобрести большее количество товара.

Эффект замещения состоит в том, что при снижении цены товара потребитель стремится заместить этим подешевевшим товаром другие, цены на которые не изменились.

Функциональная зависимость количества покупаемых товаров от цены (price) выражается понятием спрос (demand).

Эту зависимость можно выразить тремя способами:

1. табличным;

2. алгебраическим: Qda= f(Pa);

3. графическим (рис. 2.1). Графически эта зависимость отражается в кривой спроса d.

Рис. 2.1. Кривая спроса

В ее основе лежит закон спроса: понижение цен вызывает рост величины спроса, повышение цен – уменьшение величины спроса при прочих равных условиях.

При изменении цены товара с р 1 до р 2 происходит передвижение по кривой спроса из точки а в точку b.

Цена спроса – это максимальная цена, которую покупатели согласны заплатить за определенное количество данного товара. Обратим внимание, что при этом максимальная цена спроса – это цена, начиная с которой объем спроса становится равным нулю.

Однако объем спроса зависит не только от цены, но и от других факторов.

Объем (quantity) спроса – количество товара, которое согласно купить отдельное лицо, группа людей или население в целом в единицу времени при определенных условиях. Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называют функцией спроса. Она имеет следующий вид:

(1)

Qda=f(pa, pb,.., pz, I, T, N, …),

где Qda – объем спроса на товар а в единицу времени;

pa – цена товара а;

pb,..., pz – цены других товаров;

I (income) – доход;

T (tastes) – вкусы и предпочтения;

N – число покупателей данного товара.

Рассмотрим эти факторы.

1. Цена товара а. Как уже было отмечено, ее изменение приводит к передвижению вдоль линии спроса, изменяя его величину.

2.Цены других товаров. В данном случае проявляется действие закона связи спроса на данный товар с ценами на другие товары.

Причины его действия в следующем:

- цена – относительное выражение стоимости товара.

К примеру, если цена на масло увеличилась на 5 %, а на все другие товары – на 10 %, то относительная цена масла уменьшилась. В итоге происходит изменение характера спроса, что ведет к сдвигу кривой спроса;

- существуют товары, удовлетворяющие потребности лишь в комплексе друг с другом (товары-комплементы) – взаимодополняемые товары, к примеру, автомобиль и бензин. Если цена на бензин растет, то спрос на автомобили падает. Кривая спроса на автомобили сдвигается влево-вниз. Отметим, что при этом не обязательно уменьшается объем спроса – изменяется характер спроса;

- существуют товары, взаимозаменяющие друг друга (товары-субституты), к примеру яблоки и апельсины. Если цена на апельсины растет, то увеличивается спрос на яблоки, кривая спроса на них сдвигается вправо-вверх.

Из проведенного анализа становится очевидной значимость подобных исследований для фирм-производителей.

Итак, итогом действия данного закона является смещение кривой спроса на данный товар.

3. Доход покупателей. Если доходы растут, то при тех же ценах увеличивается величина спроса. В данном случае опять происходит сдвиг кривой спроса вправо-вверх.

Однако здесь следует обратить внимание на то, что существует группа благ, спрос на которые изменяется необычным образом – так называемый парадокс Гиффена: при росте доходов их покупают относительно меньше. В качестве примера можно привести спрос на картофель. Такие товары называют малоценными.

4. Вкусы и предпочтения покупателей. Если, к примеру, мода на курение растет, увеличивается спрос на сигареты. Кривая спроса и здесь сдвигается вправо-вверх.

Итак, изменение цен на данный товар приводит к передвижению по линии спроса, вызывая изменение объема спроса, другие факторы – к смещению линии спроса, т. е. изменяя сам спрос, или иначе, характер спроса.

Следует иметь в виду, что в рыночной экономике существуют явления, как бы деформирующие действие закона спроса. К ним относятся следующие:

1. «цена – показатель качества»;

2. «эффект Веблена»;

3. «эффект ожидаемой динамики цен».

Во всех этих случаях не обязательно увеличивается объем спроса, происходит сдвиг кривой спроса.

Можно рассчитать также перекрестную эластичность спроса по цене. Здесь проявляется действие закона связи спроса на один товар с ценами на другие.

(2)

Если товары взаимозаменяемые, то повышение цены на товар b ведет к увеличению объема спроса на товар а, т. е. edа,b >0.

Если товары взаимно дополняют друг друга, то повышение цены на товар b ведет к уменьшению величины спроса на товар а, т. е. edа,b <0.

Если товары независимы, то edа,b =0.

В результате изменения дохода спрос тоже меняется.

Эластичность спроса по доходу рассчитывается следующим образом:

(3)

Для одних товаров, которые называют нормальными, с ростом доходов спрос на них увеличивается, т. е. edi >0. При этом выделяют три группы нормальных товаров:

1. предметы первой необходимости – спрос на них растет медленнее доходов, поскольку имеется предел насыщения (0< edi <1);

2. предметы роскоши не имеют предела насыщения, спрос на них часто опережает рост доходов – edi >1;

3. товары, спрос на которые растет пропорционально росту доходов, – edi =1.

Спрос на малоценные товары с ростом доходов падает – edi <0.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: