Эластичность спроса

Эластичность – это мера реагирования одной переменной величины (спроса или предложения) на изменение ругой (цены). Эластичность выражает процентное изменение одной переменной величины в результате однопроцентного изменения другой переменной.

Эластичность спроса – процентное изменение потребности в товаре (спроса) в результате однопроцентного изменения цены.

Эластичность спроса по цене ( ) – представляет собой отношение изменения объема спроса к вызвавшему его изменению цены:

или

или

Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов меняется размер спроса на товар в результате изменения его цены на один процент. Коэффициент эластичности спроса по цене, как правило, является отрицательной величиной, однако в экономической теории принято пользоваться абсолютным значением этого показателя, не принимая во внимание знак «минус».

Допустим, что первоначальная цена на виноград составляет 5 руб., а объем спроса при этой цене равен 100 т в неделю. Если цена уменьшится до 4 руб., а объем спроса возрастет до 110 т в неделю, то

или

или

Эластичность спроса по цене, рассчитанная для любой точки на кривой спроса, называется точечной эластичностью. Точечная эластичность спроса по цене верна для незначительных изменений цены и объема спроса.

Для больших изменений в цене или объеме спроса рассчитывается эластичность спроса между двумя точками, или дуговая эластичность спроса по цене (ЭСЦ).

Предположим, что цена на бананы возросла с 1 до 3 руб. за 1 кг. В результате повышения цены объем спроса за неделю сократился с 1200 до 600 кг. При расчете ЭСЦ могут быть использованы прежние или новые цена и объем спроса.

При прежних цене и объеме спроса:

При использовании новых цены и объема спроса

Таким образом, при использовании прежних и новых цен и объемов спроса отклонения в эластичности спроса по цене весьма значительны. Для того чтобы избежать подобных недоразумений, используется формула дуговой эластичности спроса:

, где

– средняя цена;

– средний объем спроса;

– изменение цены и объема спроса соответственно.

В нашем примере:

См. таблицу (Эк. Т. Добрынин, Тарасевич, с. 318)

____________________________________________________________________

Товарами с эластичным спросом обычно являются:

­ предметы роскоши (шампанское, драгоценности, деликатесы);

­ вещи, цена которых существенно ощутима для семейного бюджета (мебель, телевизор);

­ легко заменяемые товары (отдельные виды мяса, фрукты).

Товары с неэластичным спросом – это:

­ предметы первой необходимости (лекарство, обувь, электричество);

­ вещи, цена которых малоощутима для семейного бюджета (карандаш, зубная щетка);

­ труднозаменяемые товары (электрические лампочки, бензин, билет на концерт).

____________________________________________________________________

  Эластичный спрос Единичная эластичность Неэластичный спрос
Цена возрастает Общая выручка уменьшается Общая выручка неизменна Общая выручка возрастает
Цена снижается Общая выручка возрастает Общая выручка неизменна Общая выручка падает

Перекрестная эластичность – это эластичность спроса на один товар относительно цены на другой товар. Коэффициент перекрестной эластичности спроса представляет собой отношение изменения спроса на товар I к вызвавшему его изменению цены на товар j.

, где

– процентное изменение спроса на один товар;

– процентное изменение цены на другой товар.

На степень эластичности спроса влияет ряд факторов:

­ Наличие товаров-субститутов (взаимозаменяемых товаров, например, чай и кофе);

­ Наличие товаров-комплементов (взаимодополняемых товаров, например фотоаппарат и фотопленка).

­ Наличие индифферентных (независимых товаров, например, карандаши и молоко).

С помощью коэффициента эластичности можно определить следующие виды перекрестной эластичности:

­ для товаров-субститутов (рост цен на кофе вызовет рост спроса на чай);

­ для товаров-комплементов (рост цены на фотопленку ведет к уменьшению спроса на фотоаппараты);

­ для индифферентных товаров (рост цены на карандаши не изменит спрос на молоко).

При определенных условиях, рост цен сопровождается увеличением спроса. Такое явление наблюдается для товаров низшего ассортимента. Это явление называется эффектом Гиффена: если наблюдается общий рост цен на продукты, то это ведет к снижению спроса на некоторые продукты, но в то же время на другие спрос растет. Люди начинают приобретать больше низкокачественных продуктов. Наклон кривой спроса будет положительным.

Существует еще и эффект Веблена - повышение цен на престижные товары не сокращает на них спрос, а увеличивает, так как люди покупают не товары, а престиж. Наклон кривой положителен, до определенных пределов. А. Маршалл отмечал, что когда снижение цен не ведет к росту спроса, когда цены снижаются на все сорта определенного товара, о спрос на худшие товары не увеличивается, а сокращается (например, на чай).

Эластичность спроса по доходу () – это числовой параметр, который показывает, какова реакция потребителя на изменения в его доходах (I) при неизменности цен.

– увеличение дохода приводит к падения спроса на данное благо. Потребитель, став богаче, посчитает возможным и необходимым заменить это благо (или товар) другим.

– увеличение дохода приведет к увеличению спроса на товар.

– спрос на благо растет медленнее, чем доход, что типично для благ первой необходимости (хлеб, соль, спички).

– спрос на благо растет быстрее, чем доходы потребителя

Такое деление допустимо при фиксированном уровне дохода по группам потребителей, так как в зависимости от дохода одни и те же блага могут давать численные значения эластичности по доходу как меньше единицы, так и равные единице или больше.

Значение эластичности по доходам тесно связано с понятием нормальных товаров и товаров низшего качества.

Для нормальных товаров повышение дохода вызывает повышение спроса. Поскольку в этом случае доход и спрос меняются в одном направлении, то эластичность спроса по доходу является положительной.

Наоборот, для товаров низшего качества увеличение дохода вызывает уменьшение спроса. Доход и спрос меняются в противоположных направлениях, поэтому в этом случае эластичность спроса по доходу является отрицательной.

На отдельные группы товаров (соль, спички) спрос не увеличивается при увеличении дохода, эластичность является нулевой.

____________________________________________________________________________

Субституты (взаимозаменяемые) - это такие пары товаров, для которых рост цены одного из них вызывает рост спроса на другой товар (свинина и говядина, молоко и сливки и т.п.)

Комплементы (взаимодополняемые)- это такие пары товаров, для которых рост цены на один из них вызывает падение спроса на другой (автомобили и покрышки, магнитофоны и кассеты и т.п.).

Нормальные товары (высшей категории) - это товары, спрос на которые увеличивается по мере роста дохода.

Товары низшего качества (низшей категории) - это товары, спрос на которые уменьшается по мере роста дохода. Среди товаров низшего качества выделяют особую группу товаров Гиффена, спрос на которые резко увеличивается при сокращении дохода. Примером названных групп товаров могут служить торты (нормальный товар), обычная булка хлеба (товар низшего качества) и картофель (товар Гиффена).

____________________________________________________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: