От целевой федеральной программы «Дети России» к Национальным проектам

В 1996 году Президентом Российской Федерации был утвержден «Национальный план действий в интересах детей». Время для страны было сложное: резкий спад в экономике, социальное расслоение населения, переоценка ценностей, растерянность в поисках смысла жизни. Все это больно ударило по детям. Наметилось снижение рождаемости, возросло количество детей, оставшихся без попечения родителей, вновь появились беспризорники, увеличилась детская преступность, ухудшилось состояние здоровья детей, их настигла такая беда, как наркомания. Особую тревогу вызывали дети Севера, оказавшиеся без должной государственной материальной поддержки в области здравоохранения и образования. Целью Национального плана было преодоление негативных тенденций в пространстве детства и создание достойных условий для развития каждого ребенка.

Механизмом реализации поставленных задач стала Президентская программа «Дети России». В каждом субъекте Федерации начали разрабатывать собственные программы, отвечающие особенностям и запросам регионов.

В Ямало-Ненецком автономном округе пристальное внимание обратили на подпрограмму «Летний отдых». И это вполне понятно: каникулярное время максимально должно было пополнить ослабленное природно-климатическими и социально-экономическими условиями здоровье детей. Вместе с тем, материальное состояние многих семей диктовало дополнительные требования к организации летней оздоровительной кампании. Сами подростки и старшеклассники тоже хотели во время каникул проявить экономическую активность. Они живо реагировали на вызов времени и стремились к самостоятельности, инициативе, предпринимательской деятельности.

Все это предопределило необходимость создания новой концепции отдыха и занятости детей и молодежи. По инициативе Департамента по труду и социальной защите, Департамента молодежной политики, Федеральной государственной службы занятости населения была сформирована рабочая группа в составе: Юрьевой Н.Ю., Дмитриевой Е.Г., Толкачевой Л.В., Кондаковой Т.А. Возглавили работу группы заместитель губернатора ЯНАО А.Л. Мещерин и заместитель директора Департамента финансов С.В. Лаптандер.

В выборе стратегии не было сомнений – краеугольным камнем концепции была признана интеграция труда и отдыха. Кроме того, новая концепция сохраняла традицию выезда детей Ямала в южные регионы, т.е. охрану их здоровья.

Несомненной заслугой деятельности рабочей группы была смелая для того времени мечта – создание новых баз для организации отдыха и занятости детей и подростков. Хорошо известно, что, отказываясь от финансирования социальной сферы, многие предприятия закрывали летние оздоровительные лагеря. Муниципалитеты тоже не всегда были в состоянии поддерживать на должном уровне материальное содержание детских здравниц. Летние трудовые лагеря не выдерживали экономической конкуренции и становились невыгодными как для работодателей, так и для подростков. Молодежные биржи труда и службы занятости не имели достаточных материальных резервов для поддержки, прямо скажем, повсеместно разваливающейся системы.

ЯНАО рискнул в финансовую программу летнего отдыха и занятости ввести, казалось бы, абсурдную идею – организацию лагеря труда и отдыха за границей.

Однако отдых за границей оказался экономически выгодным мероприятием: удачно было выбрано место расположения лагеря – недорогое Черноморское побережье Болгарии. И условия для трудовой деятельности здесь оказались вполне приемлемыми: если не за счет уровня денежного награждения, то за счет содержания производства (подростки работали на сборе плодово-ягодных культур).

Первая группа численностью в сорок человек вылетела в Болгарию 26 августа 1997 года и пробыла там до 28 сентября. Это было своеобразное поощрение за предварительную трехнедельную работу в ЛТО под Салехардом. Как испытанные в труде разведчики, они направились на поиск новых рабочих мест. Со своей миссией отряд справился успешно: ребята отлично зарекомендовали себя на работе в заповеднике Рапотама. Им принадлежит и авторство названия лагеря «Ямал – Болгария».

С 1999 года Болгарский «Ямал» обосновался недалеко от уже облюбованного заповедника – на базе «Балканика», близ города Китен. Трудовая направленность лагеря оставалась приоритетной. Подростки выезжали на маркировку деревьев в близлежащие заповедники, собирали лекарственные травы, принимали участие в заготовке сена и разносили его по лесным кормушкам. Отдельные отряды участвовали в трудовых десантах при подготовке местных санаториев к летнему сезону (наши ребята обычно приезжали чуть раньше начала массового летнего отдыха – в конце мая или начале июня). Ездили дети и на работу на знаменитый Бургасский консервный завод, где производятся знаменитые на весь мир джемы и конфитюры.

Конечно, самым любимым занятием трудовых бригад был сбор клубники, вишни, черешни, абрикосов. Ребята гордились, что собранные ими ягоды и фрукты направляются во Францию, Польшу, Чехию. Сами они тоже лакомились дивными деликатесами. Ездили на такие задания и подростки с ограниченными возможностями в здоровье (Департамент по труду и социальной защите направлял в «Ямал» группы детей из семей социально неблагополучных и малообеспеченных, детей, имеющих нарушенное здоровье).

Занимались ребята из ямальского ЛТО и обустройством своего лагеря: высаживали цветы, создавали розарий, оборудовали скамейки на отрядных местах, красили их, обновляли бордюры. Была создана небольшая швейная мастерская, где изготовлялись сумочки для хранения документов и выполнялся мелкий ремонт. Шили в этой мастерской некоторые кухонные принадлежности и великолепные мягкие игрушки.

Четырехчасовая трудовая деятельность гармонично сочеталась с отдыхом и оздоровлением на море, коллективным творчеством. Постепенно в лагере «Ямал» складывался особый стиль работы, развивались традиции, корректировались воспитательные цели и задачи. Рос «Ямал» и численно. Теперь каждую смену он принимал не менее трехсот мальчишек и девчонок.

Какую роль сыграл этот лагерь в реализации программ «Дети Ямала»? Какие интересы детства были осуществлены, в том числе и за счет открытия нового оздоровительного центра? Какие перспективы открылись в связи с реализацией обновленной политики в области летнего отдыха и занятости? Каких детей получил современный Ямал?

  1. Было наглядно продемонстрировано, что избранная стратегия летнего отдыха и занятости вполне осуществима и весьма эффективна.
  2. Сформировалась новая концепция защиты детства. Ее стержнем стала охрана психоэмоционального состояния ребенка. Признавая ценность детства как уникального и неповторимого периода жизни человека (даже в период социальной нестабильности), лагерь делал все, чтобы дети чувствовали себя здесь, а значит и всегда, комфортно, уверенно, счастливо. Лагерь добивался того, чтобы дети, в том числе и старшеклассники, понимали радость детства, принимали заботу старших, проявляли детскую непосредственность и откровенность. С первого дня в «Ямале» утвердилась доброжелательная обстановка, поддерживающая самостоятельность, индивидуальность, одаренность детей. Защита личности обеспечивалась успехом, личностным ростом, признанием.
  3. Лагерь «Ямал» сумел превратиться в центр знакомства и единения детей и подростков Ямало-Ненецкого Автономного Округа. Для территории, где расстояния умножаются на непогоду, Болгария оказалась идеальным местом регулярных встреч общественно активных детей разных муниципальных образований. Ежегодно путевки сюда получают представители всех территорий Ямала. Здесь проводятся профильные смены, обучается актив школьного самоуправления, встречаются творческие и спортивные коллективы. Это позволяет обмениваться опытом, находить друзей, привлекать отдаленные районы к реализации окружных детских программ, выявлять талантливых и одаренных ребят. Многие дети в буквальном смысле выросли в лагере. В этом месте культивируется атмосфера корпоративной дружбы и преданности Северному краю.
  4. Педагогические открытия лагеря оказали существенное влияние на содержание всех программ «Дети Ямала». Для детей, оставшихся без попечения родителей, лагерь показал преимущество их объединения со сверстниками, живущими в своих семьях. Отряды комплектовались по возрастному принципу, что приводило к более эффективной социальной адаптации. Кроме того, принадлежность к лагерному сообществу давала детям-сиротам дополнительный шанс в обретении друзей, признании, в формировании ощущения равенства. Дети-инвалиды наравне со своими сверстниками в «Ямале» принимали участие в трудовой деятельности. Одаренные дети проводили для всего лагеря мастер-классы. Вместе со всеми отдыхали подростки, состоящие на учете в правоохранительных органах. Детей в «Ямале» связывало общее дело, творческий подход к организации жизнедеятельности, возможность изменений и индивидуального роста. Лагерь становился образцом возможного социального взаимодействия, своеобразной моделью общественной жизни. Он утверждал идею равных возможностей при неравных обстоятельствах, показывал, как этими обстоятельствами можно управлять.
  5. Лагерь был использован для инициирования ряда новых детских и молодежных окружных программ. Отсюда начались туристические экспедиции, переросшие в путешествия по Крыму, Заполярному Северу, Тюменской области. Здесь был придуман проект молодежного горнолыжного туризма. Смена «Волшебный фонарь» обновила состав ведущих детских студий, внесла интересные идеи в содержание детских телевизионных передач. Спортивные инновации «Ямала» быстро были включены в программы школьных олимпиад. Содержание воспитательной работы в ямальских образовательных учреждениях обогатилось традиционными мероприятиями «Ямала».
  6. Несмотря на то, что лагерь размещается далеко от родных мест, он активно формирует патриотическое отношение к Северу. Значительный вклад в этот процесс вносят песни Игоря Корнилова и личная дружба ребят с композитором. Много интересного узнают ребята о традициях малочисленных народов, представители которых проводят в лагере мастер-классы, демонстрируют национальное мастерство. Поддержал лагерь экспедицию «Зов тундры». Подростки из г. Ноябрьска, участвующие в этом проекте, в «Ямале» воссоздали ненецкий чум, учили русских детей бисерному искусству, показывали приемы национальных состязаний, помогали осваивать язык, постигали искусство прочтения национальных орнаментов. Интеграционный подход в организации отношений детей разных национальностей, несомненно, позитивно влиял на взаимопонимание, развитие толерантности, партнерства.
  7. Огромную роль лагерь «Ямал» сыграл в формировании административных и трудовых ресурсов округа.
  8. Стал «Ямал» организационным и методическим центром движения лагерей Ямало-Ненецкого автономного округа. Именно здесь апробируются инновационные программы, проходят стажировки педагогические отряды, выявляются аниматоры. С целью выработки единой концепции летнего отдыха и занятости детей и молодежи по инициативе лагеря «Ямал» создана общественная организация – Ассоциация «Содружество идей»…… сейчас в нее входят ….. лагерей. Кроме того, «Ямал» является одним из лагерей, составляющих костяк Межрегиональной общественной организации «Содействие летнему отдыху». Он активно представлял ЯНАО на международных форумах организаторов детских лагерей в Австралии, Мексике….. В «Ямале» состоялась первая и готовится вторая Европейская встреча организаторов летнего отдыха.

Сегодня лагерь «Ямал» находится на рубеже своего десятилетия. Может быть, это и не очень большая история, но нужно помнить, что последние годы сильно изменили страну, общество, детство. Появилась определенная экономическая стабильность, стабилизировались общественные нормы, утвердилось гуманистическое отношение к ребенку, на национальном уровне признана ценность детства.

Наша страна активно идет на сближение с Европейским сообществом. «Ямал» и здесь объективно оказался в центре событий. Он – форпост детства Севера на Европейском пространстве. У него надежные партнеры – Болгарская туристическая фирма «Балка-экспресс» и региональная - «Северное партнерство»…. Дети Ямала легко контактируют с местным болгарским населением, учат язык и обычаи. Они вместе трудятся, принимают участие в детских фестивалях творчества, выступают перед жителями Китена с концертами. Много российские дети путешествуют по побережью, узнают историю Болгарии.

Достойно ямальские дети представляют историю своей родины. Каждую смену они выезжают в Бургас для возложения цветов к памятнику неизвестному советскому солдату, проводят там линейки памяти и возлагают цветы.

Организует «Ямал» встречи российских ребят с болгарскими предпринимателями, учеными, творческой интеллигенцией. Часты товарищеские матчи со спортсменами.

В последние годы в лагере отдыхают дети сотрудников российского посольства, дети из болгарских семей. Несомненно, данная ситуация развивает связи, расширяет контакты, формирует готовность привнести в европейское сообщество достойный вклад.

Таким образом, вырисовывается новое актуальное направление деятельности лагеря – «Европейское партнерство».

Кроме того, остаются злободневными вопросы сохранения здоровья детей Ямала, укрепления репродуктивного здоровья подростков и молодежи.

Все ярче проявляется необходимость в активных детях, способных самостоятельно принимать решения и создавать социально значимые проекты. Лагерь может и должен развивать индивидуальность, обеспечивать успешность и личностный рост.

В лагерь просто врываются современные образовательные технологии. Здесь выявляются таланты, поддерживается интеллектуальная элита. Одаренных детей не только замечают, но поддерживают в дальнейшем образовательном и профессиональном росте. В «Ямале» бережно собирают человеческий капитал, будущее края и страны.

Сегодня, накануне десятилетия «Ямала», очень важно сохранить динамику роста, заявить о новых, амбициозных планах, найти пути их решения. Стратегия такого поиска видится в создании Национальных проектов, которые вобрали бы в себя опыт лагеря «Ямал», опыт реализации программ «Дети Ямала», учли накопленные эффективные средства реализации молодежной политики на современном этапе развития Ямало-Ненецкого автономного округа.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: