Б.В. Куприянов

профессор Костромского государственного университета

Авторские лагеря как воспитательные организации [1]

Словосочетание «авторские лагеря Костромской области» возникло с чьей - то легкой руки в начале 90-х годов. Скорее всего, именно в это время были осознаны не одиночность и не однообразность данного социокультурного явления. Видимо, название было сформулировано по аналогии с авторскими школами (воспитательными системами), закрепилось в повседневной речи и научных исследованиях, однако, должного обоснования не получило. Этот материал представляет собой попытку представить описание авторского лагеря как социально-педагогического явления.

Одним из наиболее адекватных вариантов трактовки феномена авторского лагеря является понятие «воспитательная организация». А.В. Мудрик под «воспитательной организацией» понимает разновидность социальных организаций, которые специально создаются государством и негосударственными структурами, и своей основной задачей считают социальное воспитание определенных возрастных групп населения[2].

Особенности авторских лагерей как воспитательных организаций могут быть сформулированы на основе выделенных А.В. Мудриком факторов:

- принцип вхождения воспитанника в организацию, характеристики жизнедеятельности, поддерживающие мотивацию участия в общности,

- функция воспитательной организации в национальной (региональной) системе социального воспитания, история оформления этой функции в общественном сознании,

- взаимоотношения с воспитательными организациями, осуществляющими свои функции параллельно (на данном этапе социализации данной возрастной или социальной категории),

- правовой статус, присущий данному типу воспитательных организаций (варианты статуса),

- взаимоотношения с государством, различными общностями, организациями,

- пространственно-временные характеристики жизнедеятельности воспитательной организации,

- специфика субъектов, осуществляющих социальное воспитание, преобладающий в общности стиль отношений.

Принцип вхождения воспитанника в воспитательную организацию. Рассмотрение авторского лагеря как воспитательной организации связано с выделением двух пластов: первый – воспитательная организация для студентов, вторая – для школьников. По принципу вхождения оба пласта имеют общие черты и отличия, общей является, прежде всего – добровольность. Для студентов участие в деятельности авторского лагеря обусловлено полным перечнем мотивов:

- престижность (многие лагеря имеют позитивный образ в вузе, в регионе),

- прагматические мотивы (многие руководители лагерей обладают возможностями повысить социальный статус молодого человека, в случае его участия в деятельности авторского лагеря),

- любительство (привлекает определенный вид деятельности – хобби, будь то ролевые игры, волонтерская деятельность, научные исследования и т.п.),

- общение, референтность педагогического коллектива, определенных конкретных личностей,

- стремление к обретению профессиональной компетенции, чаще всего в сфере психолого-педагогической деятельности и т.п.,

- стремление быть вместе с людьми, имеющими сходные ценности, убеждения, взгляды. С этим вариантом связан такой принцип вхождения как ретро-мотивация – по данным ряда исследований среди педагогов авторских лагерей 7% побывали здесь в качестве воспитанников.

Для школьников мотивы приезда в авторский лагерь также разнятся в зависимости от того, в который раз подросток участвует в программах. В первый раз школьники приезжают на смену того или иного авторского лагеря, узнав о лагере от сверстников, либо в силу того, что родители купили путевку. В начале ХХI века появилось новое явление – определенное число родителей отправляют своих детей в авторские лагеря, потому что сами в них были детьми или педагогами. Второй, третий раз приезд на смену обусловлен эффектом ценностного резонанса, когда детско-взрослое сообщество в пространстве и времени обеспечило реализацию потребностей подростка. В этом случае подростки уже пытаются влиять на родителей, иногда готовы зарабатывать деньги, чтобы оплатить путевку.

Функции воспитательной организации в национальной системе социального воспитания, история оформления в общественном сознании данной функции.

Для понимания специфики авторского лагеря важно, что появление этой разновидности воспитательной организации связано двумя векторами: общественная инициатива и решение социокультурных проблем государственными органами. Р.В. Соколов, характеризуя общественно-педагогические сообщества, называет такие специфические черты, которые вполне применимы к обозначению особенностей авторского лагеря. Во-первых, движение авторских лагерей представляет собой педагогическую самодеятельность, «работу населения с населением» (взрослых с детьми) в сфере досуга, воспитание подростков в коллективе и через коллектив. Во-вторых, можно утверждать, что внешкольная сфера (сфера досуга) стала экологической нишей общественно-педагогического движения и «полем самореализации» для социальных новаторов в деле воспитания. Следует согласиться с Р.В. Соколовым в том, что источниками возникновения движения авторских лагерей являются способность населения к самоорганизации, цели и мотивы социального творчества и социально-педагогической инноватики, нормы взаимопомощи, сети ассоциативности, взаимной и социальной ответственности[3].

Один раз в год авторский лагерь становится воспитательной организацией более привычного вида на территории той или иной базы летнего отдыха. Сочетание двух основных ипостасей является еще одной отличительной чертой данного феномена: самодеятельное объединение в один период и образовательное учреждение в другой. В первой происходит социальное воспитание студентов почти круглогодично в течение всего времени нахождения студента в педагогическом коллективе (от года до пяти). Во второй ипостаси осуществляется социальное воспитание подростков в ходе лагерной смены один раз в год (часть ребят приезжают сюда неоднократно, некоторые – до четырех раз). Кроме того, в рамках воспитательной организации проводятся научные исследования, разрабатываются и внедряются новые методики и технологии социального воспитания.

Взаимоотношения с воспитательными организациями, осуществляющими свои функции параллельно (на данном этапе социализации данной возрастной или социальной категории). Самые туманные отношения связывают авторские лагеря с общеобразовательными школами, которые фактически играют ключевую роль в социализации подростков – учащихся - участников профильных смен. Возможно, объяснение этому факту кроется в том, эти типы воспитательных организаций антагонистичны по своим социокультурным контекстам (обязательность, официальность, длительность школы – с одной стороны, и добровольность, неформальность, кратковременность лагеря – с другой).

Однако отношения со школой не распространяются на другие образовательные учреждения, именно на их базе разворачивается деятельность авторского лагеря. В течение года это может быть одно учреждение, которое предоставляет помещения для встреч, хранения оборудования и т.п. В момент проведения тематической смены авторский лагерь сливается с детским образовательным центром, санаторием, базой отдыха и другим оздоровительным учреждением. Хотя в истории авторских лагерей Костромской области был прецедент, когда смену «Соколенка» провели на теплоходе, но это исключение из правил.

Первоначально основным «местом базирования» в течение учебного года выступал педагогический вуз. Отношения авторских лагерей с альма-матер, которая в разные годы называлась по-разному: историко-педагогический факультет Костромского пединститута, социально-педагогический факультет Костромского педуниверситета, Институт педагогики и психологии Костромского госуниверситета - особый сюжет. Возникал своеобразный социокультурный механизм воспроизводства: школьник попадал в лагерь, становился его «фанатом», а затем стремился поступить на факультет, чтобы поехать в лагерь в качестве педагога. Постепенно местом базирования авторских лагерей стал областной дворец творчества юных, областной комитет Российского союза молодежи, другие образовательные и социальные учреждения. Достаточно давно в качестве «ежегодной витрины» для авторских лагерей проводится такое мероприятие как «Лето в красном галстуке». В последние годы это мероприятие приняло вид фестиваля, где кроме традиционного показа небольшого представления – визитки, от каждого авторского коллектива требуется проведение мастер классов, выпуск газеты, подготовка одного представителя на конкурс вожатского мастерства. С середины 90-х годов изменился и состав педагогов авторских лагерей, если первоначально значительную часть составляли студенты истпеда (соцпеда, ИПП), то сегодня какую-либо тенденцию для всех лагерей выявить сложно.

В Костромской области ни один авторский лагерь долгое время не имел юридического статуса, значительного имущества, помещений и т.п., поэтому всегда был встроен в другую воспитательную организацию, являющуюся образовательным учреждением. По правовому статусу авторские лагеря основное время своего существования ближе всего к молодежным самодеятельным объединениям, интересные доказательства в пользу этого тезиса, можно почерпнуть из книги В.И. Ланцберга и М.Б. Кордонского «Технология группы». Объединения в той мере могут быть названы самодеятельными, в какой зависят от воздействия извне, насколько сами вольны, изменять свой состав, идеологию, формы, методы работы, сферы интересов. Еще один критерий – это мера свободы выхода из группы отдельных участников. Каждый человек может легко покинуть авторский лагерь, так как по большому счету не привязан к группе «жизненно важными «вещными» (материальными, физическими) благами или соображениями престижа». По классификации В.И. Ланцберга и М.Б. Кордонского авторские лагеря принадлежат:

- к экстернальным объединениям – группам, чья активность направлена вовне,

- могут быть рассмотрены как соединение двух социотехнических форм: «молодежный коллектив студентов и преподавателей», отличающийся достаточно высокой стабильностью состава и сплоченностью и «детско-подростковый поток» допускает одноразовое участие в мероприятиях группы большинства ее членов.

Взаимоотношения с государством, различными общностями, организациями - отдельная сфера существования авторского лагеря. Представляется возможным выделить несколько групп субъектов, взаимодействующих с авторскими лагерями: «объективные заказчики» (государство, родители, образовательные учреждения), «реальные партнеры» (базы отдыха, оздоровительные центры), «родственные объединения» (педагогические отряды, другие самодеятельные группы).

Отношения авторского лагеря (в первую очередь педагогического коллектива) с региональными властями играют немаловажную роль в существовании и развитии общности. На эти отношения влияет тот факт, что для ежегодного проведения смены нужны деньги и немалые. В условиях современной России чуть не единственным финансовым донором выступает областная власть.

В 70-80 годы важную роль в отношениях с «Соколенком», «Комсоргом», «Комсоргом ПТУ» играли Обком ВЛКСМ (региональный орган общественно-государственной организации), Областной совет профсоюзов, управление профессионального образования. С начала 90-х годов, руководство летней оздоровительной компанией было поручены Комитету по делам молодежи Администрации области (государственный орган). На характер отношений авторский лагерь – областная власть существенное влияние оказывает способность одних сформулировать государственный заказ на социальное воспитание и способность других этот заказ выполнить.

Отношения любой воспитательной организации с родителями следует интерпретировать как выполнение заказа. В тоже время, можно утверждать, что на данный момент, большая часть родителей не готовы сформулировать четкий заказ в сфере социального воспитания собственных детей. Скорее речь может идти о рамочном варианте: «Надо, чтобы ребенок хорошо провел время, не набрался дурных привычек, не заболел и т.п.». Взаимоотношения реализуются в четырех ситуациях: покупка путевки, проводы ребенка в лагерь, родительский день (приезд родителей на территорию лагеря) и встреча после окончания смены. Особенно важен для любой лагерной смены родительский день. Для подростков-участников смены важно показать родителям свои достижения, рассказать о том, что их переполняет. Для представителей педагогического коллектива встреча с родителями имеет значение в плане имиджа лагеря, программы, возможны и общие воспитательные темы для разговора.

Еще одна черта авторского лагеря в том, что участники педагогического коллектива выступают, время от времени как профессионалы в социальном воспитании подростков, организации досуга молодежи, обучения новым педагогическим технологиям профессионалов. Здесь осуществляется работа на заказ, существование в деловом режиме (организация и проведение мероприятий). Взаимными требованиями становятся качество (профессионализм) решения соответствующих задач. Представители педагогических коллективов авторских лагерей нередко проводят семинары в различных образовательных учреждениях, коммунарские сборы в школах.

Партнерами общности авторского лагеря являются представители базы проведения смены (работниками детского оздоровительно центра, дома отдыха). Эти отношения, прежде всего деловые, однако, как показывает опыт, работники базы (повара, технические служащие, завхоз, начальник лагеря, электрик и т.п.) вместе с педагогами лагеря существуют еще и в корпоративном, а иногда и в воспитательном взаимодействии.

Родственные отношения связывают авторские лагеря с детскими объединениями, которые по содержанию своей деятельности соответствуют профилю лагеря. «Комсорг» и «Соколенок» были тесно связаны с первичками общественных организаций, которые были размещены в общеобразовательных школах, для «Комсорга ПТУ» это были первичные организации ВЛКСМ в ПТУ области. В последние несколько лет представители педагогических коллективов лагерей выступили в качестве инициаторов создания детских объединений и школ допрофессиональной подготовки в учреждениях дополнительного образования города Костромы. Так родилась новая практика отношений между взрослыми и детьми участниками тематических смен авторского лагеря. Это отношения взрослых и детей членов профильных групп, которые весь год готовятся к участию смене. Особая линия отношений возникает между представителями лагеря с одной стороны и участниками самодеятельных объединений аналогичной направленности. Для большинства авторских лагерей «родственные чувства» вызывают педагогические отряды из различных регионов, для лагеря «Кентавра» – клубы ролевых игр, для «Города Надежды» – объединения юных предпринимателей, юных психологов.

Пространственно-временные характеристики жизнедеятельности авторского лагеря связаны с сезонностью. Авторский лагерь существует в своей развернутой форме (подростки и педагоги) только в периоды студенческих и школьных каникул, когда учащиеся не заняты в учебном процессе и могут стать участниками программ. В остальное время участие педагогов в деятельности авторского лагеря похоже на посещение объединения по интересам, периодично, параллельно с основными видами занятий (участие в производственной деятельностью, учеба и т.п.).

А вообще повседневность и событийность жизни авторского лагеря может быть представлена в виде годового цикла. Начинается год с анализа прошедшей смены. Эмоциональный фон этого мероприятия зависит от характера отношений, которые сложились в ходе смены. На самом деле этому мероприятию придается большое значение, так как именно здесь определяется, кто поедет на следующую смену.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: