Проводник встречает отряд и прежде, чем дать задание, читает стихотворения:
Ах, эта среда обитания!
Все связано между собой.
Обменом, цепями питания,
Составом, структурой, судьбой
В чащобах, и в градах, и в весях,
Где дышит и движется жизнь,
Да будет всегда равноправие!
Его потревожить страшись!
Беречь и родство, и соседство,
И дружество - прежде всего,
И слушать веление сердца,
И следовать зову его.
Высокая радость братания, храни же былье и жилье –
Святую среду обитания, ведь ты – обитатель ее. (Е. Николаевская)
Проводник далее говорит о том, что существуют 4 среды обитания живых организмов
1.Наземно-воздушная
2.Водная
3.Почвенная
4.Живые организмы (паразитизм)
Животные на Земле обитают практически всюду. На маленьких карточках детям предлагаются названия разнообразных животных. (К примеру, соболь, аскарида, ковыль)
Задача ребят – быстро собраться по средам обитания в один кружок, чей кружок соберется быстрее – те и выиграли.
Примеры:
- Воздушно-наземная (бурундук, соболь, лиса, дрофа, сурок, кулан, сосна, ковыль)
- Водная (лещ, щука, дельфин, кит, водоросли, акула, ряска)
- Почвенная (дождевой червь, крот, мышь-полевка, жук- навозник)
- Живые организмы (воль, острица, кошачья двухвостка, эхинококк, аскарида, бычий цепень)
Проводник делает отметку на маршрутном листе и направляет отряд дальше.
Пункт №2 Экологическая ниша
Готовим ребят к заданию, объясняя с помощью стихотворения, что же такое «Экологическая ниша». Это определенное пространство, где проживает вид животного или растения таким образом, что ему не мешают соседи. Представьте, что все ребята – белочки, заготавливающие корм на зиму. Корм- это шишки, ведро – дупло. Каждая белочка может сделать только одну попытку (старшим отрядам становиться подальше, младшим - поближе). Общее количество шишек, которые заготовил отряд проводник записывает на маршрутный лист и отряд отправляется к следующему пункту.