Экологические тропы

Первые занятия кружка посвящены приобщению к основам знаний и понятий об экологии: эко (в переводе с латинского) - дом, логос- знание, наука. «Мы живём в доме по определенным правилам. Для всех живущих существ, - говорит руководитель Татьяна Анатольевна Бирюкова, - есть общий дом. Мы живем в этом доме по определенным правилам. Понять закономерности - значит вооружить себя необходимыми знаниями для успешной счастливой жизни. Выявить их можно, наблюдая за явлениями природы везде. Здесь, на территории лагеря, удивительного много. Удивительное - это не только жаркие страны, но явления окружающего нас мира. Например, слышим кукушку, знаем, что это птица-паразит. Когда она подбрасывает свои яйца в гнёзда других птиц, а из них вылупляются её птенцы, то, подрастая, кукушата выбрасывают, выталкивают из гнезда материнских птенцов. Об этом знают все. А как она искупает свою вину? Кто знает? Кукушка уничтожает ядовитых гусениц, её органы так устроены, что она может поедать таких паразитов, которых не уничтожает никто другой! Удивительного в нашей природе много! Ещё пример: всем хорошо известно, что паукообразные плетут разные паутины, почему паук не приклеивается к своей паутине? Другие приклеиваются, а он нет! Дело в том, что не все аутины клейкие! И паук, это зная, по ним предпочитает не бегать».

Наконец, ребята приступают к выполнению гениально спроектированного упражнения: в образе капли воды они проходят путь «Мирового кругооборота» воды в природе - один из таинственных примеров - загадка, которую можно разгадывать, нельзя разгадать! Мы с гостями из Китая Лю Юэ, Ванг Ци, Ши Лин попробовали по карточкам - путеводителям, представив себя водой, перемещаться от животного к леднику, реке, океану, растению, болоту…. Случайность выбора определенной карточки предопределяет наш путь, конца которому нет, как нет конца кругообороту воды в природе. Ощущение было такое, что нам самим не хотелось останавливаться, потому что текст карточки глаголом прошедшего времени совершенного вида завораживает и своей манящей таинственностью заставляет сделать ещё один шаг, за которым, конечно, ещё и ещё один. Разве вы бы поступили иначе, когда вам сказано: «Вы стекли с гор ручьем, и попали в реку». Мы так и сделали: стекли с гор ручьем и направились к реке, а от нее к животному, к леднику и так далее, совершая удивительные превращения. Игра бесконечна, следуя закону (правилу) возобновляемого мирового кругооборота воды, а значит и самой жизни. Татьяна Анатольевна поделилась с нами своим открытием: побеждает в игре не тот, кто придет первым или быстрее других пройдет путь и вернётся к точке, от которой начал своё путешествие. Побеждает тот, кто дольше других находится в игре, в круговороте, в процессе постижения истины.

Интересна игра особенно маленьким детям: вызывает у любознательных столько эмоций. А завтра «Экологические тропы» ждут желающих пройти по экологическому маршруту.

Главный редактор газеты «Олимпийский формат» Л.Н.Руденко (№8 2006)

Работая в школе более 15 лет, на своих уроках географии и биологии стараюсь не только обучать детей, но и воспитывать, учить любить чудесный и таинственный мир природы, непрерывно удивляться, дружить и заботиться о ней.

Сегодняшние девочки и мальчики скоро станут взрослыми людьми. На их плечи возлагается ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу всей Земли. И каждому из них совершенно необходимо чувство любви к природе, уважения ко всему живому, забота о нем, способность предвидеть последствия своего поведения в природной среде. Это и составляет основу экологического воспитания.

Вполне очевидно, что, чем теснее общение с природой, тем эффективнее экологическое воспитание. Городским детям встреч с природой явно недостает, и именно детский лагерь может стать бесценным верным помощником в деле формирования новой культуры отношения к природе. Смена в детском лагере может быть такой насыщенной в отношении экологического образования по сравнению с целым учебным годом! Экскурсии по экологической тропе приведение леса в порядок, экоигры, занятия в экологической лаборатории и т.д. помогают детям подружиться с природой. Это в большей мере зависит от нас – педагогов и вожатых. От нашего умения помочь ребятам видеть и понимать этот удивительный мир, определить свою позицию во взаимоотношениях с природой, потому что без нас они не узнают, что на лугу растет не просто трава, а мятлик и зверобой, донник и володушка золотистая, что пеночка-весничка поет иначе, чем большая синица, потому что Книга Природы, открытая всем, по-настоящему доступна лишь тому, кто способен понимать ее язык.

Уверена, что мой опыт пригодиться коллегам.


Авторский коллектив

ДООЛ «Горное ущелье», г. Магнитогорск

Челябинской области


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: