На экологической тропе

(опыт экологического воспитания)

Я сорвал цветок – и он завял,

Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте

Можно лишь только сердцем.

П. Гвездослав

Почему тебе не нравится бывать на природе? Что ты больше всего любишь делать, приходя в природу? Такие вопросы я задаю детям, когда мы впервые выходим в лес на экскурсию. Ребята отвечают, что они собирают грибы и ягоды, рвут цветы, играют. Лишь немногие дети, мотивируя потребность в общении с природой, говорят о ее красоте, величии, о стремлении наблюдать жизнь природы и оберегать ее. На первой экскурсии слышу от ребят: «Можно ли есть эти ягоды»? Съедобны ли эти грибы? Из какого дерева лучше сделать удилище? Иногда дети свое отношение к природе проявляют в действиях. Без раздумий срывают красивый и редкий цветок, обламывают ветки, кидают мусор…Утилитарно- потребительское отношение к природе, столь нередко встречающееся у современных школьников, имеет много причин. Нельзя игнорировать тот факт, что даже годы содержания школьного образования пронизывал исторически сложившийся подход к природе с позиций «покорения» и «полезности». «Вредные и полезные жуки», «польза насекомоядных птиц», «Зачем человеку лес» - это заголовки и цитаты, которые долгое время использовались для формирования ценностного отношения школьников к природной среде. В последнее время ситуация изменилась. Многие поняли всю важность грамотного экологического образования. Идет поиск новых форм организации учебно – воспитательного процесса, разнообразных видов деятельности учащихся среди природы.

На территории села Боровое, близ лагеря «Олимпиец» в Новосибирской области в 2002 году была создана экологическая тропа, своеобразный кабинет в природе. Здесь создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность ребят, отдыхающих в лагере, в природном окружении.

Экологическая тропа – одна из нескольких точек наблюдения естественных или изменяемых человеком объектов природы, представляющих интерес для всех любознательных.

Легче и интереснее идти по предложенному маршруту, где можно увидеть необычное в обыденных вещах, на которые раньше не обращал внимания. Поэтому мы с ребятишками не изобретали «велосипед», а использовали уже хорошо протоптанную дорожку к купалке. Что примечательно, начинается она у ворот лагеря и проходит через 3 природных сообщества: лиственный лес, хвойный лес и луг. Протяженность тропы составляет 1,5 км, она замкнутая, т.е. заканчивается там, где начинается.

Бежит, петляет тропинка по тернистому лесу, нелегко научиться читать живую книгу природы. Особенно ребятам, которые всю жизнь были далеки от леса, от дикой природы. Много для них здесь нового, неизвестного. Елку от березы отличит каждый, а серую ольху от серой ивы? Поют в лесу птицы. Одна где–то в вершинах деревьев тенькает отрывисто, как вода звонко капает, другая вдали, словно кто-то на флейте учится играть. Звонкое «тиу-тиу», а третья – вот она поет короткую песню свою прямо на виду, на воробья похожа, только красивая, яркая, а как называется – неизвестно.

Если дойдет дело до следов, оставленных животными, тут и вовсе трудно. Кто с березы бересту как топором очистил, зачем? Кто с ветки над тропой все листья ободрал? Про новичков в лесу знаменитый следопыт Дерсу Узала говорил: «Посмотри есть – понимай – нету!». Наша «говорящая тропа» - прекрасное наглядное пособие для обучения лесной грамоте. Пройдешь по ней – и выучишь азбуку природы. Кое–что будет, конечно, заметным и понятным сразу, например, муравейник рыжих лесных муравьев, но многое можно обнаружить только с помощью экскурсовода или тетради – путеводителя по траве. Приглашаем вас на экскурсию по экологической тропе.

Остановка №1: Здесь, в самом начале пути, уместно поговорить о правилах поведения в природе, рассмотреть экологические знаки (которые можно разместить заранее), разобрать конкретные случаи которые случались с ребятами в лесу. Экскурсию по экологической тропе проводят активисты экологической лаборатории, каждый из них отвечает за один из этапов. Акценты делать на том, зачем мы совершаем это необычное путешествие.

Остановка №2 Лиственный лес. Ярусность. Типичные растение леса. Рассказы о березе, о лишайниках. Животные лиственного леса. Птицы леса. Дятел. Наблюдение за дятлом (по возможности).

Остановка №3 Паук-крестовик и его паутина. Наблюдение за поведением паука, рассказ о пауках, эксперимент с мукой.

Остановка №4 Муравьи и муравейник. Рассказ о муравьях, о строгой иерархии в муравейнике, наблюдение за работой муравьев. Эксперимент с кусочком сахара и муравьем – чужаком.

Остановка №5 Смешанный лес превращается в хвойный. Особенности хвойного леса. Сосна – типичный представитель. Растения и животные хвойного леса.

Остановка №6 Полянка для игры. Здесь на живописной полянке в хвойном лесу можно поиграть с ребятами. Игры: «Белочки», «Плетение паутины», «Неприродная тропа», «Угадай, кто я», «Наблюдатели», «Определи родственника» и др.

Остановка №7 Луговое сообщество. Типичные растения луга. Работа с иллюстрациями и нахождение трав в природе. Лекарственные растения. Царство насекомых. Кузнечики, кобылки, стрекозы, бабочки.

Остановка №8 Рефлексия. Это последняя остановка на нашей экологической тропе. Что вы узнали нового? Какие увидели секреты природы? Что больше всего понравилось? И при наличии свободного времени и отсутствия усталости можно провести викторину, поразгадывать загадки и подумать над проблемными вопросами. Подвести итоги нашего путешествия.

Затем отряд возвращается в лагерь. При отсутствии времени остановки №1 и 8 можно убрать, а время игр сократить или увеличить. Материалы для экскурсоводов разработаны совместно с ребятами на занятиях по научно-популярной литературе. Экскурсии по тропе можно проводить в зависимости от цели. Они могут быть познавательные, эстетические, мониторинговые. На определенном участке можно поиграть в деятельность человека: тропа - безобразия. Учитывая, что экологическую тропу посещает относительно постоянный состав ребят, тексты можно периодически обновлять.

«Поработав на тропе, - рассказывает Степан Бурдуков из 7-го отряда, - я научился не просто глядеть вокруг, а видеть природу и поступки в ней людей. Самое главное – это открывать что-то новое и рассказать об этом другим людям».

«Самое интересное в работе экскурсовода, я считаю, - говорит Пискайкин Саша, - рассказывать ребятам о том, что искал, читал, переписывал из книг в течение 10 дней, и видеть их сосредоточенные лица. После моих слов они становятся внимательнее, осматриваются по сторонам, вглядываются в обычные растения, о которых я им говорил и мимо которых мы сто раз проходили и не замечали их»

«Научить других тому, что они не знают, а умеешь ты, рассказать интересное о растениях и животных, о том, что как по-разному относятся к ним люди, что их побуждает к этому – добро или зло, равнодушие или невежество, - очень важно, - рассуждает Матвейчук Люба (4 отряд). Приятно сознавать, что благодаря твоим стараниям ребята получают новые знания или о чем–то задумались, может быть, чтобы изменить свои привычки в обращении с природой».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: