Оргпериод

По отношению к оргпериоду существует педагогическое поверье: «Как пройдет оргпериод, так пройдет и вся смена». Как ко всякой народной мудрости, к этой вожатской примете нужно отнестись с серьезностью и вниманием - понапрасну люди говорить не будут. По крайней мере, если в первые 3-4 дня ребята не привыкнут вовремя выбегать на зарядку, аккуратно заправлять постели и культурно принимать пищу в столовой, не ждите, что они исправятся и начнут все это делать к середине смены. Это проверено многократно и не стоит проверять еще раз на своем отряде.

Оргпериод - это время привыкания детей к новым условиям, к новым требованиям, к новому режиму дня и даже к новому рациону питания.

Оргпериод - это переход из одной жизни в другую. Конечно, для некоторых детей этот переход происходит легко, почти незаметно. Но для отдельных ребят данный процесс настолько мучителен, настолько тревожен, что они не выдерживают и при первом же появлении в лагере знакомых по дому лиц (сопровождающих) устраивают "концерт" со слезами, заявлениями: "Здесь все плохо" и требованием сейчас же уехать домой. Постарайтесь в своей работе ориентироваться именно на таких ребят. Если для них за три дня санаторий станет привычным и приятным, то для тех, кто не испытывает проблем с адаптацией, он тем более превратится в "дом родной".

Из всего сказанного можно сделать вывод: ваша главная задача в оргпериод - помочь детям в привыкании к санаторию. Но такая формулировка главной задачи дает мало для понимания, что же нужно делать. Поэтому займемся расшифровкой.

Чтобы процесс вхождения детей в новую (не домашнюю) жизнь прошел плавно и безболезненно, вам необходимо;

- как можно скорее познакомить детей друг с другом, для чего провести игры и отрядные дела, способствующие интенсивному знакомству;

- приучить детей к выполнению распорядка дня и соблюдению санитарных норм, для чего нужно предъявить детям "единые педагогические требования";

- создать у детей ощущение уюта и комфорта, для чего красиво оформить комнаты и холл;

- сделать детей "управляемыми", для чего поделить их на «звенья», «звездочки», «экипажи», «команды»;

- дать возможность детям проявить себя, самоутвердиться, для чего предложить набор отрядных дел разнообразной направленности: спортивной, интеллектуальной, художественно-прикладной, трудовой, творческой;

- сформировать у детей представление о том, что ждет их в ближайшем будущем, для чего познакомить их с планом смены, а по возможности, и привлечь детей к его составлению.

Советы на оргпериод:

- все услышанное впервые воспринимается на 80%, а далее - только на 30-50%;

- не формировать отдельных групп мальчиков и девочек;

- учить детей ориентироваться во времени;

- доводить до конца начатое дело, в том числе это относится и к предъявляемым требованиям;

- обеспечить узнаваемость отряда.

ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГПЕРИОДА

Чтобы все это осуществить, нужно спланировать первые три дня буквально по минутам. Если не будет плана - будет суматоха и неразбериха, раздражение и разочарование. Причем, спланировать оргпериод желательно в спокойной обстановке вместе с напарником накануне смены. Потом, конечно, придется кое-что изменить по ходу событий. Но, как известно, удается лишь импровизация, которая была заранее подготовлена. Очень важно, чтобы в первые дни у ребят не было времени для безделья, чтобы все было четко и организованно.

В первый день после расселения советуем вам провести экскурсию по территории здравницы. Обследуйте все вместе каждый уголок. Хорошо, если вы расскажете ребятам что-нибудь из истории детской республики. Затем проведете с ними первое отрядное дело. Лучше, если это будет небольшое, на час, творческое КТД.

Если до ужина осталось время, займитесь оформлением палат и отрядного места (холла, беседки). Постарайтесь, чтобы каждый ребенок остался доволен полученным от вас заданием. Эти задания должны быть небольшими, на двух-трех человек (нарисовать рисунок, сделать гирлянду, оформить место для свечки, сделать почтовый ящик, таблички на палаты с именами и т.д.). В первый день ребята еще плохо знакомы, поэтому им еще трудно общаться в больших группах, где вероятность "выпадения" кого-то из ребят из работы группы выше. И, конечно же, работы должно хватить для всех.

После ужина проведите с ребятами "Огонек знакомств". О нем - отдельно. Не забудьте о том, что в первый день ребятам наверняка понадобится чуть больше времени на подготовку ко сну. Да и в обычные дни отводите на это не меньше получаса. Если вы задержите подготовку ко сну, наверняка задержится и отбой, и тогда вам очень трудно будет сделать его организованным.

Каждый день, проведенный ребенком в санатории, должен быть непохожим на другие. Вы должны постоянно придумывать что-то новое, не давать детям скучать. Пусть они с первых же дней поймут, что им просто придется жить интересно. Если вы мужественно выдержите эти три дня, не надорвете голос, не упадете от недосыпания в обморок и успеете хотя бы по 3 минуты побеседовать с каждым ребенком, дальше у вас все пойдет как по маслу.

Предположим, вы работаете на отряде малышей. Каждое дело должно быть коротким по времени, не более тридцати минут. Вместе они должны превратиться в калейдоскоп не похожих друг на друга, ярких и необычных узоров.

25 дел, которые вы можете провести в начале смены:

1. Конкурс врунов "Как меня собирали в лагерь".

2. Первая организованная вылазка в лес.

3. Операция "Вперед, спасатели!" - по «спасению» территории вокруг

корпуса от мусора.

4. Конкурс на самого быстрого «шнуровальщика» ботинок.

5. Изготовление переходящего вымпела и награждение им того, кто первый

выбегает на зарядку.

6. Чтение вслух жутко интересной сказки.

7. Выпуск газеты-аппликации "Это мы!"

8. Показательные выступления лучших чистильщиков зубов.

9. Веселая спортивная эстафета "Мишки Гамми" с бегом и прыжками.

10. Музыкальный час с разучиванием новой песни.

11. Составление графика дежурства по комнатам.

12. Конкурс на придумывание нового окончания к сказке "Курочка Ряба".

13. Загадочный вечер, т.е. вечер по отгадыванию загадок.

14. Составление письма с рисунками для любимой мамы или бабушки.

15. Организация телестудии "Спокойной ночи, малыши".

16. Изготовление переходящего вымпела и награждение им того, кто последний приходит в столовую.

17. Музыкальный час с разучиванием второй новой песни.

18. Оформление первых страниц бортжурнала "День за днем".

19. Конкурс на самый чистый носовой платок с предшествующей или

последующей стиркой.

20. Викторина "В стране Мульти-Пульти".

21. Оборудование отрядного места с выкладыванием из шишек и камешков

эмблемы и названия отряда.

22. Конкурс на самый аккуратный чемодан или тумбочку.

23. Турнир по мини-футболу.

24. Экскурсия в библиотеку и час тихого чтения.

25. Сбор отряда по придумыванию названия, выборам командиров и

утверждению плана дел на смену.

А кроме этого, каждую свободную минуту, когда вы ждете приглашения в столовую, пока не начинается программа мультфильмов по телевизору, во время движения на стадион и в промежутках медосмотра можно организовывать самые разнообразные игры и просто разговаривать.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: