Ø Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
Ø Если ребенок живет во вражде, он учится агрессии.
Ø Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
Ø Если ребенок живет в упреках, он учится жить с чувством вины
Ø Если ребенок живет в терпимости, он учится принимать других.
Ø Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.
Ø Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.
Ø Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.
Ø Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
Ø Если ребенка понимают и дружелюбно к нему относятся, он учится находить любовь в этом мире.
ЗДРАВСТВУЙ, ДРУЖОК!
…Если тебя поставили работать на «малышовый» отряд, считай, что тебе повезло. Потому что это самый доверчивый, искренний и добрый народ. Они, затаив дыхание, будут слушать твою сказку, а потом кто-нибудь «по секрету» расскажет тебе, что видел живого крокодила Гену. Честно, честно!
Они не очень складно и не совсем в той тональности будут петь отрядную песню, но ведь зато так громко и с таким воодушевлением! И потом, они спать ложатся на час раньше всего лагеря, и в 9 часов, когда у других в разгаре «отбойная страда», ты уже свободен.
|
|
В общем, тебе повезло. Только вот…
Они встают почему-то раньше всех. Наверное, сказывается еще детсадовская привычка. Будь готов к этому. Договорись с самыми «ранними пташками», чтобы не шумели и не мешали всем остальным.
А их ссоры и драки, где никогда не доищешься виноватого! А 20 косичек? А 40 постелей, которые никак не поддаются их рукам? Тут без шефов никак не обойтись. А если шефы не очень-то торопятся начать свою работу, просто забыв о вашем существовании (вполне вероятная ситуация), не сиди сложа руки. Сочини для своих маленьких артистов коротенькую и трогательную программу, центральная мысль которой: «Мы вас ждем, вы нам нужны!» - и выступите с ней на ближайшем сборе.
Постарайся, чтобы к тебе приходили каждое утро одни и те же ребята-шефы.
- А как же ЧП (чередование поручений)?
- Так это же совсем другое дело. Если у группы ребят старшего отряда сегодня поручение - «шефы», они должны стать организаторами и помощниками в творческих делах. Договорись с советом шефского отряда, чтобы твои завтрашние помощники встретились с тобой накануне: так и тебе и им будет легче спланировать свою деятельность.
Те же ребята, которые будут с тобой постоянно, пусть чувствуют себя равноправными твоими товарищами, настоящими вожатыми.
Если же тебе достанутся ребята 10-12 лет, считай, что тебе повезло. Они активные, дружные, заводные.
У них самые ясные глаза и самый звонкий смех. Они обожают Гарри Поттера и Бекхема, хорошую песню и веселую игру.
|
|
Повезло-то тебе, повезло, день на день не приходится. Будут победы и слезы, удачи и неудачи. Встанут перед тобой и проблемы поощрений и наказаний… в тонких этих вопросах неопытные вожатые, на удивление, однообразны. И – самое удивительное – на редкость похожи друг на друга в своих ошибках. Значит, можешь их допустить и ты.
Да не постигнет тебя искушение:
1. Выставлять «страдающих бессонницей» «кормить комаров» в полураздетом виде или отправлять их в палату, где проживают лица противоположного пола.
2. Выставлять оных же в коридор и заставлять их держать подушки на вытянутых руках, приседать или отжиматься до изнеможения.
3. Лишать ребенка обеда или отбирать у него любую собственную вещь.
4. Ударить.
Все эти акции антигуманны и заслуживают, по крайней мере, увольнения с работы. Нельзя наказывать трудом. Впрочем, тут особый случай. Если человек сломал стул, самое разумное – заставить его починить. Но ведь это не наказание. Это естественное следствие, вытекающее из данного поступка. Натопал грязными ногами по только что вымытому полу - бери швабру и мой! Это ведь твоя грязь. Разрисовал в припадке глупости наволочку приятелю – стирай! А вот действовать по принципу: «Ах, не спишь? Иди и мой уборную!» - нельзя категорически. И опять-таки бывают нюансы. Не спится человеку, хоть умри. Из дверей палаты появляется вихрастая голова. Страстно шепчет: «Вера Юрьевна! Не хочу я спать! Можно лучше я пол помою?» - «Да, конечно, можно». И палата, наконец, успокоится, и человек «пар выпустит». И пол чистым будет. И наказания тут нет никакого – сам ведь напросился.
Старайся, как можно реже водить своих буянов к начальнику. Не забывай о нижестоящих инстанциях: сборах отряда, совете дружины, беседе с тобой и старшими ребятами.
Выработай для себя шкалу поощрений и наказаний, на одном конце которой должны быть такие вещи, о которых мы порой забываем: «просто замечание», «просто одобрение», устная благодарность или порицание перед отрядом, благодарность и выговор в решении совета отряда, а на другом конце – такие формы поощрений и наказаний, как письмо на работу родителям с добрыми словами за отличное воспитание.
В самом крайнем случае в этом письме можно ставить вопрос о пребывании человека в лагере.
Прежде чем наказывать, подумай: зачем? Ведь наказание – это не средство сорвать свою злость, не способ унизить и отыграться. Говоря языком педагогики, это средство педагогической коррекции, то есть исправления отклонений в правильном формировании личности. Применяя ту или иную меру наказания, ты должен стараться помочь человеку, а не унизить его.
Не торопись «принимать меры». Разбор поступка можно иногда отложить, например, до «вечернего огонька». Ожидание наказания – наказание само по себе, тем более что будут раздумья.
Если не знаешь, кто именно разбил окно или измазал пастой стулья, и понятия не имеешь, известно ли о том отряду, не вздумай наказывать всех: лишать дискотеки, не пускать на костер и т.д. Толку-то? Все расстроились, девчонки ревут, а виновник теперь уж ни за что не признается. Чтобы применять такие меры, надо быть твердо уверенным, что ответ на вопрос: «Кто виноват?» - отряду известен. Постарайся отклониться от стереотипа: «Ах, ты так? А я тебе – этак». Неплохо, если подросток поймет, что данные действия наказуемы, но гораздо лучше, если поймет, почему.
…Человек сиганул с балкона второго этажа прямо на клумбу. И прямо в объятия к вожатому. Человеку 9 лет. Проще всего наорать на него, потащить за шиворот к директору, позвонить маме, выставить на линейке. Но вожатый, грустно вздохнув, ведет прыгуна в свою комнату, усаживает на стул и обещает отпустить на волю, когда он толково объяснит, чем же плох его прыжок. Не как прыжок, а как поступок. В общем, «додумаешься – позови». Первая мысль, которой человек спешит поделиться: плохо, потому что нельзя прыгать с балкона. Увы, не то. Посиди, подумай! И пройдет, может быть, не один час, прежде чем он догадается: а ведь мог разбиться – и тем самым еще «подвести под монастырь» вожатого и отряд, довести до сердечного приступа маму. Да и цветы, между прочим, сломанные уже больше никогда не вырастут.
|
|
Непростой это труд – труд души и мысли – гораздо больше даст маленькому человеку, чем оглушительный крик взрослого или разнос на линейке.
…Если тебе достался первый отряд, считай, что тебе повезло, потому что это совсем уже почти взрослые люди и с ними по-настоящему интересно. Они уже задумываются обо всем, что вкупе принято называть «смыслом жизни», и твоя задача помочь им в этом.
Они очень ранимы и начинают прятать ото всех свои чувства за напускной небрежностью. Будь уверен, в план тебе будут предложены пляж, кино и дискотека. Но ты им не очень верь. Дачные настроения - просто ширма. Больше всего их сейчас интересует мир людей. Любовь, дружба, политика, неформалы. Думай, ищи слова и интонации, чтобы тебе поверили, ищи формы, чтобы тебя захотели слушать.
И еще. Это только кажется, что старшие ребята – профессиональные бездельники. На самом деле им очень нужна работа. Только работа не простая и обязательно социально значимая. Непременно найди ее.
А в целом первый отряд – это здорово. Только вот…
Будут у тебя проблемы с любовью и сигаретами. А может быть, и еще неприятнее. Только вот они, эти старшие, все-таки еще дети. Они стремятся разобраться, кто хороший, кто плохой, но не умеют этого делать. И их очень легко купить, главным образом, на панибратство, на «свой в доску», на сигарету, выкуренную в их компании, на ночные чаепития в вожатской.
Пожалуйста, не покупай их так дешево.