Материалы для дорожных одежд. 7. 33. Для цементобетонных покрытий и основа­ний следует применять бетоны тяжелый и мелко­зернистый по

7.33. Для цементобетонных покрытий и основа­ний следует применять бетоны тяжелый и мелко­зернистый по

ГОСТ 25192-82.

Бетон для покрытий и оснований должен соответ­ствовать требованиям ГОСТ 26633-85 и табл. 31.

Таблица 31

  Катего-рия дороги   Назначение бетона Минимальные проектные классы (марки) бетона по прочности на растяжение при изгибе Минималь- ные проектные классы бетона по прочности на сжатие Минимальные проектные марки бетона по морозостойкости для районов со среднемесячной темпера- турой воздуха наиболее холодного месяца, ° С
от О до от минус 5 ниже минус
минус 5 до минус 1 5  
1,II Однослойное или верхний слой двухслойного покрытия Вbtb 4,0 (Ри50) ВЗО      
Нижний слой двухслойного покрытия Вbtb 3,2 <Ри40) В22,5      
III Однослойное или верхний слой двухслойного покрытия Вbtb 3,6 (Ри45) 827,5      
Нижний слой двухслойного покрытия Вbtb 2,8 (Ри35) В20      
IV Однослойное или верхний слой двухслойного покрытия Вbtb 3,2 (Ри40) В25      
Нижний слой двухслойного покрытия Вbtb 2,4 (РиЗО) В15      
1-V Основание Вbtb 1,2 (Ри15) В5      

П ри м еч ан и я: 1. При соответствующем технико-экономическом обосновании для однослойного или верхнего слоя двухслойного покрытий дорог I и II категорий допускается применять тяжелый бетон как для дорог III категории.

2. Классы бетона по прочности на сжатие следует применять только при проектировании железобетонных и
предварительно напряженных покрытий.

3. Среднемесячную температуру наиболее холодного месяца для районов строительства определяют по СНиП П-1-82. 4. Покрытия для дорог IV категории допускаются при соответствующем технико-экономическом обосновании.

7.34. Асфальтобетонные и дегтебетонные смеси и каменные материалы, обработанные органиче­скими вяжущими, для покрытий должны приме­няться в соответствии с табл. 32.

Таблица 32

Категория дороги Материал слоя покрытия
верхнего нижнего
1,II Горячие и теплые смеси для плотного асфальто­бетона типов А, Б, В и Г, марки I Горячие и теплые асфальтобетона марки смеси для пористого
II Горячие смеси типа Б,марки I для плотного дегтебетона Горячие смеси для марки I пористого дегтебетона
III Горячие и теплые смеси для плотного асфальто­бетона типов А, Б, В, Г и Д марки II Холодные асфальтобетонные смеси типов Бх, Вх и Гх марки I Горячие смеси для плотного дегтебетона типов Б и В марок I и II, а также песчаные смеси марки I Горячие и теплые смеси для пористого асфальто­бетона марки II Горячие и теплые смеси для высокопористого асфальтобетона марки I Горячие смеси для пористого дегтебетона ма­рок I и II
IV Горячие и теплые смеси для плотного асфальто­бетона типов Б, В, Г и Д марки III 1/ Холодные асфальтобетонные смеси типов, Вх, Гx и Дx марки II Горячие смеси для пористых асфальтобетона и дегтебетона марки II Каменные материалы, обработанные органичес­кими вяжущими. Горячие и теплые смеси для высокопористого асфальтобетона марки I
  Горячие смеси для плотного дегтебетона типов Б и В и песчаные смеси марки II. Холодные дегтебетонные мелкозернистые и песчаные смеси марки II  
  IVи первая ста­дия двухстадийного строительства дорог III категории  
           

Примечания: 1. Асфальтобетонные смеси должны отвечать требованиям ГОСТ 9128—84, дегтебетонные — ГОСТ 25877-вЗ.

2. В районах IV и V дорожно-климатических зон не следует предусматривать устройство покрытий из теплых асфальтобетон­ных смесей.

3. Для однослойных покрытий применяются материалы, указанные для верхнего слоя покрытия.

4. В районах I дорожно-климатической зоны не следует предусматривать устройство покрытий из холодных асфальтобетон­ных смесей. В районах I и V дорожно-климатических зон не следует предусматривать устройство покрытий из дегтебетонных смесей.

5. В населенных пунктах при устройстве покрытий с применением каменноугольных дегтей и смол на них обязательно дол­жен быть устроен защитный слой из асфальтобетонной смеси толщиной не менее 4 см или двойной поверхностной обработки с применением битума.

7.35. Асфальтобетонные и дегтебетонные смеси и каменные материалы, обработанные органическими вяжущими, для оснований должны применяться в соответствии с табл. 33.

Таблица 33

Категория дороги Материал
  Горячие и теплые смеси для пористого асфальтобетона марки II, высокопорис­того асфальтобетона марки I. Горячие смеси для пористого дегтебетона марки II
II-III Горячие смеси для высокопористого ас­фальтобетона марки П. Горячие смеси для пористого дегтебетона марки II
IV Каменные материалы, обработанные ор­ганическими вяжущими методами сме­шения в установке, пропитки, смешения на дороге

7.36. Материалы щебеночные, гравийные и песча­ные, обработанные неорганическими вяжущими, для покрытий и оснований должны соответствовать тре­бованиям ГОСТ 23558-79 и табл. 34.

Таблица 34

  Показатели свойств обработанных материалов Для покрытий со слоем износа из черных смесей   Для оснований
Категория автомобильной дороги
IV.V 1.II III IV,V
Предел прочности на сжатие водонасыщенных об разцов, твердевших 28 сут, МПа 6,0 - 7,5 4,0 - 7,5 4,0 - 7,5 2,0 - 6,0
Марка по морозостойкости для районов со среднемесячной температурой наиболее холодного месяца, °С, не менее: от 0 до минус 5 "минус 5 до минус 15 " " 15 " " 30 ниже минус 30         -

7.37. Покрытия и основания из грунтов, укреп­ленных минеральными вяжущими, следует при­менять согласно

табл. 35.

Таблица 35

Показатели свойств укрепленных грунтов Значение показателя по классам свойств прочности укрепленных грунтов
I II III
Предел прочности на сжатие водонасыщенных образцов, МПа 6,0 -4,0 4.0-2.0 0.6 2,0 — 1,0
Предел прочности на растяжение при изгибе водонасы­щенных образцов, МПа, не менее 1.0 0.6 0.2
Коэффициент мо­розостойкости, не менее 0.75 0.7 0.65

Примечание: Показатели физико-механических свойств при укреплении грунтов портландцементом или шлакопортландцементом даны для образцов, твердевших 28 сут.; при укреплении грунтов неорганическими вяжущими (золами уноса сухого отбора), а также при применении сухих цементогрунтовых смесей показатели даны для образцов, твердевших 90 сут.

7.38. Покрытия и основания из грунтов, укреп­ленных битумными эмульсиями, жидкими битума­ми или каменноугольными вяжущими (дегтями, смолами) совместно с цементом или известью, а также битумными эмульсиями или сырой нефтью совместно с карбамидными смолами либо карбамидными смолами совместно с добавками лигносульфоната технического (ЛСТ), следует применять согласно табл. 36.

Таблица 36

Показатели свойств укрепленных грунтов Значение показателя по классам свойств прочности укрепленных грунтов
I II III
Предел прочности на сжатие водонасыщенных образцов при 20 0С, МПа 4,0-2,5 2,5-1,5 1,5 — 1,0
Предел прочности на растяжение при изгибе водонасы­щенных образцов при 20 0С, МПа, не менее 1.0 0.6 0,4
Коэффициент мо­розостойкости, не менее 0,85 0.8 0.7

П р и м e ч а н и е: Показатели физико-механических свойств даны для образцов, твердевших 28 сут.

7.39. Покрытия и основания из грунтов, укреп­ленных битумными эмульсиями, жидкими битумами или каменноугольными вяжущими с добавкой или без добавки активных и поверхностно-актив­ных веществ (ПАВ), следует применять согласно табл. 37.

Таблица 37

Показатели свойств укрепленных грунтов Значение показателя
для верх­него слоя основания или покры­тия для нижнего слоя осно­вания
Предел прочности на сжатие водонасыщенных образцов при 20 0С, Мпа, не менее 1,2 Не опреде­ляется
То же, при 500 С, Мпа, не менее 0,7 Тоже
Предел прочности на сжатие водонасыщенных образцов при 20 0С, Мпа, не менее 0,6 0,4
Набухание, % объёма, не более   Не опреде­ляется
Коэффициент мо­розостойкости, не менее 0,6 То же

Примечание: Показатели физико-механических свойств даны для образцов, твердевших 7 сут.; за исключением коэффициента морозостойкости, который применяют на образцах, твердевших 28 сут.

7.40. В I дорожно-климатической зоне надлежит использовать крупнообломочные и песчаные грун­ты, укрепляемые цементом или цементом с добавками поверхностно-активных или активных веществ либо карбамидоформальдегидными смолами с добавками сырой нефти или ЛСТ.

7.41. При проектировании дорожных одежд с тонкослойными битумоминеральными покрытиями (3—5 см) или слоями износа в виде двойной поверхностной обработки для нижележащих слоев следует предусматривать укрепленные грунты согласно табл. 38.

Таблица 38

Виды укрепленных фунтов для устройства нижнего слоя покрытий Категория дороги Дорожно-климатическая зона
Грунты, укрепленные битумными эмульсиями или жидкими битумами, или каменноугольными вяжущими совместно с цементом или известью, а также битумными эмульсиями или сырой нефтью совместно с карбамидными смолами либо карбамидными смолами совместно с добавками ЛСТ (см. табл. 36) III, IV II-V
Грунты, укрепленные минеральными вяжущими с добавками или без добавок ПАВ или активных веществ, I и II классов по прочности (см. табл. 35) III-V II-V
Грунты, укрепленные органическими вяжущими с добавкой или без добавки ПАВ или активных веществ (см. табл. 37) IV, V IV, V

7.42. При проектировании дорожных одежд капитального типа в качестве оснований следует применять укрепленные грунты согласно табл. 39.

7.43. При проектировании дорожных одежд с дополнительными теплоизолирующими (морозозащитными) слоями на дорогах I-III категорий в I-III дорожно-климатических зонах следует применять для этих слоев укрепленные грунты II и III классов по прочности (см. табл. 39).

Толщину морозозащитного слоя, полученную расчетом применительно к зернистым материалам, следует снижать на 25 — 40%, учитывая уменьшение степени морозного пучения верхнего слоя земляного полотна при устройстве морозозащитного слоя из укрепленных грунтов.

Таблица 39

Виды укрепленных грунтов для устройства оснований Категория дороги Дорожно-климатичаская зона
Грунты, укрепленные минеральными вяжущими. I и II классов по прочности (см. табл. 35) для оснований цементобетонных монолитных или сборных покрытий I-Ш I-V
Грунты, укрепленные битумной эмульсией со- вместно с цементом или карбамидоформальдегидной смолой совместно с сырой нефтью или сульфитно-дрожжевой бражкой, I и II классов по прочности (см. табл. 36) для верхних слоев оснований асфальтобетонных покрытий толщиной 8 см и более 1-Ш I-V
Грунты, укрепленные минеральными вяжущими с добавками или без добавок ПАВ или активных веществ, I и II классов по прочности для нижних слоев оснований асфальтобетонных покрытий 1-III I-IV

7.44. При испытании укрепленных грунтов на морозостойкость методом водонасыщения число циклов замораживания-оттаивания и температуру замораживания назначают в зависимости от дорожно-климатической зоны и местоположения слоя укрепленного грунта в дорожной одежде в соответ­ствии с табл. 40.

Таблица 40

Конструктивный слой дорожной одежды Число циклов замораживания-оттаивания (над чертой), температура замораживания (под чертой) при степени водонасыщения образцов из укрепленных грунтов для дорожно-климатических зон
I II III IV V
Верхний слой основания под двухслойное асфальтобетонное покрытие; основание под моно­литное цементобетонное покры­тие          
-22°С Полное -22°С Полное -22°С Полное -10°С Капиллярное 100 С Капиллярное
Нижний слой основания под двухслойное асфальтобетонное покрытие; основание под сбор­ное железобетонное покрытие          
Верхний слой основания под однослойное покрытие из мине­ральных материалов, укреплен­ных органическими вяжущими -22°С Полное 30 -10°С Полное 15 -10°С Капиллярное 15 -5°С Капиллярное 15 -5°С Капиллярное 10
Нижний слой основания под однослойное покрытие из мине­ральных материалов, укреплен­ных органическими вяжущими -22°С Полное -22°С Полное 10 -22°С Полное 10 -10°С Полное 5 -5°С Капиллярное
Однослойное покрытие из укреп­ленного грунта с двойной по­верхностной обработкой   -10°С Полное 15 -10°С Полное 10 -10°С Капиллярное 10  
Дополнительный слой основания (морозозащитный или теплоизо­ляционный) под двухслойное ас­фальтобетонное или монолит­ное цементобетонное покрытие   -22°С Полное 10 -22°С Полное 10 -5°С Капиллярное -5°С Капиллярное
-22°С Полное -10°С Полное -5°С Полное    

Примечания: 1. Коэффициент морозостойкости для укрепленных фунтов, применяемых в верхних и нижних слоях оснований, должен составлять не менее 0,75, а для дополнительных слоев — не менее 0,65.

2. В V дорожно-климатической зоне испытания проводят для районов строительства дорог, располагаемых севернее линии Баку — Нукус — Кзыл-Орда — Фрунзе.

7.45. При проектировании щебеночных оснований, укрепляемых пескоцементной смесью, следует приме­нять щебень фракций 40 - 70 (70 -120) и 5 - 40 мм.

Прочность и морозостойкость щебня должны соответствовать требованиям ГОСТ 8267-82, ГОСТ 3344-83, ГОСТ 23254-78 и табл. 41.

Таблица 41

Показатели свойств щебня Категория автомобильной дороги
1,11 III IV, V
Марка по прочности на раздавливание в цилиндре в водонасыщенном состоянии, не ниже: изверженных, метаморфических пород, шлаков фосфорных, черной и цветной металлургии      
осадочных пород      
Марка по истираемости не ниже И-III И-III И- IV
Марка по морозостойкости для районов со среднемесячной температурой воздуха наиболее холодного месяца, °С:      
от 0 до минус 5  
" минус 5 до минус 1 5    
" " 15 " " 30      
ниже минус 30      

Свойства пескоцемента и расход пескоцементной смеси должны соответствовать требованиям ГОСТ 23558-79 и табл. 42.

Таблица 42

Показатели Категория дороги
I III IV, V
Марка по прочности пескоцемента на сжатие 60-100 60-75 40-60
Глубина укрепления, см 10-15 5-10 5-10
Расход пескоцемент­ной смеси, м3 /1 00 м2 4-9 3-6 3-6

7.46. При проектировании щебеночных покрытий и оснований, устраиваемых методом заклинки, следует применять щебень по ГОСТ 8267—82, ГОСТ 3344-83, ГОСТ 23254-78 фракций 40-70 и 70—120 мм в качестве основного материала, а фракций 20—40, 10—20 и 5—10 мм — в качестве расклинивающего. При устройстве оснований для расклинки допускается применение смесей №7, 8 и 9 по ГОСТ 25607-83.

Марки по прочности и морозостойкости каменных материалов должны соответствовать требованиям табл. 43. Прочность расклинивающего материала может быть на марку ниже основного.

Таблица 43

Показатели свойств каменных материалов Для покрытий Для оснований
Категория автомобильной дороги
IV V 1-Ш IV, V
Марка по прочности на раздавливание в цилиндре в водонасыщенном состоянии, не ниже:        
щебня из изверженных и метаморфических пород        
из осадочных пород        
из шлаков фосфорных, черной и цветной металлургии        
щебня из гравия Др12 Др16 Др16 Др24
Марка по истираемости И II И III И III И IV
Марка по морозостойкости для районов со средне- месячной температурой воздуха наиболее холодного месяца, °С:  
от 0 до минус 5       -
" минус 5 до минус 1 5        
" " 15 " " 30        
ниже минус 30        

Конструкция слоев оснований из щебня карбонатных пород марок 400 и ниже допускается без использования расклинивающего материала.

7.47. При проектировании щебеночных и гра-вийных покрытий и оснований из плотных смесей применяемые материалы должны отвечать требованиям ГОСТ 25607-83 (смеси № 3 и 5 для покрытий и № 1, 2,4, 6 и 7 для оснований).

Марки по прочности и морозостойкости щебня и гравия, входящих в состав смесей, должны соответствовать требованиям табл. 44.

Таблица 44

Показатели свойств каменных материалом Для покрытий Для оснований  
 
Категория автомобильной дороги  
IV V I,II III IV, V  
Марка по прочности на раздавливание щебня в цилиндре в водонасыщенном состоянии, не ниже:    
изверженных и метаморфических пород            
осадочных пород            
гравия и щебня из гравия Др12 Др16 Др12 Др16 Др24  
шлаков фосфорных, черной и цветной металлургии            
Марка по истираемости не ниже II, III II,III II,III II,III III V  
Марка по морозостойкости для районов со среднемесячной температурой воздуха наиболее холодного месяца, °С:    
от 0 до минус 5            
"минус 5 до минус 15         -  
" " 15 " " 30            
• ниже минус 30            
Количество в щебне из гравия дробленых зерен, % по массе, не менее            
                     

В гравийный материал марки Др12 и выше, содержащий более 50% зерен с гладкой поверхностью, рекомендуется добавлять щебень (щебень из гравия) в количестве не менее 25 % по массе для лучшей его уплотняемости и повышения несущей способности покрытия.

7.48. В щебне из изверженных и метаморфических пород марок 800 и выше и осадочных пород марок 600 и выше для щебеночных покрытий дорог IV, V категорий содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой форм не должно превышать 15% по массе, а для оснований дорог 1-III категорий -35%.

Щебень (гравий) для щебеночных и гравийных покрытий по водостойкости должен быть 1-й марки, а для оснований — не ниже 2-й марки.

Щебень (гравий) для щебеночных и гравийных покрытий по пластичности должен быть марки Пл1, а для оснований на дорогах 1-111 категорий -не ниже марки Пл2 и на дорогах IV, V категорий -не ниже марки ПлЗ.

7.49. Песчано-гравийные (песчано-щебеночные) смеси для дополнительных слоев должны отвечать требованиям ГОСТ 25607-83 и табл. 45.

Номер Полный остаток, % по массе, на ситах с размером отверстий, мм
            2,5 0,63 0,16 0,05
    10-20 20-40 25-65 40-75 60-85 70-90 90-95 97-100
    0-5 0-10 10-40 30-70 45-80 60-85 75-92 97-100

Коэффициент фильтрации смесей для дополни­тельных слоев основания должен быть не менее 1 м/су т

Щебень (гравий), содержащийся в смесях для дополнительных слоев оснований на дорогах I—III категорий, должен иметь марку по прочности не ниже 200 (Др24 для гравия или щебня из гравия).

Для дренирующих и морозозащитных слоев дорожных одежд можно допускать без дополни­тельных испытаний пески по ГОСТ 8736—77, содер­жащие зерна размером менее 0,14 мм не более 25 % по массе, пылевидноглинистых частиц не более 5 %, в том числе глинистых частиц для природного песка не более 0,5 % и для дробленого — не более 1 % по массе. Коэффициент фильтрации при мак­симальной плотности должен быть не менее 1 м/сут.

Для морозозащитных слоев допускается приме­нять слабопучинистые песчаные грунты, которые удовлетворяют требованиям по величине коэффи­циента пучения и сдвиговым характеристикам, устанавливаемым расчетом на прочность и морозо­устойчивость дорожной одежды, и имеют коэф­фициент фильтрации не менее 0,2 м/сут.

7.50. Покрытия должны иметь устойчивые во вре­мени ровность и шероховатость поверхности, необ­ходимые для обеспечения расчетных скоростей и безопасности движения.

Допускаемые отклонения по ровности проезжей части и поверхности оснований, а также уплотнение конструктивных слоев дорожной одежды должны соответствовать требованиям СНиП 3.06.03-85.

7.51. Шероховатые покрытия с применением ка­менных материалов, устойчивых против шлифуемости под воздействием движения, следует предус­матривать для достижения стабильных во времени

высоких значений коэффициентов сцепления шин автомобилей с поверхностью проезжей части.

Требуемые значения коэффициентов сцепления для дорог I—III категорий в зависимости от особен­ностей их участков и условий движения при увлажненной поверхности покрытий приведены в табл. 46.

Указанные в табл. 46 значения коэффициентов сцепления следует обеспечивать:

устройством шероховатой поверхности способом поверхностной обработки или втапливанием щебня марки по прочности не ниже 1000;

устройством покрытий из асфальтобетонных сме­сей типов А и Г, а также Б при использовании щебня марки по прочности не ниже 1000 и дробленого пес­ка или отсевов дробления изверженных горных по­род;

специальной отделкой поверхности цементобетонных покрытий.

7.52. Для дорог III и IV категорий на участках г легкими условиями движения (-по табл. 46) допус­кается устройство покрытий из асфальтобетонных смесей типов В и Д. Такие покрытия рекомендуется также предус­матривать на велосидедных и пешеходных дорож­ках, на площадках павильонов у остановок автобусов, на территории автозаправочных станций, площадках отдыха и т. п.

Таблица 46

Условия движения Характеристика участков дорог Коэффициент сцепления
лёгкие Участки на кривых в плане радиусами от 250 до 1000 м, на спусках и подъемах с уклонами от 30 до 60 %о, участки в зонах сужений проезжей части (при реконструкции), а также участки дорог, отнесенные к легким условиям движения, при уровнях загрузки в пределах 0,3—0,5 0,5
Затрудненные Участки на кривых в плане радиусами от 250 до 1000 м, на спусках и подъемах с уклонами от 30 до 60 %о, участки в зонах сужений проезжей части (при реконструкции), а также участки дорог, отнесенные к легким условиям движения, при уровнях загрузки в пределах 0,3—0,5 0,5
Опасные Участки с видимостью менее расчетной; подъемы и спуски с уклонами, превышающими расчетные; зоны пересечений в одном уровне, а также участки, отнесенные к легким и затрудненным условиям, при уровнях загрузки свы­ше 0,5 0,6

Примечание Коэффициенты сцепления установлены динамометрическим прицепным прибором ПКРС-2 без учета снижения их в процессе эксплуатации дороги При использовании других приборов (в частности портативных) их показа­ния должны быть приведены к показаниям прибора ПКРС-2.

Крупношероховатые поверхности с высотой выступов 10-12 мм, получаемые путем поверхност­ной обработки с применением щебня размером 25-35 мм, рекомендуется предусматривать для устройства поперечных („шумовых") полос на под­ходах (на расстоянии 250—300 м) к опасным участ­кам дорог. Ширину поперечных полос следует принимать 5—7 м, расстояние между полосами —от30м в начале до 10—15 м в конце.

В промежутках меж­ду полосами покрытие должно иметь шероховатую поверхность с параметрами, соответствующими опас­ным условиям движения (по табл. 46).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: