7.33. Для цементобетонных покрытий и оснований следует применять бетоны тяжелый и мелкозернистый по
ГОСТ 25192-82.
Бетон для покрытий и оснований должен соответствовать требованиям ГОСТ 26633-85 и табл. 31.
Таблица 31
Катего-рия дороги | Назначение бетона | Минимальные проектные классы (марки) бетона по прочности на растяжение при изгибе | Минималь- ные проектные классы бетона по прочности на сжатие | Минимальные проектные марки бетона по морозостойкости для районов со среднемесячной темпера- турой воздуха наиболее холодного месяца, ° С | ||
от О до | от минус 5 | ниже минус | ||||
минус 5 | до минус 1 5 | |||||
1,II | Однослойное или верхний слой двухслойного покрытия | Вbtb 4,0 (Ри50) | ВЗО | |||
Нижний слой двухслойного покрытия | Вbtb 3,2 <Ри40) | В22,5 | ||||
III | Однослойное или верхний слой двухслойного покрытия | Вbtb 3,6 (Ри45) | 827,5 | |||
Нижний слой двухслойного покрытия | Вbtb 2,8 (Ри35) | В20 | ||||
IV | Однослойное или верхний слой двухслойного покрытия | Вbtb 3,2 (Ри40) | В25 | |||
Нижний слой двухслойного покрытия | Вbtb 2,4 (РиЗО) | В15 | ||||
1-V | Основание | Вbtb 1,2 (Ри15) | В5 |
П ри м еч ан и я: 1. При соответствующем технико-экономическом обосновании для однослойного или верхнего слоя двухслойного покрытий дорог I и II категорий допускается применять тяжелый бетон как для дорог III категории.
|
|
2. Классы бетона по прочности на сжатие следует применять только при проектировании железобетонных и
предварительно напряженных покрытий.
3. Среднемесячную температуру наиболее холодного месяца для районов строительства определяют по СНиП П-1-82. 4. Покрытия для дорог IV категории допускаются при соответствующем технико-экономическом обосновании.
7.34. Асфальтобетонные и дегтебетонные смеси и каменные материалы, обработанные органическими вяжущими, для покрытий должны применяться в соответствии с табл. 32.
Таблица 32
Категория дороги | Материал слоя покрытия | ||||
верхнего | нижнего | ||||
1,II | Горячие и теплые смеси для плотного асфальтобетона типов А, Б, В и Г, марки I | Горячие и теплые асфальтобетона марки | смеси для | пористого | |
II | Горячие смеси типа Б,марки I | для плотного дегтебетона | Горячие смеси для марки I | пористого | дегтебетона |
III | Горячие и теплые смеси для плотного асфальтобетона типов А, Б, В, Г и Д марки II Холодные асфальтобетонные смеси типов Бх, Вх и Гх марки I Горячие смеси для плотного дегтебетона типов Б и В марок I и II, а также песчаные смеси марки I | Горячие и теплые смеси для пористого асфальтобетона марки II Горячие и теплые смеси для высокопористого асфальтобетона марки I Горячие смеси для пористого дегтебетона марок I и II | |||
IV | Горячие и теплые смеси для плотного асфальтобетона типов Б, В, Г и Д марки III 1/ Холодные асфальтобетонные смеси типов, Вх, Гx и Дx марки II | Горячие смеси для пористых асфальтобетона и дегтебетона марки II Каменные материалы, обработанные органическими вяжущими. Горячие и теплые смеси для высокопористого асфальтобетона марки I | |||
Горячие смеси для плотного дегтебетона типов Б и В и песчаные смеси марки II. Холодные дегтебетонные мелкозернистые и песчаные смеси марки II | |||||
IVи первая стадия двухстадийного строительства дорог III категории | |||||
Примечания: 1. Асфальтобетонные смеси должны отвечать требованиям ГОСТ 9128—84, дегтебетонные — ГОСТ 25877-вЗ.
|
|
2. В районах IV и V дорожно-климатических зон не следует предусматривать устройство покрытий из теплых асфальтобетонных смесей.
3. Для однослойных покрытий применяются материалы, указанные для верхнего слоя покрытия.
4. В районах I дорожно-климатической зоны не следует предусматривать устройство покрытий из холодных асфальтобетонных смесей. В районах I и V дорожно-климатических зон не следует предусматривать устройство покрытий из дегтебетонных смесей.
5. В населенных пунктах при устройстве покрытий с применением каменноугольных дегтей и смол на них обязательно должен быть устроен защитный слой из асфальтобетонной смеси толщиной не менее 4 см или двойной поверхностной обработки с применением битума.
7.35. Асфальтобетонные и дегтебетонные смеси и каменные материалы, обработанные органическими вяжущими, для оснований должны применяться в соответствии с табл. 33.
Таблица 33
Категория дороги | Материал |
Горячие и теплые смеси для пористого асфальтобетона марки II, высокопористого асфальтобетона марки I. Горячие смеси для пористого дегтебетона марки II | |
II-III | Горячие смеси для высокопористого асфальтобетона марки П. Горячие смеси для пористого дегтебетона марки II |
IV | Каменные материалы, обработанные органическими вяжущими методами смешения в установке, пропитки, смешения на дороге |
7.36. Материалы щебеночные, гравийные и песчаные, обработанные неорганическими вяжущими, для покрытий и оснований должны соответствовать требованиям ГОСТ 23558-79 и табл. 34.
Таблица 34
Показатели свойств обработанных материалов | Для покрытий со слоем износа из черных смесей | Для оснований | ||
Категория автомобильной дороги | ||||
IV.V | 1.II | III | IV,V | |
Предел прочности на сжатие водонасыщенных об разцов, твердевших 28 сут, МПа | 6,0 - 7,5 | 4,0 - 7,5 | 4,0 - 7,5 | 2,0 - 6,0 |
Марка по морозостойкости для районов со среднемесячной температурой наиболее холодного месяца, °С, не менее: от 0 до минус 5 "минус 5 до минус 15 " " 15 " " 30 ниже минус 30 | - |
7.37. Покрытия и основания из грунтов, укрепленных минеральными вяжущими, следует применять согласно
табл. 35.
Таблица 35
Показатели свойств укрепленных грунтов | Значение показателя по классам свойств прочности укрепленных грунтов | ||
I | II | III | |
Предел прочности на сжатие водонасыщенных образцов, МПа | 6,0 -4,0 | 4.0-2.0 0.6 | 2,0 — 1,0 |
Предел прочности на растяжение при изгибе водонасыщенных образцов, МПа, не менее | 1.0 | 0.6 | 0.2 |
Коэффициент морозостойкости, не менее | 0.75 | 0.7 | 0.65 |
Примечание: Показатели физико-механических свойств при укреплении грунтов портландцементом или шлакопортландцементом даны для образцов, твердевших 28 сут.; при укреплении грунтов неорганическими вяжущими (золами уноса сухого отбора), а также при применении сухих цементогрунтовых смесей показатели даны для образцов, твердевших 90 сут.
7.38. Покрытия и основания из грунтов, укрепленных битумными эмульсиями, жидкими битумами или каменноугольными вяжущими (дегтями, смолами) совместно с цементом или известью, а также битумными эмульсиями или сырой нефтью совместно с карбамидными смолами либо карбамидными смолами совместно с добавками лигносульфоната технического (ЛСТ), следует применять согласно табл. 36.
|
|
Таблица 36
Показатели свойств укрепленных грунтов | Значение показателя по классам свойств прочности укрепленных грунтов | ||
I | II | III | |
Предел прочности на сжатие водонасыщенных образцов при 20 0С, МПа | 4,0-2,5 | 2,5-1,5 | 1,5 — 1,0 |
Предел прочности на растяжение при изгибе водонасыщенных образцов при 20 0С, МПа, не менее | 1.0 | 0.6 | 0,4 |
Коэффициент морозостойкости, не менее | 0,85 | 0.8 | 0.7 |
П р и м e ч а н и е: Показатели физико-механических свойств даны для образцов, твердевших 28 сут.
7.39. Покрытия и основания из грунтов, укрепленных битумными эмульсиями, жидкими битумами или каменноугольными вяжущими с добавкой или без добавки активных и поверхностно-активных веществ (ПАВ), следует применять согласно табл. 37.
Таблица 37
Показатели свойств укрепленных грунтов | Значение показателя | |
для верхнего слоя основания или покрытия | для нижнего слоя основания | |
Предел прочности на сжатие водонасыщенных образцов при 20 0С, Мпа, не менее | 1,2 | Не определяется |
То же, при 500 С, Мпа, не менее | 0,7 | Тоже |
Предел прочности на сжатие водонасыщенных образцов при 20 0С, Мпа, не менее | 0,6 | 0,4 |
Набухание, % объёма, не более | Не определяется | |
Коэффициент морозостойкости, не менее | 0,6 | То же |
Примечание: Показатели физико-механических свойств даны для образцов, твердевших 7 сут.; за исключением коэффициента морозостойкости, который применяют на образцах, твердевших 28 сут.
7.40. В I дорожно-климатической зоне надлежит использовать крупнообломочные и песчаные грунты, укрепляемые цементом или цементом с добавками поверхностно-активных или активных веществ либо карбамидоформальдегидными смолами с добавками сырой нефти или ЛСТ.
|
|
7.41. При проектировании дорожных одежд с тонкослойными битумоминеральными покрытиями (3—5 см) или слоями износа в виде двойной поверхностной обработки для нижележащих слоев следует предусматривать укрепленные грунты согласно табл. 38.
Таблица 38
Виды укрепленных фунтов для устройства нижнего слоя покрытий | Категория дороги | Дорожно-климатическая зона |
Грунты, укрепленные битумными эмульсиями или жидкими битумами, или каменноугольными вяжущими совместно с цементом или известью, а также битумными эмульсиями или сырой нефтью совместно с карбамидными смолами либо карбамидными смолами совместно с добавками ЛСТ (см. табл. 36) | III, IV | II-V |
Грунты, укрепленные минеральными вяжущими с добавками или без добавок ПАВ или активных веществ, I и II классов по прочности (см. табл. 35) | III-V | II-V |
Грунты, укрепленные органическими вяжущими с добавкой или без добавки ПАВ или активных веществ (см. табл. 37) | IV, V | IV, V |
7.42. При проектировании дорожных одежд капитального типа в качестве оснований следует применять укрепленные грунты согласно табл. 39.
7.43. При проектировании дорожных одежд с дополнительными теплоизолирующими (морозозащитными) слоями на дорогах I-III категорий в I-III дорожно-климатических зонах следует применять для этих слоев укрепленные грунты II и III классов по прочности (см. табл. 39).
Толщину морозозащитного слоя, полученную расчетом применительно к зернистым материалам, следует снижать на 25 — 40%, учитывая уменьшение степени морозного пучения верхнего слоя земляного полотна при устройстве морозозащитного слоя из укрепленных грунтов.
Таблица 39
Виды укрепленных грунтов для устройства оснований | Категория дороги | Дорожно-климатичаская зона |
Грунты, укрепленные минеральными вяжущими. I и II классов по прочности (см. табл. 35) для оснований цементобетонных монолитных или сборных покрытий | I-Ш | I-V |
Грунты, укрепленные битумной эмульсией со- вместно с цементом или карбамидоформальдегидной смолой совместно с сырой нефтью или сульфитно-дрожжевой бражкой, I и II классов по прочности (см. табл. 36) для верхних слоев оснований асфальтобетонных покрытий толщиной 8 см и более | 1-Ш | I-V |
Грунты, укрепленные минеральными вяжущими с добавками или без добавок ПАВ или активных веществ, I и II классов по прочности для нижних слоев оснований асфальтобетонных покрытий | 1-III | I-IV |
7.44. При испытании укрепленных грунтов на морозостойкость методом водонасыщения число циклов замораживания-оттаивания и температуру замораживания назначают в зависимости от дорожно-климатической зоны и местоположения слоя укрепленного грунта в дорожной одежде в соответствии с табл. 40.
Таблица 40
Конструктивный слой дорожной одежды | Число циклов замораживания-оттаивания (над чертой), температура замораживания (под чертой) при степени водонасыщения образцов из укрепленных грунтов для дорожно-климатических зон | ||||
I | II | III | IV | V | |
Верхний слой основания под двухслойное асфальтобетонное покрытие; основание под монолитное цементобетонное покрытие | |||||
-22°С Полное | -22°С Полное | -22°С Полное | -10°С Капиллярное | 100 С Капиллярное | |
Нижний слой основания под двухслойное асфальтобетонное покрытие; основание под сборное железобетонное покрытие | |||||
Верхний слой основания под однослойное покрытие из минеральных материалов, укрепленных органическими вяжущими | -22°С Полное 30 | -10°С Полное 15 | -10°С Капиллярное 15 | -5°С Капиллярное 15 | -5°С Капиллярное 10 |
Нижний слой основания под однослойное покрытие из минеральных материалов, укрепленных органическими вяжущими | -22°С Полное | -22°С Полное 10 | -22°С Полное 10 | -10°С Полное 5 | -5°С Капиллярное |
Однослойное покрытие из укрепленного грунта с двойной поверхностной обработкой | -10°С Полное 15 | -10°С Полное 10 | -10°С Капиллярное 10 | ||
Дополнительный слой основания (морозозащитный или теплоизоляционный) под двухслойное асфальтобетонное или монолитное цементобетонное покрытие | -22°С Полное 10 | -22°С Полное 10 | -5°С Капиллярное | -5°С Капиллярное | |
-22°С Полное | -10°С Полное | -5°С Полное |
Примечания: 1. Коэффициент морозостойкости для укрепленных фунтов, применяемых в верхних и нижних слоях оснований, должен составлять не менее 0,75, а для дополнительных слоев — не менее 0,65.
2. В V дорожно-климатической зоне испытания проводят для районов строительства дорог, располагаемых севернее линии Баку — Нукус — Кзыл-Орда — Фрунзе.
7.45. При проектировании щебеночных оснований, укрепляемых пескоцементной смесью, следует применять щебень фракций 40 - 70 (70 -120) и 5 - 40 мм.
Прочность и морозостойкость щебня должны соответствовать требованиям ГОСТ 8267-82, ГОСТ 3344-83, ГОСТ 23254-78 и табл. 41.
Таблица 41
Показатели свойств щебня | Категория автомобильной дороги | ||
1,11 | III | IV, V | |
Марка по прочности на раздавливание в цилиндре в водонасыщенном состоянии, не ниже: изверженных, метаморфических пород, шлаков фосфорных, черной и цветной металлургии | |||
осадочных пород | |||
Марка по истираемости не ниже | И-III | И-III | И- IV |
Марка по морозостойкости для районов со среднемесячной температурой воздуха наиболее холодного месяца, °С: | |||
от 0 до минус 5 | — | — | |
" минус 5 до минус 1 5 | — | ||
" " 15 " " 30 | |||
ниже минус 30 |
Свойства пескоцемента и расход пескоцементной смеси должны соответствовать требованиям ГОСТ 23558-79 и табл. 42.
Таблица 42
Показатели | Категория дороги | ||
I | III | IV, V | |
Марка по прочности пескоцемента на сжатие | 60-100 | 60-75 | 40-60 |
Глубина укрепления, см | 10-15 | 5-10 | 5-10 |
Расход пескоцементной смеси, м3 /1 00 м2 | 4-9 | 3-6 | 3-6 |
7.46. При проектировании щебеночных покрытий и оснований, устраиваемых методом заклинки, следует применять щебень по ГОСТ 8267—82, ГОСТ 3344-83, ГОСТ 23254-78 фракций 40-70 и 70—120 мм в качестве основного материала, а фракций 20—40, 10—20 и 5—10 мм — в качестве расклинивающего. При устройстве оснований для расклинки допускается применение смесей №7, 8 и 9 по ГОСТ 25607-83.
Марки по прочности и морозостойкости каменных материалов должны соответствовать требованиям табл. 43. Прочность расклинивающего материала может быть на марку ниже основного.
Таблица 43
Показатели свойств каменных материалов | Для покрытий | Для оснований | ||
Категория автомобильной дороги | ||||
IV | V | 1-Ш | IV, V | |
Марка по прочности на раздавливание в цилиндре в водонасыщенном состоянии, не ниже: | ||||
щебня из изверженных и метаморфических пород | ||||
из осадочных пород | ||||
из шлаков фосфорных, черной и цветной металлургии | ||||
щебня из гравия | Др12 | Др16 | Др16 | Др24 |
Марка по истираемости | И II | И III | И III | И IV |
Марка по морозостойкости для районов со средне- месячной температурой воздуха наиболее холодного месяца, °С: | ||||
от 0 до минус 5 | - | |||
" минус 5 до минус 1 5 | ||||
" " 15 " " 30 | ||||
ниже минус 30 |
Конструкция слоев оснований из щебня карбонатных пород марок 400 и ниже допускается без использования расклинивающего материала.
7.47. При проектировании щебеночных и гра-вийных покрытий и оснований из плотных смесей применяемые материалы должны отвечать требованиям ГОСТ 25607-83 (смеси № 3 и 5 для покрытий и № 1, 2,4, 6 и 7 для оснований).
Марки по прочности и морозостойкости щебня и гравия, входящих в состав смесей, должны соответствовать требованиям табл. 44.
Таблица 44
Показатели свойств каменных материалом | Для покрытий | Для оснований | ||||||||
Категория автомобильной дороги | ||||||||||
IV | V | I,II | III | IV, V | ||||||
Марка по прочности на раздавливание щебня в цилиндре в водонасыщенном состоянии, не ниже: | ||||||||||
изверженных и метаморфических пород | ||||||||||
осадочных пород | ||||||||||
гравия и щебня из гравия | Др12 | Др16 | Др12 | Др16 | Др24 | |||||
шлаков фосфорных, черной и цветной металлургии | ||||||||||
Марка по истираемости не ниже | II, III | II,III | II,III | II,III | III V | |||||
Марка по морозостойкости для районов со среднемесячной температурой воздуха наиболее холодного месяца, °С: | ||||||||||
от 0 до минус 5 | ||||||||||
"минус 5 до минус 15 | - | |||||||||
" " 15 " " 30 | ||||||||||
• ниже минус 30 | ||||||||||
Количество в щебне из гравия дробленых зерен, % по массе, не менее | ||||||||||
В гравийный материал марки Др12 и выше, содержащий более 50% зерен с гладкой поверхностью, рекомендуется добавлять щебень (щебень из гравия) в количестве не менее 25 % по массе для лучшей его уплотняемости и повышения несущей способности покрытия.
7.48. В щебне из изверженных и метаморфических пород марок 800 и выше и осадочных пород марок 600 и выше для щебеночных покрытий дорог IV, V категорий содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой форм не должно превышать 15% по массе, а для оснований дорог 1-III категорий -35%.
Щебень (гравий) для щебеночных и гравийных покрытий по водостойкости должен быть 1-й марки, а для оснований — не ниже 2-й марки.
Щебень (гравий) для щебеночных и гравийных покрытий по пластичности должен быть марки Пл1, а для оснований на дорогах 1-111 категорий -не ниже марки Пл2 и на дорогах IV, V категорий -не ниже марки ПлЗ.
7.49. Песчано-гравийные (песчано-щебеночные) смеси для дополнительных слоев должны отвечать требованиям ГОСТ 25607-83 и табл. 45.
Номер | Полный остаток, % по массе, на ситах с размером отверстий, мм | ||||||||
2,5 | 0,63 | 0,16 | 0,05 | ||||||
10-20 | 20-40 | 25-65 | 40-75 | 60-85 | 70-90 | 90-95 | 97-100 | ||
0-5 | 0-10 | 10-40 | 30-70 | 45-80 | 60-85 | 75-92 | 97-100 |
Коэффициент фильтрации смесей для дополнительных слоев основания должен быть не менее 1 м/су т
Щебень (гравий), содержащийся в смесях для дополнительных слоев оснований на дорогах I—III категорий, должен иметь марку по прочности не ниже 200 (Др24 для гравия или щебня из гравия).
Для дренирующих и морозозащитных слоев дорожных одежд можно допускать без дополнительных испытаний пески по ГОСТ 8736—77, содержащие зерна размером менее 0,14 мм не более 25 % по массе, пылевидноглинистых частиц не более 5 %, в том числе глинистых частиц для природного песка не более 0,5 % и для дробленого — не более 1 % по массе. Коэффициент фильтрации при максимальной плотности должен быть не менее 1 м/сут.
Для морозозащитных слоев допускается применять слабопучинистые песчаные грунты, которые удовлетворяют требованиям по величине коэффициента пучения и сдвиговым характеристикам, устанавливаемым расчетом на прочность и морозоустойчивость дорожной одежды, и имеют коэффициент фильтрации не менее 0,2 м/сут.
7.50. Покрытия должны иметь устойчивые во времени ровность и шероховатость поверхности, необходимые для обеспечения расчетных скоростей и безопасности движения.
Допускаемые отклонения по ровности проезжей части и поверхности оснований, а также уплотнение конструктивных слоев дорожной одежды должны соответствовать требованиям СНиП 3.06.03-85.
7.51. Шероховатые покрытия с применением каменных материалов, устойчивых против шлифуемости под воздействием движения, следует предусматривать для достижения стабильных во времени
высоких значений коэффициентов сцепления шин автомобилей с поверхностью проезжей части.
Требуемые значения коэффициентов сцепления для дорог I—III категорий в зависимости от особенностей их участков и условий движения при увлажненной поверхности покрытий приведены в табл. 46.
Указанные в табл. 46 значения коэффициентов сцепления следует обеспечивать:
устройством шероховатой поверхности способом поверхностной обработки или втапливанием щебня марки по прочности не ниже 1000;
устройством покрытий из асфальтобетонных смесей типов А и Г, а также Б при использовании щебня марки по прочности не ниже 1000 и дробленого песка или отсевов дробления изверженных горных пород;
специальной отделкой поверхности цементобетонных покрытий.
7.52. Для дорог III и IV категорий на участках г легкими условиями движения (-по табл. 46) допускается устройство покрытий из асфальтобетонных смесей типов В и Д. Такие покрытия рекомендуется также предусматривать на велосидедных и пешеходных дорожках, на площадках павильонов у остановок автобусов, на территории автозаправочных станций, площадках отдыха и т. п.
Таблица 46
Условия движения | Характеристика участков дорог | Коэффициент сцепления |
лёгкие | Участки на кривых в плане радиусами от 250 до 1000 м, на спусках и подъемах с уклонами от 30 до 60 %о, участки в зонах сужений проезжей части (при реконструкции), а также участки дорог, отнесенные к легким условиям движения, при уровнях загрузки в пределах 0,3—0,5 | 0,5 |
Затрудненные Участки | на кривых в плане радиусами от 250 до 1000 м, на спусках и подъемах с уклонами от 30 до 60 %о, участки в зонах сужений проезжей части (при реконструкции), а также участки дорог, отнесенные к легким условиям движения, при уровнях загрузки в пределах 0,3—0,5 | 0,5 |
Опасные Участки | с видимостью менее расчетной; подъемы и спуски с уклонами, превышающими расчетные; зоны пересечений в одном уровне, а также участки, отнесенные к легким и затрудненным условиям, при уровнях загрузки свыше 0,5 | 0,6 |
Примечание Коэффициенты сцепления установлены динамометрическим прицепным прибором ПКРС-2 без учета снижения их в процессе эксплуатации дороги При использовании других приборов (в частности портативных) их показания должны быть приведены к показаниям прибора ПКРС-2.
Крупношероховатые поверхности с высотой выступов 10-12 мм, получаемые путем поверхностной обработки с применением щебня размером 25-35 мм, рекомендуется предусматривать для устройства поперечных („шумовых") полос на подходах (на расстоянии 250—300 м) к опасным участкам дорог. Ширину поперечных полос следует принимать 5—7 м, расстояние между полосами —от30м в начале до 10—15 м в конце.
В промежутках между полосами покрытие должно иметь шероховатую поверхность с параметрами, соответствующими опасным условиям движения (по табл. 46).