Верхняя часть земляного полотна (рабочий слой)

6.10. Для обеспечения устойчивости и прочности верхней части земляного полотна и дорожной одежды возвышение поверхности покрытия над расчетным уровнем грунтовых вод, верховодки или длительно (более 30 сут) стоящих поверхност­ных вод, а также над поверхностью земли на участ­ках с необеспеченным поверхностным стоком или над уровнем кратковременно (менее 30 сут) стоя­щих поверхностных вод должно соответствовать требованиям табл. 21.

Таблица 21

Грунт рабочего слоя Наименьшее возвышение поверх­ности покрытия, м, в пределах дорожно-климатических зон
II III IV V
Песок мелкий, супесь легкая крупная, супесь легкая 1,1 0,9 0,75 0,5
0,9 0,7 0,55 0,3
Песок пылеватый, супесь пылеватая 1,5 - 1,2 1,1 0,8
1,2 1,0 0,8 0,5
Суглинок легкий, суглинок тяжелый, глины 2,2 1,8 1,5 1,1
1,6 1,4 1,1 0,8
Супесь тяжелая пылеватая, су­глинок легкий пылеватый, суглинок тяжелый пылеватый 2,4 2,1 1,8 1,2
1,8 1,5 1,3 0,8

Примечания: 1. Над чертой — возвышение поверх­ности покрытия над уровнем грунтовых вод, верховодки или длительно (более 30 сут) стоящих поверхностных вод, под чертой — то же, над поверхностью земли на участках с необеспеченным поверхностным стоком или над уровнем кратковременно (менее 30 сут) стоящих поверхностных вод.

2. За расчетный уровень грунтовых вод надлежит прини­мать максимально возможный осенний (перед промерзанием) уровень за период между восстановлениями прочности дорожных одежд (капитальными ремонтами). В районах, где наблюдаются частые продолжительные оттепели, за расчетный следует принимать максимально возможный весенний уровень грунтовых вод за период между капитальными ремонтами. В районах с глубиной промерзания менее толщины дорожной одежды за расчетный уровень следует принимать максимально возможный уровень грунто­вых вод требуемой вероятности превышения в период его сезонного максимума. Положение расчетного уровня Фунтовых вод следует устанавливать по данным разовых краткосрочных замеров на период изысканий и прогнозов, составляемых институтом ВСЕГИНГЕО. При отсутствии указанных данных, а также при наличии верховодки за расчетный допускается принимать уровень, определяемый по верхней линии оглеения грунтов.

3. Возвышение поверхности покрытия дорожной одеж­ды над уровнем подземных вод или уровнем поверхност­ных вод при слабо- и среднезасоленных грунтах следует увеличивать на 20% (для суглинков и глин — 30%), а при сильнозасоленных грунтах — на 40 — 60 %.

4. В районах постоянного искусственного орошения воз­вышение поверхности покрытия над зимне-весенним уровнем грунтовых вод в IУ У зонах следует увеличивать на 0,4 м, а в III зоне на 0,2 м.

6.11. Возвышение поверхности покрытия на уча­стках насыпей, проектируемых с откосами крутиз­ной менее 1:1,5, а также с бермами, допускается уточнять на основании расчета.

6.12. Минимальное возвышение поверхности по­крытия в I дорожно-климатической зоне устанавли­вают на основе теплотехнических расчетов (п. 6.47), но не менее норм для II дорожно-климатической зоны.

6.13. При наличии в рабочем слое различных грунтов возвышение следует назначать по грунту, для которого требуемое возвышение имеет наиболь­шее значение.

6.14. Рабочий слой на глубину 1,2 м от поверх­ности цементобетонных и на глубину 1 м асфальто­бетонных покрытий во II дорожно-климатической зоне и на 1 и 0,8 м соответственно в III дорожно-климатической зоне должен состоять из непучинистых или слабопучинистых грунтов (табл. 6 и 7 обя­зательного приложения 2). При использовании в пределах 2/3 глубины промерзания грунтов III-V категорий пучинистости величину морозного пуче­ния следует определять расчетом по результатам испытаний. При проектировании дорог во II и III зонах при глубине промерзания до 1,5 м допускает­ся величину морозного пучения определять по табл. 8 обязательного приложения 2.

В условиях IV и V дорожно-климатических зон рабочий слой должен состоять из ненабухающих и непросадочных грунтов (табл. 4 и 5 обязательного приложения 2) на глубину 1 и 0,8 м от поверхности соответственно цементобетонного и асфальтобетон­ного покрытий.

6.15. Степень уплотнения грунта рабочего слоя, определяемая величиной коэффициента уплотнения (см. справочное приложение 4), должна отвечать требованиям табл. 22.

Таблица 22

  Земляного полотна Глубина рас поло- жения слоя от поверхности Наименьший коэффициент уплотнения грунта при типе дорожных одежд
капитальном облегченном и переходном
в дорожно-климатических зонах
I II,III IV, V I II, III ГУ,У
Рабочий слой До 1,5 0,98-0,96 1,0-0,98 0,98-0,95 0,95-0,93 0,98-0,95 0,95
Неподтопляемая часть насыпи Св. 1,5 до 6 Св.6 0,95-0,93 0,95 0,95 0,98 0,95 0,95 0,93 0,93 0,95 0,95 0,90 0,90
Подтопляемая часть насыпи Св. 1,5 до 6 Св.6 0,96-0,95 0,96 0,98-0,95 0,95 0,95-0,93 0,95 0,95
0,98 0,98 0,95 0,95 0,95
В рабочем слое выемки ниже зоны сезонного промерзания До 1,2 —. 0,95 0,95-0,92
" 0,8 - - 0,95-0,92 0,90
             
             

Примечания: 1. Большие значения коэффициента уплотнения грунта следует принимать при цементобетонных покрытиях и цементогрунтовых основаниях, а также при дорожных одеждах облегченного типа, меньшие значения — во всех остальных случаях.

2. В районах поливных земель при возможности увлажнения земляного полотна требования к плотности грунта для всех типов дорожных одежд следует принимать такими же, как указано в графах для II и Ш дорожно-климатических зон.

3. Для земляного полотна, сооружаемого в районах распространения островной высокотемпературной вечной мерзлоты, коэффициенты уплотнения следует принимать такими же, как для II дорожно-климатической зоны.

6.16. При сохранении стабильной плотности и влажности грунтов во II и III дорожно-климатичес­ких зонах допускается при обосновании более зна­чительное уплотнение верхней части рабочего слоя земляного полотна для использования в качестве нижнего конструктивного слоя дорожной одежды.

6.17. В IV и V зонах при проектировании земляного полотна следует рассматривать вопрос о повышении плотности грунтов по сравнению с нормами Табл. 22 при соответствующем технико-экономи­ческом обосновании и при условии защиты связного набухающего грунта от доувлажнения в процессе эксплуатации. Для V зоны следует предусматривать повышение степени уплотнения (до 1—1,05) верхней части рабочего слоя толщиной 0,2—0,3 м. То же следует предусматривать на дорогах I категории во всех дорожно-климатических зонах.

6.18. Требуемую степень уплотнения крупнообломочных природных и техногенных грунтов в рабо­чем слое следует устанавливать по результатам пробного уплотнения.

6.19. Не допускается использовать в пределах ра­бочего слоя особые грунты без специальных техни­ко-экономических обоснований, учитывающих ре­зультаты их непосредственных испытаний.

6.20. При соблюдении требований пп. 6.10—6.15, 6.18 и 6.19 допускаются применение типовых конст­рукций дорожных одежд без морозозащитных сло­ев и использование табличных значений расчетной влажности (с учетом расчетной схемы увлажнения, табл. 13 обязательного приложения 2) и показа­телей механических свойств грунтов рабочего слоя при расчете дорожных одежд.

При невозможности или нецелесообразности вы­полнения требований указанных пунктов должны быть предусмотрены мероприятия по обеспечению прочности и устойчивости рабочего слоя или по усилению дорожной одежды:

устройство морозозащитного слоя;

регулирование водно-теплового режима земляно­го полотна с помощью гидроизолирующих, теплоизолирующих, дренирующих или капилляропреры­вающих прослоек;

укрепление и улучшение грунта рабочего слоя с использованием вяжущих, гранулометрических до­бавок и др.;

применение армирующих прослоек;

понижение уровня подземных вод с помощью дренажа;

применение специальных поперечников земляно­го полотна с целью защиты его от поверхностной воды (уположенные откосы, бермы);

сооружение дорожных одежд с технологическим перерывом или в две стадии.

Указанные мероприятия следует назначать на ос­нове технико-экономических расчетов.

6.21. Рабочий слой следует проектировать в ком­плексе с дорожной одеждой для получения наибо­лее экономичных решений.

Расчетные характеристики грунтов рабочего слоя следует определять с учетом расчетной схемы ув­лажнения, устанавливаемой по табл. 13 обязательно­го приложения 2.

НАСЫПИ

6.22. Для насыпей во всех условиях разрешается без ограничений применять грунты и отходы про­мышленности, мало меняющие прочность и устойчи­вость под воздействием погодно-климатических факторов. Грунты, а также отходы промышленного производства, изменяющие прочность и устойчи­вость под воздействием этих факторов и нагрузок с течением времени, в том числе особые грунты, допускается применять с ограничениями, обосновы­вая в проекте их применение результатами испы­таний. В необходимых случаях следует предусматри­вать специальные конструктивные меры по защите неустойчивых грунтов от воздействия погодно-кли­матических факторов.

При использовании крупнообломочных грунтов следует предусматривать выравнивающий слой меж­ду насыпью и дорожной одеждой толщиной не ме­нее 0,5 м из грунта с размерами обломков не более 0,2м.

6.23. На сопряжении с мостами насыпи на длине поверху не менее высоты насыпи плюс 2 м (считал от устоя) и понизу не менее 2 м необходимо проек­тировать из непучинистых дренирующих грунтов.

6.24. Насыпи следует проектировать с учетом не­сущей способности основания. Основания разде­ляются на прочные и слабые.

К слабым следует относить основания, в которых в пределах активной зоны имеются слои слабых грунтов мощностью не менее 0,5 м (п. 6.7).

Примечание. Мощность активной зоны следует принимать ориентировочно равной ширине насыпи понизу.

В случае, если слои слабых грунтов располага­ются на глубинах, больших ширины насыпи понизу, а также при насыпях высотой более 12м мощность активной зоны необходимо устанавливать расчетом.

6.25. Крутизну откосов насыпей на прочном ос­новании следует назначать в соответствии с табл. 23.

Таблица 23

Грунты насыпи Наибольшая крутизна откосов при высоте откоса насыпи, м
до 6 до 12
в нижней части (0-6) в верхней части (6-12)
Глыбы из слабовыветривающихся пород Крупнообломочные и песчаные (за исключением мел­ких и пылеватых песков) Песчаные мелкие и пылеватые, глинистые и лессовые 1:1-1: 1,3 1:1,5 1:1,5 1:3-1:1,5 1:1.5 1: 1,75 1: 1,3-1: 1,5 1: 1,5 1:1.5
1: 1,75 1:2 1:1,75

Примечания: Под чертой даны значения для пылеватых разновидностей грунтов во II и III дорожно-климатических зонах и для одноразмерных мелких песков.

2. Высота откоса насыпи определяется разностью отметок верхней и нижней бровок откоса. При наличии косогорности высота откоса насыпи определяется разностью отметок верхней и нижней бровок низового откоса.

3. Наибольшую крутизну откосов насыпей из мелких барханных песков в районах с засушливым климатом следует назначать 1: 2 независимо от высоты.

6.26. Крутизну откосов насыпей высотой до 3 м на дорогах I—III категорий следует назначать с уче­том обеспечения безопасного съезда транспортных средств в аварийных ситуациях, как правило, не круче 1:4, а для дорог остальных категорий при высоте откоса насыпи до 2 м — не круче 1:3. На ценных землях допускается увеличение крутизны откосов до предельных значений, приведенных в табл. 23, с разработкой мероприятий по обеспечению безопасности движения.

6.27. Приведенная в пп. 6.25 и 6.26 крутизна от­косов насыпей предполагает их укрепление мето­дом травосеяния или одерновки. При применении других более капитальных методов укрепления крутизна может быть увеличена при соответствующем технико-экономическом обосновании.

6.28. При слабых основаниях, использовании в откосах насыпей глинистых грунтов повышенной влажности, а также подтопляемых насыпях кру­тизна откосов назначается на основе расчетов или проверяется расчетом возможность применения типового поперечного профиля.

6.29. При проектировании резервов грунта фак­тический объем требуемого грунта для насыпей Vf следует определять по формуле

Vf=Vk1 (1)
где V — объем проектируемой насыпи, м3;

Kс — коэффициент относительного уплотнения (отношение требуемой плотности грунта в насыпи, устанавливаемой с учетом табл. 22, к его плотности в резерве или карьере, устанавливаемой при изысканиях). Ориентировочно коэффициент относительного уплотнения допускается принимать по табл. 14 обязательного приложения 2.

6.30. К насыпям на слабых основаниях предъяв­ляются дополнительные требования:

боковое выдавливание слабого грунта в основа­нии насыпи в период эксплуатации должно быть исключено;

интенсивная часть осадки основания должна за­вершиться до устройства покрытия (исключение допускается при применении сборных покрытий в условиях двухстадийного строительства);

упругие колебания насыпей на торфяных осно­ваниях при движении транспортных средств не должны превышать величины, допустимой для данного типа дорожной одежды.

Прогноз устойчивости и осадки основания насыпи, а также ее упругих колебаний следует осуществлять на основе расчетов.

Примечания: За завершение интенсивной части осадки допускается принимать момент достижения 90%-ной консолидации основания или интенсивности осадки не более 2,0 см/год при дорожных одеждах капитального типа и 80%-ной консолидации или интенсивности осадки не более 5,0 см/год при дорожных одеждах облегченного типа.

2. Допустимую интенсивность осадки разрешается уточнять на основе опыта эксплуатации дорог в тех или иных природных условиях.

6.31. При проектировании насыпей из грунтов, влажность которых превышает допустимую (табл.12 обязательно приложения 2), необхо­димо предусматривать Мероприятия, обеспечиваю­щие необходимую устойчивость земляного полотна. К числу таких мероприятий относятся:

осушение грунтов как естественным путем, так и обработкой их активными веществами типа негашеной извести, активных зол уноса и др.;

ускорение консолидации грунтов повышенной влажности в нижней части насыпи (горизонталь­ные дренажи из зернистых или синтетических материалов и др.) и предупреждение деформаций насыпей, связанных с их расползанием (уположение откосов и защита их от размыва, устройство горизонтальных прослоек из зернистых или синте­тических материалов и т. д.). Устройство покры­тий дорожных одежд капитального и облегчен­ного типов на таких насыпях предусматривают после завершения консолидации грунта насыпи.

При влажности фунтов ниже 0,9 оптимальной следует предусматривать в проекте специальные меры по их уплотнению (доувлажнение, уплот­нение более тонкими слоями и т. п.).

6.32. При проектировании насыпей с высотой откосов более 12 м в зависимости от конкретных условий с целью обеспечения устойчивости насыпи и ее откосов следует определять расчетом:

возможную осадку насыпи за счет ее доуплотнения под действием собственного веса и ход этой осадки во времени;

очертание поперечного профиля, обеспечиваю­щее устойчивость откосов насыпи;

безопасную нагрузку на основание, исключающую процессы бокового выдавливания грунта;

величину и ход во времени осадки основания насыпи за счет его уплотнения под нагрузкой от веса насыпи.

6.33. Высоту насыпи на участках дорог, проходящих по открытой местности, по условию снегонезаносимости во время метелей следует определять расчетом по формуле

(2)

h =hs + delta h,

где

Н — высота незаносимой насыпи, м; hs — расчетная высота снегового покрова в месте, где возводится насыпь, с вероят­ностью превышения 5 %, м. При отсутст­вии указанных данных допускается упрощенное определение h5 с использованием метеорологических справочников; Аh — возвышение бровки насыпи над расчет­ным уровнем снегового покрова, необ­ходимое для ее незаносимости, м.

Примечание. В случаях, когда ДА оказывается меньше возвышения бровки насыпи над расчетным уровнем снегового покрова по условиям снегоочистки delta hхс (см. ниже), в формулу (2) вместо ΔА вводится Δhsc

Возвышение бровки насыпи над расчетным уровнем снегового покрова необходимо назначать, м, не мен

1,2 - для дорог I категории;

0,7 II

0,6 - III

0,5 - " IV

0,4 - " V ".

6.34. В районах, где расчетная высота снегового покрова превышает 1 м, необходимо проверять достаточность возвышения бровки насыпи над снеговым покровом по условию беспрепятствен­ного размещения снега, сбрасываемого с дороги при снегоочистке, используя формулу

(3)
а

Δ hsc = 0.375 hs b/a,

где Δ h

Ь а

Δ hsc — возвышение бровки насыпи над рас­четным уровнем снегового покрова по условиям снегоочистки, м;

— ширина земляного полотна, м;

— расстояние отбрасывания снега с дороги снегоочистителем, м; для дорог с регулярным режимом зим­него содержания допускается прини­мать а = 8м.

ВЫЕМКИ

6.35. Крутизну откосов выемок, не относящихся к объектам индивидуального проектирования, сле­дует назначать в соответствии с табл. 24.

Таблица 24

Грунты Высота откоса, м Наибольшая крутизна откосов
Скальные:    
слабовыветривающиеся До 16 1:0,2
легковыветривающиеся: До 16 1,05-1:1,5
Неразмягчаемые До 6 1:1
размягчаемые Св. 6 до 12 1:1,5
Крупнообломочные До 12 1:1-1:1,5
Песчаные, глинистые однородные твердой. полутвердой и тугопластичной консистенции До 12 1:1,5
Пески мелкие барханные Св.2 От 2 до 12 1:4 1:2
Лесс До 12 1:0,1-1:0,5 1:0,5-1:1,5

Примечания. 1. Над чертой приведена крутизна откосов в засушливой зоне, под чертой — вне засушливой зоны.

2. В скальных слабовыветривающихся грунтах допуска­ются вертикальные откосы.

3. На территориях с закрепленными растительностью песками допускается наибольшую крутизну при высоте откоса до 12 м принимать 1:2.

4. Высота откоса выемки определяется разностью отметок верхней и нижней бровок откоса. При наличии косогорности при пользовании настоящей таблицей в расчет берется верховой откос.

6.36. Выемки глубиной до 1 м в целях предо­хранения от снежных заносов необходимо проектировать раскрытыми с крутизной откосов от 1:5 до 1:10 или разделанными под насыпь. Выемки глубиной от 1 до 5 м на снегозаносимых участках следует проектировать с крутыми откосами (1:1,5—1:2) и дополнительными полками или обочинами шириной не менее 4 м.

6.37. Выемки глубиной более 2 м в мелких и пылеватых песках, переувлажненных глинистых грунтах, легковыветривающихся или трещиноватых скальных породах, в пылеватых лессовидных и лессовых породах, а также в вечномерзлых грун­тах, переходящих при оттаивании в мягкопластичное состояние, следует проектировать с закюветными полками.

Ширину закюветных полок следует принимать при мелких и пылеватых песках — 1 м, при остальных указанных грунтах при высоте откоса до 6 м — 1м, при высоте откоса до 12м (для скальных пород-до 16м) - 2 м.

Для дорог 1-III категорий при проектировании выемок в легковыветривающихся скальных грунтах допус­кается предусматривать кювет-траншею шириной не менее 3 м и глубиной не менее 0,8 м.

Поверхности закюветных полок придается уклон 20-40 %• в сторону кювета. Уклон можно не пре­дусматривать при скальных породах, а также пес­ках в условиях засушливого климата.

6.38. При проектировании выемок, относящихся к объектам индивидуального проектирования, следует выполнять расчеты по оценке общей и местной устойчивости откосов, разрабатывать мероприятия по ее обеспечению, включая назначение соответствующего поперечного профиля, устройство дре­нажей, защитных слоев, типа укрепления откосов

и т. п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: