Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
| - стремиться к саморазвитию, повышению квалификации и профессионального мастерства (ОК-6); | ОК-6 |
| – владеть способностью понимать и использовать в профессиональной и общественной деятельности современное сочетание инновационного и традиционного, культурно-исторического и повседневно-прагматического, социогенетического и актуально-сетевого, технологического и феноменологического (ОК-18); | ОК-18 |
| – быть готовым к эффективному применению психолого-педагогических знаний для решения задач общественного, личностного культурного развития, проблем социального благополучия (ОК-20). | ОК-20 |
| быть готовым к обеспечению социальной помощи и поддержки, предоставлению социально-культурных услуг отдельным лицам и социальным группам | ПК-4 |
| быть способным к созданию социально-культурной и психологически благоприятной среды в социальных организациях и службах, учреждениях культуры и культурных общностях | ПК-5 |
| быть готовым решать проблемы клиента путем привлечения соответствующих специалистов, мобилизации его собственных сил, физических, психических и социально-культурных ресурсов | ПК-7 |
| быть способным целенаправленно и эффективно реализовывать современные технологии психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, социально-культурных видов помощи населения | ПК-9 |
В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования:
| Знать | - специфику работы в различной социальной и культурной среде; - использовать передовой отечественный и зарубежный опыт социальной работы; - основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики инвалидов, понимать значение воли и эмоций, потребностей и мотивов, а также бессознательных механизмов в поведении лиц с ОВЗ; - иметь научное представление о социологическом подходе к личности реабилитантов, факторах ее формирования в процессе социализации, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о социальных общностях и социальных группах, видах и исходах социальных процессов и технологий; - знать организацию медико-социальной работы, санитарного просвещения и пропаганды здорового образа жизни; - знать национальные особенности быта и семейного воспитания, народные традиции регионов и уметь использовать их в социальной работе с инвалидами; - знать нормы семейного, трудового, жилищного законодательства, регулирующие охрану материнства и детства, прав несовершеннолетних, пенсионеров, инвалидов и обеспечивающие их социальную защиту; - знать основы законодательства по пенсионному обеспечению и социальному обслуживанию населения |
| Уметь | - обеспечивать посредничество между личностью и семьей, между различными общественными и государственными структурами; - обеспечивать связи между личностью и микросредой, - оказывать влияние на отношение между людьми и ситуацию в малой группе, стимулировать "клиента" к выполнению социально-значимой деятельности; - уметь дать психологическую характеристику личности (ее темперамента, способностей и т.п.), интерпретацию собственного психического состояния, - использовать формы и методы воспитательного воздействия в социальной работе; - вести социальную работу с учетом современной этнографической и демографической ситуации;- уметь работать в условиях неформального общения, способствуя проявлению инициативы и активной жизненной позиции клиента; детьми и взрослыми, семьей и обществом. |
| Владеть навыками | - владеть приемами психодиагностики, психического консультирования и психической саморегуляции, социально-психологической коррекции; - владеть методикой и технологией социального прогнозирования и проектирования, уметь использовать полученные знания в реальных социальных проектах; - владеть процедурой и методами социальных инноваций, творчески использовать инновации в практике социальной работы; - знать особенности социальной экологии, методы оценки состояния окружающей среды, владеть экологической культурой. |
| Быть компетентным | уметь организовать медико-социальное обслуживание людей пожилого и старческого возраста, знать специфику социальной работы с этим контингентом; - применять полученные знания в решении современных проблем занятости инвалидов, уметь вести социальную работу среди лиц с ОВЗ, оказывать им моральную и материальную поддержку, помощь в трудоустройстве, владеть методикой социальной реабилитации; - уметь использовать углубленные знания специальных разделов психологии и педагогики социальной работы;- знать конкретный опыт деятельности территориальных органов и центров социальной защиты населения и уметь использовать его в практический деятельности; владеть методикой исследовательской работы при анализе конкретных явлений и процессов в социальной сфере, уметь использовать и внедрять полученные результаты исследований; |
4. Количество часов по учебному плану
(очная форма обучения)
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 кредитных зачетных единиц, 72 часов. Аудиторных занятий – 48 часов, 60 - самостоятельная работа, 24 лекции, 24 семинара.
| № п/п | Раздел, тема | Виды учебной работы, трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации | ||||||||||||
| Всего | Самос- тоят. работа | Аудиторные занятия | |||||||||||||
| Всего | Лекционные | Групповые (семинары, практические) | Лабораторные | Конт. раб. | Рефераты / эссе | Курсов. раб/ проект | Расчетно-графическая работа | Зачет* | Экзамен | Контр. точки по мод.-рейтинг. системе | |||||
| 1. | Раздел 1. Методологические основы проведения комплексной реабилитации | ||||||||||||||
| Тема 1 Реабилитация, ее виды и способы осуществления . | |||||||||||||||
| Тема 2.Государственные учреждения и службы социальной помощии реабилитации для инвалидов | |||||||||||||||
| Тема3. Общественные организации инвалидов и других социальных групп: направления их деятельности | |||||||||||||||
| Раздел 2 Технология включения реабилитантов в социальную и культурную среду социума | |||||||||||||||
| 4. | Тема 4. Коммуникационные технологии. Создание благоприятного климата взаимоотношений в инвалиднойсреде | ||||||||||||||
| 5. | Тема 5 Реабилитирующее воздействие семьи, имеющей инвалида | ||||||||||||||
| 6. | Тема 6. Обеспечение безопасности жизнедеятельности и комфортности среды обитания инвалидов. | ||||||||||||||
| 7. | .Тема 7. Уровни социальной реабилитации: их технологическое обеспечение | ||||||||||||||
| 8. | Тема 8. Технологии психолого-педагогические | ||||||||||||||
| Раздел 3. Технологический ресурс социальной адаптации | |||||||||||||||
| Тема 9. Виды адаптации | |||||||||||||||
| Тема 10. Стадии адаптации | |||||||||||||||
| Тема 11. Барьеры, механизмы адаптации. Технологии социальной адаптации. | |||||||||||||||
| Общая трудоемкость | часы | ||||||||||||||
| з.е. | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | |||






