Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- стремиться к саморазвитию, повышению квалификации и профессионального мастерства (ОК-6);
| ОК-6
|
– владеть способностью понимать и использовать в профессиональной и общественной деятельности современное сочетание инновационного и традиционного, культурно-исторического и повседневно-прагматического, социогенетического и актуально-сетевого, технологического и феноменологического (ОК-18);
| ОК-18
|
– быть готовым к эффективному применению психолого-педагогических знаний для решения задач общественного, личностного культурного развития, проблем социального благополучия (ОК-20).
| ОК-20
|
быть готовым к обеспечению социальной помощи и поддержки, предоставлению социально-культурных услуг отдельным лицам и социальным группам
| ПК-4
|
быть способным к созданию социально-культурной и психологически благоприятной среды в социальных организациях и службах, учреждениях культуры и культурных общностях
| ПК-5
|
быть готовым решать проблемы клиента путем привлечения соответствующих специалистов, мобилизации его собственных сил, физических, психических и социально-культурных ресурсов
| ПК-7
|
быть способным целенаправленно и эффективно реализовывать современные технологии психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, социально-культурных видов помощи населения
| ПК-9
|
В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования:
Знать
| - специфику работы в различной социальной и культурной среде; - использовать передовой отечественный и зарубежный опыт социальной работы; - основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики инвалидов, понимать значение воли и эмоций, потребностей и мотивов, а также бессознательных механизмов в поведении лиц с ОВЗ; - иметь научное представление о социологическом подходе к личности реабилитантов, факторах ее формирования в процессе социализации, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о социальных общностях и социальных группах, видах и исходах социальных процессов и технологий; - знать организацию медико-социальной работы, санитарного просвещения и пропаганды здорового образа жизни; - знать национальные особенности быта и семейного воспитания, народные традиции регионов и уметь использовать их в социальной работе с инвалидами; - знать нормы семейного, трудового, жилищного законодательства, регулирующие охрану материнства и детства, прав несовершеннолетних, пенсионеров, инвалидов и обеспечивающие их социальную защиту; - знать основы законодательства по пенсионному обеспечению и социальному обслуживанию населения
|
Уметь
| - обеспечивать посредничество между личностью и семьей, между различными общественными и государственными структурами; - обеспечивать связи между личностью и микросредой, - оказывать влияние на отношение между людьми и ситуацию в малой группе, стимулировать "клиента" к выполнению социально-значимой деятельности; - уметь дать психологическую характеристику личности (ее темперамента, способностей и т.п.), интерпретацию собственного психического состояния, - использовать формы и методы воспитательного воздействия в социальной работе; - вести социальную работу с учетом современной этнографической и демографической ситуации;- уметь работать в условиях неформального общения, способствуя проявлению инициативы и активной жизненной позиции клиента; детьми и взрослыми, семьей и обществом.
|
Владеть навыками
| - владеть приемами психодиагностики, психического консультирования и психической саморегуляции, социально-психологической коррекции; - владеть методикой и технологией социального прогнозирования и проектирования, уметь использовать полученные знания в реальных социальных проектах; - владеть процедурой и методами социальных инноваций, творчески использовать инновации в практике социальной работы; - знать особенности социальной экологии, методы оценки состояния окружающей среды, владеть экологической культурой.
|
Быть компетентным
| уметь организовать медико-социальное обслуживание людей пожилого и старческого возраста, знать специфику социальной работы с этим контингентом; - применять полученные знания в решении современных проблем занятости инвалидов, уметь вести социальную работу среди лиц с ОВЗ, оказывать им моральную и материальную поддержку, помощь в трудоустройстве, владеть методикой социальной реабилитации; - уметь использовать углубленные знания специальных разделов психологии и педагогики социальной работы;- знать конкретный опыт деятельности территориальных органов и центров социальной защиты населения и уметь использовать его в практический деятельности; владеть методикой исследовательской работы при анализе конкретных явлений и процессов в социальной сфере, уметь использовать и внедрять полученные результаты исследований;
|
4. Количество часов по учебному плану
(очная форма обучения)
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 кредитных зачетных единиц, 72 часов. Аудиторных занятий – 48 часов, 60 - самостоятельная работа, 24 лекции, 24 семинара.
№
п/п
| Раздел, тема
| Виды учебной работы, трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации
|
Всего
| Самос-
тоят. работа
| Аудиторные занятия
|
Всего
| Лекционные
| Групповые (семинары, практические)
| Лабораторные
| Конт. раб.
| Рефераты / эссе
| Курсов. раб/ проект
| Расчетно-графическая работа
| Зачет*
| Экзамен
| Контр. точки
по мод.-рейтинг.
системе
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.
| Раздел 1. Методологические основы проведения комплексной реабилитации
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 1 Реабилитация, ее виды и способы осуществления
.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 2.Государственные учреждения и службы социальной помощии реабилитации для инвалидов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема3.
Общественные организации инвалидов и других социальных групп: направления их деятельности
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Раздел 2
Технология включения реабилитантов в социальную и культурную среду социума
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.
| Тема 4.
Коммуникационные технологии. Создание благоприятного климата взаимоотношений в инвалиднойсреде
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5.
| Тема 5
Реабилитирующее воздействие семьи, имеющей инвалида
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6.
| Тема 6.
Обеспечение безопасности жизнедеятельности и комфортности среды обитания инвалидов.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7.
| .Тема 7.
Уровни социальной реабилитации: их технологическое обеспечение
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8.
| Тема 8.
Технологии психолого-педагогические
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Раздел 3. Технологический ресурс социальной адаптации
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 9.
Виды
адаптации
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 10.
Стадии адаптации
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 11.
Барьеры, механизмы адаптации. Технологии социальной адаптации.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Общая трудоемкость
| часы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
з.е.
|
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
|
| | | | | | | | | | | | | | | |