№ п/п | Наименование разделов и тем дисциплины | Содержание темы | |
Раздел 1 Методологические основы проведения комплексной реабилитации | |||
Тема 1 | Реабилитация, ее виды и способы осуществления | Понятийно–терминологический аппарат: инвалид, инвалидность, реабилитация, адаптация, реабилитант, сегрегация, анимация, рекреация, нуждающиеся граждане и другие. Причины, вызывающие необходимость реабилитации граждан. Ограничение жизнедеятельности и ее проявления. Дифференциация инвалидности по дефектам. Дифференциация других групп реабилитантов | |
Тема 2. | Государственные учреждения и службы социальной помощии реабилитации для инвалидов | Система реабилитационных центров и специальных учреждений. Специфика, содержание и направления деятельности центров реабилитации и специальных учреждений. Методы поддержки в социальной работе. Телефон доверия как форма оказания поддержки. Механизм взаимодействия центров и служб реабилитации с семьей инвалида. Детские специальные учреждения, их деятельность. | |
Тема 3 | Общественные организации инвалидов и других социальных групп: направления их деятельности | Виды общественных организаций, цели, задачи и направления их деятельности в процессе реабилитации и интеграции. Управление и структура общественных организаций. Модели сотрудничества государства и общества с инвалидами. Инновационные элементы организации интеграционной работы. Зарубежный опыт в российских условиях. | |
Раздел 2. Технология включения реабилитантов в социальную среду | |||
Тема 4. | Коммуникационные технологии. Создание благоприятного климата взаимоотношений в среде реабилитантов | Специфика выстраивания взаимоотношений в моделях воздействия: инвалид – реабилитант, реабилитант – семья, реабилитант – социальный работник и другие. Условия комфортной среды общения. Элементы коммуникации и способы их применения. Этические правила общения с людьми, имеющими физические дефекты. Приемы стимулирования процесса общения. Конфликты, их причины и способы разрешения конфликтов. Досуговые общности инвалидов и других социальных групп: их специфика, интересы, потребности. Признаки досуговых общностей, причины консолидации. Досуговая терапия и ее направления (оккупациональная, арттерапия, анимация). Социально-культурные досуговые программы как средство духовной реабилитации нуждающихся. Специфика проявления досуговой деятельности в среде реабилитантов. Виды досуговых программ, методика их составления, организация проведения. Руководство досугом как средством духовной реабилитации. | |
Тема 5 | Реабилитирующее воздействие семьи, имеющей инвалида | Типология семей, имеющих инвалидов, виды взаимоотношений в семье. Оказание психологической и социальной помощи семьям с детьми – инвалидами. Методы сплочения семьи, роль семейных традиций, в реабилитации. Совместный досуг семьи – как средство реабилитации. | |
Тема 6 | Обеспечение безопасности жизнедеятельности и комфортности среды обитания инвалидов | Инженерно-технические, социально-психологические основы жизнеустройства и обеспечения комфортности среды, система их диагностики, функционирования, создания блока необходимых приспособлений, устройств для адаптации к среде обитания. Техническое оснащение жизни инвалидов. Создание «безбарьерной среды обитания». Правила безопасности при освоении среды. | |
Тема 7 | Уровни социальной реабилитации: их технологическое обеспечение | Индивидуальный уровень. Его суть — в решении проблемы с целью предоставления опоры и побуждения клиента разобраться в проблеме и справиться с жизненной ситуацией. метод: • установление первичной коммуникации (эмоциональный и интеллектуальный контакт); • изучение и анализ проблемной ситуации; • определение целей и задач совместной работы; • видоизменение взаимоотношений индивида с социальным окружением и/или самим собой; • оценка прогресса и результат совместной работы. Разные индивидуальные подходы уровень, активно разрабатываемый в 70-е годы.. Важнейшими считаются следующие положения: - малая группа способствует выходу из роли «только слушателя»; - в малой группе становится реальным познание собственной точки зрения, собственного жизненного опыта, личных возможностей; - в малой группе возможна обратная связь, т. е. выяснение того, как индивид воздействует на других своим поведением и словом; - малая группа может стать инструментом накопления личного опыта, способом управления и проверки достигнутого. Цель метода групповой работы — оказание помощи клиенту через передачу группового опыта для развития его физических и духовных сил, формирования социального поведения. | |
Тема 8. | Технологии психолого-педагогические | Взаимодействие психолого-педагогической реабилитаций: медицинская, трудовая, с социальной, социально-культурной, и другими, их взаимосвязь и особенности. Трудовая реабилитация - как способ психологического благополучия и интеграции в общество. Формы организации трудовой деятельности. Образование и профессиональная подготовка инвалидов. Посильный труд и его влияние на жизнь инвалида. Учреждения трудовой терапии. Социально-культурная деятельность как средство реабилитации, адаптации, социализации, развития инициативы, творчества, становления поведенческих позиций. Участие социально-педагогических и культурно-досуговых учреждений в реабилитационном процессе, проводимом социальными учреждениями. Условия эффективности процесса социальной реабилитации. Роль социально-педагогических кадров и психологов в его осуществлении. | |
Раздел 3. Технологический ресурс социальной адаптации | |||
Тема 9. | Виды адаптации. | Понятие «адаптация». Важнейшая задача адаптационного процесса как проблема выживания человека, через приспособление потенций индивида с процессами природной и социальной среды. Виды адаптации человека: биологическая, физиологическая, психологическая, социальная. Уровни адаптации: • общество (макросреда) — адаптация личности и социальных слоев к особенностям социально-экономического, политического, духовного и культурного развития общества; • социальная группа (микросреда) — адаптация человека или, наоборот, нестыковка интересов человека с социальной группой (производственный коллектив, семья, учебный коллектив и пр.); • сам индивид (внутриличностная адаптация) — стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции и ее самооценки с позиции других индивидуумов. а) на уровне личности; Б) на уровне социальной группы; В) на уровне общества. Виды: а) производственная и профессиональная б) бытовая; в) досуговая г) социально-политическая д) социально-экономическая е) психологическая и социально-психологическая ж) педагогическая и социально-педагогическая з) организационно-управленческая и) социально-ролевая к) социокультурная и др. | |
Тема 10. | Стадии адаптации | Степени адаптированности личности в новой социальной среде: начальная стадия; стадия терпимости; аккомодация; ассимиляция. Объективные показатели конечного результата социальной адаптации: достижения и субъективная (групповой) удовлетворенность личностной (групповой), профессиональной, социально-экономической позицией, которую занимает человек(социальная группа). По результату социальной адаптации выделяются следующие типы личности (социальной группы): высоко адаптированный, средне адаптированный, низко адаптированный, дезадаптированный. Стадии: адаптационный шок, мобилизация адаптационных ресурсов, ответ на «вызов среды». | |
Тема 11. | Барьеры, механизмы адаптации. Технологии социальной адаптации. | Основные барьеры социальной адаптации в современном обществе: - социально-психологические (убеждения, принципы, привычки, стереотипы поведения и деятельности, присущие субъекту); - социальные (представляющие собой негативные характеристики социальной среды, в которой протекает процесс адаптации); - социокультурные (ценностно-нормативные характеристики субъекта). Механизм социальной адаптации личности выступает как единый процесс деятельности, общения, самосознания в социальной деятельности человека. Технология социальной адаптации как система методов, приемов, средств, имеющих целью оказание социальной поддержки людям в процессе их социализации или приспособления к новым социальным условиям, в связи с изменением социального статуса, жизненных утрат и неудач, а также неадаптированным личностям. | |
Планы групповых занятий и образовательные технологии
|
|
|
|
|
|
Семинар. Тема 1: Реабилитация, ее виды и способы осуществления
|
|
Цель: Формирование (ОК-6, 18, 20; ПК-4, 7, 9)
1. Уяснение теоретических аспектов социальной реабилитации и адаптации.
Вопросы для обсуждения:
1. Что такое социальная реабилитация?
2. Какие виды социальной реабилитации Вы знаете?
3. Какие принципы социальной реабилитации Вам известны?
4. С какой технологией социальной работы тесным образом связана технология социальной реабилитации?
5. Какие методы социальной реабилитации используются в социальной работе с детьми-инвалидами?
Темы докладов/рефератов:
1. Категории понятийно–терминологического аппарата.
2. Причины, вызывающие необходимость реабилитации граждан.
3. Ограничение жизнедеятельности и ее проявления.
4. Дифференциация инвалидности по дефектам как основа реабилитации.
5. Дифференциация других групп реабилитантов как основа реабилитации.
Образовательные технологии: Технология объяснительно-иллюстративного обучения (технология поддерживающего обучения), технология проведения учебной дискуссии.
Задания для самостоятельной работы студентов:
1. Изучить теоретический материал в рекомендуемых учебно-методических источниках.
2. Ответить на вопросы и выполнить задания:
· Выявить достоинства и недостатки системы понятий социальной реабилитации.
· Составить перечень задач по выявлению сущности понятий социальной реабилитации.
Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос, анализ сообщений (докладов)
Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: устный опрос, анализ сообщений (докладов)
Семинар. Тема 4:Коммуникационные технологии. Создание благоприятного климата взаимоотношений в среде реабилитантов
Цель: Формирование (ОК-6, 18, 20; ПК-4, 5, 7, 9)
Освоение знаний и повышение профессиональной коммуникативной культуры студентов
Вопросы для обсуждения:
1. Что представляет собой технология коммуникации на муниципальном уровне?
2. Сущность коммуникативной технологии в социальной реабилитации нуждающихся граждан.
3. Перечислите основные технологические приемы коммуникативных взаимодействий в процессе социальной реабилитации.
4. Перечислите основные средства коммуникативной технологии социальной реабилитации.
5. Специфика коммуникативной технологии социальной реабилитации с лицами с ограниченными возможностями здоровья
Темы докладов/рефератов:
1.Коммуникативные технологии: понятие, признаки, содержание, средства
2. Социальная реабилитация: характерные черты, способы осуществления
3. Социальная реабилитация как управляемая система коммуникации
4. Система коммуникации социальной организации
5.Субъект и объект коммуникативной технологии
6. Функции социальных коммуникаций в реабилитации
7. Методы, применяемые в коммуникативной технологии государственного управления
8. Убеждение как метод коммуникативной технологии
11. Поощрение как метод коммуникативной технологии
12. Вербальныне и невербальные методы в реабилитации
Образовательные технологии: Технология объяснительно-иллюстративного обучения (технология поддерживающего обучения), технология проведения учебной дискуссии.
Задания для самостоятельной работы студентов:
1. Изучить теоретический материал темы.
2. Ответить на вопросы и выполнить задания:
Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос, анализ сообщений (докладов)
Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: устный опрос, анализ сообщений (докладов)
«Круглый стол». Тема 7: Уровни социальной реабилитации: их технологическое обеспечение
Цель: Формирование (ОК-6, 18, 20; ПК-4, 5, 7, 9)
Уяснение практических реабилитационных действий при организации коммуникативных взаимодействий в профессиональной деятельности.
Вопросы для обсуждения:
1.Классификация основных уровней социальной реабилитации.
2.Критерии определения уровней социальной реабилитации.
3.Индивидуальный уровень: его суть
4. Решение проблемы клиента на индивидуальном уровне
5. Методы осуществления мер на индивидуальном уровне
6. Различные индивидуальные подходы в реабилитации личности
Темы докладов/рефератов:
1. Видовое разнообразие основных уровней реабилитации.
2. Групповой уровень социальной реабилитации
3. Специфика проведения социальной реабилитации нуждающихся в малой группе
4. Цель метода групповой работы
5. Малая группа - инструмент накопления личного опыта
Образовательные технологии: Технология объяснительно-иллюстративного обучения (технология поддерживающего обучения), технология проведения учебной дискуссии.
Задания для самостоятельной работы студентов:
1. Изучить теоретический материал темы.
2. Ответить на вопросы и выполнить задания:
Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос, анализ сообщений (докладов)
Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: устный опрос, анализ сообщений (докладов)