Проектирование взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с культурным пространством города

Современное дошкольное учреждение рассматривается как открытая социальная система. Это значит, что детский сад наделен правом устанавливать взаимоотношения с любыми организациями, учреждениями, предприятиями, частными лицами, которые высказывают заинтересованность в совместной работе и могут оказать помощь дошкольному учреждению в решении его основных задач.

Любой детский сад включен в единую инфраструктуру города, а значит, в непосредственной близости от него находятся другие учреждения, организации, предприятия, общественные объединения, которые потенциально могут быть заинтересованы в решении общих с детским садом образовательных задач. Такое социальное взаимодействие рассматривается как объединение усилий субъектов для совместного оптимального решения педагогических проблем в области обучения, развития и воспитания детей (Е. Е. Алексеева, Т. И. Бабаева, Т. А. Березина, Т. А. Нежнова, А. А. Майер, И. А. Хоменко). В последнее время появились новые термины, такие как «мультивзаимодействие», «полисубъектное взаимодействие» (А. А. Майер), что указывает на качественно новый уровень профессиональных контактов между дошкольными учреждениями и музеями, библиотеками, театрами, спортивными и художественными школами.

Представитель социального окружения превращается в социального партнера дошкольного учреждения в том случае, когда у каждой стороны появляется потребность в сотрудничестве и четко обозначаются общие цели их взаимодействия. Итак, социальное партнерство в дошкольном образовании — это совместная коллективная распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам.

При этом указанная деятельность может осуществляться:

- регулярно, если задачи, решаемые социальными партнерами, не имеют четких временных границ, а решаются постоянно (например, задача охраны жизни и укрепления здоровья детей — бессрочная задача; детский сад ее решает каждый учебный год, поэтому и детская поликлиника как социальный партнер в выделенном направлении взаимодействует с детским садом на регулярной основе);

- срочно, если детский сад заинтересован в социальном партнере на определенный срок (например, взаимодействие с кафедрой дошкольной педагогики педагогического вуза на период осуществления инновационной деятельности дошкольного учреждения);

- ситуативно, на момент участия детского сада в специально планируемых в рамках социального партнерства акциях (например, взаимодействие с выставочным центром для организации презентации детских работ на тему «Мир вокруг меня»).

Социальное партнерство дошкольного учреждения с другими заинтересованными лицами может иметь разные формы и уровни:

- партнерство внутри системы дошкольного образования между социальными группами профессиональной общности (педагогические советы детских садов, объединения специалистов дошкольных учреждений по актуальным вопросам оказания помощи детям, родителям, родительская общественность, методические объединения воспитателей из разных учреждений и т. д.);

- партнерство работников образовательного учреждения с представителями иных сфер (учреждений здравоохранения, культуры, физкультуры, общественных организаций, фондов, органов управления образованием на уровне района, города, области, службы социальной защиты семьи и детей);

- партнерство со спонсорами, благотворительными организациями (коммерческие структуры, средства массовой информации, реклама деятельности ДОУ) и др.

Таблица 1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: