Социальной работы. Тема 24. Взаимодействие теории и практики

Тема 24. Взаимодействие теории и практики

Практика социальной работы – конечное звено в организации и предоставлении социальных услуг населению. Практика является собирательной категорией, она включает в себя деятельность многих компонентов института социальной работы – отдельных специалистов, учреждений, центров, органов управления. Всё, что имеет непосредственный «выход» на клиента, так или иначе связано с практикой.

Будучи важнейшим компонентом института социальной работы, практика следует тем же целям, задачам, принципам, что и весь институт социальной работы в целом. Однако, будучи тем звеном, на котором сходятся, фокусируются все усилия различных составляющих – нормативной базы, научно-методических разработок, административно-управленческих решений, практика социальной работы ставит дополнительные задачи объединить плоды деятельности всех названных компонентов в едином реальном практическом действии.

Обычно, когда говорят о практике в какой-либо области, неявно подразумевают оппозицию теория-практика, поскольку именно теория является одной из важнейших содержательных предпосылок практической деятельности, определяющих её предмет, методы, другие особенности. Мы с вами уже видели, сколь разнообразны теоретические модели социальной работы, и установили, что многие из них в той или иной мере выступают в качестве предпосылок практической деятельности. Без теории нет практики, поскольку даже её примитивные формы предполагают сознательную постановку целей, выбор объекта, средств деятельности и т.д. Иначе говоря, любая практика предусматривает выполнение определённых теоретических процедур.

Практика является приложением теоретических идей, способом их опредмечивания. Но, со своей стороны, предоставляет теории эмпирический материал для анализа и обобщений, и выступает в качестве её «социального заказа», ибо, как известно, теоретические исследования не самоцель, цель теории – практика. Практика социальной работы является способом апробирования и воплощения идей и методов, разработанных в рамках различных теорий социальной работы и, в то же время, обращается к теории с требованием анализа наиболее проблемных точек и противоречий социальной жизни и поиска способов их разрешения. Диалектика теории и практики, их взаимодействие и взаимопроникновение, единство, обусловливает эффективность всей социальной работы.

Важно обеспечить единство теории и практики на деле, найти оптимальные формы их взаимодействия. Эти формы могут быть самыми разнообразными и имеют разные аспекты. Ещё в процессе обучения, знакомясь с различными теоретическими моделями социальной работы, будущий специалист впервые сталкивается с проблемой соотнесения данных теорий с реальной практической деятельностью. Часто она конкретизируется как проблема выбора теоретической модели для описания и объяснения, планирования практической деятельности – вообще или для конкретного случая.

Любой квалифицированный специалист, обладающий теоретической подготовкой, решает задачу выбора теории. При этом он пользуется определёнными критериями, помогающими ему сделать данный выбор. Однако нельзя утверждать, что его выбор полностью определяется данными критериями, поскольку сам процесс выбора не является однозначно рациональным. На выбор «своей» теории социальной работы специалистом влияют и внерациональные факторы, в частности, эмоциональные, а также внешне условия. В целом, к факторам, влияющим на выбор теории, относятся следующие:

- прежде всего, это объяснительная сила конкретной теории, её способность непротиворечиво описать и объяснить ту или иную ситуацию, поведение определённого объекта или направление деятельности социального работника, адекватность теории;

- помимо этого, на выбор теоретической концепции социальной работы оказывает влияние полученное образование, более или менее глубокое знание разных теоретических моделей, которые определяются существующими традициями в данной стране, регионе, или образовательном заведении;

- влияют на выбор специалиста-практика эмоциональные факторы: симпатия к определённым научным авторитетам, оказавшим общее влияние на формирование личности будущего социального работника;

- непосредственно в процессе профессиональной деятельности определённое влияние оказывает профессиональная среда: те концептуальные основания, которые развиваются данным коллективом, материально-техническая база, предоставляющая определённый выбор средств деятельности, пригодных для вполне определённых методов, одним словом – выбор коллектива, института, руководителя;

- определённое значение имеет и удобство модели, её простота, компактность в объяснении социальных явлений, – так называемая интеллектуальная рациональность, или экономия мышления, известная в научной методологии как принцип простоты;

- не последнюю роль в выборе теории играет её эвристический потенциал, т.е. то, насколько она может способствовать поиску новых методов деятельности, творческому подходу в работе;

- определённое значение имеет и применимость выбираемой теории в данных конкретно-исторических условиях, или в данной ситуации.

Могут существовать и другие критерии выбора теории для её практического использования и факторы, влияющие на него, а сам процесс выбора может производиться в различных формах. Он может быть как вполне осознанным, рациональным, когда специалист останавливается на той или иной теории из соображений её применимости, адекватности и т.п., так и преимущественно иррациональным, когда им движут не рассуждения, а пристрастия, эмоции, мировоззренческие установки и де-факто не он сам выбирает теорию, а она «выбирает» его.

С точки зрения пролонгированности, выбор может быть ситуативным, когда специалист определяет необходимую ему теорию «ad hoc», для данного случая, или постоянным, если он избрал данную теорию из принципиальных, скажем, ценностных, соображений и стремится ему следовать в любых ситуациях. «Постоянный выбор» характеризует также деятельность работников, специализирующихся на определённом направлении, или типе субъектов социальной работы, т.е. при сохранении определённых условий деятельности.

Когда мы рассматривали различные модели социальной работы, то отметили, что помимо основных теоретически обоснованных и проработанных моделей, существует и так называемая задача-ориентированная модель. Она может реализовываться в двух вариантах, – как эклектическая, соединяющая элементы различных теорий, так и «практико-ориентированная», которая фактически отказывается от «теоретизирования» деятельности социального работника и исходит из общепринятых, а по сути, обыденных представлений. Нужно сказать, что подобный подход нередко применяется в реальной практике социальной работы, что свидетельствует о невысоком профессиональном уровне специалистов с одной стороны, и о слабых связях теории и практики социальной работы – с другой. Такое положение говорит о необходимости усиления взаимодействия теории и практики в области социальной работы, как на уровне деятельности социальных учреждений, так и на этапе получения профессионального образования.

Перед системой профессионального образования в области социальной работы стоит задача концептуализации практики. Она предполагает обучение методам теоретического объяснения модельных ситуаций, навыкам использования понятийного аппарата конкретных теорий, отход от обыденного объяснения различных компонентов рассматриваемой ситуации – мотивов поведения её участников, целей и методов вмешательства социального работника и т.п.

В целом же перед социальной работой стоит важная задача поиска институциональных форм эффективного взаимодействия теории и практики. На сегодняшний день среди них можно выделить такие, как изучение будущими специалистами теоретических основ социальной работы; прохождение студентами производственной практики в процессе обучения; участие управленцев, исследователей, преподавателей в разработке целевых социальных программ и социальных законопроектов; проведение научно-практических конференций и семинаров, на которых обсуждаются наиболее актуальные проблемы социальной работы, в частности, проблемы внедрения инновационных методов и технологий социальной работы и некоторые другие.

Как уже было сказано, одной из главных предпосылок развития практики социальной работы является создание научно-методической базы и обеспечение непрерывного взаимодействия, взаимообогащения теории и практики. Для этого необходимы поиск новых направлений деятельности, разработка дополнительных организационных форм, способствующих такому взаимодействию, создание и налаживание новых каналов сотрудничества исследователей и специалистов.

Направлениями совершенствования взаимодействия теории и практики в образовательном процессе являются:

- больший акцент на практику при обучении студентов; выделение двух персональных соруководителей практики – непосредственного руководителя из социального учреждения или агентства и соруководителя из числа преподавателей; соответственно, выделение большего количества времени преподавателям для осуществления руководства практикой;

- внедрение новой идеологии прохождения практики студентами, большее внимание уделяющей теоретической рефлексии процессу постановки задачи на практику, планирования, выбора средств деятельности и описания собственных действий и результатов (полная теоретическая реконструкция практики);

- введение алгоритма прохождения практики, предусматривающего регулярные встречи-обсуждения с соруководителями практики всех её этапов.

В деятельности социальных учреждений ими могли бы стать:

- введение института лицензированных социальных работников с открытием специальных практико-ориентированных форм послевузовской подготовки с последующей выдачей соответствующей лицензии;

- введение правила регулярного (раз в 3-4 года) подтверждения лицензированными социальными работниками своей лицензии, предусматривающей теоретические и практические испытания;

- создание смешанных научно-практических групп, включающих учёных-исследователей и специалистов практиков для совместной разработки социальных проектов, целевых программ, социальных законопроектов, проведения экспертной оценки социально-значимых проектов и т.п.;

- регулярные совместные мероприятия в виде семинаров, круглых столов, тренингов, организационно-деятельностных игр для работников социальных центров и научно-педагогических кадров;

- разработка новых форм закрепления и издания научной информации, в виде, доступном и удобном для использования на практике, технологизация теоретических разработок;

- создание внедренческих групп, которые социальные центры могли бы приглашать на определённый период для передачи опыта и внедрения новых методов работы (инновационный десант);

- развитие материального и профессионального стимулирования труда работников и учреждений, которые внедряют новые, более эффективные методы работы.

В настоящее время, как отмечалось, существуют некоторые формы, которые в какой-то степени обеспечивают взаимодействие теории и практики социальной работы. В частности, при многих российских вузах на факультетах повышения квалификации открыты отделения, на которые принимаются не только преподаватели, но и работники социальных учреждений, руководители среднего звена. Данная форма повышения квалификации позволяет узнать о новейших разработках, последних тенденциях в сфере социальной работы, новых методах и технологиях, применяемых в практике отечественных и зарубежных учреждений.

Однако существующие в настоящее время формы подобной переподготовки довольно краткосрочные, более серьёзную переподготовку длительностью полгода и более могут позволить себе не многие работники, и не всякое учреждение согласится отпустить своего работника на столь длительное время. Кроме того, данная форма повышения квалификации предполагает точечное воздействие на систему практики: переподготовку проходит один специалист, но он возвращается в прежний коллектив на прежнее рабочее место, где все остальные, возможно, работают по старинке. В одиночку трудно будет пробить новые идеи, внедрить инновационные методы работы. Учитывая данные недостатки, необходим поиск новых форм взаимодействия теории и практики социальной работы, которые обеспечили бы их эффективное сотрудничество на всех уровнях социальной работы.

***

Итак, мы подошли к концу нашего курса, посвящённого изучению теории социальной работы. В процессе его освоения вы выяснили, насколько разнообразен мир теоретических идей и концепций в области социальной работы, сколько нерешённых проблем стоит перед этим новым для нашего общества институтом, какие перспективы развития открываются перед ним в будущем. Приобретённые знания помогут вам в изучении других, специализированных предметов и в вашей будущей практической деятельности. Необходимо помнить, что настоящая практика, в том числе в области социальной работы – это та, которая опирается на зрелую теорию.

Дальнейшие рекомендации по использованию теоретического материала содержатся в учебном пособии к практическим и семинарским занятиям по данному курсу и в методических указаниях для самостоятельной работы.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: