Принципы организации охраны образовательного учреждения

Основными принципами организации системы физической охраны образовательного учреждения, являются: законность; комплексность; упреждающий характер мер обеспечения безопасности; непрерывность; активность; обоснованность; экономическая целесообразность; специализация; взаимодействие и координация; совершенствование; централизация управления.

Законность предполагает разработку системы физической защиты на основе федерального и регионального законодательства, нормативно-правовых документов органов государственного управления, местных органов власти, образовательного учреждения с применением всех законных методов предупреждения, обнаружения, оповещения об угрозах и их пресечения.

Комплексность предполагает использование всех законных форм, средств и методов в обеспечении безопасности учащихся, персонала и материальных ценностей образовательного учреждения. Она достигается обеспечением соответствующего пропускного и внутриобъектового режима, подбором и расстановкой кадров, широким использованием технических средств безопасности и защиты информации.

Упреждающий характер мер безопасности предполагает постановку задач на ранних стадиях разработки системы физической охраны на основе анализа, прогнозирования угроз, а также своевременной выработке эффективных мер пресечения данных угроз.

Непрерывность функционирования системы физической охраны образовательного учреждения должна исключить наличие разрывов во временном и пространственном показателе, так как в противном случае создаются предпосылки нанесения ущерба образовательному учреждению.

Активность предусматривает проведение в жизнь охранных мероприятий с достаточной степенью настойчивости, оперативности, маневра силами и средствами в нужном месте и в нужное время.

Обоснованность предполагает реализацию мер физической охраны на современном уровне развития науки и техники, обоснованность заданного уровня безопасности и соответствие установленным требованиям и нормам.

Экономическая целесообразность должна обеспечивать сопоставимость возможного ущерба и затрат на обеспечение физической охраны и определяться разумной достаточностью.

Специализация предполагает привлечение к разработке и внедрению мер и средств физической защиты специализированных организаций, экспертов, наиболее подготовленных к конкретному виду деятельности, имеющих опыт практической работы и государственную лицензию на право оказания услуг в этой области.

Взаимодействие и координация предусматривают согласование порядка выполнения мероприятий физической охраны всех взаимодействующих структур по целям, задачам, месту и времени. Важность данного принципа весьма актуальна, так как образовательные учреждения не располагают собственными силами и средствами.

Совершенствование системы физической охраны предусматривает постоянное проведение анализа обеспечения безопасности, выявление и определение мер по прикрытию уязвимых мест и пресечению возможных угроз.

Централизация управления определяет характер руководства, построения и функционирования системы управления физической охраной по единым правилам.

Соблюдение всех принципов организации физической охраны, является обязательным. Не исполнение хотя бы одного может привести к снижению надежности охраны и созданию условий для возможного возникновения угроз.

Кроме того, в основе разработки системы охраны образовательного учреждения и организации ее функционирования лежит принцип создания последовательных рубежей безопасности, на которых угрозы должны быть своевременно обнаружены. Такие рубежи должны располагаться от ограждения вокруг образовательного учреждения до внутренних помещений.

2.4. Система физической охраны образовательного учреждения [21]

Обеспечение охраны образовательных учреждений в организационном плане одно из наиболее сложных направлений в системе комплексной безопасности образовательных учреждений.

Понятие “ охрана образовательного учреждения ” в данном случае включает в себя:

- организацию физической охраны объекта;

- вопросы обеспечения пропускного режима на территорию и в сооружения образовательного учреждения;

- инженерно-техническое оснащение охранной деятельности по обеспечению безопасности образовательного учреждения.

Основной целью физической охраны образовательного учреждения является недопущение противоправных действий на объекте и территории образовательного учреждения и оперативное пресечение в случае их угрозы или возникновения.

Исходя из цели физической охраны, основными ее задачами являются:

- охрана здания, сооружений и территории образовательного учреждения;

- осуществление пропускного и внутриобъектового [22] режимов на территории и в зданиях образовательного учреждения;

- повышение уровня антитеррористической и противодиверсионной защищенности образовательного учреждения;

- охрана материальных ценностей;

- контроль, за соблюдением правил пожарной безопасности;

- противодействие незаконному обороту наркогенных средств и веществ в образовательном учреждении [23];

- осуществление взаимодействия с правоохранительными органами, вспомогательными службами и другими взаимодействующими структурами в интересах обеспечения комплексной безопасности образовательного учреждения.

Решение целей и задач физической охраны конкретного образовательного учреждения во многом зависит от его особенностей, специфики и направлено на своевременное обнаружение, предупреждение и пресечение возможных опасностей и угроз.

Система физической охраны образовательного учреждения строится с использованием максимально возможных сил и средств в интересах решения всего комплекса проблем его безопасности.

К силам и средствам, привлекаемым для обеспечения физической охраны образовательного учреждения, относятся:

а) Силы:

· сотрудники вневедомственной охраны ГУВД города Москвы;

· наряды патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности ГУВД города Москвы;

· сотрудники частного охранного предприятия (ЧОП), обеспечивающие безопасность данного образовательного учреждения;

· штатные сторожа;

· мобильная группа сотрудников охраны;

· наряды добровольных народных дружин.

б) Средства физической охраны:

· оружие (сотрудников правоохранительных органов)[24];

· специальные средства [25], используемые правоохранительными структурами;

· технические средства охраны (технический мониторинг);

· инженерные средства (для обеспечения инженерно-технической укрепленности объекта);

· средства связи.

В зависимости от имеющихся сил и средств физическая охрана может иметь несколько уровней построения:

- собственно физическая охрана (сторожевая охрана);

- физическая охрана с применением технических средств;

- комплексная система охраны;

- интегрированная система охраны;

- интеллектуальные здания.

Выбор того или иного способа охраны и тактических приемов зависит от специфики объекта, его особенностей и особенно - финансовых возможностей образовательного учреждения [26].

Одним из составляющих элементов физической охраны образовательного учреждения является пропускной режим.

Пропускной режимэто установленный руководящими лицами или нормативными документами порядок, закрепленный во внутренних правилах или инструкциях организации и обеспечиваемый уполномоченными на то должностными лицами, исключающий возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, вноса (выноса) имущества и служебных документов, а также въезда автотранспорта на объект, выезда его с объекта [27].

Ответственность за соблюдение пропускного режима возлагается на работников охранных предприятий, осуществляющих охрану образовательного учреждения, и руководителей образовательного учреждения.

Основополагающим документом, регламентирующим организацию пропускного режима в образовательном учреждении, является «Положение о пропускном и внутриобъектовом режиме». Этот документ состоит из следующих разделов:

· общие положения;

· порядок пропуска учащихся, преподавателей, сотрудников образовательного учреждения, посетителей, выноса материальных ценностей;

· порядок допуска на территорию транспортных средств, аварийных бригад, машин «скорой помощи»;

· порядок и правила соблюдения внутриобъектового режима.

Данный перечень разделов и приложений не является исчерпывающим и может быть дополнен.

В разделе «Общие положения» указывается, на основании каких документов разрабатывается данное Положение; цели установления пропускного и внутриобъектового режимов; ответственность и полномочия руководства образовательного учреждения, руководства охранной организации и охранников; на основании каких документов организуется выполнение пропускного режима; на кого и как распространяются требования пропускного режима; требования по оборудованию контрольно-пропускных пунктов, запасных выходов.

В разделе «Порядок пропуска учащихся, преподавателей, сотрудников образовательного учреждения, посетителей, выноса материальных средств» указывается, какие и где устанавливаются контрольно-пропускные пункты; порядок открытия запасных выходов и порядок их охраны на период открытия; порядок пропуска учащихся в образовательное учреждение; порядок пропуска педагогов и сотрудников образовательного учреждения; порядок пропуска посетителей (родителей, представителей вышестоящих организаций Министерства образования, средств массовой информации, членов кружков, секций и т.д.); кто из руководителей образовательного учреждения и педагогов имеет право посещать образовательное учреждение в нерабочее время, праздничные и выходные дни; порядок допуска крупногабаритных предметов, ящиков, коробок и других вещей, порядок выноса материальных средств; порядок действий при возникновении ситуации, исключающей допуск лица в образовательное учреждение; кто и каким образом дает разрешение на оформление пропусков в образовательное учреждение; порядок хранения пропусков и их выдачи; порядок выдачи пропусков при утере.

В разделе «Порядок допуска на территорию транспортных средств, аварийных бригад, машин скорой помощи» указывается, на основании каких документов осуществляется допуск автотранспортных средств, порядок его парковки вблизи образовательного учреждения; порядок допуска автомашин централизованных перевозок; порядок допуска пожарных машин, аварийных бригад, машин скорой помощи; порядок вывоза сыпучих материалов, макулатуры, металлолома, строительных отходов; кто и каким образом дает разрешение на допуск автотранспорта на территорию образовательного учреждения.

В разделе «Порядок и правила соблюдения внутриобъектового режима» указывается, разрешенное время нахождения учащихся, педагогов, сотрудников образовательного учреждения на его территории; порядок приема и сдачи помещений; порядок и маршруты обхода образовательного учреждения по окончании его работы и в нерабочее время; организация и порядок дежурства персонала в образовательном учреждении; основные правила и требования пожарной безопасности.

Дополнительно к Положению готовятся следующие приложения:

· список лиц, имеющих право подписывать пропуска, с образцами их подписей;

· образцы пропусков;

· список лиц, имеющих право вскрывать соответствующие помещения.

К подготовке данного документа необходимо подходить с полной ответственностью, так как от качества его разработки будет зависеть надежность выполнения охранных функций в образовательном учреждении.

Вариант Положения о пропускном и внутриобъектовом режиме в образовательном учреждении см.: в Приложении 2.2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: