Социапьно-средовая реабилитация инвалидов с нарушениями спуха

Окружающая среда с ее многочисленными объектами,:приятие которых осуществляется с помощью слуха, для д, страдающих глухотой, является нередко малодоступ- \. Требуются определенные реабилитационные меропри-4я, для того чтобы данная категория инвалидов имела зные возможности жизнедеятельности со здоровыми.

По статистическим данным, до 3% населения страдает эушением слуха в такой степени, при которой затрудне-социальное общение. Различают врожденную и приоб-генную глухоту. Врожденная может быть наследственной оо вызванной заболеваниями внутриутробного периода, зус-конфликтом, либо приемом матерью ототоксических деств во время беременности.

Социально-средовая реабилитация инвалидов с пато-гией слуха представляется специальными методами обу-яия, обеспечением техническими средствами реабилита-и, созданием специальных производственных условий,


условий труда. Сущность социальной реабилитации инва­лидов с нарушениями слуха состоит в приведении окружа­ющей среды в соответствие с потребностями инвалидов, в создании условий для доступа инвалидов к информации, которой располагает здоровое общество.

В соответствии с Международной номенклатурой нару­шений, ограничений жизнедеятельности и социальной не­достаточности патология слуха подразделяется на:

•» глубокое двустороннее нарушение развития слуха и глубокая двусторонняя потеря слуха;

ф тяжелое двустороннее нарушение слуха, нет вос­приятия речи;

Ф среднетяжелое нарушение слуха, область интенсив-Юности нормальной речи;

| Ф легкое нарушение слуха, распознаются не все эле-1 менты обычной речи.

| Инвалиды с нарушением функций слуха разделяются на глухих, слабослышащих и позднооглохших. Две после­дние группы при наличии технических средств реабилита-іцйй (слуховых аппаратов, телефонных приставок для глу-!хих, стереофонических динамических телефонов для глу­хих и тугоухих и другой звукозаписывающей аппаратуры) имеют представление об окружающем мире. j Термин "глухой" применяется только к инвалидам, чье I слуховое нарушение является настолько тяжелым, что они не воспринимают звуки любой громкости.

Из всех видов ограничений жизнедеятельности для этой категории инвалидов наиболее значимым является ограни­чение способности к общению.

Способность к общению — способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации.

При общении осуществляется взаимосвязь и взаимо­действие людей, обмен информацией, опытом, умениями и навыками, результатами деятельности.


Общение осуществляется преимущественно за счет дств коммуникации. Основным средством коммуникации

яется речь, вспомогательными средствами — чтение и ьмо. При выраженных нарушениях слуха страдает имен-основное средство коммуникации — речь, ее восприя-. Важна роль и воспроизведения речи. У людей, страда-,их глухотой с детства, речь не развивается, следствием о является более глубокое расстройство — глухонемо-

У лиц, имеющих менее тяжелые степени глухоты, при циальном обучении появляется возможность получения формации посредством чтения и письма.

Способность к общению включает:

Ф способность к восприятию другого человека (способ-ть отразить его эмоциональные, личностные, интеллек-Ільные особенности);

Ф способность к пониманию другого человека (способ-:ть постичь смысл и значение его поступков, действий, лерений и мотивов);

Ф способность к обмену информацией (восприятию, эеработке, хранению, воспроизведению и передаче ин-рмации);

Ф способность к выработке совместной стратегии взаи-цействия, включающей разработку, проведение и конт-чь за выполнением планируемого, с возможной при необ-з;имости корректировкой;

Параметрами оценки ограничений способности к обще­го у лиц с нарушениями слуха могут быть:

Ф способность говорить (плавно произносить слова, по-мать речь, произносить и производить вербальные (сло­жные) сообщения, передавать смысл посредством речи);

Ф способность слушать (воспринимать устную речь, вер-пьпыс и иные сообщения);

Ф способность к символической коммуникации — не-рбалы-юму общению: понимать знаки и символы, коды, тать карты, диаграммы, принимать и передавать инфор-

мациш с помощью мимики, жестов, графических, зритель­ных, звуковых символов, тактильных ощущений.

Инвалиды с нарушениями слуха имеют ограничения в трудовой деятельности, связанной с необходимостью вос­приятия сигналов, информации, быстрой ориентировки в ситуации и реагировании. В связи с этим для данной катего­рии инвалидов существуют специализированные предпри­ятия, работа в специально созданных условиях.

Инвалиды с выраженной патологией слуха испытывают определенные сложности в обучении. Требуются специаль­ные методы в связи с невозможностью получения а также воспроизведения информации из-за патологии коммуника­тивных функций. Для этой категории инвалидов существу­ют специальные школы для глухих и слабослышащих. Чем раньше начато обучение, тем больше вероятности разви­тия речи. Существуют тренажеры для развития слухового, слухо-вибротактильного восприятия, применяется аппара­тура для коллективных и индивидуальных занятий (про­водная звукоусиливающая аппаратура и беспроводная аппа­ратура, работающая на инфракрасном излучении и на ра­диопринципе).

В целях социально-бытовой и социально-средовой реа­билитации инвалидов с нарушениями слуха используется много технических средств. Среди них индивидуальные слу­ховые аппараты:

•Ф ушные вкладыши каплевидной формы, которая мак­симально соответствует анатомическим особенностям слу­хового прохода, что позволяет избежать обратной акусти­ческой связи;

* заушные слуховые аппараты с присоединением к дужке очковой оправы;

Ф система индивидуального прослушивания телерадио­аппаратуры (радионаушники);

Ф усилитель акустический (насадка) на телефонную трубку.

Люди, страдающие тугоухостью, постоянно сталкива­лся с проблемами адаптации к слуховым требованиям по-седневной жизни. Для создания максимального комфорта юдям с частичной потерей слуха рекомендуется оснаще-ие бытовых и производственных помещений следующей ппаратурой"

* индикатор телефонного вызова (телефонный сигна-
Ійзатор) с возможностью подключения комнатного светиль-
дака;

^ световой сигнализатор детского плача со встроен-Іым передатчиком;

Ф телефонная трубка с усилителем;

Ф световой сигнализатор дверного звонка;

* будильник со световой, вибрационной индикацией;
4 детектор дыма со световой индикацией;

4 телефон-принтер с памятью со встроенным экраном.

В связи с тем, что в основе причин глухоты (снижения:луха) лежат вредные условия труда (шум, вибрация), в эеабилитационных целях применяют звукоизоляцию, виб-эопоглощепие, дистанционное управление. Используются и индивидуальные средства защиты: виброгасящие перчат­ки, обувь, ушные шлемы, антифоны.

Плохо слышащие и глухие испытывают затруднения при пользовании общественным транспортом. Невозможность услышать предстоящую остановку вызывает у инвалидов психологическую напряженность.

Специфические ограничения жизнедеятельности у лиц с нарушениями слуха заключаются в затруднении получе­ния информации (вербальной, звуковой). В связи с этим глу­хота не столько создает проблемы "доступа" к транспорту, сколько ограничивает возможности его использования без дополнительных приспособлений. В связи с этим как реаби­литационное мероприятие выступает информационное обес­печение инвалидов с патологией слуха на транспорте, ос­нащение транспорта для глухих и шюхослышащих, кото­рое представлено световым сигнализатором остановки и начала движения, "бегущей строкой" — информацией о наименовании станции, мигающим маяком.

Для действенной реализации программ социальной ре­абилитации инвалидов с нарушениями слуха представля­ется важным осуществление субтитрования общественно значимых информационных и других телепередач, выпуск видеопродукции (с субтитрами) публицистической, образо­вательной, научно-познавательной и культурно-просвети­тельской направленности, адресованной инвалидам.

Для социальной реабилитации инвалидов с патологией слуха важное значение имеет Всероссийское общество глу­хих (ВОГ), которое располагает широкой сетью реабили­тационных учреждений, где осуществляется обучение, тру­доустройство и меры по социальной интеграции лиц с дан­ной патологией.

В Федеральном законе "О социальной защите инвали­дов в Российской Федерации" прописаны льготы для лиц, страдающих нарушениями слуха. Инвалиды обеспечивают­ся необходимыми средствами телекоммуникационного об­служивания, специальными телефонными аппаратами (в том числе для абонентов с дефектами слуха), инвалиды обеспе­чиваются бытовыми приборами, сурдо- и другими средства­ми, необходимыми для социальной адаптации. Ремонт ука­занных приборов и средств производится инвалидам бес­платно или на льготных условиях. Порядок обеспечения инвалидов техническими и иными средствами, облегчающими их труд и быт, определяется Правительством Российской Федерации.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем сущность социальной реабилитации инвалидов
с патологией слуха?

2. Какие виды нарушений слуха вы можете назвать?

3. Какой вид ограничений жизнедеятельности наиболее
там для инвалидов с поражением слуха?

4. Какие виды индивидуальных технических средств
цлагаются инвалидам с нарушениями слуха?

5. Какие приборы рекомендуются для установки в бы-
зіх условиях для инвалидов с патологией слуха?

6. Какие средства, компенсирующие дефицит слуха,
эльзуются в производственных условиях?

7. Какими средствами обеспечивается возможность
ьзования транспортом инвалидов с нарушениями слуха?

8. Какими льготами пользуются инвалиды с нарушени-
слуха7

Рекомендуемая литература

1. Гусева Н. К. Основы социальной защиты больных и
алидов в Российской Федерации. Н. Новгород: НГМА,
Э.

2. Дементьева П. Ф., Устинова Э. В. Медико-социальные
эхнологические требования к общественному пассажир-
viу транспорту, учитывающие потребности различных
егорий инвалидов. Обзорная информация. М.: ЦБНТИ
Ітруда России, 1998. Вып. 3.

3. Критерии оценки ограничений жизнедеятельности в
еждениях МСЭ: Методические рекомендации / Сост.
І. Лаврова, Е. С. Либман, С. Н. Лузин и др. М.: ЦИЭТИЫ,
[).

4. Международная номенклатура нарушений, ограниче-
жи;шедеятелыгости и социальной недостаточности. М.:

\Ш, 1994.

5. Тарасов Д. И. Глухота // БМЭ. Т. 6. М.: Советская
иклопедия, 1977. С. 186—196.

6. Федеральный закон "О социальной защите инвалидов
'оссийской Федерации" // Собрание законодательства
сийской Федерации. 1995. N» 48. Ст. 4Г>63.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: