Окружающая среда с ее многочисленными объектами,:приятие которых осуществляется с помощью слуха, для д, страдающих глухотой, является нередко малодоступ- \. Требуются определенные реабилитационные меропри-4я, для того чтобы данная категория инвалидов имела зные возможности жизнедеятельности со здоровыми.
По статистическим данным, до 3% населения страдает эушением слуха в такой степени, при которой затрудне-социальное общение. Различают врожденную и приоб-генную глухоту. Врожденная может быть наследственной оо вызванной заболеваниями внутриутробного периода, зус-конфликтом, либо приемом матерью ототоксических деств во время беременности.
Социально-средовая реабилитация инвалидов с пато-гией слуха представляется специальными методами обу-яия, обеспечением техническими средствами реабилита-и, созданием специальных производственных условий,
условий труда. Сущность социальной реабилитации инвалидов с нарушениями слуха состоит в приведении окружающей среды в соответствие с потребностями инвалидов, в создании условий для доступа инвалидов к информации, которой располагает здоровое общество.
|
|
В соответствии с Международной номенклатурой нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности патология слуха подразделяется на:
•» глубокое двустороннее нарушение развития слуха и глубокая двусторонняя потеря слуха;
ф тяжелое двустороннее нарушение слуха, нет восприятия речи;
Ф среднетяжелое нарушение слуха, область интенсив-Юности нормальной речи;
| Ф легкое нарушение слуха, распознаются не все эле-1 менты обычной речи.
| Инвалиды с нарушением функций слуха разделяются на глухих, слабослышащих и позднооглохших. Две последние группы при наличии технических средств реабилита-іцйй (слуховых аппаратов, телефонных приставок для глу-!хих, стереофонических динамических телефонов для глухих и тугоухих и другой звукозаписывающей аппаратуры) имеют представление об окружающем мире. j Термин "глухой" применяется только к инвалидам, чье I слуховое нарушение является настолько тяжелым, что они не воспринимают звуки любой громкости.
Из всех видов ограничений жизнедеятельности для этой категории инвалидов наиболее значимым является ограничение способности к общению.
Способность к общению — способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации.
При общении осуществляется взаимосвязь и взаимодействие людей, обмен информацией, опытом, умениями и навыками, результатами деятельности.
Общение осуществляется преимущественно за счет дств коммуникации. Основным средством коммуникации
|
|
яется речь, вспомогательными средствами — чтение и ьмо. При выраженных нарушениях слуха страдает имен-основное средство коммуникации — речь, ее восприя-. Важна роль и воспроизведения речи. У людей, страда-,их глухотой с детства, речь не развивается, следствием о является более глубокое расстройство — глухонемо-
У лиц, имеющих менее тяжелые степени глухоты, при циальном обучении появляется возможность получения формации посредством чтения и письма.
Способность к общению включает:
Ф способность к восприятию другого человека (способ-ть отразить его эмоциональные, личностные, интеллек-Ільные особенности);
Ф способность к пониманию другого человека (способ-:ть постичь смысл и значение его поступков, действий, лерений и мотивов);
Ф способность к обмену информацией (восприятию, эеработке, хранению, воспроизведению и передаче ин-рмации);
Ф способность к выработке совместной стратегии взаи-цействия, включающей разработку, проведение и конт-чь за выполнением планируемого, с возможной при необ-з;имости корректировкой;
Параметрами оценки ограничений способности к общего у лиц с нарушениями слуха могут быть:
Ф способность говорить (плавно произносить слова, по-мать речь, произносить и производить вербальные (сложные) сообщения, передавать смысл посредством речи);
Ф способность слушать (воспринимать устную речь, вер-пьпыс и иные сообщения);
Ф способность к символической коммуникации — не-рбалы-юму общению: понимать знаки и символы, коды, тать карты, диаграммы, принимать и передавать инфор-
мациш с помощью мимики, жестов, графических, зрительных, звуковых символов, тактильных ощущений.
Инвалиды с нарушениями слуха имеют ограничения в трудовой деятельности, связанной с необходимостью восприятия сигналов, информации, быстрой ориентировки в ситуации и реагировании. В связи с этим для данной категории инвалидов существуют специализированные предприятия, работа в специально созданных условиях.
Инвалиды с выраженной патологией слуха испытывают определенные сложности в обучении. Требуются специальные методы в связи с невозможностью получения а также воспроизведения информации из-за патологии коммуникативных функций. Для этой категории инвалидов существуют специальные школы для глухих и слабослышащих. Чем раньше начато обучение, тем больше вероятности развития речи. Существуют тренажеры для развития слухового, слухо-вибротактильного восприятия, применяется аппаратура для коллективных и индивидуальных занятий (проводная звукоусиливающая аппаратура и беспроводная аппаратура, работающая на инфракрасном излучении и на радиопринципе).
В целях социально-бытовой и социально-средовой реабилитации инвалидов с нарушениями слуха используется много технических средств. Среди них индивидуальные слуховые аппараты:
•Ф ушные вкладыши каплевидной формы, которая максимально соответствует анатомическим особенностям слухового прохода, что позволяет избежать обратной акустической связи;
* заушные слуховые аппараты с присоединением к дужке очковой оправы;
Ф система индивидуального прослушивания телерадиоаппаратуры (радионаушники);
Ф усилитель акустический (насадка) на телефонную трубку.
Люди, страдающие тугоухостью, постоянно сталкивался с проблемами адаптации к слуховым требованиям по-седневной жизни. Для создания максимального комфорта юдям с частичной потерей слуха рекомендуется оснаще-ие бытовых и производственных помещений следующей ппаратурой"
* индикатор телефонного вызова (телефонный сигна-
Ійзатор) с возможностью подключения комнатного светиль-
дака;
^ световой сигнализатор детского плача со встроен-Іым передатчиком;
|
|
Ф телефонная трубка с усилителем;
Ф световой сигнализатор дверного звонка;
* будильник со световой, вибрационной индикацией;
4 детектор дыма со световой индикацией;
4 телефон-принтер с памятью со встроенным экраном.
В связи с тем, что в основе причин глухоты (снижения:луха) лежат вредные условия труда (шум, вибрация), в эеабилитационных целях применяют звукоизоляцию, виб-эопоглощепие, дистанционное управление. Используются и индивидуальные средства защиты: виброгасящие перчатки, обувь, ушные шлемы, антифоны.
Плохо слышащие и глухие испытывают затруднения при пользовании общественным транспортом. Невозможность услышать предстоящую остановку вызывает у инвалидов психологическую напряженность.
Специфические ограничения жизнедеятельности у лиц с нарушениями слуха заключаются в затруднении получения информации (вербальной, звуковой). В связи с этим глухота не столько создает проблемы "доступа" к транспорту, сколько ограничивает возможности его использования без дополнительных приспособлений. В связи с этим как реабилитационное мероприятие выступает информационное обеспечение инвалидов с патологией слуха на транспорте, оснащение транспорта для глухих и шюхослышащих, которое представлено световым сигнализатором остановки и начала движения, "бегущей строкой" — информацией о наименовании станции, мигающим маяком.
Для действенной реализации программ социальной реабилитации инвалидов с нарушениями слуха представляется важным осуществление субтитрования общественно значимых информационных и других телепередач, выпуск видеопродукции (с субтитрами) публицистической, образовательной, научно-познавательной и культурно-просветительской направленности, адресованной инвалидам.
Для социальной реабилитации инвалидов с патологией слуха важное значение имеет Всероссийское общество глухих (ВОГ), которое располагает широкой сетью реабилитационных учреждений, где осуществляется обучение, трудоустройство и меры по социальной интеграции лиц с данной патологией.
|
|
В Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" прописаны льготы для лиц, страдающих нарушениями слуха. Инвалиды обеспечиваются необходимыми средствами телекоммуникационного обслуживания, специальными телефонными аппаратами (в том числе для абонентов с дефектами слуха), инвалиды обеспечиваются бытовыми приборами, сурдо- и другими средствами, необходимыми для социальной адаптации. Ремонт указанных приборов и средств производится инвалидам бесплатно или на льготных условиях. Порядок обеспечения инвалидов техническими и иными средствами, облегчающими их труд и быт, определяется Правительством Российской Федерации.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем сущность социальной реабилитации инвалидов
с патологией слуха?
2. Какие виды нарушений слуха вы можете назвать?
3. Какой вид ограничений жизнедеятельности наиболее
там для инвалидов с поражением слуха?
4. Какие виды индивидуальных технических средств
цлагаются инвалидам с нарушениями слуха?
5. Какие приборы рекомендуются для установки в бы-
зіх условиях для инвалидов с патологией слуха?
6. Какие средства, компенсирующие дефицит слуха,
эльзуются в производственных условиях?
7. Какими средствами обеспечивается возможность
ьзования транспортом инвалидов с нарушениями слуха?
8. Какими льготами пользуются инвалиды с нарушени-
слуха7
Рекомендуемая литература
1. Гусева Н. К. Основы социальной защиты больных и
алидов в Российской Федерации. Н. Новгород: НГМА,
Э.
2. Дементьева П. Ф., Устинова Э. В. Медико-социальные
эхнологические требования к общественному пассажир-
viу транспорту, учитывающие потребности различных
егорий инвалидов. Обзорная информация. М.: ЦБНТИ
Ітруда России, 1998. Вып. 3.
3. Критерии оценки ограничений жизнедеятельности в
еждениях МСЭ: Методические рекомендации / Сост.
І. Лаврова, Е. С. Либман, С. Н. Лузин и др. М.: ЦИЭТИЫ,
[).
4. Международная номенклатура нарушений, ограниче-
жи;шедеятелыгости и социальной недостаточности. М.:
\Ш, 1994.
5. Тарасов Д. И. Глухота // БМЭ. Т. 6. М.: Советская
иклопедия, 1977. С. 186—196.
6. Федеральный закон "О социальной защите инвалидов
'оссийской Федерации" // Собрание законодательства
сийской Федерации. 1995. N» 48. Ст. 4Г>63.