Возможны и другие подходы к классификации социально-защитных и реабилитационных технологий. В качестве доминирующего признака может фигурировать место постоянного проживания клиентов (домашние условия, приют, детский дом. интернат, клиника, загородный пансионат и т.д.) или тип конкретного дефекта (полная или частичная утрата зрения, слуха, двигательных возможностей, психические аномалии и т.д.) и связанных с этим медико-социальных ограничений и степени социально-культурной недостаточности пожилых людей и инвалидов
Социально-защитные технологии часто отличаются друг от друга по различным типам включенности клиентов в процесс социально-культурной реабилитации (пассивному, потребительскому, творческому), а также по возрастным, тендерным, профессиональным и другим характеристикам
Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилышков. Социально-культурная деятельность
Вне зависимости от своего типа все перечисленные выше технологии не могут и не должны быть средством только «приятного времяпровождения», удовлетворения гедонистических потребностей пожилых людей и инвалидов в общении, зрелищах и развлечениях. Каждая из технологий выполняет по отношению к инвалидной и пожилой среде совершенно определенную утилитарную. сугубо прагматическую функцию: достигнуть необходимого медико-социального, психологического, культурно-реабилитационного результата. Очевидно, что при всем своем разнообразии эти технологии, входящие в новую для себя среду, должны отличаться принципиально новыми качествами: ориентацией инвалидов на их интеграцию в культурную жизнь, выходом за пределы удовлетворения их узкоутилитарных досуговых потребностей, использованием педагогических и культуротворческих резервов для самоутверждения и самореализации.
Если конкретизировать реабилитирующие функции социокультурных технологий в жизненном пространстве инвалидов, то речь пойдет об обыденных для каждого из них вещах: адаптироваться в стандартных социокультурных ситуациях, найти на рынке труда нишу для применения своих творческих способностей, уметь отыскать и использовать нужную для своей практической деятельности и досуга информацию. Назначение социокультурных технологий состоит и в том, чтобы научить ребенка или взрослого-инвалида адекватно участвовать в самых разнообразных формах и ситуациях общения, пользоваться всеми доступными средствами массовой информации, компьютером, книгами, обучить инвалида знаниям и навыкам, увеличивающим степень его самостоятельности в выборе и осуществлении способов трудовой деятельности, проведения досуга и развлечений, крута общения и самообслуживания.
Коллектив ученых МГУКИ провел большую работу по отслеживанию, аккумулированию и систематизации, на основе изучения практического опыта социальных учреждений, банка реабилитирующих культуросообразных технологий. Большинство этих технологий позволяют закрепить и зафиксировать модели поведения ребенка или взрослого в стандартных домашних, бытовых, досуговых ситуациях. Обязательный перенос полученных умений и навыков в повседневную среду позволил создать информацион-
Раздел V. Социально-культурные технологии
ные, проектные, игровые, арттсрапевтические технологии, многие из которых носят поистине уникальный, инновационный характер.
На взгляд исследователей, формулировка такой проблемы, как освоение жизненно необходимого для инвалида пространства с помощью социокультурных технологий, по сути, определяет направленность необходимых информационно-методических материалов.
Муниципальное образовательное учреждение «Центр лечебной педагогики», созданное в 90-х годах по инициативе администрации г.Пскова, городской Ассоциации родителей детей-инвалидов и Евангелической церковной общины г. Вассенберга (Германия), рассчитано на обучение, воспитание и развитие, социальную и трудовую адаптацию детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями восприятия, мышления, внимания, памяти, речи, моторики, вызванными органическим поражением центральной нервной системы. Одна из главных задач данной школы-центра - включить в социально-культурное и образовательное пространство детей, ранее называвшихся «необучаемыми>.' и не имевших возможности посещать какое-либо учебное заведение. Обеспечивая дневное пребывание для учащихся в возрасте от 6 до 18 лет (50 мест), Центр даст возможность родителям работать, а после работы заниматься воспитанием ребенка в семье, не передавая его в интернатное учреждение.
В 2003 году в связи с юбилейными датами - 1100-летием города Пскова и десятилетием своего существования, Центр разработал и реализовал несколько масштабных некоммерческих проектов под избранным девизом - «От культуры полезности к культуре достоинства». В их числе - международная конференция «Социально-психологические основы интеграции в общество лиц с тяжелыми и множественными нарушениями», молодежный российско-немецкий музыкальный проект «Путь к миру, толерантности и интеграции» и праздник, посвященный 10-летию Центра лечебной педагогики.
Помимо реализации широкого объема чисто менеджерских и рекламно-информационных функций, авторы проектов привлекли широкий комплекс вспомогательных реабилитационных технологий, направленных на максимальное развитие креатива самих учащихся Центра лечебной педагогики, их творческой фантазии,
J.S"
ТТ. Киселева, Ю.Д. Красилышков. Социально-культурная деятельность
музыкальных, конструктивных, художественных, любительских способностей. Заблаговременно весь контингент учащихся Центра был разделен на несколько мелких групп по 3-5 человек, каждая группа во главе с педагогом выполняла конкретное задание: одни репетировали концертные номера, другие занимались изготовлением сувениров, третьи выпекали на продажу вафли, четвертые вырезали флажки для праздничных гирлянд и т.д.
Каждая из технологий не только носила характер своеобразного реабилитационного тренинга, но и включала в себя богатую морально-психологическую, эмоциональную мотивацию: «делаем своими руками, приносим пользу, нас будут уважать: о нас будут говорить». Занимаясь в течение года подготовкой мероприятий, педагоги, учащиеся и их родители получили возможность не только освоить какие-либо новые для себя функции и навыки, но и проверить уровень их закрепленности у детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями.
Проблема активного включения инвалидов в культурное пространство с помощью социокультурных технологий ведет к необходимости существенной перестройки образовательной деятельности школ, вузов, средних специальных учебных заведений в соответствии с требованиями жизни и реабилитационными задачами. Не секрет, что не только учителя и работники учреждений культуры, но и сотрудники реабилитационных центров часто некомпетентны в социокультурной реабилитации и действуют интуитивно.
Огромные возможности социокультурных технологий в социальной реабилитации детей-инвалидов реализуются далеко не в полном объеме. В большинстве реабилитационных центров и учреждений культуры их использование практически не выходит за рамки тех занятий, которые ведутся со здоровыми детьми.
Освоение инновационных методик и технологий, основанных на привлечении средств искусства или спорта, носит, как правило, случайный характер. Обобщение и распространение прогрессивных методов пока не налажено. Действующая в регионах система социально-культурной реабилитации инвалидов, по существу, не обладает ни достаточно развитой инфраструктурой, ни надлежащей законодательной базой, поскольку принимаемые по этому поводу нормативно-правовые документы страдают декларативно-
Раздел V, Социально-культурные технологии
стью, так как не подкрепляются финансовыми и организационными мероприятиями, оснащением оборудования и создания безбарьерной среды. Если к этому добавить, что обучение кадров. специализирующихся на социокультурной реабилитации, только набирает силу, а учебные планы по арттерапии и игротерапии далеко не всегда включаются в программы подготовки, то становится совершенно очевидным, что сейчас делаются только первые шаги на пути к поставленной цели.
Использование социально-культурных технологий помогает детям с ограниченными возможностями развить творческую деятельность, коммуникативные навыки, умение общаться с аудиторией. Творческий компонент позволяет избежать монотонности и однообразия в осуществлении соответствующих реабилитирующих заданий.
Кроме того, возрастает социальная и личностная значимость того дела, которым занимается несовершеннолетний инвалид. Многие современные компьютерные или художественно-прикладные социально-культурные технологии могут стать и часто действительно становятся источником его дальнейшего самоопределения и самообеспеченности. Те же компьютерные услуги или занятия народными промыслами относятся к наиболее гарантированным видам деятельности на рынке труда.
Если в недавнем прошлом обеспечение определенных групп инвалидов рабочими местами специально контролировалось государственными органами, то в современных условиях перехода к рыночным отношениям этот контроль ослабляется и усиливается тенденция к вытеснению инвалидов из производственной сферы. Несовершенство законодательной базы и слабая социальная защищенность лишают инвалидов возможности эффективно сопротивляться этой тенденции,
В 1992 году в стране было приняты указы Президента Российской Федерации - «О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов», «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов», «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности». Эти документы послужили своеобразным стимулом для развертывания социально-культурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями. Было положено начало разработке, освоению и
ТТ. К иселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность
внедрению разнообразных терапевтических технологий, основанных на использовании средств культуры, образования, искусства, спорта.
Применение и развитие гуманитарных технологий находит свое отражение не только в исторически сложившихся, традиционных, но и в новых видах социально-культур ной деятельности, Это относится, в первую очередь, к социально-защитным, реабилитационным технологиям, направленным на создание необходимого образовательного, профессионального, рекламно-информационного, досугового пространства для социально ослабленных и социально незащищенных групп населения