Особенности процесса социально-культурной реабилитации инвалидов и пожилых людей

Возможны и другие подходы к классификации социально-за­щитных и реабилитационных технологий. В качестве домини­рующего признака может фигурировать место постоянного про­живания клиентов (домашние условия, приют, детский дом. ин­тернат, клиника, загородный пансионат и т.д.) или тип конкрет­ного дефекта (полная или частичная утрата зрения, слуха, двига­тельных возможностей, психические аномалии и т.д.) и связанных с этим медико-социальных ограничений и степени социально-культурной недостаточности пожилых людей и инвалидов

Социально-защитные технологии часто отличаются друг от друга по различным типам включенности клиентов в процесс со­циально-культурной реабилитации (пассивному, потребитель­скому, творческому), а также по возрастным, тендерным, профес­сиональным и другим характеристикам





Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилышков. Социально-культурная деятельность

Вне зависимости от своего типа все перечисленные выше тех­нологии не могут и не должны быть средством только «приятного времяпровождения», удовлетворения гедонистических потребно­стей пожилых людей и инвалидов в общении, зрелищах и развле­чениях. Каждая из технологий выполняет по отношению к инва­лидной и пожилой среде совершенно определенную утилитарную. сугубо прагматическую функцию: достигнуть необходимого ме­дико-социального, психологического, культурно-реабилитацион­ного результата. Очевидно, что при всем своем разнообразии эти технологии, входящие в новую для себя среду, должны отличаться принципиально новыми качествами: ориентацией инвалидов на их интеграцию в культурную жизнь, выходом за пределы удовлетво­рения их узкоутилитарных досуговых потребностей, использова­нием педагогических и культуротворческих резервов для самоут­верждения и самореализации.

Если конкретизировать реабилитирующие функции социо­культурных технологий в жизненном пространстве инвалидов, то речь пойдет об обыденных для каждого из них вещах: адаптиро­ваться в стандартных социокультурных ситуациях, найти на рынке труда нишу для применения своих творческих способностей, уметь отыскать и использовать нужную для своей практической деятельности и досуга информацию. Назначение социокультурных технологий состоит и в том, чтобы научить ребенка или взрослого-инвалида адекватно участвовать в самых разнообразных формах и ситуациях общения, пользоваться всеми доступными средствами массовой информации, компьютером, книгами, обучить инвалида знаниям и навыкам, увеличивающим степень его самостоятельно­сти в выборе и осуществлении способов трудовой деятельности, проведения досуга и развлечений, крута общения и самообслужи­вания.

Коллектив ученых МГУКИ провел большую работу по отсле­живанию, аккумулированию и систематизации, на основе изуче­ния практического опыта социальных учреждений, банка реабили­тирующих культуросообразных технологий. Большинство этих технологий позволяют закрепить и зафиксировать модели поведе­ния ребенка или взрослого в стандартных домашних, бытовых, досуговых ситуациях. Обязательный перенос полученных умений и навыков в повседневную среду позволил создать информацион-


Раздел V. Социально-культурные технологии

ные, проектные, игровые, арттсрапевтические технологии, многие из которых носят поистине уникальный, инновационный характер.

На взгляд исследователей, формулировка такой проблемы, как освоение жизненно необходимого для инвалида пространства с помощью социокультурных технологий, по сути, определяет на­правленность необходимых информационно-методических мате­риалов.

Муниципальное образовательное учреждение «Центр лечеб­ной педагогики», созданное в 90-х годах по инициативе админи­страции г.Пскова, городской Ассоциации родителей детей-инва­лидов и Евангелической церковной общины г. Вассенберга (Гер­мания), рассчитано на обучение, воспитание и развитие, социаль­ную и трудовую адаптацию детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями восприятия, мышления, внимания, памяти, речи, моторики, вызванными органическим поражением центральной нервной системы. Одна из главных задач данной школы-центра - включить в социально-культурное и образова­тельное пространство детей, ранее называвшихся «необучаемыми>.' и не имевших возможности посещать какое-либо учебное заведе­ние. Обеспечивая дневное пребывание для учащихся в возрасте от 6 до 18 лет (50 мест), Центр даст возможность родителям работать, а после работы заниматься воспитанием ребенка в семье, не пере­давая его в интернатное учреждение.

В 2003 году в связи с юбилейными датами - 1100-летием го­рода Пскова и десятилетием своего существования, Центр разра­ботал и реализовал несколько масштабных некоммерческих про­ектов под избранным девизом - «От культуры полезности к куль­туре достоинства». В их числе - международная конференция «Социально-психологические основы интеграции в общество лиц с тяжелыми и множественными нарушениями», молодежный рос­сийско-немецкий музыкальный проект «Путь к миру, толерантно­сти и интеграции» и праздник, посвященный 10-летию Центра ле­чебной педагогики.

Помимо реализации широкого объема чисто менеджерских и рекламно-информационных функций, авторы проектов привлекли широкий комплекс вспомогательных реабилитационных техноло­гий, направленных на максимальное развитие креатива самих учащихся Центра лечебной педагогики, их творческой фантазии,

J.S"


ТТ. Киселева, Ю.Д. Красилышков. Социально-культурная деятельность

музыкальных, конструктивных, художественных, любительских способностей. Заблаговременно весь контингент учащихся Цен­тра был разделен на несколько мелких групп по 3-5 человек, каж­дая группа во главе с педагогом выполняла конкретное задание: одни репетировали концертные номера, другие занимались изго­товлением сувениров, третьи выпекали на продажу вафли, четвер­тые вырезали флажки для праздничных гирлянд и т.д.

Каждая из технологий не только носила характер своеобраз­ного реабилитационного тренинга, но и включала в себя богатую морально-психологическую, эмоциональную мотивацию: «делаем своими руками, приносим пользу, нас будут уважать: о нас будут говорить». Занимаясь в течение года подготовкой мероприятий, педагоги, учащиеся и их родители получили возможность не толь­ко освоить какие-либо новые для себя функции и навыки, но и проверить уровень их закрепленности у детей и подростков с тя­желыми и множественными нарушениями.

Проблема активного включения инвалидов в культурное про­странство с помощью социокультурных технологий ведет к необ­ходимости существенной перестройки образовательной деятель­ности школ, вузов, средних специальных учебных заведений в со­ответствии с требованиями жизни и реабилитационными зада­чами. Не секрет, что не только учителя и работники учреждений культуры, но и сотрудники реабилитационных центров часто не­компетентны в социокультурной реабилитации и действуют ин­туитивно.

Огромные возможности социокультурных технологий в соци­альной реабилитации детей-инвалидов реализуются далеко не в полном объеме. В большинстве реабилитационных центров и уч­реждений культуры их использование практически не выходит за рамки тех занятий, которые ведутся со здоровыми детьми.

Освоение инновационных методик и технологий, основанных на привлечении средств искусства или спорта, носит, как правило, случайный характер. Обобщение и распространение прогрессив­ных методов пока не налажено. Действующая в регионах система социально-культурной реабилитации инвалидов, по существу, не обладает ни достаточно развитой инфраструктурой, ни надлежа­щей законодательной базой, поскольку принимаемые по этому по­воду нормативно-правовые документы страдают декларативно-


Раздел V, Социально-культурные технологии

стью, так как не подкрепляются финансовыми и организацион­ными мероприятиями, оснащением оборудования и создания без­барьерной среды. Если к этому добавить, что обучение кадров. специализирующихся на социокультурной реабилитации, только набирает силу, а учебные планы по арттерапии и игротерапии да­леко не всегда включаются в программы подготовки, то стано­вится совершенно очевидным, что сейчас делаются только первые шаги на пути к поставленной цели.

Использование социально-культурных технологий помогает детям с ограниченными возможностями развить творческую дея­тельность, коммуникативные навыки, умение общаться с аудито­рией. Творческий компонент позволяет избежать монотонности и однообразия в осуществлении соответствующих реабилитирую­щих заданий.

Кроме того, возрастает социальная и личностная значимость того дела, которым занимается несовершеннолетний инвалид. Многие современные компьютерные или художественно-приклад­ные социально-культурные технологии могут стать и часто дейст­вительно становятся источником его дальнейшего самоопределе­ния и самообеспеченности. Те же компьютерные услуги или заня­тия народными промыслами относятся к наиболее гарантирован­ным видам деятельности на рынке труда.

Если в недавнем прошлом обеспечение определенных групп инвалидов рабочими местами специально контролировалось госу­дарственными органами, то в современных условиях перехода к рыночным отношениям этот контроль ослабляется и усиливается тенденция к вытеснению инвалидов из производственной сферы. Несовершенство законодательной базы и слабая социальная за­щищенность лишают инвалидов возможности эффективно сопро­тивляться этой тенденции,

В 1992 году в стране было приняты указы Президента Россий­ской Федерации - «О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов», «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов», «О мерах по формирова­нию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности». Эти документы послужили своеобразным стимулом для развертыва­ния социально-культурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями. Было положено начало разработке, освоению и


ТТ. К иселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

внедрению разнообразных терапевтических технологий, основан­ных на использовании средств культуры, образования, искусства, спорта.

Применение и развитие гуманитарных технологий находит свое отражение не только в исторически сложившихся, традици­онных, но и в новых видах социально-культур ной деятельности, Это относится, в первую очередь, к социально-защитным, реаби­литационным технологиям, направленным на создание необходи­мого образовательного, профессионального, рекламно-информа­ционного, досугового пространства для социально ослабленных и социально незащищенных групп населения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: