Зрение является одной из ведущих функций человека, оно обеспечивает получение более 90% информации о внешнем мире. При частичной или полной утрате зрения человек испытывает большие трудности в самообслуживании, передвижении, ориентации, общении, обучении, трудовой деятельности, т. е. в осуществлении всей полноты жизнедеятельности.
В соответствии с Международной номенклатурой нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности выделяются зрительные нарушения:
^ глубокое нарушение зрения обоих глаз;
<» глубокое нарушение зрения одного глаза с низким зрением другого глаза;
Ф среднее нарушение зрения обоих глаз;
Ф глубокое нарушение зрения одного глаза, другой глаз нормальный.
Нарушения зрения, степень которых может быть уменьшена при помощи компенсирующих средств и которые можно исправить очками или контактными линзами, обычно не считаются зрительными нарушениями.
По статистическим данным, распространенность слепоты среди населения достигает 1%.
Главной характеристикой, отражающей тяжесть патологии органа зрения и определяющей ее влияние на жизнедеятельность и социальную достаточность человека, является состояние зрительных функций, основные среди которых острота и поле зрения.
При нарушении остроты зрения снижается различительная способность зрительного анализатора, возможность детального зрения, что ограничивает возможность обучения, получения профессионального образования и участия в трудовой деятельности. При значительном нарушении остроты зрения (вплоть до слепоты) резко ограничиваются и дру-
категории жизнедеятельности. Лица с концентрическим жением поля зрения с трудом ориентируются в незнако-й обстановке, несмотря на относительно высокие пока-гели остроты зрения. Мобильность их значительно огра-чена.
Абсолютная или практическая слепота приводит к рез-му ограничению основных категорий жизнедеятельности, •солютно слепые люди практически утрачивают способ-сть к самообслуживанию и физической независимости.
В связи с дефицитом зрения окружающая среда вос-инимается незрячими с помощью других анализаторов, эеобладающей становится информация акустическая, так-льная, кинестетическая, свето-цветовая. Приобретает ачение форма и фактура предметов и материального мира целом. В процессе осязательного восприятия участвуют ки, подошвы ступней, в осязании мелких предметов — ык и губы.
Важную роль в жизнедеятельности слепых играет слух. Іух у них чрезвычайно обострен и реагирует на малейше акустические нюансы при передвижении в простран-ве. В связи с этим при решении реабилитационных задач жен акцент на управлении звуками в среде обитания не-ячих. Необходимо выделить и усилить нужные для ори-тации звуки и заглушить посторонние помехи и шумы, эй формировании среды жизнедеятельности для слепых едует уделять особое внимание акустическим и звуко-юляционпым характеристикам строительных материалов конструкций.
Компенсаторная приспособляемость организма наделя-• слепого фоточувствительностыо кода, дающей возмож-Ість различения не только контуров, но и цвета крупных 'ъектов. Слепой, обладающий таким качеством, по мере даближения к большим предметам чувствует препятствие, югда может судить о размерах и материале объекта.
На использовании функций кожной чувствительности и Іуха базируются вспомогательные тифлотехнические сред-
ства и приспособления, помогающие слепому при передвижении: звуковые маяки у переходов, на остановках, внутренние и наружные информаторы, рельефные (по Брай-лю) надписи внутри транспортных средств и на вокзалах, электронные системы открывания дверей и др.
Наиболее значимым видом ограничения жизнедеятельности инвалидов с нарушениями зрения является ограничение способности к ориентации — способности определяться во времени и пространстве.
Способность к ориентации осуществляется путем прямого и косвенного восприятия окружающей обстановки, переработки получаемой информации и адекватного определения ситуации.
Способность к ориентации включает:
Ф способность к определению времени по общепринятым признакам (время суток, время года и др.);
Ф способность к определению местонахождения по пространственным ориентирам, запахам, звукам;
4> способность правильно местополагать внешние объекты, события и себя самого по отношению к временным и пространственным ориентирам;
Ф способность к ориентации в собственной личности, схеме тела, различение правого и левого и др.;
Ф способность к восприятию и адекватному реагированию на поступающую информацию (вербальную, невербальную, зрительную, слуховую, вкусовую, полученную путем обоняния и осязания), пониманию связей между предметами и явлениями.
Параметрами при оценке способности к ориентации являются:
•Ф состояние системы ориентации (зрения, слуха, осязания, обоняния);
Ф состояние системы коммуникации (речи, письма, чтения);
•* способность к восприятию, анализу и адекватному реагированию на получаемую информацию;
* способность к ориентации в собственной личности и миних по отношению к ней временных, пространствен-х условий, средовых ситуаций.
Социально-бытовая и социально-средовая реабилита-ч инвалидов с нарушениями зрения обеспечивается сис-лой ориентиров — осязательных (тактильных), слухо-х и зрительных, которые способствуют безопасности пе-1,вижения и ориентировке в пространстве.
Осязательные ориентиры: направляющие поручни, ре-зфные обозначения на поручнях, таблицы с выпуклыми сщисями или шрифтом Брайля, рельефные планы эта-й, здания и т. п.; изменяемый тип покрытия пола перед епятствиями (поворотами, лестницами, подъемами, вхо-мш).
Слуховые ориентиры: звуковые маяки при входах, ра-отрансляция.
Зрительные ориентиры: различные специально осве-Іемые указатели в виде символов и пиктограмм с исполь-занием ярких, контрастных цветов; контрастное цвето-э обозначение дверей и т. п.; текстовая информация на элицах должна быть максимально краткой. Строитель-ІР элементы на путях движения у лиц с ослабленным зреем (лестничные клетки, лифты, вестибюли, входы, на-ло и конец коридоров и др.) следует оборудовать систе-й типовых ориентиров-указателей, выполненных на ос-ве цветового, акустического и тактильного контраста с ружающей поверхностью.
Зрительные ориентиры и другая визуальная информа-я должны располагаться на контрастном фоне на высоте менее 1,5 м и не более 4,5 м от уровня пола.
Система ориентиров должна быть достаточно продума-, чтобы не допускать их переизбытка, способствующего зданию "тепличных" условий и утрате навыков простран-венной ориентировки.
Важное значение для социальной интеграции инвали-в со зрительными расстройствами имеют меры социаль-
пой реабилитации. Для реализации этих мер необходимо обеспечение незрячих вспомогательными тифлотехничес-кими средствами:
Ф для передвижения и ориентировки (трость, системы для ориентации — локаторы лазерные, световые и др.)!
Ф для самообслуживания — тифлосредства культурно-бытового и хозяйственного назначения (кухонные приборы и приспособления для приготовления пищи, для шитья, ухода за ребенком и др.);
4> для информационного обеспечения, обучения (приборы и приспособления для чтения, письма по Брайлю, системы "говорящая книга", специальные компьютерные устройства и др.);
4> для трудовой деятельности — тифлосредства и приспособления, которыми незрячих обеспечивает производство в зависимости от вида трудовой деятельности.
Для лиц с остаточным зрением и слабовидящих необходимы специальные средства коррекции зрения: увеличивающие приставки, лупы, гиперокуляры, телескопические, сферопризматические очки, а также некоторые тифлотех-нические средства бытового, хозяйственного и информационного назначения.
Применение тифлотехнических средств наряду с другими реабилитационными мероприятиями создает предпосылки для достижения равных со зрячими возможностей и прав для разностороннего развития, повышения культурного уровня, раскрытия творческих способностей незрячих, их активного участия в современном производстве и общественной жизни.
Инвалиды с патологией зрения испытывают определенные трудности при необходимости самостоятельного пользования транспортом. Для слепых важны не столько технические приспособления, сколько адекватная информация — вербальная, звуковая (ориентирующая, предупреждающая об опасности и др.).
. >: ~; 243
iV
щ,
I
Слабовидящий человек нуждается при пользовании транспортом в изменении величины указателей, усилении контрастности цветовой гаммы, яркости освещения объектов, транспортных элементов, которые позволяют ему использовать, дифференцировать, различать транспортные средства и устройства (световые табло, контрастная окраска пограничных •— верхней и нижней — ступеней, края платформы и др.).
Для человека с полной утратой зрения доступ к общественному транспорту возможен лишь с посторонней помощью.
Важную роль в социальной реабилитации слепых и слабовидящих (инвалидов по зрению), в улучшении качества их социальной защиты и расширении объема социальных услуг играет в Российской Федерации Всероссийское общество слепых (ВОС), где осуществляются самые различные формы социальной реабилитации, способствующие их интеграции. В системе ВОС имеется широкая сеть производственных предприятий и объединений, где созданы специальные условия организации труда, учитывающие функциональные возможности незрячих.
В Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" прописаны льготы для инвалидов с нарушениями зрения. Инвалиды по зрению обеспечиваются бытовыми приборами, тифлосредствами, необходимыми им для социальной адаптации. Ремонт указанных приборов и средств производится инвалидам бесплатно или на льготных условиях. Порядок обеспечения инвалидов техническими и иными средствами, облегчающими их труд и быт, определяется Правительством Российской Федерации.
Вопросы дал самоконтроля
1. Какую роль в жизнедеятельности человека выполняет орган зрения?
2. Какие ведущие зрии'льиыс 4J,/Julvivi»i ^^>-жизнедеятельность человека?
'' 3. Какие анализаторы компенсируют дефицит зрения?
4. Какой приоритетный вид ограничения жизнедеятель-
I ности зависит от патологии зрения?
[ 5. Дайте определение системы ориентиров.
Е О. Как называются средства для реабилитации инвали-
\. дов по зрению?
| 7. Какова роль ВОС в реабилитации инвалидов по зре-
нию?
Рекомендуемая литература
1. Деліентьева Н. Ф., Устинова Э. В. Медико-социальные
и технологические требования к общественному пассажир
скому транспорту, учитывающие потребности различных
категорий инвалидов. Обзорная информация. М/ ЦБНТИ
Минтруда России, 1998. Вып. 3.
2. Критерии оценки ограничений жизнедеятельности в
учреждениях МСЭ: Методические рекомендации / Сост.
Д. И. Лаврова, Е. С. Либман, С. Н. Пузик и др. М.: ЦИЭТИН
2000.
3. Лаврова Д. И., Либман Е. С., Сивуха Т. А. и др. Методи
ческие рекомендации по применению классификаций и вре
менных критериев, используемых при проведении медико-
социальной экспертизы // Медико-социальная экспертиза
и реабилитация. 1998. С. 41—48.
4. Либмаи Е. С. Слепота // Большая медицинская эн
циклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1984. Т. 23. С. 415—
416.
5. Международная номенклатура нарушении, ограниче
ний жизнедеятельности и социальной недостаточности. М.:
РАМН, 1994.
§ 4. Особенности социальной реабилитации инвалидов с психическими нарушениями и интеллектуальной недостаточностью;
Психическая деятельность человека обеспечивается взаимосвязью и взаимодействием всех психических функций, сознания, внимания, восприятия, воли, памяти, эмоций, мышления Нарушение какой-либо из них сказывается на других психических функциях и, следовательно, на всей психической деятельности.
Категория инвалидов с психическими нарушениями неоднородна как по проявлениям психических (и интеллектуальных) расстройств, так и по причинам, вызвавшим эти расстройства
В структуре общего контингента инвалидов по классам болезней психические заболевания занимают третье ранговое место и составляют 9,4%
Контингент психически больных инвалидов имеет ряд отличий от инвалидов вследствие других заболеваний, которые выражаются в специфических проявлениях дезадаптации, неравномерности соотношении степени выраженности психических расстройств и уровня дезадаптации больных.
При психических заболеваниях, часто являющихся инвалидизирующими заболеваниями, и умственной отсталости в какой-то мере страдают все психические функции или большинство из них, что вызывает ограничения жизнедеятельности в сфере самообслуживания, общения, обучения, трудовой деятельности, ориентации, контроля за своим поведением, а нередко и в передвижении. Степень выраженности ограничений жизнедеятельности при психических заболеваниях зависит от последствий текущих длительно и с различной степенью злокачественности болезней.
Ограничение способности к самообслуживанию может колебаться от элементарной неспособности выполнять по-
вседневную бытовую деятельность до полной утраты навыков личной гигиены и самостоятельных физиологических
отправлений, когда возникает необходимость в посторонней помощи.
Ограничение способности самостоятельного передвижения может выражаться либо в неявно выраженной мотор-
I ной заторможенности, замедленности движений, либо в пол-
р
| ной неподвижности (ступор, адинамия) и нуждаемости в \ посторонней помощи.
f Ограничение способности к обучению колеблется от не- I возможности выполнения сложного задания учебного про-І цесса (вследствие утомляемости, идеаторной заторможен-[ ности) до полной утраты способности к усвоению общеоб-5 разовательных и профессиональных знаний.
Ограничение способности к трудовой деятельности вы-^ ражается как в снижении квалификации или уменьшении i объема производственной деятельности, так и в невозмож-. ности продолжать какую-либо трудовую деятельность.
* Ограничение способности к ориентации психически
больных также имеет широкий диапазон — от неспособнос-
, ти ориентироваться в восприятии полного объема инфор-
; мации до полной утраты способности ориентироваться во времени, пространстве и собственной личности.
Ограничение способности к общению — наиболее час-
s тое ограничение жизнедеятельности психически больных.
; Степень выраженности его может быть различной: либо сужение круга лиц, входящих в сферу общения, сокращение объема информации, либо полная утрата способности
- общения.
Ограничение способности контролировать свое поведение может выражаться как в незначительных некоррегиру-емых отклонениях поведения, так и в полном отсутствии способности управлять своим поведением. В связи с этим возникает необходимость постоянного постороннего контроля и наблюдения.
Инвалиды, страдающие психическими расстройствами,: нуждаются в большей степени по сравнению с другими ин-; валидами в социальной реабилитации.
Программа социальной реабилитации инвалидов с психическими расстройствами направлена па обеспечение pea- : лизации их прав иметь друзей, семью, выбирать место учебы и работы. В программе предусмотрено адаптационное обучение, подготовка к независимому образу жизни, пользованию бытовыми приборами, разработка индивидуальных решений адаптации жилищно-коммунальных условий к инвалиду. Программа включает обучение мерам безопасности, общению. Особое место в программе социальной реабилитации инвалидов с психическими расстройствами занимает обучение семьи отношению к больному и созданию благоприятной микросреды, поддержанию контактов с социальными службами.
При значительно выраженных нарушениях психических функций программа социальной реабилитации содержит обучение жизненным навыкам по персональному уходу (внешний вид, личная гигиена) и персональной сохранности (пользование газом, электричеством).
При умеренных нарушениях психической деятельности практикуется терапия отдыхом, досугом, побуждающими развитие интересов, организация здорового образа жизни, сексуальное воспитание.
Среди инвалидов с психическими расстройствами особую группу составляют инвалиды с умственными нарушениями. Степень интеллектуального недоразвития инвалидов, входящих в эту группу, различна.
В соответствии с Международной номенклатурой нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности и на основе использования методики Вексле-ра разграничивают:
* глубокую умственную отсталость (1Q < 20), объединяющую лиц, которых можно научить пользоваться руками, ногами, челюстями;
4 тяжелую умственную отсталость (IQ = 20—34), представленную лицами, которые поддаются систематической обычной тренировке;
•* среднюю (умеренную) умственную отсталость (IQ = = 35—49), объединяющую лиц, которых можно обучить простым коммуникативным навыкам, элементарным навыкам гигиены и безопасности, простым навыкам ручного труда, и с трудом поддающихся обучению функциональному чтению и арифметике;
4 слабую (легкую) умственную отсталость (1Q = 50— 70), представленную лицами, которые могут приобрести практические навыки и способности к функциональному чтению и арифметике при специальном обучении.
В отечественной психиатрии принято следующее наи-менование умственной отсталости (с учетом указанных кри-терпев международного документа): дебильность, имбециль-ность и.идиотия (глубокая умственная отсталость).
Инвалиды с интеллектуальным недоразвитием (умствен-ной отсталостью) в степени выраженной дебильности пред-ставляют собой лиц, проживающих в семьях и, как прави-ло, окончивших вспомогательную школу. Они отличаются неустойчивым поведением, испытывают затруднения в социальной адаптации, стабильном трудоустройстве, за счет легкой подчиняемости нередко оказываются в криминальных компаниях.
Ограничения жизнедеятельности в большей степени выражены в способности к обучению. Однако при адекватном коррекционно-педагогическом воздействии способны обучиться конкретным бытовым навыкам и элементарным профессиям.
Ограничение способности к трудовой деятельности выражается в недостаточной последовательности выполнения трудового процесса за счет отвлекаемости внимания, неус-• тойчивого поведения. Производственные процессы более доступны в специально созданных условиях, исключающих размеренные трудовые операции.
I
Ограничение способности к контролю над своим поведением объясняется несовершенством адаптационных механизмов, трудно приобретаемым социальным опытом. Эта категория людей нуждается в постороннем контроле. Имеется ограничение способности совершать целенаправленную двигательную активность, не связанную с дефектами в костно-мышечной системе. Оно обусловлено нарушением координации, ущербностью тонкой моторики в результате несовершенства нейрофизиологического механизма.
Ограничение способности к ориентации выражается в возможности ориентироваться в ситуации, ограниченной заданным пространством, конкретной задачей. Объясняется это недостаточно хорошо сформированной функцией внимания, памяти.
Программа социальной реабилитации инвалидов с выраженной дебилыюстыо включает мероприятия по всем направлениям. В области социально-бытовой реабилитации необходимо совершенствование знаний об окружающей действительности, обустройстве быта с нормами и правилами общежития. Эти мероприятия осуществляются в процессе длительного коррекционно-педагогического воздействия при условии постоянного подкрепления и контроля.
Социалыш-средовое реабилитационное воздействие представляет особую важность. Научить избегать негативного влияния социального окружения является главной задачей реабилитационных мер.
В социалыю-средовом реабилитационном воздействии основная роль принадлежит семье, которая рассматривается как микросоциальная реабилитационная среда. Воспитание, обучение хозяйственно-бытовым навыкам способствует формированию установки на труд, расширению социального опыта (покупки, оплата, доставка и т. д.).
Для этой категории лиц особое значение приобретает обучение навыкам самостоятельного проживания — овладение навыками хозяйственно-бытового труда, умение
принимать самостоятельные решения, ориентироваться в современных рыночных отношениях.
В программу социальной реабилитации умственно отсталых лиц в степени выраженной дебильности необходи-
• мо включить обучение занятиям физкультурой и спортом.
Это будет способствовать устранению моторной затормо
женности и благотворно сказываться на общем физическом
и психическом развитии, совершенствовании волевых ка
честв и коммуникативных функций.
Обучение досуговой деятельности является необходимым в программе социальной реабилитации умственно отсталых лиц. В силу недостаточной сформированное™ по- '• требностей эстетического характера у лиц с выраженной ' дебилыюстыо они нуждаются в активном вовлечении в мероприятия по знакомству с музыкой, изобразительным искусством, литературой и т. д.
:, Особое место в программе социальной реабилитации умственно отсталых лиц с выраженной дебильностью дол-
• жно занимать решение личных проблем. Допустимо поло-
; вое воспитание, информация о последствиях интимных от-
', ношений, о венерических заболеваниях.
Инвалиды с тяжелой степенью умственной отстало-' сти — выраженной имбецильностыо — составляют контин-
• гент психоневрологических интернатов.
[ Ограничения жизнедеятельности носят более выражен- I ный характер. Ограничение способности к самообслужива-
• нию выражается в трудноусвояемых навыках санитарно-ги-
f гиенического характера, хозяйственно-бытового труда,
; которые выполняются с помощью и под контролем посто-
; ронних.
l Ограничение способности совершать двигательные опе-b рации выражается в недостаточной координации движений, несформировавшейся тонкой моторике.
Ограничение способности к общению выражается в неразвитости речи, в малом словарном запасе, в дефекте ре-
чевого аппарата, преобладает в общении эмоциональный компонент над речевым.
Значительно выражено ограничение сінкчібпостй к обучению, что связано с недостаточно развитыми функциями восприятия, внимания, памяти, мышления.
Ограничение способности к трудовой деятельности носит выраженный характер и объясняется неразвитостью функции к усвоению задания, неспособностью освоить технологический процесс, несовершенной моторикой. Осуществление трудовой деятельности возможно в специально созданных условиях.
Ограничение способности к ориентации достаточно выражено, оно объясняется несовершенством функций внимания, восприятия, памяти, пространственной ориентировки. Необходима посторонняя помощь в новой ситуации.
Ограничение способности к контролю над своим поведением также значительно выражено, что связано с ущербностью адаптационных механизмов, несформировашюстыо социального опыта. Необходима коррекция и контроль.
Программа социальной реабилитации инвалидов с выраженной имбецильностью включает целый ряд обучающих разделов:
*• формирование навыков самообслуживания — содержит разделы: санитарно-гигиенические навыки, уход за одеждой, уход за жилищем, навыки приготовления и приема пищи;
* формирование навыков социально-средовой реаби
литации — включает разделы: знакомство с городом, транс
портом, магазинами, сферой обслуживания, производствен
ными отношениями;
* формирование элементов нравственно-эстетическо
го воспитания — включает разделы: формирование навы
ков повседневного поведения, правила поведения в обще
ственных местах, правила поведения человека в рабочем
коллективе, понимание дружбы, товарищества, коллекти
ва и т. д.
Участие семьи в социалыю-средовом воздействии на эту категорию инвалидов также значимо. Несмотря на то что большую часп, времени умственно отсталые находите» в психоневрологическом интернате, общение с родителями осуществляется н выходные дни и каникулярное время родителей. Важна последовательность между воспитателями (социальными педагогами) психоневрологических интерпатов и родителями.
Необходимо обучение семьи, родителей в правильном отношении к своим детям-инвалидам, которые остаются детьми, будучи взрослыми. Важно обучение терпеливому отношению, последовательному и неотступному воздействию по привитию навыков хозяйственно-бытового труда, формированию установки на труд.
В программу социальной реабилитации входит обучение навыкам самостоятельного проживания, которое включает формирование навыков самообслуживания, хозяйственно-бытового труда. Для самостоятельного проживания важна способность принимать самостоятельные решения, умение ориентироваться в социальном окружении, необходимо также развитие способности к самооценке, самоопределению, самодеятельности в широком смысле слова.
Необходимо отметить, что лица с выраженной имбе-цильностыо самостоятельно проживать не могут, они нуждаются в поддержке. Самостоятельное проживание их возможно лишь в "защищенных условиях" — в специализированном общежитии, где они могут воспользоваться постоянной помощью специалиста по социальной работе.
Программа социальной реабилитации инвалидов с выраженной имбецильностыо должна предусматривать обучение физкультуре и спорту. Склонность к заторможеннос-: ти, замедленной моторике способствует формированию ги-; покинезии, которая ведет к негативным последствиям в : физическом здоровье.
Участие в физкультурных занятиях, спортивных состязаниях умственно отсталых лиц способствует не только совершенствованию моторики, оно положительно сказывается па их интеллектуальном развитии, расширении социального опыта, приобретении коммуникативных навыков.
Существенно важно для этой категории инвалидов обучение досуговой деятельности. В силу песформировашюсти потребностной сферы у лиц с выраженной имбецилыюстью досуг ограничивается пассивным присутствием в кинозалах, на концертах, организуемых в психоневрологических интернатах. В целях реабилитационного воздействия необходим досуг, развивающий, компенсирующий дефицит информации, воздействующий на эмоциональную и познавательную сферы жизнедеятельности.
Решение личных проблем для этой категории инвалидов представляет особую важность. Преобладание инстинктивного полового влечения при недостаточно развитом сдерживающем интеллектуальном воздействии создает опасность вступления в случайные связи с нежелательными последствиями. Эти инвалиды нуждаются в половом воспитании, в доступном изложении отношений между полами, недопустимости грубости, жестокости по отношению к женщинам. Программа сексуального воспитания нуждается в специальной разработке.