Социальная реабилитация инвалидов с нарушениями зрения

Зрение является одной из ведущих функций человека, оно обеспечивает получение более 90% информации о внешнем мире. При частичной или полной утрате зрения человек испытывает большие трудности в самообслужива­нии, передвижении, ориентации, общении, обучении, тру­довой деятельности, т. е. в осуществлении всей полноты жиз­недеятельности.

В соответствии с Международной номенклатурой нару­шений, ограничений жизнедеятельности и социальной не­достаточности выделяются зрительные нарушения:

^ глубокое нарушение зрения обоих глаз;

<» глубокое нарушение зрения одного глаза с низким зрением другого глаза;

Ф среднее нарушение зрения обоих глаз;

Ф глубокое нарушение зрения одного глаза, другой глаз нормальный.

Нарушения зрения, степень которых может быть умень­шена при помощи компенсирующих средств и которые мож­но исправить очками или контактными линзами, обычно не считаются зрительными нарушениями.

По статистическим данным, распространенность сле­поты среди населения достигает 1%.

Главной характеристикой, отражающей тяжесть пато­логии органа зрения и определяющей ее влияние на жиз­недеятельность и социальную достаточность человека, яв­ляется состояние зрительных функций, основные среди которых острота и поле зрения.

При нарушении остроты зрения снижается различитель­ная способность зрительного анализатора, возможность де­тального зрения, что ограничивает возможность обучения, получения профессионального образования и участия в тру­довой деятельности. При значительном нарушении остроты зрения (вплоть до слепоты) резко ограничиваются и дру-

категории жизнедеятельности. Лица с концентрическим жением поля зрения с трудом ориентируются в незнако-й обстановке, несмотря на относительно высокие пока-гели остроты зрения. Мобильность их значительно огра-чена.

Абсолютная или практическая слепота приводит к рез-му ограничению основных категорий жизнедеятельности, •солютно слепые люди практически утрачивают способ-сть к самообслуживанию и физической независимости.

В связи с дефицитом зрения окружающая среда вос-инимается незрячими с помощью других анализаторов, эеобладающей становится информация акустическая, так-льная, кинестетическая, свето-цветовая. Приобретает ачение форма и фактура предметов и материального мира целом. В процессе осязательного восприятия участвуют ки, подошвы ступней, в осязании мелких предметов — ык и губы.

Важную роль в жизнедеятельности слепых играет слух. Іух у них чрезвычайно обострен и реагирует на малей­ше акустические нюансы при передвижении в простран-ве. В связи с этим при решении реабилитационных задач жен акцент на управлении звуками в среде обитания не-ячих. Необходимо выделить и усилить нужные для ори-тации звуки и заглушить посторонние помехи и шумы, эй формировании среды жизнедеятельности для слепых едует уделять особое внимание акустическим и звуко-юляционпым характеристикам строительных материалов конструкций.

Компенсаторная приспособляемость организма наделя-• слепого фоточувствительностыо кода, дающей возмож-Ість различения не только контуров, но и цвета крупных 'ъектов. Слепой, обладающий таким качеством, по мере даближения к большим предметам чувствует препятствие, югда может судить о размерах и материале объекта.

На использовании функций кожной чувствительности и Іуха базируются вспомогательные тифлотехнические сред-

ства и приспособления, помогающие слепому при передви­жении: звуковые маяки у переходов, на остановках, внут­ренние и наружные информаторы, рельефные (по Брай-лю) надписи внутри транспортных средств и на вокзалах, электронные системы открывания дверей и др.

Наиболее значимым видом ограничения жизнедеятель­ности инвалидов с нарушениями зрения является ограниче­ние способности к ориентации — способности определяться во времени и пространстве.

Способность к ориентации осуществляется путем пря­мого и косвенного восприятия окружающей обстановки, переработки получаемой информации и адекватного опре­деления ситуации.

Способность к ориентации включает:

Ф способность к определению времени по общеприня­тым признакам (время суток, время года и др.);

Ф способность к определению местонахождения по про­странственным ориентирам, запахам, звукам;

4> способность правильно местополагать внешние объ­екты, события и себя самого по отношению к временным и пространственным ориентирам;

Ф способность к ориентации в собственной личности, схеме тела, различение правого и левого и др.;

Ф способность к восприятию и адекватному реагирова­нию на поступающую информацию (вербальную, невербаль­ную, зрительную, слуховую, вкусовую, полученную путем обоняния и осязания), пониманию связей между предмета­ми и явлениями.

Параметрами при оценке способности к ориентации яв­ляются:

•Ф состояние системы ориентации (зрения, слуха, ося­зания, обоняния);

Ф состояние системы коммуникации (речи, письма, чте­ния);

•* способность к восприятию, анализу и адекватному реагированию на получаемую информацию;

* способность к ориентации в собственной личности и миних по отношению к ней временных, пространствен-х условий, средовых ситуаций.

Социально-бытовая и социально-средовая реабилита-ч инвалидов с нарушениями зрения обеспечивается сис-лой ориентиров — осязательных (тактильных), слухо-х и зрительных, которые способствуют безопасности пе-1,вижения и ориентировке в пространстве.

Осязательные ориентиры: направляющие поручни, ре-зфные обозначения на поручнях, таблицы с выпуклыми сщисями или шрифтом Брайля, рельефные планы эта-й, здания и т. п.; изменяемый тип покрытия пола перед епятствиями (поворотами, лестницами, подъемами, вхо-мш).

Слуховые ориентиры: звуковые маяки при входах, ра-отрансляция.

Зрительные ориентиры: различные специально осве-Іемые указатели в виде символов и пиктограмм с исполь-занием ярких, контрастных цветов; контрастное цвето-э обозначение дверей и т. п.; текстовая информация на элицах должна быть максимально краткой. Строитель-ІР элементы на путях движения у лиц с ослабленным зре­ем (лестничные клетки, лифты, вестибюли, входы, на-ло и конец коридоров и др.) следует оборудовать систе-й типовых ориентиров-указателей, выполненных на ос-ве цветового, акустического и тактильного контраста с ружающей поверхностью.

Зрительные ориентиры и другая визуальная информа-я должны располагаться на контрастном фоне на высоте менее 1,5 м и не более 4,5 м от уровня пола.

Система ориентиров должна быть достаточно продума-, чтобы не допускать их переизбытка, способствующего зданию "тепличных" условий и утрате навыков простран-венной ориентировки.

Важное значение для социальной интеграции инвали-в со зрительными расстройствами имеют меры социаль-

пой реабилитации. Для реализации этих мер необходимо обеспечение незрячих вспомогательными тифлотехничес-кими средствами:

Ф для передвижения и ориентировки (трость, системы для ориентации — локаторы лазерные, световые и др.)!

Ф для самообслуживания — тифлосредства культур­но-бытового и хозяйственного назначения (кухонные при­боры и приспособления для приготовления пищи, для ши­тья, ухода за ребенком и др.);

4> для информационного обеспечения, обучения (при­боры и приспособления для чтения, письма по Брайлю, системы "говорящая книга", специальные компьютерные ус­тройства и др.);

4> для трудовой деятельности — тифлосредства и при­способления, которыми незрячих обеспечивает производ­ство в зависимости от вида трудовой деятельности.

Для лиц с остаточным зрением и слабовидящих необхо­димы специальные средства коррекции зрения: увеличива­ющие приставки, лупы, гиперокуляры, телескопические, сферопризматические очки, а также некоторые тифлотех-нические средства бытового, хозяйственного и информаци­онного назначения.

Применение тифлотехнических средств наряду с дру­гими реабилитационными мероприятиями создает предпо­сылки для достижения равных со зрячими возможностей и прав для разностороннего развития, повышения культур­ного уровня, раскрытия творческих способностей незрячих, их активного участия в современном производстве и обще­ственной жизни.

Инвалиды с патологией зрения испытывают определен­ные трудности при необходимости самостоятельного пользо­вания транспортом. Для слепых важны не столько техни­ческие приспособления, сколько адекватная информа­ция — вербальная, звуковая (ориентирующая, предупреж­дающая об опасности и др.).

. >: ~; 243


iV

щ,

I


Слабовидящий человек нуждается при пользовании транспортом в изменении величины указателей, усилении контрастности цветовой гаммы, яркости освещения объек­тов, транспортных элементов, которые позволяют ему ис­пользовать, дифференцировать, различать транспортные средства и устройства (световые табло, контрастная окрас­ка пограничных •— верхней и нижней — ступеней, края платформы и др.).

Для человека с полной утратой зрения доступ к обще­ственному транспорту возможен лишь с посторонней помо­щью.

Важную роль в социальной реабилитации слепых и сла­бовидящих (инвалидов по зрению), в улучшении качества их социальной защиты и расширении объема социальных услуг играет в Российской Федерации Всероссийское об­щество слепых (ВОС), где осуществляются самые различ­ные формы социальной реабилитации, способствующие их интеграции. В системе ВОС имеется широкая сеть произ­водственных предприятий и объединений, где созданы спе­циальные условия организации труда, учитывающие фун­кциональные возможности незрячих.

В Федеральном законе "О социальной защите инвали­дов в Российской Федерации" прописаны льготы для инва­лидов с нарушениями зрения. Инвалиды по зрению обеспе­чиваются бытовыми приборами, тифлосредствами, необхо­димыми им для социальной адаптации. Ремонт указанных приборов и средств производится инвалидам бесплатно или на льготных условиях. Порядок обеспечения инвалидов тех­ническими и иными средствами, облегчающими их труд и быт, определяется Правительством Российской Федерации.


Вопросы дал самоконтроля

1. Какую роль в жизнедеятельности человека выполня­ет орган зрения?

2. Какие ведущие зрии'льиыс 4J,/Julvivi»i ^^>-жизнедеятельность человека?

'' 3. Какие анализаторы компенсируют дефицит зрения?

4. Какой приоритетный вид ограничения жизнедеятель-

I ности зависит от патологии зрения?

[ 5. Дайте определение системы ориентиров.

Е О. Как называются средства для реабилитации инвали-

\. дов по зрению?

| 7. Какова роль ВОС в реабилитации инвалидов по зре-

нию?

Рекомендуемая литература

1. Деліентьева Н. Ф., Устинова Э. В. Медико-социальные
и технологические требования к общественному пассажир­
скому транспорту, учитывающие потребности различных
категорий инвалидов. Обзорная информация. М/ ЦБНТИ
Минтруда России, 1998. Вып. 3.

2. Критерии оценки ограничений жизнедеятельности в
учреждениях МСЭ: Методические рекомендации / Сост.
Д. И. Лаврова, Е. С. Либман, С. Н. Пузик и др. М.: ЦИЭТИН
2000.

3. Лаврова Д. И., Либман Е. С., Сивуха Т. А. и др. Методи­
ческие рекомендации по применению классификаций и вре­
менных критериев, используемых при проведении медико-
социальной экспертизы // Медико-социальная экспертиза
и реабилитация. 1998. С. 41—48.

4. Либмаи Е. С. Слепота // Большая медицинская эн­
циклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1984. Т. 23. С. 415—
416.

5. Международная номенклатура нарушении, ограниче­
ний жизнедеятельности и социальной недостаточности. М.:
РАМН, 1994.


§ 4. Особенности социальной реабилитации инвалидов с психическими нарушениями и интеллектуальной недостаточностью;

Психическая деятельность человека обеспечивается вза­имосвязью и взаимодействием всех психических функций, сознания, внимания, восприятия, воли, памяти, эмоций, мышления Нарушение какой-либо из них сказывается на других психических функциях и, следовательно, на всей психической деятельности.

Категория инвалидов с психическими нарушениями нео­днородна как по проявлениям психических (и интеллекту­альных) расстройств, так и по причинам, вызвавшим эти расстройства

В структуре общего контингента инвалидов по клас­сам болезней психические заболевания занимают третье ранговое место и составляют 9,4%

Контингент психически больных инвалидов имеет ряд отличий от инвалидов вследствие других заболеваний, ко­торые выражаются в специфических проявлениях дезадап­тации, неравномерности соотношении степени выраженно­сти психических расстройств и уровня дезадаптации боль­ных.

При психических заболеваниях, часто являющихся инвалидизирующими заболеваниями, и умственной отста­лости в какой-то мере страдают все психические функции или большинство из них, что вызывает ограничения жиз­недеятельности в сфере самообслуживания, общения, обу­чения, трудовой деятельности, ориентации, контроля за своим поведением, а нередко и в передвижении. Степень выраженности ограничений жизнедеятельности при психи­ческих заболеваниях зависит от последствий текущих дли­тельно и с различной степенью злокачественности болез­ней.

Ограничение способности к самообслуживанию может колебаться от элементарной неспособности выполнять по-

вседневную бытовую деятельность до полной утраты навы­ков личной гигиены и самостоятельных физиологических

отправлений, когда возникает необходимость в посторон­ней помощи.

Ограничение способности самостоятельного передвиже­ния может выражаться либо в неявно выраженной мотор-

I ной заторможенности, замедленности движений, либо в пол-

р

| ной неподвижности (ступор, адинамия) и нуждаемости в \ посторонней помощи.

f Ограничение способности к обучению колеблется от не- I возможности выполнения сложного задания учебного про-І цесса (вследствие утомляемости, идеаторной заторможен-[ ности) до полной утраты способности к усвоению общеоб-5 разовательных и профессиональных знаний.

Ограничение способности к трудовой деятельности вы-^ ражается как в снижении квалификации или уменьшении i объема производственной деятельности, так и в невозмож-. ности продолжать какую-либо трудовую деятельность.

* Ограничение способности к ориентации психически
больных также имеет широкий диапазон — от неспособнос-

, ти ориентироваться в восприятии полного объема инфор-

; мации до полной утраты способности ориентироваться во времени, пространстве и собственной личности.

Ограничение способности к общению — наиболее час-

s тое ограничение жизнедеятельности психически больных.

; Степень выраженности его может быть различной: либо сужение круга лиц, входящих в сферу общения, сокраще­ние объема информации, либо полная утрата способности

- общения.

Ограничение способности контролировать свое поведе­ние может выражаться как в незначительных некоррегиру-емых отклонениях поведения, так и в полном отсутствии способности управлять своим поведением. В связи с этим возникает необходимость постоянного постороннего конт­роля и наблюдения.

Инвалиды, страдающие психическими расстройствами,: нуждаются в большей степени по сравнению с другими ин-; валидами в социальной реабилитации.

Программа социальной реабилитации инвалидов с пси­хическими расстройствами направлена па обеспечение pea- : лизации их прав иметь друзей, семью, выбирать место уче­бы и работы. В программе предусмотрено адаптационное обучение, подготовка к независимому образу жизни, пользо­ванию бытовыми приборами, разработка индивидуальных решений адаптации жилищно-коммунальных условий к ин­валиду. Программа включает обучение мерам безопаснос­ти, общению. Особое место в программе социальной реаби­литации инвалидов с психическими расстройствами зани­мает обучение семьи отношению к больному и созданию бла­гоприятной микросреды, поддержанию контактов с соци­альными службами.

При значительно выраженных нарушениях психичес­ких функций программа социальной реабилитации содер­жит обучение жизненным навыкам по персональному ухо­ду (внешний вид, личная гигиена) и персональной сохран­ности (пользование газом, электричеством).

При умеренных нарушениях психической деятельнос­ти практикуется терапия отдыхом, досугом, побуждающи­ми развитие интересов, организация здорового образа жиз­ни, сексуальное воспитание.

Среди инвалидов с психическими расстройствами осо­бую группу составляют инвалиды с умственными наруше­ниями. Степень интеллектуального недоразвития инвали­дов, входящих в эту группу, различна.

В соответствии с Международной номенклатурой нару­шений, ограничений жизнедеятельности и социальной не­достаточности и на основе использования методики Вексле-ра разграничивают:

* глубокую умственную отсталость (1Q < 20), объеди­няющую лиц, которых можно научить пользоваться рука­ми, ногами, челюстями;

4 тяжелую умственную отсталость (IQ = 20—34), пред­ставленную лицами, которые поддаются систематической обычной тренировке;

•* среднюю (умеренную) умственную отсталость (IQ = = 35—49), объединяющую лиц, которых можно обучить простым коммуникативным навыкам, элементарным навы­кам гигиены и безопасности, простым навыкам ручного тру­да, и с трудом поддающихся обучению функциональному чтению и арифметике;

4 слабую (легкую) умственную отсталость (1Q = 50— 70), представленную лицами, которые могут приобрести практические навыки и способности к функциональному чте­нию и арифметике при специальном обучении.

В отечественной психиатрии принято следующее наи-менование умственной отсталости (с учетом указанных кри-терпев международного документа): дебильность, имбециль-ность и.идиотия (глубокая умственная отсталость).

Инвалиды с интеллектуальным недоразвитием (умствен-ной отсталостью) в степени выраженной дебильности пред-ставляют собой лиц, проживающих в семьях и, как прави-ло, окончивших вспомогательную школу. Они отличаются неустойчивым поведением, испытывают затруднения в со­циальной адаптации, стабильном трудоустройстве, за счет легкой подчиняемости нередко оказываются в криминаль­ных компаниях.

Ограничения жизнедеятельности в большей степени выражены в способности к обучению. Однако при адекват­ном коррекционно-педагогическом воздействии способны обучиться конкретным бытовым навыкам и элементарным профессиям.

Ограничение способности к трудовой деятельности вы­ражается в недостаточной последовательности выполнения трудового процесса за счет отвлекаемости внимания, неус-• тойчивого поведения. Производственные процессы более доступны в специально созданных условиях, исключающих размеренные трудовые операции.


I


Ограничение способности к контролю над своим поведе­нием объясняется несовершенством адаптационных меха­низмов, трудно приобретаемым социальным опытом. Эта категория людей нуждается в постороннем контроле. Име­ется ограничение способности совершать целенаправлен­ную двигательную активность, не связанную с дефектами в костно-мышечной системе. Оно обусловлено нарушением координации, ущербностью тонкой моторики в результате несовершенства нейрофизиологического механизма.

Ограничение способности к ориентации выражается в возможности ориентироваться в ситуации, ограниченной заданным пространством, конкретной задачей. Объясняется это недостаточно хорошо сформированной функцией вни­мания, памяти.

Программа социальной реабилитации инвалидов с вы­раженной дебилыюстыо включает мероприятия по всем направлениям. В области социально-бытовой реабилитации необходимо совершенствование знаний об окружающей дей­ствительности, обустройстве быта с нормами и правилами общежития. Эти мероприятия осуществляются в процессе длительного коррекционно-педагогического воздействия при условии постоянного подкрепления и контроля.

Социалыш-средовое реабилитационное воздействие представляет особую важность. Научить избегать негатив­ного влияния социального окружения является главной за­дачей реабилитационных мер.

В социалыю-средовом реабилитационном воздействии основная роль принадлежит семье, которая рассматрива­ется как микросоциальная реабилитационная среда. Воспи­тание, обучение хозяйственно-бытовым навыкам способству­ет формированию установки на труд, расширению социаль­ного опыта (покупки, оплата, доставка и т. д.).

Для этой категории лиц особое значение приобретает обучение навыкам самостоятельного проживания — овла­дение навыками хозяйственно-бытового труда, умение


принимать самостоятельные решения, ориентироваться в современных рыночных отношениях.

В программу социальной реабилитации умственно от­сталых лиц в степени выраженной дебильности необходи-

• мо включить обучение занятиям физкультурой и спортом.
Это будет способствовать устранению моторной затормо­
женности и благотворно сказываться на общем физическом
и психическом развитии, совершенствовании волевых ка­
честв и коммуникативных функций.

Обучение досуговой деятельности является необходи­мым в программе социальной реабилитации умственно от­сталых лиц. В силу недостаточной сформированное™ по- '• требностей эстетического характера у лиц с выраженной ' дебилыюстыо они нуждаются в активном вовлечении в ме­роприятия по знакомству с музыкой, изобразительным ис­кусством, литературой и т. д.

:, Особое место в программе социальной реабилитации умственно отсталых лиц с выраженной дебильностью дол-

• жно занимать решение личных проблем. Допустимо поло-
; вое воспитание, информация о последствиях интимных от-
', ношений, о венерических заболеваниях.

Инвалиды с тяжелой степенью умственной отстало-' сти — выраженной имбецильностыо — составляют контин-

• гент психоневрологических интернатов.

[ Ограничения жизнедеятельности носят более выражен- I ный характер. Ограничение способности к самообслужива-

• нию выражается в трудноусвояемых навыках санитарно-ги-
f гиенического характера, хозяйственно-бытового труда,
; которые выполняются с помощью и под контролем посто-
; ронних.

l Ограничение способности совершать двигательные опе-b рации выражается в недостаточной координации движений, несформировавшейся тонкой моторике.

Ограничение способности к общению выражается в не­развитости речи, в малом словарном запасе, в дефекте ре-



чевого аппарата, преобладает в общении эмоциональный компонент над речевым.

Значительно выражено ограничение сінкчібпостй к обу­чению, что связано с недостаточно развитыми функциями восприятия, внимания, памяти, мышления.

Ограничение способности к трудовой деятельности но­сит выраженный характер и объясняется неразвитостью функции к усвоению задания, неспособностью освоить тех­нологический процесс, несовершенной моторикой. Осуще­ствление трудовой деятельности возможно в специально созданных условиях.

Ограничение способности к ориентации достаточно вы­ражено, оно объясняется несовершенством функций вни­мания, восприятия, памяти, пространственной ориентиров­ки. Необходима посторонняя помощь в новой ситуации.

Ограничение способности к контролю над своим поведе­нием также значительно выражено, что связано с ущерб­ностью адаптационных механизмов, несформировашюстыо социального опыта. Необходима коррекция и контроль.

Программа социальной реабилитации инвалидов с вы­раженной имбецильностью включает целый ряд обучающих разделов:

*• формирование навыков самообслуживания — содер­жит разделы: санитарно-гигиенические навыки, уход за одеждой, уход за жилищем, навыки приготовления и при­ема пищи;

* формирование навыков социально-средовой реаби­
литации — включает разделы: знакомство с городом, транс­
портом, магазинами, сферой обслуживания, производствен­
ными отношениями;

* формирование элементов нравственно-эстетическо­
го воспитания — включает разделы: формирование навы­
ков повседневного поведения, правила поведения в обще­
ственных местах, правила поведения человека в рабочем
коллективе, понимание дружбы, товарищества, коллекти­
ва и т. д.


Участие семьи в социалыю-средовом воздействии на эту категорию инвалидов также значимо. Несмотря на то что большую часп, времени умственно отсталые находите» в психоневрологическом интернате, общение с родителями осуществляется н выходные дни и каникулярное время ро­дителей. Важна последовательность между воспитателями (социальными педагогами) психоневрологических интерпа­тов и родителями.

Необходимо обучение семьи, родителей в правильном отношении к своим детям-инвалидам, которые остаются детьми, будучи взрослыми. Важно обучение терпеливому отношению, последовательному и неотступному воздействию по привитию навыков хозяйственно-бытового труда, фор­мированию установки на труд.

В программу социальной реабилитации входит обуче­ние навыкам самостоятельного проживания, которое вклю­чает формирование навыков самообслуживания, хозяй­ственно-бытового труда. Для самостоятельного прожива­ния важна способность принимать самостоятельные реше­ния, умение ориентироваться в социальном окружении, необходимо также развитие способности к самооценке, самоопределению, самодеятельности в широком смысле слова.

Необходимо отметить, что лица с выраженной имбе-цильностыо самостоятельно проживать не могут, они нуж­даются в поддержке. Самостоятельное проживание их воз­можно лишь в "защищенных условиях" — в специализиро­ванном общежитии, где они могут воспользоваться посто­янной помощью специалиста по социальной работе.

Программа социальной реабилитации инвалидов с вы­раженной имбецильностыо должна предусматривать обу­чение физкультуре и спорту. Склонность к заторможеннос-: ти, замедленной моторике способствует формированию ги-; покинезии, которая ведет к негативным последствиям в : физическом здоровье.

Участие в физкультурных занятиях, спортивных со­стязаниях умственно отсталых лиц способствует не толь­ко совершенствованию моторики, оно положительно ска­зывается па их интеллектуальном развитии, расширении социального опыта, приобретении коммуникативных навы­ков.

Существенно важно для этой категории инвалидов обу­чение досуговой деятельности. В силу песформировашюсти потребностной сферы у лиц с выраженной имбецилыюстью досуг ограничивается пассивным присутствием в кинозалах, на концертах, организуемых в психоневрологических ин­тернатах. В целях реабилитационного воздействия необхо­дим досуг, развивающий, компенсирующий дефицит инфор­мации, воздействующий на эмоциональную и познаватель­ную сферы жизнедеятельности.

Решение личных проблем для этой категории инвали­дов представляет особую важность. Преобладание инстинк­тивного полового влечения при недостаточно развитом сдер­живающем интеллектуальном воздействии создает опасность вступления в случайные связи с нежелательными послед­ствиями. Эти инвалиды нуждаются в половом воспитании, в доступном изложении отношений между полами, недопус­тимости грубости, жестокости по отношению к женщинам. Программа сексуального воспитания нуждается в специ­альной разработке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: