В настоящем руководстве отражены практически все темы, предусмотренные программой курса «Медицина катастроф». Руководство не является единственным и абсолютно правильным образцом построения учебного процесса, а лишь дает возможность студентам получить систематизированные и сконцентрированные в одном блоке знания. Для преподавателей руководство представляет собой вариант создания методического материала. Нмбор последовательности изложения тем, построение; занятия могут быть различными и зависят от целей, КОТОРЫХ пытается достичь преподаватель. Местом проведвШМ практического занятия может являться КЛИНИЧООХМ база, конкретно то лечебное отделение, где сосредоточены тематические больные, или оборудованный доклинический кабинет.
Собственный опыт преподавания медицины Катастроф показал: несмотря на то что студенты изучают КурОЫ хирургии с основами реаниматологии, фармакологии, внутренних и детских болезней, многие темы этих курсов, параллельно затрагиваемые на наших занятиях, были недостаточно ими усвоены. Поэтому необходимо повторение и углубление знаний, умений и навыков, ужо полученных при изучении смежных учебных дисциплин. На практических занятиях по медицине катастроф акцент делается на более углубленном освоении приемов оказания доврачебной помощи на догоспитальном этапе и в экстремальных условиях, когда средний медработник оказывается один на один с пострадавшим или с большим количеством пострадавших.
|
|
Главной целью практических занятий на курсе «Медицина катастроф» является обучение студентов распознаванию неотложных состояний, определению тяжести поражения и принятию самостоятельного и правильного решения по оказанию помощи. Даже в случае когда средний медработник не может точно определить имеющееся поражение, он должен уметь, пользуясь схемой сестринского процесса, выделить приоритетные проблемы пострадавшего (угрожающие жизни синдромы) и самостоятельно решить их в кратчайшие сроки.
1. Проблемы пострадавшего (определение повреждений)
Физические (боль, потеря крови, нарушение функции конечности)
Психоэмоциональные (страх смерти, страх потери конечности)
Социальные (потеря родственников, жилья)
2. Выделение приоритетных проблем (угрожающих состояний)
3. Выделение сопутствующих проблем (требующих вмешательства во вторую очередь)
4. Выделение потенциальных проблем (возникнут без решения первых)
Кровотечение
Перелом бедра
Геморрагический или травматический шок