Эмоции и чувства

Экзаменационный билет № 7

Эмоции – это психическое отражение форм пристрастного переживания всевозможных воздействий ситуаций, обусловленных их отношением к потребностям субъекта. Эмоции отражают ситуативные значения предмета в конкретно сложившихся условиях. Возникновение эмоций обусловлено потребностями и особенностями ситуаций. Эмоции устанавливают связи и отношения между ними. Они сигнализируют субъекту о возможности и несвозможности удовлетворения его потребностей в данной ситуации. Эмоции есть формы непосредственного отражения и переживания этих отношений. В психологии выделяют следующие характеристики эмоциональных переживаний: 1) все многообразие эмоциональных переживаний (радость, горе, страх, гнев и т.д.) отражают пристрастное отношение человека к тому, что с ним происходит, к окружающему миру; 2) для субъекта достоверность и очевидность внутреннего мира выступает как эмоциональное переживание; 3) эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к себе и миру и связано с личной значимостью происходящего.

Эмоции, порождаемые объективными явлениями, всегда субъективны, поэтому, одни и те же явления вызывают у разных людей разные переживания; 5) эмоции всегда предметны, то есть наши переживания привязаны к вещам, людям, событиям, состояниям; 6) эмоции являются важнейшим фактором регуляции процессов познания; 7) эмоции двухвалентны – они либо положительны, если предметы эмоций удовлетворяют соответствующие потребности, либо отрицательные – не удовлетворяют потребностей. Более зрелыми психическими состояниями являются чувства. Чувства – это стабильные, пристрастные отношения, выделяющие в отражаемом реальные или идеальные объекты, которые для личности представляют постоянную ценность, связаны с основными ее интересами и занятиями.

К основными характеристикам чувств относятся:

1. Чувства, связанные с восприятием и осознанием многообразия явлений социальной и культурной жизни.

2. Отношения, переживаемые в чувствах, могут распространяться как на простые, так и сложные взаимоотношения людей, социальные институты, сфера культуры.

3. Чувства в своих развитых формах могу достигать большой степени обобщенности.

4. Чувства всегда связаны с отчетливым осознанием общественных норм, относящихся к разным сторонам жизни людей.

5. В процессе индивидуального развития чувства появляются позже эмоций, предметами чувств становятся те явления и условия, которые человек осознает для себя как значимые.

6. Возникая как результат обобщения эмоционального опыта, чувства становятся ведущими образованиями и определяют динамику и содержание эмоций.

Многообразие форм проявления эмоций и чувств потребовало объединения их в класс. Эмоции могут различаться по модальности, интенсивности, генетическому происхождению, на основе эмпирического описания и т.д. наиболее распространенной классификацией эмоций является их различение на собственно эмоции, аффекты, настроение, страсть и стресс. Собственно эмоции носят длительный характер и выражают оценочное отношение человека к наличной или возможной ситуации, к своей деятельности, к своим поступкам.

Аффекты – это сильные кратковременные эмоциональные переживания, возникающие в условиях резкого изменения важнейших для человека обстоятельств. Аффект развивается в экстремальных условиях, когда человек не способен найти адекватный способ поведения в опасной сложной ситуации.

Настроение – устойчивое слабовыраженное состояние человека, носящее личностный характер выражения. Размытое общее состояние, определяющееся в зависимости от того, как складываются взаимоотношения человека, как он относится к событиям в собственной жизни.

Страсть – сильное, глубокое. Абсолютно доминирующее эмоциональное переживание, выражающееся в сосредоточенности и собранности сил, их направленности на достижение цели.

Стресс представляет собой особую форму эмоциональных переживаний, требующих от человека мобилизации всех сил. Он возникает в ситуациях угрозы, опасности, приводит к изменениям протекания психических процессов, к эмоциональным сдвигам, к трансформации мотивационной структуры.

В современной психологии наиболее популярной является классификация эмоций, предложенная немецким ученым К. Изардом. Он выделяет и описывает 10 базовых эмоций: интересы, удивление, страдание, радость, гнев, отвращение, презрение, стыд, вина, страх.

Интерес определяется как состояние, способствующее приобретению знаний, навыков и умений, мотивирующих обучение.

Радость – состояние, обеспечивающее возможность удовлетворение актуальных потребностей.

Удивление обеспечивает подготовку субъекта к успешным действиям и к новым внезапным событиям.

Страдание – выражается в невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, характеризуется унынием, одиночеством, изоляцией и упадком духа.

Наиболее тяжелой формой страдания является горе.

Гнев характеризуется наличием отрицательной энергии, приводящей человека в состояние аффекта, и возникает в ответ на препятствие достижения страстно желаемых целей.

Отвращение возникает как переживание, связанное с рассогласование в сознании между значимыми для человека ценностями и теми предметами, которые этим ценностям не соответствуют.

Презрение тоже связано с рассогласованием между жизненными позициями и взглядами человека и позициями и взглядами объекта чувств. Презрение возникает в межличностных взаимодействиях.

Страх – это переживание, связанное с предчувствием беды, фарактеризуется неуверенностью, полной незащищенностью.

Стыд – состояние, выражающееся в осознании несоответствия помыслов и поступков, собственным представлением помыслов и поступков.

Вина – состояние, возникающее при совершении неадекватных действий и осознания того, что человек поступился собственными убеждениями.

Классификация чувств в психологии строится на отражении специфики отношений человека. Психологи выделяют три класса чувств: этический, интеллектуальный, эстетический.

Под этическими (нравственными) чувствами подразумевают те, которые испытывает человек при восприятии явлений действительности под углом зрения морали, выработанной либо человечеством, либо конкретным обществом. Объектом нравственных чувств являются отдельные люди, группы, коллективы. Чувства возникают в связи с тем, что в сознании реального человека все явления неотделимы от норм морали, правил и требований общества. К нравственным чувствам относятся любовь, гуманизм, патриотизм, отзывчивость, справедливость, достоинство и т.д.

Высшей формой проявления чувств является любовь к добру, а основной функцией - регуляция поведения человека.

Интеллектуальные чувства порождаются познавательными отношениями человека к окружающей действительности. Предметом интеллектуальных чувств является как процесс приобретения знаний, так и результат. К интеллектуальным чувствам относится интерес, удивление, любознательность и т.д. Вершиной интеллектуальных чувств является обобщенное чувство любви к истине, которое становится движущей силой познания действительности. Эстетические чувства порождаются отношением человека к прекрасному и безобразному. Они проявляются в художественных оценках и вкусах при восприятии человеком окружающей действительности. При этом человек испытывает чувства диапазона, на одном полюсе которого находятся чувства наслаждения, восторга, а на другом – отвращения, безобразия.

Спектр чувств, к которым стремится человек, характеризует его индивидуальность, установки на определенные комплексы чувств являются важной составляющей направленности личности.

В отечественной психологии Додоновым В.И. были выделены десять таких комплексов чувств: 1) альтруистические – чувства, выраженные в потребности содействия, помощи, покровительства другим людям; 2) коммуникативные чувства – выражают стремление к общению; 3) глорические – связаны с потребностями в самоутверждении, славе; 4) праксические – с переживаемыми, вызываемыми успешностью или неуспешностью выполнения деятельности; 5) пугнические – с преодолением опасности, испытаниями в борьбе; 6) гностические – с получением информации; 7) эстетиеские – с гармонией во взаимоотношениях людей, с миром; 8) романтические – с необычными таинственными действиями; 9) гедонистические – с удовольствием и комфортом; 10) аккизитивные – с интересом к накоплению, коллекционированию.

Доминирующий комплекс определят тип личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: